Проект по экологическому воспитанию дошкольников: «Реализация волонтерского движения «Эколята – дошколята» с детьми 3-5 лет»
проект (средняя группа)

Марина Викторовна Смирнова

Цель воспитательного проекта – изучение животного и растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-5 лет.

 Задачи:

  1. В деятельности с детьми:

- повышать знания о животных, птицах и растениях;

- развивать творческую активность;

- воспитывать доброе и бережное отношение к животному и растительному миру;

  1. В деятельности с родителями:

-устанавливать доверительные отношения между родителями и воспитателями группы;

- привлекать внимание родителей к экологическому воспитанию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Проект по экологическому воспитанию дошкольников:

«Реализация волонтерского движения «Эколята – дошколята» с детьми 3-5 лет»

Смирнова Марина Викторовна

МКДОУ-детский сад «Солнышко»

Актуальность. Дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно–нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. Именно в период дошкольного детства формируются представления о справедливости, доброте, милосердии, великодушии, природолюбии.

Нашим коллективом была создана программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Времен связующая нить». С 2021 года эта программа реализуется.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является формирования у дошкольников осознано–правильного отношения к явлениям и объектам природы. Птицы и звери, цветы и бабочки, жуки и гусеницы привлекают детей и вызывают естественный интерес. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у дошкольников любознательность, возбуждает фантазию и влияет на формирование ценностных ориентиров. Природа – это один из главных источников духовного обогащения детей.

        Однако, уже несколько десятилетий подряд природа находится в опасности.  Загрязнение воздуха, воды, загрязнение и вырубка лесов, сокращение популяций многих видов животных. Как не допустить экологической катастрофы? Я заинтересовалась этой темой. Что же могут сделать для защиты окружающей среды дети, ведь они сами нуждаются в защите взрослого? На самом деле, многое. Забота о природе может стать вектором жизни молодого поколения. Важно, как можно раньше начать заниматься экологическим воспитанием детей. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно ломать деревья, разорять гнезда, обижать животных, повсеместно выбрасывать мусор. А это хоть и маленький, но шаг в сторону защиты окружающей среды.  

В 2022 году наш детский сад присоединился к волонтерскому движению "Эколята - дошколята". Оно направлено на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Поэтому цель воспитательного проекта – изучение животного и растительного мира посредством экологического воспитания детей 3-5 лет.

 Для достижения данной цели были реализовани следующие задачи:

  1. В деятельности с детьми:

- повышать знания о животных, птицах и растениях;

- развивать творческую активность;

- воспитывать доброе и бережное отношение к животному и растительному миру;

  1. В деятельности с родителями:

-устанавливать доверительные отношения между родителями и воспитателями группы;

- привлекать внимание родителей к экологическому воспитанию детей.

Тип проекта: творческо-информационный.

Место реализации проекта: МКДОУ – детский сад «Солнышко».

Срок реализации: 2022 – 2023 г.

Участники проекта: Дети 3-5 лет, родители, педагогический коллектив.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения «Эколята-дошколята» предполагается в условиях МКДОУ - детского сада «Солнышко».

Ресурсы проекта: Техническое: мультимедийный проектор, ноутбук. Информационное обеспечение: интернет, тематические книги, дидактические материалы, аудио и видеоинформация.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы проекта: практические (аппликация, изготовление поделок, приготовление подкормки для зимующих птиц, посадка саженцев деревьев); наглядные: наблюдение, просмотр мультфильмов, просмотр презентаций; словесные: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, беседы, дидактические игры.

Продукт деятельности детей и родителей: выставка творческих работ, «Аллея памяти» на территории детского сада «Солнышко».

Продукт деятельности педагогов: Разработка и оформление проекта, разработка конспектов по тематики проекта; разработка консультаций для родителей.

Предполагаю получить следующие результаты:

- формирование у детей знаний о животных и птицах;

- повышение у детей интереса к организации подкормки зимующих птиц;

- воспитание бережного отношения к растениям;

- развитие у детей навыков работы с ножницами, цветной бумагой клеем;

- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей;

- участие родителей в экологических акциях и совместной деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный (3 недели).

  1. Составление плана по реализации проекта.
  2. Изучение и создание информационной базы для реализации проекта: подготовка картотеки экологических игр; оформление информационного материала и консультаций для родителей; подготовка дидактических игр на экологическую тему; подбор загадок о животных и растениях; подбор стихотворений о животных и растениях для заучивания; подбор мультфильмов: «Веселый огород», «Фиксики «Батарейка»»; подготовка конспектов бесед; подготовка интерактивной игры «Зимующие птицы»; подготовка презентаций: «Жизнь ежа», «Жизнь белого медведя», «Жизнь пингвина»; подготовка художественной литературы для чтения; подбор аудиозаписей с голосами животных и птиц, звуками природы; наблюдение на участке детского сада за погодными явлениями (ветер, дождь), за птицами и насекомыми.
  1. этап. Основной (9 месяцев).

1. Внедрение в проект образы сказочных героев.

2. Совместная деятельность педагога и детей.

3. Активизация взаимодействия родителей и детей в рамках экологического воспитания.

3 этап. Заключительный (2 недели).  

  1. Проведение викторины «Что я знаю о животных, птицах и растениях?»;
  2. Обработка полученных материалов и подведение итогов деятельности в рамках проекта.

Краткое заключение: Анализируя результаты проекта стало очевидно следующее: дети с большим желанием включались во все мероприятия проекта. Они показали хорошие знания в области природы. Ребята доказали, что достойны звания «Эколят».

