Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята".
проект

Камалова Лола Сухбатуллоевна

Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята"

для детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_pasport_proekta_ekolyata_doshkolyata.docx117.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Проект по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята"

для детей подготовительной группы

                                        Подготовила:

                                                                    Воспитатель: Камалова Л.С.

                                                     

                                                         2022 г.

C:\Users\emora\OneDrive\Рабочий стол\проект Эколята\ТАБЛИЧКА ДЛЯ ЦЕНТРА.jpg

Тип проекта: познавательный, социально-значимый.

Сроки реализации: среднесрочный, 2 месяца (апрель, май)

Участники: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

  • дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Эколёнок – это ребенок, который бережет и защищает природу, ему свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней

Актуальность

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. 

В рамках реализации проекта предусматривается разносторонняя деятельность в группе с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний, и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • повышение общей культуры ребёнка;
  • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
  • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Технологии: ИКТ, кейс-технология, игровая технология, здоровьсберегающая технология.

Этапы реализации проекта:

 1 этап: Подготовительный.

  • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий
  • внедрение в проект образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

2 этап: Основной.

Проведение всех запланированных мероприятий.

3 этап: Заключительный.

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Предполагаемый продукт деятельности:

Для детей:

  • праздничное развлечение с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»

Для родителей:

  • изготовление альбома фотографий «Наша семья и природа»;
  • создание тематического альбома «Экологические сказки"

Для педагога:

  • повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и внедрении инновационных технологий в работу с родителями воспитанников.
  • оснащение зоны ближайшего развития детей и развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей.

Реализация проекта:

I этап- организационный

Оснащение зоны ближайшего развития детей: создание тематического центра «Эколята – дошколята» (уголок природы со сказочными героями – эколятами).

Приобретение: учебного пособия «Азбука природолюбия», «Букварь леса», серии книг «Живая азбука», игровые раскраски Эколят.

Создание костюмов «Эколят».

Разработка картотек, подбор материалов для творчества и исследовательской деятельности с детьми.

II этап - основной

Торжественное посвящение воспитанников в «Эколята-дошколята"

Чтение девиза. Ознакомление с эмблемами.

Презентация центра в групповой комнате "Эколята-дошколята".

Поддержка детской инициативы: игровой приём- получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Региональный компонент .
Виртуальные экскурсии "Природа родного края". Вопросы к детям: Как мы можем помочь природе нашего края? Какие объекты в природе нуждаются в защите?

Кейс - технология "Эколята спешат на помощь» Разбор ситуаций "Правильно ли ведет этот человек себя в природе?",

«Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Дискуссия "Хорошо-плохо", "Чем мы можем помочь?".

Беседы с использованием ИКТ: "Природа родного края", «Дары леса», «Лес - наше богатство», «Наука экология».

Просмотр развивающих и обучающих видеороликов и мультфильмов по теме проекта.

Прослушивание голосов птиц млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.

Художественное слово: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» 


Игры-ребусы, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко»

Чтение художественных произведений по выбору воспитателя и желанию детей из учебного пособия «Азбука природолюбия», «Букварь леса», серии книг «Живая азбука»

Организация конкурса чтецов стихотворений: «Мы эколята-дошколята"

Игровая деятельность:

 Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» 

Дидактические игры "Береги живое", "Хорошо-плохо", "Как себя можно вести в лесу?"

Продуктивная деятельность: Лепка "Моя планета"
Рисование"Красивая и чистая планета Земля". Свободная деятельность в центре изо деятельности.

Акции: (данную форму работы предполагается провести на территории детского сада с включением в деятельность воспитанников других групп ДОУ)

1.«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).

2. «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Исследовательская деятельность: игры-исследования, игры -опыты.

- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

- о предметном мире.

Посадка лука, рассады цветов «Огород на подоконнике». Наблюдение и обсуждение процесса развития растений.

Наблюдение проводятся ежедневно, обсуждение на вечернем круге: Что я видел по дороге в детский сад? Сезонные изменения в природе? Птицы на участке нашего детского сада?

Праздничное  развлечение с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»

III этап (заключительный)

Оформление выставки творческих работ детей и совместного творчества родителей и детей: тематический сборник   "Экологические сказки", альбомы фотографий «Наша семья и природа»

 Презентация проекта на педсовете ДОУ

Взаимодействие с родителями воспитанников:
Консультации для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия»

Обсуждение промежуточных результатов достижения поставленных задач по проектной деятельности в формате доверительного общения и активного взаимодействия.

Совместное творчество с детьми: создание тематического сборника "Экологические сказки"

Оформление стендового материала "Эколята-дошколята"
Презентация результатов проекта на итогом родительском собрании в группе.

Вывод:

Благодаря целостному подходу в организации и проведении в моей группе мероприятий проектной деятельности, направленных на развитие экологических познаний у детей закладываются основы экологической культуры. 

Разнообразные формы работы с детьми, поддержка детской инициативы, использование инновационных технологий, в доступной для детей форме помогают решить серьезные воспитательные и образовательные задачи: усвоить знания о живой и неживой природе способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей.

Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.

Результатом нашего экологического проекта стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в жизни природы, выступать в роли её защитников, оберегать её.

Именно комплексный подход, систематичность и проведение различного рода мероприятий, как групповых, так и в рамках всего сада, привели к высокому развитию заинтересованности детей и родителей воспитанников в вопросе сохранения экологической чистоты на планете.

Используемая литература:

1.      Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. -128 с.

2.      Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. -128с.

3.      Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

4. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....