Проект Тема: «Мы эколята - дошколята» (Экологический проект в старшей группе)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Содержание
1.Актуальность проекта
2.Паспорт проекта
3.Формы детской деятельности
4.Методы и приемы работы с детьми по экологическому и туристическому воспитанию
5.Этапы проекта
6.Список литературы:
Приложение к проекту
1.Экологическая викторина в старшей группе на тему «Знатоки природы»
2.Экологическая беседа
3.Конспекты НОД
4.Художественная литература
5. Картотека игр
Экологический проект "Эколята - дошколята"
в старшей группе «Медуница»
1.Актуальность проекта. Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей, даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности. Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому, способствуют ,лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. В настоящее время имеет развитие детский туризм, его рассматривают как один из методов ознакомления с окружающей природой и животными.
Сердцевина туризма — это поход, путь к цели и, соответственно, преодоление препятствий, на пути к этой цели встретившихся. Поход — не просто «физкультурно-оздоровительное мероприятие на свежем воздухе». Это, прежде всего перемещение в другую психологическую реальность, требующую особого поведения, предъявляющую особые требования к личностным проявлениям.
Дети должны идти по настоящему маршруту к настоящей цели. Поход – возможность получения ярких, незабываемых впечатлений. Отдыха от непосредственной образовательной деятельности.
2.Паспорт
Тема проекта: «Мы – эколята дошколята»
Тип проекта: Информационно - познавательный ,групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы.
Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой, подготовка детей к проведению реального туристического похода.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
2. Познакомить с правилами поведения в природе, с основами жизни в природных условиях, назначение определенных предметов, необходимых в походе.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
4. Формировать умения анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы, формирование у старших дошкольников положительного отношения к походу.
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.
Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.
3.Формы детской деятельности
Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
Разучивание стихов о жителях леса, о природе;
Отгадывание загадок о животных и растениях ;
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Дидактические экологические игры «Мы идем в поход», «Назови и расскажи», «Детки с какой ветки?», «Найди такой же цветок» ,«Собираемся в поход», «Виды туризма, угадай и расскажи»»и т.д.
Просмотр мультфильма, презентации.
4.Методы и приемы работы с детьми по экологическому и туристическому воспитанию
Беседы и разговоры с детьми на экологические и туристические темы;
Чтение литературы;
Рассматривание демонстрационного материала;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (создание выставки книг, плакатов на экологическую и туристическую темы).
Пополнение эколого – туристического уголка дидактическим и наглядным материалом
5.Этапы проекта
1. этап - подготовительный:
- Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
- Разработка схемы маршрута по участку
2 этап - организационно – практический
- Познавательное развитие:
«Экологическая беседа в старшей группе»; Беседа с детьми " Знакомство с туризмом и кто такие туристы "»
Беседа на тему: «Знакомство детей старшей группы с Красной книгой».
Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo
- Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Мы за чистые водоёмы».
Рисование «Эколята в походе»
- Социально-коммуникативное развитие: «Волшебная поляна» Поход по экологической тропе с Рюкзачком и Колобком» (экологическая тропа по участку детского сада)
Д/и по развитию словаря «Собери рюкзак в поход»,
- Речевое развитие: Заучивание стихотворений Т. Коваль «Про ёжика»;
Чтение стихотворения «Вперед в поход!»
Чтение «Великие путешественники» В. Зощенко
3 этап - заключительный.
- Викторина «Знатоки природы»
- «Памятка юному туристу»
«Берегите природу»
6.Список литературы:
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
1.Экологическая викторина в старшей группе на тему «Знатоки природы»
Цели: Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и не живой природы, обобщить знания детей о животных, растениях, птицах, закрепить знания и навыки о туризме и походах.
Задачи: Развитие творческого воображения, внимания, речи.
Формировать умение использовать полученные знания в играх.
Воспитать бережное отношение к природе. Воспитывать чувство товарищества, уважения к партнерам, соперникам.
