Методическая разработка. Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб «Удивительный мир динозавров»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал вызывает у детей живой познавательный интерес к прошлому нашей планеты и такой увлекательной , трудной ,но очень актуальной профессии палеонтолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udiv_mir_dinozavrov.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми 1 подготовительной логопедической группы ГБДОУ детского сада № 17 Петродворцового района СПб
«Удивительный мир динозавров»
Автор: воспитатель Рогова Татьяна Александровна.
Цель: Поддерживать у детей интерес к истории возникновения жизни на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и расширять знания детей о древних животных – динозаврах.
- Учить детей анализировать, делать выводы и обобщения, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.
- Формировать навыки продуктивной и экспериментальной деятельности.
Развивающие:
- Расширение и активизация словаря по теме занятия, словаря антонимов и синонимов.
- Развитие монологической речи, связной сопряженной речи: составление и проговаривание предложений о совершаемом в данный момент действии.
- Развивать мелкую моторику, зрительный гнозис и праксис, ориентировку на листе бумаги.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, художественно – творческое воображение детей, умение работать по словесной инструкции взрослого.
- Развивать коммуникативные способности детей, умение работать сообща.
Воспитательные:
- Воспитывать умение и желание взаимодействовать со сверстниками, чувство сопереживания.
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приёмы
- Словесные (рассматривание, беседа, постановка вопросов, рассказы детей и воспитателя, поощрение);
- Наглядные (Дид. игры: «Собери целое из частей», «Отгадай, чьи это зубы?»)
- Практические (демонстрация эксперимента «Извержение вулкана» графический диктант).
- Игровые (разгадывание ребуса «Зубы динозавра», коллаж «Мамонтёнок»,).
Планируемый результат: активизация ориентировочно-поисковой и информационно-познавательной деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение энциклопедий, художественной литературы по теме «Планета в прошлом», «Динозавры».
- Рассматривание слайдов и картинок «Динозавры».
- Просмотр документального фильма «О возникновения жизни на Земле».
- Беседа о профессии палеонтолога.
- Игры детей с муляжами фигурок динозавров и макетом Земли.
Оборудование:
Презентация, набор фигурок животных – динозавриков, интерактивная доска, поднос с макетом вулкана и баночки с красной краской и пищевой содой, бутылочка со столовым уксусом для проведения эксперимента, красные карандаши и белая бумага в клетку для графического диктанта, разрезные картинки модели Земли по количеству детей.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие: (Слайд № 1,2)
Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней.
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем.
Похлопаем в ладоши, улыбнёмся друг другу и пусть это хорошее настроение останется с нами на весь день.
Дети приветствуют воспитателя и друг друга улыбочкой.
- Основная часть.
- Введение в тему занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой необычный предмет я вам сегодня принесла (достает из-за спины минутные песочные часы). Как вы думаете, что это такое? Это песочные часы. Для чего нам нужны часы? Они показывают время. Правильно, молодцы! Часы показывают и отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Плохая она была или хорошая – её уже никогда не вернуть. Она становится прошлым. А время продолжает двигаться только вперёд! (Слайд № 3)
Но люди не хотят расставаться со своим прошлым, а всё время пытаются узнать, что же было раньше? И мы с вами заглянем сегодня в далёкое- далёкое прошлое,
когда и людей – то на Земле ещё не было. (Слайд №4)
Дети садятся на стульчики.
- Воспитатель: Как вы думаете, а кто – то же жил тогда на нашей планете или нет?
Да, древние животные, динозавры.
Сейчас я вам расскажу историю, как однажды далекое прошлое приоткрылось людям. Это произошло в Англии в 19 веке. Врач вызвали к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла по парку. Была весна, распускались первые цветы, пели птицы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Врач определил, что это не камни, а …
- Отгадывание ребуса:
(Слайд №5) – дети отгадывают зашифрованное слово (Зубы). Это была первая необычная находка, которая принадлежала древним животным - динозаврам, обитавшим на земле миллионы лет назад. Сегодня мы многое знаем о динозаврах, а всё благодаря работе палеонтологов. Кто такие палеонтологи?
Учёные, занимающиеся раскопками и изучением вымерших животных.