Повысился уровень активности родителей и заинтересованности их участия в экологических мероприятиях и акциях.

Содержание мероприятий волонтерского движения «Эколята – дошколята»

Сентябрь. 1. Мероприятие: Экологический праздник «Посвящение в эколята». Содержание работы: Знакомство детей со сказочными героями «Эколятами». Дети рассказывали стихи о природе, играли в игры на экологическую тему. Эколята приняли ребят в свои ряды и подарили им значки эколят. Цели: Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе. 2. Мероприятие: Выставка поделок «Осенние фантазии». Содержание работы: Изготовление детьми совместно с родителями поделок из овощей или природного материала. Организация в детском саду выставки поделок. Цели: Организация совместной деятельности детей и родителей, развитие творческой и познавательной активности. Ноябрь. Мероприятие: Всероссийская детской онлайн-выставка поделок «12 ноября - Синичкин день». Содержание работы: Беседа и презентация на тему: «Синичкин день». Изготовление детьми совместно с воспитателем кормушки вывешивание ее и регулярное пополнение кормом. Цели: Организация совместной деятельности детей и родителей. Приобщение детей к природоохранной деятельности по организации подкормки зимующих птиц. Декабрь. Мероприятие: Экологическая акция «Елку не руби, а лучше смастери». Содержание работы: Беседа на тему «Береги елочку-красавицу». Изготовление детьми совместно с воспитателем елки из колец цветной бумаги. Заучивание стихотворения «Ёлочка красавица всем ребятам нравится». Цели: Привлечение внимания детей и родителей к охране окружающей среды и бережному отношению к природе через активизацию творческой деятельности. Январь. 1. Мероприятие: Экологическая акция «15 января - День зимующих птиц». Содержание работы: Интерактивная игра «Зимующие птицы». Приготовление детьми совместно с воспитателем подкормки для птиц. Цели: Формирование у детей познавательного интереса к проблеме охраны и защиты зимующих птиц. 2. Мероприятие: Марафон творческих работ «Мой пингвин». Содержание работы: Беседа на тему: «Пингвины». Изготовление детьми совместно с воспитателем из бросового материала (пластиковых крышечек) неваляшек в виде пингвинов. На прогулки изготовление из снега фигурок пингвинов. Цели: Повышение знаний детей о пингвинах, направление внимания на сохранение численности и мест обитания этих птиц. Февраль: 1. Мероприятие: Экологический проект «Разделяй и сохраняй». Содержание работы: Беседа с детьми на тему вторичной переработки отходов. Сбор совместно с родителями макулатуры, ПЭТ-бутылок, крышечек, отработанных батареек и сдача их на переработку. Цели: Формирование культуры бережного отношения к природным ресурсам у детей и взрослых, внедрение практики современного сбора отходов, подлежащих вторичной переработки. 2. Мероприятие: Акция «Сдай батарейку – спаси ежа». Содержание работы: Просмотр презентации о жизни ежей. Заучивание стихотворения о еже. Изготовление детьми совместно с воспитателем аппликации «Ёжик». Просмотр мультфильма «Фиксики. Батарейка». Цели: Сбор различных батареек для последующей их утилизации, воспитание бережного отношения к природе. 3. Мероприятие: Акция «Мишка собирает друзей». Содержание работы: Беседа с детьми на тему «Белый медведь». Цели: Повышение знаний детей о белых медведях. Март: Мероприятие: Экологический проект «Огород на подоконнике». Содержание работы: Посадка детьми совместно с воспитателем семян лука, редиса, гороха, огурца, укропа и петрушки.   Наблюдение и забота о всходах. Просмотр мультфильма «Веселый огород». Цели: Знакомство детей с семенами различных культурных растений. Расширение знаний детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Май: Мероприятие: Акция «Аллея памяти». Содержание работы: Высадка детьми совместно с родителями саженцев деревьев на территории детского сада «Солнышко». Пять семей с детьми, воспитанниками нашего детского сада, посадили саженцы рябины и ели, тем самым внесли большой вклад в защиту экологии нашего села. Цели: Организация совместной деятельности детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»...

Информационно - практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию в средней группе «Улыбка»: “Эколята - дошколята”

АктуальностьДошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающем...

Перспективный план по экологическому воспитанию в разновозрастной группе № 3 Эколята –дошколята на 2019-2020 учебный год.

Акция «Эколята – дошколята»(вручение воспитанникам логотипа проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)...

Презентация проекта «Экологическое воспитание дошкольников через волонтерское движение»

Пусть дел не видят миллионы, но руки их спасают жизнь.Со всей душою волонтеры стараются исправить мир....

Конспект по экологическому воспитанию на тему "Знакомство с Эколятами-дошколятами" в средней группе

Даанный конспект занятия направлен на расширение и закрепление знаний детей о природе,а также воспитанию у них бережного отношения ко всему живому....

Реализация проекта по экологическому воспитанию дошкольников "Юные защитники природы" Средняя группа

Отчет по реализации экологического проекта «Юные защитники природы» (2020-21 уч. год) Средняя группа 2Воспитатель: Лапина Ю.В.  Цель проекта: формирование у детей и род...

Мероприятия эколого -волонтерского движения "Эколята-дошколята"

Эколого -волонтерское движение  "Эколята-дошколята"создано с целью привлечения внимания дошкольников к вопросу о защите экологической среды, социальной  пропаганды при исполь...