Оборудование: Эмблемы для участников» фишки, корзинки, платочки. Д/и «Собери цветок», изображение птиц, 2 набора овощей и фруктов, медали для награждения «Знатоки природы»,атрибуты для Д/И «Собераемся в поход»
Ход: Под музыку участники входят в зал.
Дети читают стихи:
- Наша планета Земля
Очень щедра и богата
-Горы, леса и поля.
-Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
-Украсим всю Землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель - Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня, ребята, я приглашаю вас поиграть в необычную и интересную игру –викторину «Знатоки природы». Дети продемонстрируют свои знания, ведь они являются настоящими знатоками природы.
Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри..
За каждый правильный ответ команды будут получать фишку. Чья команда больше наберет фишек, та и выиграла.
И так мы начинаем нашу игру – викторину»Знатоки природы»
1. Конкурс «Представление команд» (каждая команда)
Капитан команды ……1 Колобок………2 Рюкзачок
Капитан – Наш девиз…………..
Воспитатель – Каждая игра начинается с разминки, и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди отвечать.
2. Конкурс «Разминка»
Вопрос команде 1 колобок
1. Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
3. Кто носит свой дом на спине?
4. Как называют домик для птиц сделанный руками человека?
5. На каких деревьях растут иголки?
6.Назовите животных, которые зимой спят?
Вопросы для команды 2 рюкзачок
1. Как называются птицы, которые остаются на зиму?
2. Какие птицы прилетают весной первыми?
3. Когда заяц серый?
4. Как называется дом муравья?
5. У какого дерева белый ствол?
6. У каких домашних животных есть рога?
Воспитатель – Молодцы! Все ваши ответы оценит жюри, а вас приглашаю поиграть.
Х/и «Как у наших у ворот»
3. Конкурс нашим капитанам, им предстоит защищать честь своих команд. Перед вами лепестки цветов, на которых изображены животные. Надо выложить цветок из лепестков:
- капитану «1Колобок» - с дикими животными,
- капитану «2 Рюкзачок» - с домашними.
4. Конкурс для команды 1Колобок
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
Воспитатель : а теперь вопросы для команды 2Рюкзачок
1.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
2.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
3.Где спят туристы? (В палатке).
4.В чем готовят еду? (В котелке).
5Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
6.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
7.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
8.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас)
9. Что нужно изучить, чтобы отправиться в путь?(схему маршрута)
.Воспитатель – Слово предоставляется нашему справедливому жюри.
5. Конкурс Д/и «Назови одни словом»
Воспитатель – Я буду перечислять объекты природы, а вы назвать их одним словом.
Задание команде 1Колобок слушайте внимательно.
1. Ель, береза, рябина, сосна- это..
2. Заяц, лось, волк, кабан – это…
3. Яблоко, груша, апельсин, банан – это…
4. Земляника, смородина, малина, вишня – это..
Задание для команды 2Рюкзачок
1. Воробей, поползень, журавль, голубь – это…
2. Корова, свинья, лошадь, собака- это…
3. Картофель, огурец, лук, репа – это…
4. Подберезовик, лисичка, мухомор, подосиновик – это…
6. Конкурс «Домашнее задание»
В каждом городе, и в нашем тоже, есть экологические проблемы, которые надо решать, объединив усилия всех людей. Наши дети, юные экологи знают как надо вести себя на природе, не причиняя ей вреда.
Команда 1Колобок
1. Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай
Никогда не забывай
Мусор с травки убирай
Зря цветы не надо рвать
3. Из рогатки не стреляй!
Ты пришел не убивать
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
4. Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
2 команда 2Рюкзачок
1. Берегите землю! Берегите
Любите родную природу
Озера, леса и моря.
2. Ведь это наша с тобой
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились
Живем мы с тобою на ней.
3. Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
4. Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету
Во всей Вселенной только одна
Для жизни и дружбы она нам дана.
7. Конкурс «Определи птиц»
Воспитатель – Перед вами картинки с изображением птиц. Команда 1 Колобок выбирают перелетных птиц и выкладывают под солнцем. Команда 2 Рюкзачок выбирают зимующих птиц и выкладывают под снежинкой.
Воспитатель – Давайте будем беречь нашу Землю, наш общий дом. Беречь и любить все, что окружает нас. Запомните, дети, человек – частица природы. Заболеет лес или река и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошки, ни муравья. Не обижайте друг друга: Человек должен быть добрым.
Ребята, сегодня все молодцы, отлично показали свои знания и умения. И теперь настало время подвести итоги. Сейчас наше уважаемое жюри объявит, какая же из команд стала победителем нашей викторины.
Слово предоставляется жюри:( результат) Вас мы посвящаем в юные экологи, теперь вы настоящие друзья природы.
2.Экологическая беседа
Дорогие друзья! Теперь вы знаете, какую большую пользу приносит лес. Умеете ли вы бережно относиться к нему?
Чтобы узнать это, поиграем в игру «Умеете ли вы беречь лес?». Я стану задавать вам вопросы и давать на них несколько ответов, а вы попытаетесь выбрать правильный.
Представьте себе, что прекрасным июньским днем вы оказались на опушке леса. Кругом раскинулось цветущее разнотравье, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов и подарить его маме.
• Как вы поступите:
1) полюбуетесь цветами, вдохнете их запах, но рвать не станете, а когда вернетесь домой, расскажете маме о чудесной солнечной опушке, о красивых цветах, может быть, нарисуете их;
2) соберете букет для мамы; ведь цветов вокруг так много, и то, что вы сорвали несколько цветов, лесу не повредит?
Верный ответ — первый. Рвать полевые, лесные, луговые цветы нельзя! Почему? Запомните правило.
Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе окажутся без пищи бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше!
Ваша мама не только не обидится, что вы не принесли ей из леса цветов, но и похвалит вас за бережное отношение к нашему зеленому другу.
Представьте, что вы вошли в глубь леса. Здесь прохладно, тенисто, пахнет молодой листвой и свежими травами. Тихо, таинственно. Вам хочется побегать, поиграть.
• Станете ли вы:
1) ходить и бегать по тропинкам и по траве вокруг деревьев;
2) ходить только по тропинкам, стараясь не мять траву, не вытаптывать ее возле стволов деревьев, не ломать ее хрупкие стебельки?
Верный ответ — второй.
Ходить в лесу можно только по тропинкам. Нельзя вытаптывать траву возле деревьев. Почва может уплотниться, и к корням деревьев будет поступать меньше воздуха.
Теперь попробуйте выбрать правильный ответ на такой вопрос.
• Можно ли в лесу шуметь, громко перекликаться, аукать?
1) Нет, нельзя! Это может побеспокоить птиц и зверей;
2) конечно, можно! Ведь здесь так весело, просторно. Почему бы и не порезвиться? Кому мы помешаем?
Правильный ответ — первый.
Вы ведь не забыли, что в начале игры мы договорились, что пришли в лес в июне. В это время лес напоминает настоящий детский сад. В норах, дуплах и гнездах подрастают малыши. Птенчики дремлют в мягких колыбельках — гнездышках. У лисы родились — лисята, у белки — бельчата, у зайчихи — зайчата. Беготней, громкими голосами можно испугать птиц, зверей и их детенышей.
• Запомните правила.
Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.
Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов.
Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.
Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса.
Представьте, дорогие друзья, что вы долго гуляли по лесу, устали, проголодались и вышли на лесную полянку.
Прекрасное место для привала!
На пеньке вы разложили съестные припасы, которые в рюкзачке принесли из дома, и принялись за еду. На свежем воздухе у вас разыгрался аппетит. Но вот с едой покончено.
• А как вы поступите с мусором?
1) Не будете ничего за собой убирать;
2) соберете пакетики из-под сока, бумажки, обертки от конфет в целлофановый мешочек, спрячете его в рюкзак, а дома мусор выбросите в мусорное ведро;
3) соберете мусор в кучку и прикроете его ветками и листьями.
Правильный ответ — второй.
Запомните правило.
После привала нужно убрать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес — это дом многих животных. Вы здесь только в гостях! Относитесь к чужому дому с уважением.
• А можно ли разводить в лесу костры?
1) Можно! Ведь здесь столько сухих веточек, травинок. Они быстро разгорятся. Можно посидеть возле костра, испечь картошку, рассказать друг другу интересные истории и сказки;
2) нет, нельзя! Огонь может распространиться по сухим веткам и по траве, и начнется лесной пожар. Это опасно и для лесных обитателей, да и для вас самих.
В лесу, особенно в сухую жаркую погоду, запрещено разводить костры!
• Если вы нашли в лесу муравейник или норку крота, что будете делать?
1) Разворошите муравейник, чтобы посмотреть, как он устроен внутри и что будут делать забавные муравьишки, когда их дом разрушен. Засунете в кротовую норку веточку или палку и попробуете выгнать крота;
2) понаблюдаете за жизнью муравейника и за норкой крота издали, чтобы не побеспокоить их.
Я уверена, что вы выберете второй ответ. Ведь и муравьи и кроты — друзья леса. Муравьи уничтожают вредных насекомых и переносят семена растений, а кроты рыхлят почву, к корням растений через ходы, прорытые ими, поступает воздух.
Вот наша игра и закончилась. Думаю, что вы выбрали правильные ответы на вопросы.
• Запомните еще несколько правил, которые следует соблюдать во время прогулки по лесу.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Помните, растения — живые существа. Не причиняйте им боль. Они бескорыстно и щедро делятся с нами своими дарами, но в то же время они беззащитны и нуждаются в нашей помощи!
Не ловите мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
Березовый сок можно брать только у взрослых, сильных деревьев. Отверстие в коре должно быть небольшим, и после того как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.
Берегите зеленый наряд Земли: мхи, травы, кустарники, деревья. Берегите лес!
• Послушайте стихотворение.
Зеленое платье планеты
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля,
Оделись листвою дубравы,
Зеленою стала Земля.
В лесу теперь тень и прохлада,
И воздух — целебный настой,
Вновь слышатся птичьи рулады
В глуши потаенной лесной.
Деревья — нам добрые братья,
Березка и дуб-исполин.
Планеты зеленое платье
Давайте, друзья, сохраним!
Дорогие ребята! Поговорим о тех людях, которые ухаживают за лесом, берегут и сохраняют леса.
Людей этой профессии называют лесниками. Лесники следят за порядком на своем участке леса. Прореживают слишком густой лес, вырубают старые засохшие деревья, помогают в голодное время лесным обитателям, устраивают «столовые» для птиц, развешивают пернатым скворечники и дуплянки весной. Лесники знают самые потайные укромные уголки леса, они без труда читают волшебную лесную книгу.
Леса, богатые особо ценными породами деревьев, называют заповедными, или заповедниками. Они охраняются государством. В таких лесах нельзя ни охотиться, ни рубить деревья, ни жечь костры, ни ходить на прогулки большими группами. В заповедных лесах обитают редкие животные и птицы.
На окраине Москвы расположен большой заповедный лес — национальный парк «Лосиный остров».
• Почему он так называется?
Верно! В заповеднике водятся лоси, а еще бобры, белки, лисы, барсуки и другие звери.
• Послушайте сказку.
В царстве Берендея
Однажды светлым майским днем два друга — Толя и Юра — отправились на прогулку в лес.
Лесная опушка встретила друзей сказочным цветочным ковром, который мягко стлался у них под ногами. Цветы смотрели на мальчиков ласково и доверчиво, о чем-то тихо перешептывались, склоняясь друг к другу головками. Их взгляд был таким же чистым и бесхитростным, как взгляд ребенка. По опушке разливался удивительный аромат.
Молодой лес уже стоял в чудесном наряде. Даже «ленивый» дуб, который раскрывает листья позже других деревьев, весело зеленел. Среди таинственных зарослей папоротника на тонкие стебельки кто-то нанизал гирлянды крошечных белых бубенчиков. Это расцвели ландыши.
Мальчики брели лесной тропинкой, прислушивались к беззаботному щебетанью птиц, наблюдали за неторопливым полетом крупных тяжелых шмелей.
