Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бунякова Анна Ивановна

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»

Скачать:


Предварительный просмотр:

учреждение «Детский сад «Тополек» села Чапаево Корсаковского городского Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное округа Сахалинской области

Проект

по экологическому воспитанию

детей 4-7 лет

«Эколята-дошколята»

Выполнил:

                Воспитатель

                Бунякова  А.И.

                

2016 г.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. 

        Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Актуальность проекта в том, что обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской и практической работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

        Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

        Вышеуказанная цель достигается по мере решения следующих задач:

- создание условий для экологического образования дошкольников;

 - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

 - развитие познавательного интереса к миру природы;

 - развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

 - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

        Проект «Эколята-Дошколята» является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности.

        Сроки реализации проекта: 3 года.

        Участники проекта:

        - воспитатели МБДОУ;

        - воспитанники средней, старшей, подготовительной групп МБДОУ;

        - родители.

        

        Этапы реализации проекта:

        1 этап – аналитический (март – апрель).

         - анализ ситуации; определение основных целей и задач

        2 этап – организационный (апрель - август). 

         - разработка экологической программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, на участке; привлечение родителей к творческой работе; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования.

        3 этап – практический (3 учебных года).

        - формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей.

        4 этап – итоговый, диагностический

        - обобщение опыта и определение результатов практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

        Ожидаемые результаты проекта:

Создание на территории МБДОУ экологически благоприятной среды;

Повышение уровня знаний по экологии у детей;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

План-карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет

Тема: «Наш участок» (август-сентябрь)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Сбор в поход с Эколятами (беседа, наблюдение, труд)

Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

2.

Экологические знаки

Распределение знаков на участке детского сада

Изготовление знака «Не сорите»

3.

Экологическая тропа

Игра-путешествие «Собери и положи».

Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи

4.

Экологическая газета

Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты

Изготовление газеты «А у нас во дворе»

5.

Экологическая игра

Игра на прогулке с Эколятами «Звери-птицы»

Повторение названий  животных и птиц, обитающих в нашей местности

6.

Прослушивание тематического рассказа

Прослушивание рассказа Е.Чарушина

Совместная уборка урожая

7.

Проведение опыта

Проведение опыта с Эколятами «Растение без света»

Консультация «Как провести опыт дома»

Тема: «Птичье меню» (октябрь-ноябрь)

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицам нет еды

Наблюдение, беседа.

Оформление коробки для корма птиц

2.

Экологические знаки

Аппликация «Птички в кормушке»

Составление слайдов, что едят птички

3.

Экологическая тропа

Экскурсии

Раскладывание с Эколятами корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе

4.

Экологическая газета

Разучивание стихов о птицах

«Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.

5.

Экологические игры

Подвижные, дидактические игры с Эколятами о птицах

Работа во дворе, благоустройство территории

6.

Утренник

Утренник «Золотая осень»

Помощь в подготовке

Тема: «Ёлочка-краса» (декабрь).

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вырубка елей к новогоднему празднику.

Инсценировка: «Встреча с ёлочкой»

Выпуск плакатов и развешивание плакатов в округе

2.

Экологические знаки

Изготовление с Эколятами альбома «Спасём ёлочку»

Изготовление табличек знаков «Не рубите ели»

3.

Экологическая тропа

Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом.

Установка знаков по экологической тропе.

4.

Экологическая газета

«Кто дружит с елью?»

Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранении ели.

5.

Новогодний утренник

Оформление помещений и искусственной ели к утреннику

Фотовыставка новогодних елей

Тема: «Капелька воды» (февраль-март).

Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: вода в опасности

«Капитошка рассказывает...»

Опыты по изучению свойств воды.

Создание домашней лаборатории.

2.

Экологические знаки

Рисование «Мир в капельке воды»

Выставка «Запрещающие знаки»

3.

Экологическая тропа

Экскурсия с Эколятами «Кому нужна вода»

Организационная помощь

4.

Экологическая газета

Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

5.

Экологический праздник

Развлечение «Вода и птички»

Изготовление атрибутов к развлечению

6.

Проведение опыта

 Проведение опыта с Эколятами «Снег, лед и вода»

Чтение рассказов Е.Чарушина

Тема: «Зеленый росток» (апрель-май)

Цель: формирование бережного отношения к любому растению, умения взаимодействовать с природой

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: грязный участок после зимы

Трудовой десант по благоустройству участка

Трудовой десант по очистке и благоустройству двора

2.

Экологические знаки

Рисование «Зеленая роща»

Выставка «Запрещающие знаки»

3.

Экологическая тропа

Экскурсия с Эколятами «Как просыпается лес»

Организационная помощь

4.

Экологическая газета

Составление книжки-раскраски «Жизнь дерева».

Разучивание стихов о деревьях в семейном кругу.

5.

Посадка деревьев

Посадка деревьев на участке с Эколятами

Трудовой десант по посадке деревьев во дворе

6.

Экологический праздник

 Развлечение «Принимаем в Эколята»

Изготовление атрибутов к развлечению

Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей - развлечение (май).

Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка. Воспитанника принимают в Эколята-дошколята, на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в Эколята, вручается «Свидетельство Эколенка дошкольной образовательной организации» и значок.

План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет

Тема: «Чистая планета» (август-сентябрь).

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Люди мусорят.

Трудовой десант с Эколятами «Мы за чистый двор»

Трудовой десант «Чистый двор»

2.

Экологические знаки

Конкурс рисунков-знаков.

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.

Конкурс рисунков-знаков.

3.

Экологическая тропа

Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций

Субботник на экологической тропе.

4.

Экологическая газета

Рисование с Эколятами «Какую пользу я принёс планете?»

«Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

5

Прослушивание тематических рассказов

Чтение рассказа Н.Носова «Репка»

Помощь в уборке урожая дома

6.

Викторина

Викторина с Эколятами «Умеешь ли ты ходить в гости к Природе?»

Изготовление атрибутов к викторине

7.

Природоведческий дневник

Внесение в дневник записей изменений в природе

Обсуждение записей

Тема: «Открытие птичьей столовой» (октябрь-ноябрь).

Цель: воспитание заботливого отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности через трудовую деятельность.


п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицам нечего есть

Решение проблемных ситуаций

Конкурс «Птичьи домики»

2.

Экологические знаки

Рисование с Эколятами плаката «Покормите птиц зимой»

Презентация фильма «Птицы зимой»

3.

Экологическая тропа

КВН «Друзья птиц»

Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)

Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»

4.

Экологическая газета

Рисование «Птичьи дома»

Придумывание сказок о птицах

5.

Викторина

Викторина «Птицы – наши друзья»

Повторение названий птиц

6.

Экологические игры

Дидактические игры с Эколятами о птицах

Изготовление птичьих кормушек

7.

Экологическая экскурсия

Экскурсия в краеведческий музей г.Южно-Сахалинск

Организационная помощь

8.

Природоведческий дневник

Внесение записей о сезонных изменениях в природе

Обсуждение записей

Тема: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь).

Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога Ёлочка просит помощи

Чтение письма от ёлочки.

Выпуск листовок и распространение в округе

2.

Экологические знаки

Рисование с Эколятами запрещающих знаков вырубки елей

Рисование запрещающих знаков вырубки елей

3.

Экологическая тропа

Установка с Эколятами запрещающих знаков

Установка знаков по экологической тропе

4.

Экологическая газета

«Не дадим лесу остаться без ели»

Сочинение «Как мы спасали ель»

Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе)

5.

Новогодний утренник

Оформление помещения и искусственной ели к празднику

Организационная помощь

Тема: «Жизнь в капле воды» (февраль-март).

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вода в опасности

Проведение опыта с Эколятами «Чистая вода – грязная вода»

Консультация «Как провести опыт в домашних условиях»

2.

Экологические знаки

Составление знаков «Берегите воду» для малышей

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

3.

Экологическая тропа

Исследуем с Эколятами слой снега.

Фотовыставка «Вода весной»

4.

Экологическая газета

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».

Дневник наблюдений за водой.

5.

Викторина

Викторина «Вода - это жизнь»

Изготовление атрибутов к викторине

6.

Прослушивание тематических рассказов

Прослушивание и обсуждение рассказа «Синичкин календарь»

Чтение рассказов о воде

7.

Работа с землей

Посев с Эколятами семян цветов на рассаду

Подготовка семян

8.

Ведение дневника

Внесение записей о сезонных изменениях в природе

Обсуждение записей, дополнение их

Тема: «Весеннее пробуждение» (апрель-май)

Цели: формирование бережного отношения к любому растению, умения взаимодействовать с природой

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Земля в опасности

Трудовой десант с Эколятами на берег реки, его очистка.

Трудовой десант по очистке придомовых участков

2.

Экологические знаки

Составление знаков «Берегите землю»

Беседа «Как и чем загрязняется почва»

3.

Экологическая тропа

Исследуем почвенный слой с Эколятами.

Фотовыставка «Кто живет в весенней почве»

4.

Экологическая газета

«Как просыпается лес»

Дневник наблюдений за насекомыми весной.

5.

Викторина

Викторина «Чудеса природы»

Изготовление атрибутов к викторине

6.

Прослушивание тематических рассказов

Прослушивание и обсуждение рассказов Е.Чарушина

Чтение рассказов о весенней природе

7.

Работа с землей

Посев с Эколятами семян цветов на рассаду, подготовка земли

Подготовка семян

8.

Тематическое мероприятие

Развлечение «Друзья природы»

Организационная помощь

Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей - развлечение (май).

Награждение юных защитников природы - Эколят переходным галстуком юного защитника природы.

План-карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет

Тема: «Мой дом - моя планета» (август-сентябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Много мусора на улицах села

Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах

Трудовой десант «Сделай чистым свой двор»

2.

Экологические знаки

Просмотр и обсуждение презентаций

Составление презентаций знаков для детей.

3.

Экологическая тропа

Викторина «Чистюля»

Фотосессия на тропе

4.

Экологическая газета

Рисование листовок к пословицам и поговоркам.

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

5.

Экологические игры

Дидактические, подвижные игры с Эколятами

Подготовка атрибутов к играм

6.

