Конспект по ООД с детьми подготовительной логопедической группы № 3 «Заповедные места России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Салопова Валентина Александровна

формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Конспект по ООД

с детьми подготовительной логопедической группы № 3

 «Заповедные места России»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ 24 ДО «Ласточка»

Салопова Валентина Александровна

16.10.2023 г.

ООД в подготовительной группе «Заповедные места России»

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Цель: формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы.

Задачи:

— развитие познавательной активности и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т. д., о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания;

— познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением (Лосиный остров);

— развивать связную речь детей, побуждать детей отвечать на вопросы, внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, расширять и обогащать активный словарь детей (заповедник, тундра, степь,);

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу;

— развитие самоконтроля и самооценки в процессе организованной образовательной деятельности;

— воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, наблюдения.

Оборудования и материалы: ИКТ, картинки с изображением животных, карта, цветные кружки (красные и зеленые).

Ход ЗАНЯТИЯ.

1.Мотивационно-ориентировочный этап.

 1.Организационный момент:

— Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся!

— А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки)

Как ты тут? (ласково треплют за ушко)

Где ты был? (разводят руки в стороны, приподнимая плечи)

Я скучал! (прикладывают правую руку к сердцу)

Ты пришел? (постукивают по плечу)

Хорошо! (Обнимают друг друга)

— Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!

2.Практический этап.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное видео-путешествие по заповедным местам России. Ребята, 11 января отмечается — День заповедников и национальных парков, но мы сегодня с вами поговорим о заповедниках.

— А кто-нибудь знает, что такое заповедник?

(ответы детей)

— Давайте разберемся- что такое заповедник и зачем они?

— Но что же это на столе? Это посылка в подготовительную группу «Капельки». Давайте заглянем в нее.

(воспитатель достает лист, на котором распечатана физическая карта России)

— Ребята, что же это такое?

(Д: Карта России)

— Верно. Посмотрите на экран – это тоже карта России, но увеличенная. Мы живем с вами в стране, которая привольно раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского до Тихого океана.

— Карта разноцветная, на ней много и голубого, и зеленого, и желтого, и коричневого цветов.

— Скажите, что обозначают на карте голубым цветом?

(Д: Моря, океаны, озера и реки)

— Что обозначают зеленым цветом?

(Д: леса, луга, поля)

— А желтым и коричневым?

(Д: степи, пустыни и горы)

— Обратите внимание – какого цвета на карте больше?

— На территории нашей страны очень много лесов. Для птиц, зверей и насекомых – это дом родной. А люди приходят в этот дом как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила.

— Подскажите мне – какие правила поведения в лесу вы знаете?

(Д: нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники) (по слайдам)

— Правильно. Растения и животные всегда для человека были щедрыми источниками пищи, лекарств, строительных материалов. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны, но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие? (ответы детей). Для того, чтобы эти виды живой природы совсем не исчезли в нашей стране созданы заповедники.

Здесь оберегают и сохраняют редкие и ценные растения и животных. Сегодня их около ста. Как вы думаете – какие правила поведения в заповеднике?

(Д: нельзя ездить на машине, ходить только по тропинкам, запрещена охота и рыбалка, сбор ягод и грибов, рвать цветы, вырубать деревья)

— Всё в заповеднике направлено на охрану природы! Жизнь в заповеднике течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа!

— А теперь, как я вам и обещала, мы отправимся в видеопутешествие по заповедникам России. Но сначала нам нужна разминка:

Физминутка:

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре

— Возвращаемся на свои места перед экраном и отправляемся.

— Скажите, а какие природные зоны вы знаете?

(Д: тундра, тайга, степи, пустыни, леса средней полосы России)

— Назовите, пожалуйста, отличительные признаки каждой зоны и покажите их на полотно?

(Д: тундра – холод и снег, низкие деревья, северное сияние, олени…

тайга – царство вечнозеленых хвойных деревьев, густые леса…

степь – отсутствие деревьев, много травянистых растений и кустарников)

— Молодцы. На территории каждой природной зоны существуют заповедники.

— На Крайнем Севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, и на территории заповедника растут мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели заповедника – северные олени («король тундры», полярные медведи и волки, куница, полярная сова. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их – был создан заповедник.

— Если мы сядем на оленью упряжку, можно доехать до следующей природной зоны – тайги. На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете?

(Ответы детей. Ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна)

— Самое ценное хвойное дерево – кедр, оно дает полезные для здоровья орешки. На территории Саяно-Шушенского заповедника встретим таких животных, как снежный барс и соболь, медведи, лисы, волки, белки, бурундуки, рысь.

— А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей. В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают енотовидная собака, степной волк, ондатра. В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника – лотос.

Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством.

— Кто-нибудь знает, почему эта книга названа красной?

(Ответы детей. Этот цвет – запрещающий. Он как бы говорит нам всем, что нужно остановиться, прекратить губить природу своей планеты. Красный цвет – цвет тревоги, опасности, это сигнал SOS, подаваемый нам живым миром земли. Таким образом, книга названа красной, чтобы привлечь людское внимание и остановить бездумное уничтожение животных и растений).

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет». В нашей посылочке есть и карточки с изображением животных разных природных зон. Вам нужно будет разложить животных по месту их обитания. (дети раскладывают животных тундры, тайги и степи)

— Возвращаемся к нашему видеопутешествию. Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и называется «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название?

(ответы детей)

— Правильно. Главным животным здесь всегда был и остается лось. А остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой. На территории заповедника встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, пятнистые олени, белки.

— Посмотрим, что еще осталось в нашей посылке? Кружки – зеленого и красного цветов! Они нам пригодятся для игры «Хорошо-плохо?». Будете показывать кружки: зеленый – положительное влияние на природу, красный – отрицательное)

Костер в лесу (красный)

Мусор в лесу (красный)

Посадка деревьев (зеленый)

Сломанные ветки (красный)

Создание красной книги (зеленый)

Незаконная охота – браконьерство (красный)

Не рвать цветы (зеленый)

Развешивание кормушек (зеленый)

Разорение муравейников (красный)

Создание заповедников (зеленый)

— Умнички. Сегодня мы с вами познакомились с заповедниками России. Что же такое заповедник?

(Ответы детей)

— Какой заповедник находится рядом с нами?

(Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете только ли в заповедниках надо беречь природу?

(Ответы детей)

— Почему вы так думаете?

— Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

— Вы сегодня все хорошо работали, показали свои знания, и я уверена, что вы будете беречь и охранять природу!

— А закончу я стихотворением:

Мир этот нежен, хрупок, раним.

Ты разумно о нем позаботься!

И давайте его сохраним!

Он родною землею зовется!

3.Рефлексивно-оценочный этап: (2 мин)

- Ребята, о каком заповеднике мы с вами узнали? (ответы детей)

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Наша «Капелька» просила передать вам вот эти медали, которые будут напоминать о том, что мы являемся защитниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...

Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы «Таинственный мир звуков и букв»

Цели: 1.Коррекционно-обучающие: Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).Закреплять навыки правильн...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»

Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы "Зимовье зверей"

Тема: "Зимовье зверей"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Санкт- Петербург Белоусова Е.А.Цель: уточнить и расширить  знания детей по лексической теме: "...

Методическая разработка. Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб «Удивительный мир динозавров»

Данный материал вызывает у детей живой познавательный интерес к прошлому нашей планеты и  такой увлекательной , трудной ,но очень актуальной профессии палеонтолога....

Методическая разработка Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ 17 Петродворцового района "Школа пожарной безопасности"

У   детей,  начиная  с  5лет,  необходимо  воспитывать навыки осторожного  обращения с огнем,  стремиться  к  тому,  чтобы  дети  ...