— Давай соберем букет ландышей для нашей воспитательницы, — предложил Юра. — Они такие красивые, ей понравятся.
— Давай! — обрадовался Толя.
Он протянул руку, чтобы сорвать цветок, как вдруг белые бубенчики тоненько, испуганно зазвенели.
Тотчас из-за старой ели навстречу ребятам вышел высокий темноволосый человек, одетый в зеленый бархатный кафтан, расшитый золотыми листьями. Он опирался на посох, увитый цветущими зелеными стеблями трав.
— Не нужно рвать ландыши! — негромко приказал незнакомец. — Ландыши — редкое растение. Они зацветают только на тридцатый год жизни!
Толя быстро отдернул руку. А Юра робко спросил:
— А вы, наверное, лесник?
— Нет, я не лесник. Я — лесной царь Берендей. Слышали о таком? Лес — мое царство-государство. Здесь я за всем слежу, все примечаю, всем помогаю — деревьям, цветам, птицам и зверюшкам. Теперь и вы — мои гости дорогие. Пойдемте-ка со мной в терем. Я вас щедро угощу, сладко напою, а если угадаете мои загадки, то и награжу.
Берендей пошел в чащу леса по едва приметной тропинке, а дети — за ним следом.
Вот дошли они до высокой старой сосны. Под ней муравьи построили большой муравейник.
Царь Берендей остановился возле него и сказал, обращаясь к ребятишкам:
— Попробуйте угадать мою первую загадку:
Из сухих иголок хвои
Дом они в лесу построят. Кто они?
Мальчишки на минутку призадумались, а потом Толя посмотрел на муравейник, выстроенный из рыжих сосновых игл, и догадался:
— Муравьи! — воскликнул он.
— Молодец, — похвалил мальчика Берендей. — Что ж, пошли дальше!
Скоро темный лес будто расступился, и они вышли на полянку.
Но лицо лесного царя омрачилось.
— Эх! Не усмотрел, не уследил я. Вон как туристы мою любимую полянку замусорили, — вздохнул он.
И вправду, на полянке валялись пластмассовые бутылки, пакеты из-под молока и соков, обрывки газет. А вокруг кострища были разбросаны сучья и обломки веток.
Опечаленный Берендей стал подбирать сор, а Юра и Толя взялись ему помогать. Все вместе они быстро очистили полянку, сложили мусор в большой мешок, и мальчики обещали лесному царю на обратном пути отнести его в мусорный бак.
— Вот молодцы, — поблагодарил ребятишек Берендей. — Вы, верно, проголодались? — спросил он у них.
— Да нет, не проголодались пока. А вот пить очень хочется! Жарко! — ответил Юра.
— Пойдемте-ка в березовую рощу, я вас сладким березовым соком попотчую, — предложил Берендей.
В березовой роще молодые тонкие березки весело зашелестели зелеными листьями, низко кланяясь лесному царю. Но Берендей выбрал высокую старую березу.
— У молодых березок брать сок негоже. Можно их загубить. А вот взрослая, сильная береза нас соком угостить рада, — объяснил он друзьям.
Берендей достал волшебную дудочку и тихонько заиграл на ней. Тотчас из чащи леса прилетела в рощицу нарядная пестрая птица. Спинка у нее черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, на белом брюшке крапины черные, а вот шапочка на голове — алая.
Птица уселась на березовый сучок и быстро застучала по стволу клювом, будто маленьким молоточком: «Тук-тук-тук».
Берендей предложил:
— Пока птица березовую кору пробивать будет, вы, ребятишки, мою вторую загадку угадайте.
Пестрая птица села на сук,
И застучала громко:
«Тук-тук-тук».
Что это за птица?
— Я знаю, я знаю! — радостно воскликнул Юра. — Это дятел.
А Толя добавил:
— Вон он, на березке стучит, отверстие в коре пробивает, а через него березовый сок скоро потечет.
— Верно, — сказал лесной царь. Он дал мальчикам берестяные стаканчики.
Они вволю напились сладкого весеннего сока и поблагодарили Берендея:
— Очень вкусно!
Утолив жажду, ребята развеселились, и Юра громко запел песенку, которую сам и придумал:
Мы идем в лесу зеленом,
Здесь березки, ели, клены,
А ведет нас Берендей
По лесной стране своей.
— Тише, пожалуйста, тише! — попросил мальчика Берендей. — Разбудишь малышей.
— Каких малышей? — удивился Юра.
— Угадай мою загадку, тогда и узнаешь, о каких малышах идет речь.
В гнездышках на ветках Маленькие детки. В колыбельках они спят И шуметь нам не велят!
— Наверное, это птенцы, — догадался Толя.
— Правильно, — ответил Берендей и добавил: — А вот и мой терем.
Мальчики поднялись по высоким ступеням и оказались в деревянном резном тереме.
Они с любопытством огляделись по сторонам.
В уютной горнице было светло. В углу большая русская печь, посреди стол, покрытый расшитой алыми петушками скатертью, да деревянные скамейки вокруг.
Берендей усадил друзей за стол и угостил их похлебкой с грибами, лесными орехами, моченой брусникой, липовым медом и земляничным вареньем.
А прежде чем отпустить гостей домой, Берендей сказал:
— Вы, ребята, помогли мне поляну от мусора очистить, загадки мои разгадали, за это хочу вас наградить. А награда моя такая: будете вы теперь понимать язык трав, цветов, деревьев, птиц и зверей. Станете настоящими верными друзьями леса!
• Задумывались ли вы, друзья, над тем, как вырастить лес?
Дело это нелегкое и кропотливое. Много надо знать и уметь, чтобы из крошечных зернышек вырастить могучие, прекрасные деревья. Людей, занимающихся выращиванием лесов, называют лесоводами.
Сначала на лесосеменных станциях из семян растят саженцы деревьев, затем их пересаживают в специальные питомники, где за каждым юным деревцем тщательно ухаживают лесоводы. Когда деревья подрастут и окрепнут, их выкапывают и с большим комом земли возле корней пересаживают в предназначенное место.
• Давайте подумаем, где и зачем сажают леса?
Правильно! На вырубках и гарях, чтобы восстановить вырубленные или погубленные огнем деревья. Кроме того, неширокой полосой леса обсаживают поля. Такие полосы деревьев называют лесополосами. Они защищают верхний, плодородный, слой почвы от разрушения, задерживают на полях снег, сохраняют влагу. Лесополосы высаживают и вдоль железных дорог, чтобы рельсы, по которым бегут поезда, не засыпало снегами. Леса сажают и вокруг крупных городов, чтобы очистить воздух, подарить людям тень, прохладу и свежесть.
Дорогие ребята! Надеюсь, что эта книга помогла узнать о лесе немало интересного и нового. Лес с его обитателями украшает землю, он пробуждает в нас чувство прекрасного. Будем любить все: зверей, птиц, растения... Ведь в этом и состоит красота и мудрость жизни!
Вопросы
1. Почему нельзя рвать полевые, луговые, лесные цветы?
2. Почему не нужно мять лесную траву, ловить бабочек, стрекоз?
3. Почему в лесу нужно ходить по тропинкам?
4. Почему в лесу не надо шуметь?
5. Почему весной в лес не стоит брать собаку?
6. Можно ли жечь в лесу костры? Почему?
7. Как следует поступить с мусором, оставшимся после привала?
8. Какие леса называются заповедными?
9. Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом?
10. Как выращивают леса?
Автор: Шopыгинa Тaтьянa Aндрeeвнa
3.Конспекты НОД
Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»
Цель: «Знакомство с туризмом и кто такие туристы», которое направлено на ознакомление детей с туризмом и какие виды туризма бывают. Привить интерес к туризму. Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы детских садов. Возраст детей 5-6 лет
Задачи:
- Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,
- Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д.;
- Воспитывать интерес к туризму.
Материал: Картинки с изображением разных видов туризма (скачала из интернета).
Ход занятия
Дети сидят за столиками перед каждым ребенком ложу картинки разных видов туризма.