Театральная постановка

«Как Миша к Природе в гости ходил»

Заучивание ролей

7.

Работа с землей

Сбор семян цветов на клумбах участка

Подготовка коробочек для семян

8.

Экологическая газета

Оформление раскрасок на тему «Мой дом – моя планета»

Выставка раскрасок

9.

Ведение дневника

Внесение записей в природоведческий дневник

Дополнение записей

Тема: «Столовая для пернатых» (октябрь-ноябрь)

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.


п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицы голодают

Решение проблемных ситуаций.

Конкурс кормушек.

2.

Экологические знаки

Создание раскраски «Птицы нашего края»

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой», распространение среди соседей

3.

Экологическая тропа

Зеленый патруль с Эколятами.

Составление презентаций о птицах

4.

Экологическая газета

Рисование плана-схемы экологической тропы моей семьи для газеты.

Разучивание стихов о птицах

Конкурс «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»

Подборка стихов «Покормите птиц зимой»

5.

Экологическая экскурсия в лес

Экскурсия с Эколятами. Викторина о лесных птицах.

Организационная помощь

6.

Экологические игры

Дидактические, подвижные игры с Эколятами на тему птиц

Изготовление атрибутов для игр.

7.

Заочная экскурсия

Заочная экскурсия по Сахалину с использованием фотографий, слайдов птиц

Повторение названий сахалинских птиц

8.

Ведение природоведческого дневника

Внесение записей о сезонных изменениях в природе

Дополнение записей

Тема: «Ёлочка - хозяйка леса» (декабрь).

Цель: обучение бережному отношению к зелёным друзьям.

п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Ель просит защиты

Получение из леса посылки.

Выпуск листовок и распространение в округе

2.

Экологические знаки

Рисование запрещающих знаков для презентаций

Презентация «Ёлочка - хозяйка леса»

3.

Экологическая тропа

Украшение елей красными ленточками

Цикл наблюдений за елью.

Установка знаков на экологической тропе.

4.

Экологическая газета

«Спасаем лес - сохраняем планету»

Сочинение

«Как мы спасали ель»

5.

Новогодний утренник

Украшение вместе с Эколятами искусственной ели и помещений к празднику

Организационная помощь

6.

Природоведческий дневник

Внесение записей о сезонных изменениях в природе

Дополнение записей

Тема: «Земля - голубая планета»(февраль-март).

Цель: развитие представление о воде как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.


п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

«Кран - кап, кап, кап»

Просмотр документальных фильмов о воде вместе с Эколятами.

Фотовыставка «Вокруг вода»

2.

Экологические знаки

Закладка для книг «Помни о воде»

«Поделись опытом» - семейный патруль.

3.

Экологическая тропа

Исследовательская деятельность «Вода в природе».

Составление картотеки игр о воде.

4.

Экологическая газета

Защита плакатов «Вода - это жизнь»

Выпуск листовок «Берегите воду»

5.

Экологические игры

Развивающие игры с водой.

Консультация «Как установить домашнюю лабораторию»

6.

Экскурсия

Экскурсия в краеведческий музей г.Южно-Сахалинска

Организационная помощь

7.

Природоведческий дневник

Внесение записей о сезонных изменениях в природе

Дополнение записей

8.

Чтение тематических рассказов

Прослушивание рассказов Н.Сладкова

Семейное чтение рассказов о природе

9.

Театральная постановка

«Ах и Ох идут в поход»

Заучивание ролей

Тема: «Зеленая планета» (апрель-май)

Цели:  прививать детям устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства.


п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

«Грязный участок»

Трудовой десант с Эколятами по очистке участка

Субботник «Мы за чистый двор»

2.

Экологические знаки

Изготовление знаков «Не мусорить!» и установка их возле реки

Организационная помощь

3.

Экологическая тропа

Исследовательская деятельность с Эколятами «Пробуждение дерева».

Проведение опыта по проращиванию картофеля

4.

Экологическая газета

«Пробуждение природы»

Фотоотчет о походе выходного дня

5.

Экологические игры

Дидактические, подвижные игры с Эколятами о весне

Оформление картотеки весенних игр

6.

Экскурсия

Экскурсия в весенний лес

Организационная помощь

7.

Природоведческий дневник

Внесение записей о сезонных изменениях в природе

Дополнение записей

8.

Весенний праздник

Подготовка к празднику

Организационная помощь

Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение (май).

Вручение дипломов и почётной медали юного защитника природы - эколенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных рес...

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...

Информационно - практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию в средней группе «Улыбка»: “Эколята - дошколята”

АктуальностьДошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающем...

Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.

Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...

Конспект по экологическому воспитанию на тему "Знакомство с Эколятами-дошколятами" в средней группе

Даанный конспект занятия направлен на расширение и закрепление знаний детей о природе,а также воспитанию у них бережного отношения ко всему живому....

Проект по экологическому воспитанию дошкольников: «Реализация волонтерского движения «Эколята – дошколята» с детьми 3-5 лет»

Цель воспитательного проекта – изучение животного и растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-5 лет. Задачи:В деятельности с детьми:- повышать знания о животных, птиц...