(Слайд № 6,7,8) Рассматривание картинок с изображением работы палеонтологов.
- Рассказ воспитателя о динозаврах с демонстрацией слайдов:
Слово динозавр в переводе означает «ужасная ящерица». (Слайд № 9)
Это были самые крупные животные, когда – либо населявшие нашу планету. Существовало огромное количество групп динозавров. (Слайд №10)
По способу питания динозавры делились на 2 группы: травоядные и хищники. А можете ли вы по строению зубов определить, чем питался динозавр?
- Дидактическая игра «Отгадай, чьи это зубы?»
(Слайд № 11) – зубы травоядного динозавра и хищника.
Господа учёные, я вас поздравляю с достоверным предположением. Действительно, плоские зубы с режущими краями были удобны для пережёвывания растительной пищи. У хищников были длинные, острые, словно ножи зубы. С помощью таких зубов они легко разрывали мясо. (Слайд №11)
Многие растительноядные динозавры жили стадами для большей безопасности. Вместе им было легче защищаться от хищников. Они проходили большие расстояния вместе с детёнышами, которые находились в центре стада, а по краям шли взрослые динозавры, направляя свои рога на хищников, как вот эти трицератопсы. (Слайд №12)
Чтобы появились детёныши, динозавры откладывали яйца. В отличие от птичьих яиц, они были в кожаной оболочке. Некоторые динозавры для яиц строили гнёзда, укрывали их растениями, чтобы им было тепло. Потом из яиц появлялись детёныши - динозаврики. (Слайд №13,14)
- Воспитатель: Ребята, Вероника, Артём и Полина приготовили для вас сюрприз. Они расскажут о самом большом, самом маленьком и самом жестоком динозаврах.
Рассказы детей: 1 - о самом большом динозавре Бронтозавре. (Слайд №15,16)
2 -о самом жестоком динозавре Тираннозавре. (Слайд №17,18)
3 - о самом маленьком динозавре Компсогнатусе. (Слайд №19)
Динозавры вымерли задолго до появления человека. Одной из версий их гибели считается падение на Землю огромного метеорита. При ударе метеорита о Землю поднялось громадное облако пыли, заслонило Солнце и от нехватки света и тепла наступило длительное похолодание, а к нему динозавры не смогли приспособиться. (Слайд № 20)
Другой причиной исчезновения динозавров считается извержение вулканов, которые выбрасывали в воздух пыль и газы, а это тоже вредило динозаврам. (Слайд № 21). Они вымерли полностью, а в наше время живут их потомки.
Воспитатель: Каких потомков динозавров вы знаете? Крокодилы, черепахи и змеи. (Слайд №22)
- Физкультминутка.
Под музыку «Песенка про жирафика». (Слайд №23)
Дети поют песенку и выполняют движения в соответствии со словами:
У динозавра есть пупырышки, пупырышки везде –
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, на коленях и носках.
У динозавра есть чешуйки, чешуйки есть везде –
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Дети садятся за столы.
- Воспитатель: Древнюю планету, на которой жили динозавры, историки назвали Пангеей. Ребята, посмотрите, как она выглядела. (Слайд №24)
Климат на древней планете Земля был тёплый, лили проливные дожди, извергались вулканы, сверкали молнии. Всё это постепенно меняло внешний облик планеты. Я предлагаю вам собрать модель древней планеты Пангея из отдельных частей и внимательно её рассмотреть.
Дидактическая игра «Собери целое из частей»
Воспитатель: Посмотрите, части Пангеи неплотно прилегают друг к другу, на планете есть зазоры, трещины. Вот в таких местах и происходят на планете извержения вулканов.
Посмотрите, ребята, как сейчас выглядит наша планета Земля. (Слайд №25) Давайте сравним две модели Земли.
Сколько было на древней планете материков? Один. А на современной? Шесть. Как они появились?
Один материк разделился на шесть частей и они отдалились друг от друга.
В результате извержения вулканов между материками появились высокие горы, глубокие впадины, которые постепенно заполнились водой – морями и океанами.
Дети собирают пазлы в конверты.
В наше время планета продолжает своё формирование. Вулканы на Земле продолжают извергаться и изменять её облик. (Слайд № 26)
А что происходит во время извержения вулкана, мы сейчас посмотрим.
Дети подходят к демонстрационному столу.
Демонстрация эксперимента: «Извержение вулкана» (Слайд № 27)
Ребята, что поднимает лаву на поверхность вулкана из глубины горы?
Энергия, газы. Мы видим много пузырьков газов и слышим их шипение.
- Воспитатель: А теперь мы отправимся в одно удивительное место на Земле. Но попасть туда мы сможем, если только пройдём трудный маршрут и не собьёмся с пути.
Дети садятся за столы.
Графический диктант «Дорога к вечной мерзлоте».
Дети пишут графический диктант на бумаге в крупную клетку.
Ребята, посмотрите на схему маршрута. (Слайд №28) - схема маршрута.
У всех так? Никто по пути не потерялся? Мы с вами оказались в зоне вечной мерзлоты в Восточной Сибири, где учёные палеонтологи нашли в 1977 году останки мамонтёнка Димы.
Вечная мерзлота, как холодильник хранила здесь скелет мамонтёнка многие миллионы лет. (Слайд №29)
Теперь вы сможете увидеть этого мамонтёнка, если съездите с родителями в зоологический музей Санкт – Петербурга.
- Коллаж «Мамонтёнок» (Слайд №30)
Картинки: телевизор, холодильник, клубок шерсти, цифра 4, слон, кустик, высотный дом, лопата, буква М.
Воспитатель: Давайте рассмотрим этот коллаж и подумаем, что объединяет мамонтёнка, пришедшего к нам из прошлого, с этими современными предметами?
Про находку мы узнали из телевизора, его нашли в вечной мерзлоте, он был покрыт шерстью, у него 4 ноги, родственник слона и на него похож, питался травой и листьями, он был огромный, высотой с дом, палеонтологи откопали его лопатой, в его названии есть 2 буквы М.
- Итог.
Воспитатель: Молодцы! Пора нам из прошлого возвращаться в детский сад. (Слайд №31)
В нашем путешествии вы проявили смекалку и внимание, показали, как много вы знаете об окружающем мире. Вы умеете рассказывать и слушать своих товарищей, научились работать дружно и слаженно. Эти качества вам обязательно пригодятся в школе.
Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии в прошлое? Ответы детей.
(Слайд №33)
Дети уходят в группу.
Список используемой литературы.
- Фокина Э.Д. «Познавательно – речевые занятия в детском саду». Санкт – Петербург. 1995 год.
- Большая энциклопедия дошкольника
- Стефанович С. «Наша планета. Динозавры».
- Научно-популярная литература «До и после динозавров. Невероятная панорама»
- Крамптон А. «Монстры Триаса»
6. Шатц Д. «Мамонт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...
Методическая разработка : Конспект совместного мероприятия с детьми средней группы на тему "Полезные и вредные продукты". Автор: Слепкова Светлана Петровна -воспитатель ГБДОУ № 279 Московского района Санкт - Петербурга
Целью совместного мероприятия с детьми является формирование у детей здорового образа жизни. Дети узнали, что существуют как полезные, так и вредные продукты, появ...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Методическая разработка открытого мероприятия с детьми воспитателя подготовительной логопедической группы ГБДОУ детский сад №20 Санкт-Петербурга. Анфиногеновой Л.Н. Тема: "Путешествие в страну ПДДейка".
Данное занятие проводится с детьми полготовительной речевой группы в виде иньеллектуальной игры по теме :" Путешествие по городу дорожных знаков ПДДейка".Проводя данное занятие, мы обобщаем ...
Разработка конспекта НОД лепка в первой ясельной группе ГБДОУ 56 Колпинского района СПБ Клименко Елена Алексеевна
Конспект НОД лепка в первой ясельной группе. ГБДОУ№56 Колпинского района Группа «Бусинки» Клименко Елены Алексеевны Тема: «Светит солнышко в окошко »...
Методическая разработка занятия "Космическое путешествие в старшей группе ГБДОУ Детский сад №112Невского района СПб
Методическая разработка развивающего занятия по направлению "Окружающий мир" для детей старшей группы детского сада....
Методическая разработка Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы ГБДОУ 17 Петродворцового района "Школа пожарной безопасности"
У детей, начиная с 5лет, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы дети ...