Дорогие ребята мы сегодня с Вами будем знакомиться с туризмом и кто такие туристы.
Рассмотрите внимательно картинки и ответе мне на вопрос.
Какие виды бывают туризма?
Дети отвечают ( горный, велосипедный, пешеходный, велосипедный, водный)
Правильно, потому, что на картинках изображены туристы разных видов туризма.
А как вы думаете, кого можно назвать туристами?
Молодцы, туристами называют людей, которые любят ходить в походы.
А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)
Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.
Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне.
Что у туристов весит за плечами?
Молодцы эти большие мешки называются рюкзаками.
Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?
Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком.
Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой палатки - небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться. Рассматриваем содержимое рюкзака, , куда входит: палатка, спальный мешок, коврик, сменная одежда, сапоги резиновые, продукты, фляжка.
Скажите мне, зачем туристу сменная одежда, сапоги резиновые и фляжка?
Молодцы на случай непогоды. И в лесу, чтоб не укусила змея. А в фляжке питьевая вода.
Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинки
Правильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.
Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.
Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах?
Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы кроссовки и головные уборы обязательно.
Как вы думаете, что делают туристы в походе?
И чтоб мне ответить на этот вопрос послушайте стихотворение.
Юрия Карташова, которое поможет вам правильно ответить на поставленный вопрос:
-Скажи, зачем спешишь турист,
Лесною раннею тропинкой?
-Послушать соловьиный свист,
Взглянуть на бриллиант-росинку.
-Скажи, зачем идёшь, турист,
Из дома ты в края иные?
-Весны увидеть первый лист,
Вдохнуть все запахи лесные
И продолжал поэт-турист
Своё возвышенное слово!
-Как мир хорош! Как воздух чист!
Как не влюбиться в жизнь тут снова!
Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу,
проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.
-А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.
Турист должен знать Дети отвечают
Природу надо -Уважать!
Лесных зверей -Не обижать!
Всякую букашку -Надо любить!
А деревья нельзя -Рубить!
Все живое надо -Охранять!
Цветов и ягод много -Не рвать!
В заключении занятия спросить детей для закрепления занятия. Какие виды бывают туризма? Что необходимо туристу взять с собой в поход? Если ответы детей Вас порадуют, значит, Вы не зря старались
Нод-беседа старшая группа
Тема: «Знакомство с Красной книгой».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой. Расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники). Рассказать детям о существовании Всемирного дня защиты животных. Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе. Воспитывать желание заботиться о животных.
Ход занятия.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «лес». На экране картинка - лес
Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не рвать цветы!
Не разрушать муравейники!
Не ловить бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловить животных и птиц, не уносить их домой!
Не трогать ядовитые растения руками, научиться различать их!
Не подходить близко к гнездам! Не разорять их!
Не оставлять после себя мусор. Никогда не выбрасывать его в водоем!
Не кричать!
Воспитатель. Кого можно встретить в лесу?
Дети Можно встретить разных животных, птиц.
Воспитатель: Каких животных, обитающих в лесу, вы знаете?
Дети: медведи, волки, зайцы, лисы. (картинка).
Воспитатель: А вы боитесь этих животных?
Дети: Да, мы боимся волка, медведя.
Воспитатель: Как вы думаете, а они нас боятся?
(Дети высказывают свое мнение: кто-то говорит, что боятся, кто-то нет).
Воспитатель: Оказывается, ребята, животные людей тоже очень боятся. Как вы думаете, почему?
Дети: Люди могут обидеть животных.
Воспитатель: Действительно, есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим. Звери, обладающие красивым мехом или кожей, переловлены. Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли, т. к. человек решил обогатиться за счет их вкусного мяса или за счет красивого оперения.
Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. (картинка).
Леса вырубаются из-за добычи древесины. (картинка).
А давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.
Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? (ответы детей).
В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. На нашей планете обитают множество животных, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть только на картинках белых медведей, речных бобров и снежных барсов. Именно для контроля и защиты редких животных создана Красная книга.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Красной книгой природы.
