Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_detey_4-7_let_ekolyata-doshkolyata.docx | 180.77 КБ |
Предварительный просмотр:
учреждение «Детский сад «Тополек» села Чапаево Корсаковского городского Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное округа Сахалинской области
Проект
по экологическому воспитанию
детей 4-7 лет
«Эколята-дошколята»
Выполнил:
Воспитатель
Бунякова А.И.
2016 г.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Актуальность проекта в том, что обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской и практической работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Вышеуказанная цель достигается по мере решения следующих задач:
- создание условий для экологического образования дошкольников;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Проект «Эколята-Дошколята» является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности.
Сроки реализации проекта: 3 года.
Участники проекта:
- воспитатели МБДОУ;
- воспитанники средней, старшей, подготовительной групп МБДОУ;
- родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап – аналитический (март – апрель).
- анализ ситуации; определение основных целей и задач
2 этап – организационный (апрель - август).
- разработка экологической программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, на участке; привлечение родителей к творческой работе; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования.
3 этап – практический (3 учебных года).
- формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей.
4 этап – итоговый, диагностический
- обобщение опыта и определение результатов практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории МБДОУ экологически благоприятной среды;
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
План-карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет
Тема: «Наш участок» (август-сентябрь)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: загрязнённый участок. | Сбор в поход с Эколятами (беседа, наблюдение, труд) Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе» | Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» |
2. | Экологические знаки | Распределение знаков на участке детского сада | Изготовление знака «Не сорите» |
3. | Экологическая тропа | Игра-путешествие «Собери и положи». | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи |
4. | Экологическая газета | Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты | Изготовление газеты «А у нас во дворе» |
5. | Экологическая игра | Игра на прогулке с Эколятами «Звери-птицы» | Повторение названий животных и птиц, обитающих в нашей местности |
6. | Прослушивание тематического рассказа | Прослушивание рассказа Е.Чарушина | Совместная уборка урожая |
7. | Проведение опыта | Проведение опыта с Эколятами «Растение без света» | Консультация «Как провести опыт дома» |
Тема: «Птичье меню» (октябрь-ноябрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нет еды | Наблюдение, беседа. | Оформление коробки для корма птиц |
2. | Экологические знаки | Аппликация «Птички в кормушке» | Составление слайдов, что едят птички |
3. | Экологическая тропа | Экскурсии Раскладывание с Эколятами корма в кормушки. | Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | Разучивание стихов о птицах | «Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности. |
5. | Экологические игры | Подвижные, дидактические игры с Эколятами о птицах | Работа во дворе, благоустройство территории |
6. | Утренник | Утренник «Золотая осень» | Помощь в подготовке |
Тема: «Ёлочка-краса» (декабрь).
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вырубка елей к новогоднему празднику. | Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» | Выпуск плакатов и развешивание плакатов в округе |
2. | Экологические знаки | Изготовление с Эколятами альбома «Спасём ёлочку» | Изготовление табличек знаков «Не рубите ели» |
3. | Экологическая тропа | Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. | Установка знаков по экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | «Кто дружит с елью?» | Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранении ели. |
5. | Новогодний утренник | Оформление помещений и искусственной ели к утреннику | Фотовыставка новогодних елей |
Тема: «Капелька воды» (февраль-март).
Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: вода в опасности | «Капитошка рассказывает...» Опыты по изучению свойств воды. | Создание домашней лаборатории. |
2. | Экологические знаки | Рисование «Мир в капельке воды» | Выставка «Запрещающие знаки» |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия с Эколятами «Кому нужна вода» | Организационная помощь |
4. | Экологическая газета | Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь». | Разучивание стихов о воде в семейном кругу. |
5. | Экологический праздник | Развлечение «Вода и птички» | Изготовление атрибутов к развлечению |
6. | Проведение опыта | Проведение опыта с Эколятами «Снег, лед и вода» | Чтение рассказов Е.Чарушина |
Тема: «Зеленый росток» (апрель-май)
Цель: формирование бережного отношения к любому растению, умения взаимодействовать с природой
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: грязный участок после зимы | Трудовой десант по благоустройству участка | Трудовой десант по очистке и благоустройству двора |
2. | Экологические знаки | Рисование «Зеленая роща» | Выставка «Запрещающие знаки» |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия с Эколятами «Как просыпается лес» | Организационная помощь |
4. | Экологическая газета | Составление книжки-раскраски «Жизнь дерева». | Разучивание стихов о деревьях в семейном кругу. |
5. | Посадка деревьев | Посадка деревьев на участке с Эколятами | Трудовой десант по посадке деревьев во дворе |
6. | Экологический праздник | Развлечение «Принимаем в Эколята» | Изготовление атрибутов к развлечению |
Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение (май).
Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка. Воспитанника принимают в Эколята-дошколята, на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в Эколята, вручается «Свидетельство Эколенка дошкольной образовательной организации» и значок.
План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет
Тема: «Чистая планета» (август-сентябрь).
