Конспект по ООД с детьми подготовительной логопедической группы № 3 «Заповедные места России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Конспект по ООД
с детьми подготовительной логопедической группы № 3
«Заповедные места России»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
МОУ СОШ 24 ДО «Ласточка»
Салопова Валентина Александровна
16.10.2023 г.
ООД в подготовительной группе «Заповедные места России»
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Цель: формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы.
Задачи:
— развитие познавательной активности и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т. д., о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания;
— познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением (Лосиный остров);
— развивать связную речь детей, побуждать детей отвечать на вопросы, внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, расширять и обогащать активный словарь детей (заповедник, тундра, степь,);
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу;
— развитие самоконтроля и самооценки в процессе организованной образовательной деятельности;
— воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, наблюдения.
Оборудования и материалы: ИКТ, картинки с изображением животных, карта, цветные кружки (красные и зеленые).
Ход ЗАНЯТИЯ.
1.Мотивационно-ориентировочный этап.
1.Организационный момент:
— Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся!
— А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:
Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки)
Как ты тут? (ласково треплют за ушко)
Где ты был? (разводят руки в стороны, приподнимая плечи)
Я скучал! (прикладывают правую руку к сердцу)
Ты пришел? (постукивают по плечу)
Хорошо! (Обнимают друг друга)
— Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!
2.Практический этап.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное видео-путешествие по заповедным местам России. Ребята, 11 января отмечается — День заповедников и национальных парков, но мы сегодня с вами поговорим о заповедниках.
— А кто-нибудь знает, что такое заповедник?
(ответы детей)
— Давайте разберемся- что такое заповедник и зачем они?
— Но что же это на столе? Это посылка в подготовительную группу «Капельки». Давайте заглянем в нее.
(воспитатель достает лист, на котором распечатана физическая карта России)
— Ребята, что же это такое?
(Д: Карта России)
— Верно. Посмотрите на экран – это тоже карта России, но увеличенная. Мы живем с вами в стране, которая привольно раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского до Тихого океана.
— Карта разноцветная, на ней много и голубого, и зеленого, и желтого, и коричневого цветов.
— Скажите, что обозначают на карте голубым цветом?
(Д: Моря, океаны, озера и реки)
— Что обозначают зеленым цветом?
(Д: леса, луга, поля)
— А желтым и коричневым?
(Д: степи, пустыни и горы)
— Обратите внимание – какого цвета на карте больше?
— На территории нашей страны очень много лесов. Для птиц, зверей и насекомых – это дом родной. А люди приходят в этот дом как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила.
— Подскажите мне – какие правила поведения в лесу вы знаете?
(Д: нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники) (по слайдам)
— Правильно. Растения и животные всегда для человека были щедрыми источниками пищи, лекарств, строительных материалов. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны, но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие? (ответы детей). Для того, чтобы эти виды живой природы совсем не исчезли в нашей стране созданы заповедники.
Здесь оберегают и сохраняют редкие и ценные растения и животных. Сегодня их около ста. Как вы думаете – какие правила поведения в заповеднике?
(Д: нельзя ездить на машине, ходить только по тропинкам, запрещена охота и рыбалка, сбор ягод и грибов, рвать цветы, вырубать деревья)
— Всё в заповеднике направлено на охрану природы! Жизнь в заповеднике течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа!
— А теперь, как я вам и обещала, мы отправимся в видеопутешествие по заповедникам России. Но сначала нам нужна разминка:
Физминутка:
Отправляемся в поход
Сколько нас открытий ждет (повороты вправо-влево)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)
Раз, два, три, четыре
— Возвращаемся на свои места перед экраном и отправляемся.
— Скажите, а какие природные зоны вы знаете?
(Д: тундра, тайга, степи, пустыни, леса средней полосы России)
— Назовите, пожалуйста, отличительные признаки каждой зоны и покажите их на полотно?