Воспитатель: Красный цвет – это как сигнал светофора, он предупреждает об опасности, предупреждает людей, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать, цвет осторожности, тревоги, запрета. Книга эта необычная, в ней страницы не белые, а цветные.
Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых нужно спасать немедленно, без малейшего промедления. (картинка).
Воспитатель: Вот некоторые животные, которые занесены в Красную книгу(снежный барс, амурский леопард, красный волк, амурский тигр).В красной книге записаны птицы - чёрный аист, дрозд, беркут, орёл – могильник, рябчик; бабочки – павлиний глаз, махаон, аполлон и другие. К редким растениям относятся: ковыль, кувшинка белая, подснежник и другие. (Беседа сопровождается рассматриванием редких животных и растений на страницах Красной книги).
Воспитатель: Следующие страницы в книге жёлтые. Если на светофоре горит жёлтый свет, что он обозначает?
Дети: Нельзя спешить.
Воспитатель: Жёлтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных мало, их надо спасать. (Дети рассматривают жёлтые страницы книги).
Дальше идут зелёные страницы книги. Как вы думаете, что они обозначают? Да, можно порадоваться за эти растения и животных, их, пока ещё, много. Люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, как они это сделали?
Дети: Люди прекратили охотиться на них, создали заказники и заповедники. (Показ слайда).
В них категорически запрещается рвать растения охотиться на животных.
Воспитатель: Верно, заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений.
Кроме заказников есть ещё и заповедники. Заповедник – это участок земли или воды, на которых находятся природные объекты особой научной ценности, они находятся под особой охраной государства. В заповедниках хозяева – растения и животные, человек не имеет права там строить, прокладывать дороги, охотится. Все условия созданы для жизни животных. Самый крупный заповедник нашего края – Кавказский государственный заповедник.
Воспитатель: Вот мы и рассмотрели все страницы нашей Красной книги. Когда мы встретим названные растения или животных, то должны
вспомнить о том, что их нужно охранять.
Воспитатель:
Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери на нашей планете,
Охраняются даже цветы.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть. «Плавает, бегает, летает». Если воспитатель называет рыбу, то дети показывают движения рыб, животное – бег на месте, птица – имитируют полёт птицы.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы животных не заносили в Красную книгу?
Дети: Защищать животных.
Воспитатель: Да, ребята, животные нуждаются в нашей защите. Именно поэтому осенью (4 октября) проводят День животных. В этот день много говорят о защите животных и о том, как им можно помочь. А что мы можем сделать для животных и птиц?
Дети: Сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.
Воспитатель: Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе, потребительски не бережет ее лес, животных, растений, птиц.
Ведь дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Друзья мои, товарищи
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить,
Следить будем всегда.
И будет благодарна
Нам матушка - земля!
https://photos.app.goo.gl/fQjaFNYiUvABdsou6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в региональном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» с детьми старшего возраста
Формирование у детей непосредственно через экологическое воспитание, чувство патриотизма к родному краю....
Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ
Экологический уголок – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой....
Экологический проект «Эколята - дошколята» для детей разновозрастной группы (3–5 лет)
Тип проекта: групповой, экологический, природоохранный, социально-образовательный, краткосрочныйВид проекта: познавательно-исследовательскийСрок реализации: май, три недели (с 13 по 31)Участники: дети...
Экологический праздник «Посвящение в Эколята - Дошколята» для детей старшего дошкольного возраста.
В рамках Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята–Дошколята», «Эколята», «Молодые защитники Природы» и Всероссийской акции &l...
Рабочая программа "Эколята - Дошколята" для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа построена на основе природоохранного социально - образовательного проекта "Эколята - Дошколята" по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культур...
Паспорт проекта «Эколята-Дошколята» с детьми старшего дошкольного возраста
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направ...
Конспект По природоохранному социально – образовательному проекту «Эколята - Дошколята» для дошкольников старшего возраста Познавательное развлечение Тема: «Мы друзья природы»
laquo;Мы друзья природы»Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважение ко всему живому, формирование у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять и системат...