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. Люди мусорят. | Трудовой десант с Эколятами «Мы за чистый двор» | Трудовой десант «Чистый двор» |
2. | Экологические знаки | Конкурс рисунков-знаков. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе. | Конкурс рисунков-знаков. |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций | Субботник на экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | Рисование с Эколятами «Какую пользу я принёс планете?» | «Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
5 | Прослушивание тематических рассказов | Чтение рассказа Н.Носова «Репка» | Помощь в уборке урожая дома |
6. | Викторина | Викторина с Эколятами «Умеешь ли ты ходить в гости к Природе?» | Изготовление атрибутов к викторине |
7. | Природоведческий дневник | Внесение в дневник записей изменений в природе | Обсуждение записей |
Тема: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь).
Цель: воспитание заботливого отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности через трудовую деятельность.
| Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нечего есть | Решение проблемных ситуаций | Конкурс «Птичьи домики» |
2. | Экологические знаки | Рисование с Эколятами плаката «Покормите птиц зимой» | Презентация фильма «Птицы зимой» |
3. | Экологическая тропа | КВН «Друзья птиц» Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом) | Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи» |
4. | Экологическая газета | Рисование «Птичьи дома» | Придумывание сказок о птицах |
5. | Викторина | Викторина «Птицы – наши друзья» | Повторение названий птиц |
6. | Экологические игры | Дидактические игры с Эколятами о птицах | Изготовление птичьих кормушек |
7. | Экологическая экскурсия | Экскурсия в краеведческий музей г.Южно-Сахалинск | Организационная помощь |
8. | Природоведческий дневник | Внесение записей о сезонных изменениях в природе | Обсуждение записей |
Тема: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь).
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Ёлочка просит помощи | Чтение письма от ёлочки. | Выпуск листовок и распространение в округе |
2. | Экологические знаки | Рисование с Эколятами запрещающих знаков вырубки елей | Рисование запрещающих знаков вырубки елей |
3. | Экологическая тропа | Установка с Эколятами запрещающих знаков | Установка знаков по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | «Не дадим лесу остаться без ели» | Сочинение «Как мы спасали ель» Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе) |
5. | Новогодний утренник | Оформление помещения и искусственной ели к празднику | Организационная помощь |
Тема: «Жизнь в капле воды» (февраль-март).
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вода в опасности | Проведение опыта с Эколятами «Чистая вода – грязная вода» | Консультация «Как провести опыт в домашних условиях» |
2. | Экологические знаки | Составление знаков «Берегите воду» для малышей | Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» |
3. | Экологическая тропа | Исследуем с Эколятами слой снега. | Фотовыставка «Вода весной» |
4. | Экологическая газета | Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде». | Дневник наблюдений за водой. |
5. | Викторина | Викторина «Вода - это жизнь» | Изготовление атрибутов к викторине |
6. | Прослушивание тематических рассказов | Прослушивание и обсуждение рассказа «Синичкин календарь» | Чтение рассказов о воде |
7. | Работа с землей | Посев с Эколятами семян цветов на рассаду | Подготовка семян |
8. | Ведение дневника | Внесение записей о сезонных изменениях в природе | Обсуждение записей, дополнение их |
Тема: «Весеннее пробуждение» (апрель-май)
Цели: формирование бережного отношения к любому растению, умения взаимодействовать с природой
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Земля в опасности | Трудовой десант с Эколятами на берег реки, его очистка. | Трудовой десант по очистке придомовых участков |
2. | Экологические знаки | Составление знаков «Берегите землю» | Беседа «Как и чем загрязняется почва» |
3. | Экологическая тропа | Исследуем почвенный слой с Эколятами. | Фотовыставка «Кто живет в весенней почве» |
4. | Экологическая газета | «Как просыпается лес» | Дневник наблюдений за насекомыми весной. |
5. | Викторина | Викторина «Чудеса природы» | Изготовление атрибутов к викторине |
6. | Прослушивание тематических рассказов | Прослушивание и обсуждение рассказов Е.Чарушина | Чтение рассказов о весенней природе |
7. | Работа с землей | Посев с Эколятами семян цветов на рассаду, подготовка земли | Подготовка семян |
8. | Тематическое мероприятие | Развлечение «Друзья природы» | Организационная помощь |
Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение (май).
Награждение юных защитников природы - Эколят переходным галстуком юного защитника природы.
План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет
Тема: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. Много мусора на улицах села | Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах | Трудовой десант «Сделай чистым свой двор» |
2. | Экологические знаки | Просмотр и обсуждение презентаций | Составление презентаций знаков для детей. |
3. | Экологическая тропа | Викторина «Чистюля» | Фотосессия на тропе |
4. | Экологическая газета | Рисование листовок к пословицам и поговоркам. | Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. |
5. | Экологические игры | Дидактические, подвижные игры с Эколятами | Подготовка атрибутов к играм |
6. | Театральная постановка | «Как Миша к Природе в гости ходил» | Заучивание ролей |
7. | Работа с землей | Сбор семян цветов на клумбах участка | Подготовка коробочек для семян |
8. | Экологическая газета | Оформление раскрасок на тему «Мой дом – моя планета» | Выставка раскрасок |
9. | Ведение дневника | Внесение записей в природоведческий дневник | Дополнение записей |
Тема: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь)
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
| Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицы голодают | Решение проблемных ситуаций. | Конкурс кормушек. |
2. | Экологические знаки | Создание раскраски «Птицы нашего края» | Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой», распространение среди соседей |
3. | Экологическая тропа | Зеленый патруль с Эколятами. | Составление презентаций о птицах |
4. | Экологическая газета | Рисование плана-схемы экологической тропы моей семьи для газеты. Разучивание стихов о птицах | Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик» Подборка стихов «Покормите птиц зимой» |
5. | Экологическая экскурсия в лес | Экскурсия с Эколятами. Викторина о лесных птицах. | Организационная помощь |
6. | Экологические игры | Дидактические, подвижные игры с Эколятами на тему птиц | Изготовление атрибутов для игр. |
7. | Заочная экскурсия | Заочная экскурсия по Сахалину с использованием фотографий, слайдов птиц | Повторение названий сахалинских птиц |
8. | Ведение природоведческого дневника | Внесение записей о сезонных изменениях в природе | Дополнение записей |
Тема: «Ёлочка - хозяйка леса» (декабрь).
Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.
№ п/п | Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Ель просит защиты | Получение из леса посылки. | Выпуск листовок и распространение в округе |
2. | Экологические знаки | Рисование запрещающих знаков для презентаций | Презентация «Ёлочка - хозяйка леса» |
3. | Экологическая тропа | Украшение елей красными ленточками Цикл наблюдений за елью. | Установка знаков на экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | «Спасаем лес - сохраняем планету» | Сочинение «Как мы спасали ель» |
5. | Новогодний утренник | Украшение вместе с Эколятами искусственной ели и помещений к празднику | Организационная помощь |
6. | Природоведческий дневник | Внесение записей о сезонных изменениях в природе | Дополнение записей |
Тема: «Земля - голубая планета»(февраль-март).
Цель: развитие представление о воде как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
| Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога «Кран - кап, кап, кап» | Просмотр документальных фильмов о воде вместе с Эколятами. | Фотовыставка «Вокруг вода» |
2. | Экологические знаки | Закладка для книг «Помни о воде» | «Поделись опытом» - семейный патруль. |
3. | Экологическая тропа | Исследовательская деятельность «Вода в природе». | Составление картотеки игр о воде. |
4. | Экологическая газета | Защита плакатов «Вода - это жизнь» | Выпуск листовок «Берегите воду» |
5. | Экологические игры | Развивающие игры с водой. | Консультация «Как установить домашнюю лабораторию» |
6. | Экскурсия | Экскурсия в краеведческий музей г.Южно-Сахалинска | Организационная помощь |
7. | Природоведческий дневник | Внесение записей о сезонных изменениях в природе | Дополнение записей |
8. | Чтение тематических рассказов | Прослушивание рассказов Н.Сладкова | Семейное чтение рассказов о природе |
9. | Театральная постановка | «Ах и Ох идут в поход» | Заучивание ролей |
Тема: «Зеленая планета» (апрель-май)
Цели: прививать детям устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства.
| Этапы | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога «Грязный участок» | Трудовой десант с Эколятами по очистке участка | Субботник «Мы за чистый двор» |
2. | Экологические знаки | Изготовление знаков «Не мусорить!» и установка их возле реки | Организационная помощь |
3. | Экологическая тропа | Исследовательская деятельность с Эколятами «Пробуждение дерева». | Проведение опыта по проращиванию картофеля |
4. | Экологическая газета | «Пробуждение природы» | Фотоотчет о походе выходного дня |
5. | Экологические игры | Дидактические, подвижные игры с Эколятами о весне | Оформление картотеки весенних игр |
6. | Экскурсия | Экскурсия в весенний лес | Организационная помощь |
7. | Природоведческий дневник | Внесение записей о сезонных изменениях в природе | Дополнение записей |
8. | Весенний праздник | Подготовка к празднику | Организационная помощь |
Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение (май).
Вручение дипломов и почётной медали юного защитника природы - эколенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных рес...
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...
Информационно - практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию в средней группе «Улыбка»: “Эколята - дошколята”
АктуальностьДошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающем...
Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.
Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
Конспект по экологическому воспитанию на тему "Знакомство с Эколятами-дошколятами" в средней группе
Даанный конспект занятия направлен на расширение и закрепление знаний детей о природе,а также воспитанию у них бережного отношения ко всему живому....
Проект по экологическому воспитанию дошкольников: «Реализация волонтерского движения «Эколята – дошколята» с детьми 3-5 лет»
Цель воспитательного проекта – изучение животного и растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-5 лет. Задачи:В деятельности с детьми:- повышать знания о животных, птиц...