(Д: тундра – холод и снег, низкие деревья, северное сияние, олени…
тайга – царство вечнозеленых хвойных деревьев, густые леса…
степь – отсутствие деревьев, много травянистых растений и кустарников)
— Молодцы. На территории каждой природной зоны существуют заповедники.
— На Крайнем Севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, и на территории заповедника растут мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели заповедника – северные олени («король тундры», полярные медведи и волки, куница, полярная сова. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их – был создан заповедник.
— Если мы сядем на оленью упряжку, можно доехать до следующей природной зоны – тайги. На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете?
(Ответы детей. Ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна)
— Самое ценное хвойное дерево – кедр, оно дает полезные для здоровья орешки. На территории Саяно-Шушенского заповедника встретим таких животных, как снежный барс и соболь, медведи, лисы, волки, белки, бурундуки, рысь.
— А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей. В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают енотовидная собака, степной волк, ондатра. В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника – лотос.
Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством.
— Кто-нибудь знает, почему эта книга названа красной?
(Ответы детей. Этот цвет – запрещающий. Он как бы говорит нам всем, что нужно остановиться, прекратить губить природу своей планеты. Красный цвет – цвет тревоги, опасности, это сигнал SOS, подаваемый нам живым миром земли. Таким образом, книга названа красной, чтобы привлечь людское внимание и остановить бездумное уничтожение животных и растений).
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет». В нашей посылочке есть и карточки с изображением животных разных природных зон. Вам нужно будет разложить животных по месту их обитания. (дети раскладывают животных тундры, тайги и степи)
— Возвращаемся к нашему видеопутешествию. Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и называется «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название?
(ответы детей)
— Правильно. Главным животным здесь всегда был и остается лось. А остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой. На территории заповедника встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, пятнистые олени, белки.
— Посмотрим, что еще осталось в нашей посылке? Кружки – зеленого и красного цветов! Они нам пригодятся для игры «Хорошо-плохо?». Будете показывать кружки: зеленый – положительное влияние на природу, красный – отрицательное)
Костер в лесу (красный)
Мусор в лесу (красный)
Посадка деревьев (зеленый)
Сломанные ветки (красный)
Создание красной книги (зеленый)
Незаконная охота – браконьерство (красный)
Не рвать цветы (зеленый)
Развешивание кормушек (зеленый)
Разорение муравейников (красный)
Создание заповедников (зеленый)
— Умнички. Сегодня мы с вами познакомились с заповедниками России. Что же такое заповедник?
(Ответы детей)
— Какой заповедник находится рядом с нами?
(Ответы детей)
— Ребята, как вы думаете только ли в заповедниках надо беречь природу?
(Ответы детей)
— Почему вы так думаете?
— Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
— Вы сегодня все хорошо работали, показали свои знания, и я уверена, что вы будете беречь и охранять природу!
— А закончу я стихотворением:
Мир этот нежен, хрупок, раним.
Ты разумно о нем позаботься!
И давайте его сохраним!
Он родною землею зовется!
3.Рефлексивно-оценочный этап: (2 мин)
- Ребята, о каком заповеднике мы с вами узнали? (ответы детей)
- Что вам понравилось в нашем путешествии?
- Наша «Капелька» просила передать вам вот эти медали, которые будут напоминать о том, что мы являемся защитниками природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”
Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...
Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы «Таинственный мир звуков и букв»
Цели: 1.Коррекционно-обучающие: Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).Закреплять навыки правильн...
«…И тогда в притихшие дома через окна глянула Зима». Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Систематизирование знаний детей о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»....
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»
Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы "Зимовье зверей"
Тема: "Зимовье зверей"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Санкт- Петербург Белоусова Е.А.Цель: уточнить и расширить знания детей по лексической теме: "...
Методическая разработка. Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб «Удивительный мир динозавров»
Данный материал вызывает у детей живой познавательный интерес к прошлому нашей планеты и такой увлекательной , трудной ,но очень актуальной профессии палеонтолога....
Методическая разработка Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ 17 Петродворцового района "Школа пожарной безопасности"
У детей, начиная с 5лет, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети ...