Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Александрова Ольга Вячеславовна

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tihvin.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  по  образованию  администрации

Муниципального  образования  Тихвинский  муниципальный  район

Ленинградской  области

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад Солнышко»

Конспект

открытого занятия по познавательному развитию

детей  старшего  дошкольного  возраста

Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»

Описание: https://mpv-video.ru/photo/reg47/20170820-1536_010.jpg                 

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Александрова  О. В.

Цель: Расширить и углубить знания детей  о  своей  малой  Родине – городе Тихвин.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей  с  символикой  родного края: гербом, флагом и гимном.
  • Формировать  умение  детей  узнавать  места  родного города по фотографиям.
  • Обогащать и расширять знания  о памятных  местах города, знаменитостостях, кто его  прославил.

Развивающие:

  • Способствовать  развитию познавательного  интереса  к  достопримечательностям города  через  дидактические и интерактивные игры.
  • Развивать  коммуникативные навыки  в  работе  парами.
  • Развивать  память, внимание, связную речь через составление  рассказов о достопримечательностях города.
  • Обогащать  словарный  запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий;
  • Воспитывать умение слушать и дополнять ответ сверстника; взаимодействовать друг с другом сообща в ходе НОД.
  • Воспитывать  навыки  взаимопомощи, доброжелательности и любознательности.

Предварительная работа:

  • Рассматривание  иллюстраций, фотографий и открыток   с видом города Тихвин.
  • Чтение книг  и беседы  о родном городе.
  • Чтение пословиц и поговорок  о Родине.
  • Прослушивание аудиозаписей песен о родном городе и музыкальных произведений  Н.А.Римского – Корсакова.
  • Посещение Центральной детской библиотеки.
  • Поход к памятнику Н.А.Римского-Корсакова.
  • Посещение ДК им.Н.А. Римского – Корсакова.

Словарная работа: достопримечательности, композитор, город воинской  славы, места боевой славы, малая Родина, земляки, тихвинцы.

Необходимое  оборудование: ноотбук, экран, колонки.

Материал к занятию:

  • материал для игры «Собери герб города» , 3 подноса, стол.
  •  магнитная доска с фото достопримечательностей города Тихвин и других городов.
  •  карандаши-3 штуки, лабиринты -3 штуки, столы.
  •  Аудиозапись гимна города Тихвин.

Ход  занятия

Приветствие:  (дети подходят к воспитателю и поворачиваются лицом к гостям)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас  сегодня  гости. Вы рады гостям? (да)

Давайте поздороваемся  с гостями и  со всем, что нас окружает  небольшими стихами:

Здравствуйте, гости!      (руки к гостям)

Здравствуй,  небо!          (руки  вверх)

Здравствуй, земля!         (приседают, руками касаются пола)

Здравствуй, солнце!       (образуют круг  над головой и опускают руки через стороны)

Здравствуйте, мои  друзья!  (руки кладут на плечи друг другу)

Прошу Вас занять места на стульчиках.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель: Нашу  беседу мне хотелось бы начать с прочтения Вам стихотворения Александра Прокофьева.  Послушайте.

Воспитатель читает стихотворение:

На широком  просторе,

Предрассветной  порой;

Встали  алые  зори

Над  родимой  страной.

С каждым годом всё  краше,

Дорогие  края…

Лучше  родины  нашей  

Нет  на свете, друзья.

Понравилось вам стихотворение?  О чём  в  нём  говорится?

Дети: О Родине.

Восп.: У каждого  человека  на  Земле  есть  своя  Родина, которую он  любит и воспевает  в  песнях и стихах. Кроме этого, о Родине  нам  известно  много пословиц и поговорок. И сейчас  мне хочется  попросить вас  их напомнить. А я вам в этом немного помогу.  

Игра «Доскажи   пословицу»

(воспитатель читает первую часть, а дети заканчивают пословицу)

1.Для Родины  своей ни сил, (ни жизни не жалей!)

2.Нет  земли краше, чем  (Родина  наша).

3.Родина любимая, что  (мать родимая).

4.Родина мать  (умей  за  неё постоять).

Молодцы, помогли мне вспомнить пословицы о Родине, о стране, в которой  мы живём.

Как  называется  наша страна?

Дети: Россия

Восп.: Что можно  назвать  Родиной?

Дети: Родина – это место, где  мы живём место,  где живут любимые  для  нас люди: мама, папа, бабушка, дедушка…

Родина – это  земля,  на которой  жили и работали наши предки.

Родина - это  место, по которому люди скучают, когда  оказываются  в  далёком краю.

Воспитатель: Родина – это наша планета, это наша страна.  Это наш родной город, это наша семья и всё, что нас окружает: дома, улицы, люди, природа.

Россия – это  наша  большая  Родина, но у каждого из  нас есть и своя  малая Родина. Это тот  уголок, то место, где  вы родились, где проходит ваше  детство, где живут ваши родители и друзья, где  находиться ваш родной дом.

Дети, скажите  можно ли город,  в  котором мы живём назвать нашей малой Родиной?

(да) Почему?

Воспитатель: Напомните мне, как называется наш город.

Дети: Тихвин.

Воспитатель: Посмотрите на карту  нашей страны. Как вы думаете, что обозначено на карте  точками?

Дети: Города.

Воспитатель: Сможете  ли вы найти на карте России наш город Тихвин? Можно встать и подойти  поближе.

(дети подходят ближе к экрану и  рассматривают карту)  Слайд 1

Воспитатель: Удалось ли вам найти наш родной город?  (нет)

Воспитатель: Давайте увеличим карту и попробуем вновь отыскать наш небольшой город.  Слайд 2

(дети находят  город, если нет, то воспитатель  показывает город Тихвин)

Воспитатель: Как вы думаете почему  на карте России мы  нашли  город Москва и  Санкт-  Петербург, а Тихвин  нет?

Дети: Тихвин не такой  большой город, как Москва и Санкт - Петербург.

Воспитатель: Да, потому что наш город не очень крупный,  его сложно найти на карте России.

Как  вы думаете, что это за странный  рисунок  возле нашего  города?  Он Вам ничего не напоминает?

Дети: Рисунок похож на герб.

Воспитатель: Дети, это действительно герб. Это герб нашего родного города. Давайте  его  рассмотрим.

(На слайде 3  изображение герба)

Герб похож на щит. Он делится дугой  на  три цвета: красный, белый, голубой. Красный цвет   означает  символ  мужества и храбрости.

Синий  цвет – символ мира и добра.

Белый цвет – символ чистоты и добра.

Сверху  мы  видим  солнце – это символ  дружбы. Тепла  и  мира на нашей родной  земле.

Внизу находится корона  жёлтого цвета с драгоценными  камнями – это символ  богатства нашего края. Наша земля богата реками, озёрами, лесами и многими другими   богатствами.

Игра « Найди герб нашего города»  (на слайде 4)

Воспитатель: Определите, какой из трёх гербов  является гербом нашего города?

(дети выбирают и называют номер герба)

Игра «Собери  герб»

Воспитатель: прошу  найти себе пару и подойти к столу. Возьмите каждая пара по подносу, расположитесь на ковре и соберите изображение герба нашего города.

(дети берут пазл - герб на подносе со стола и собирают на ковре  парами)

Воспитатель: Проверим выполнение задания.  

(открываю слайд с изображением герба) Посмотрите на экран и сравнитн всё ли правильно у вас получилось. Соберите части на поднос и положите его на стол.

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

(дети становятся рядом с воспитателем возле экрана)

Открывается слайд 5 с изображением флага города Тихвин.

Воспитатель: Как вы думаете, что перед вами? (ответы детей)

Это флаг. Флаг – это тоже символ нашего города. Скажите, как он выглядит?

(дети  говорят о том, что они видят)

Воспитатель: Флаг  нашего города напоминает прямоугольную форму и на нём, так же, как на гербе  изображены символы и те же три цвета: красный, синий и белый.

Игра «Найди флаг нашего города» ( слайд 6)

Воспитатель: Определите, под каким номером флаг нашего города?

(Дети называют номер флага)

 Воспитатель: Проверим.  Нажимаем на выбранный флаг.

А теперь немного отдохнём и расскажем, как мы любим наш город.

Физкультминутка  «Город наш»

Город наш  такой  высокий (руки  вверх)

Сколько  крыш  (руки над головой, изображая крышу)

И сколько окон  (руками изображаем  окно)

Город наш  такой  большой! (руки в стороны)

Он  уютный  и  родной  (обнимаем себя  за  плечи  и  покачаться)

Он  сверкает и цветёт (фонарики в разные стороны)

Засыпает и встаёт  (присесть и закрыть глаза, после  встать и потянуться)

Город  улыбается (хлопаем в ладоши)

Он  нам очень  нравится  (показать большой палец ).

 Воспитатель: Предлагаю вам сесть на свои места и послушать  музыку  известного нам  композитора Н. А.Римского Корсакова.

(дети прослушивают отрывок  музыкального  произведения Н.А. Римского – Корсакова)

 Воспитатель: Вам понравилась музыка? Какие чувства вы испытали, когда её слушали?

Эта музыка  не простая. Она  является гимном нашего города – ещё одним из символов нашего города.

Выбрана музыка не случайно. Ведь композитор – это наш с вами земляк, который жил и работал в нашем городе.

Игра «Узнаем  композитора» (на слайде 7)

 Воспитатель: Вы видите на экране   изображение портретов трёх людей, необходимо найти портрет Н.А. Римского - Корсакова. Под каким номером портрет нашего земляка и автора музыки к гимну нашего города?

(дети называют и проверяем правильность выполнения задания)

Воспитатель: Что вам  известно об этом композиторе?

(дети рассказывают о композиторе факты из его жизни)

Воспитатель: Дети, я хотела  пригласить вас посетить  дом - музей  Римского –Корсакова. Даже  карту  приготовила, но вот беда, позабыла по какой из трёх дорог  мне  нужно идти, чтобы  придти на место. Поможите мне выбрать дорогу и нарисовать путь, который приведёт нас в музей?

Игра «Найди путь к музею»

(на столах разложены листы с лабиринтом и  карандаш)

Воспитатель: Подойдите к столу и выполните  задание.

(дети выполняют задание  в парах)

Воспитатель: Давайте проверим верный ли путь вы выбрали?

По какой дорожке  вы пошли?  (спросить вариант ответа у каждой пары)

Смотрим на экран.  (на слайде мальчик выбирает дорожку под №3)

Что это за музыка звучит в этом доме?

Дети: « Полёт шмеля»

Воспитатель: Почему именно эта музыка?

Дети: Музыку написал Н.А. Римский – Корсаков.

Да, это музыка написана  композитором Н.А.Корсаковым. Именно он прославил наш город  своими работами. Ведь кроме  этого муз. произведения он написал  и  другую музыку. Может быть, вы мне напомнтье о них?

Дети: «Снегурочка», « Сказка о золотом петушке», «Садко».

Воспитатель: Но, кроме музея  в  нашем городе много и других памятных  мест. И сейчас вы о них расскажите.

Игра « Наш город» (на магнитной доске размещены фотографии  мест города Тихвин и других городов)

Воспитатель: Подойдите к доске и выберите  для себя одну из фотографий, где  изображено место нашего родного города. Кто выбрал, пройдите на своё место и подумайте, как бы вы  рассказали нам о нём.

(дети выбирают фото и возвращаются на своё место)

Воспитатель: Расскажите нам, про наш город. Что можно в нём увидеть?

Дети рассказывают о месте по своей выбранной фотографии:

  • У меня на фотографии стадион. На него приходят люди, чтобы заниматься спортом.
  • У меня на фотографии монастырь. Сюда приходят люди поставить свечи и помолиться перед иконами.
  • У меня на фотографии  школа. Здесь дети учатся.
  • У меня на фотографии Дворец культуры. Сюда приходят взрослые и дети смотреть кино, мультфильмы и слушать музыку.
  • У меня на фотографии памятник  детям блокадного Ленинграда. Через наш вокзал проезжал поезд, в котором  везли детей из блокадного города, а немцы поезд взорвали и все дети погибли.
  • У  меня на фотографии больница. Здесь лечат людей.
  • У меня  на фотографии  железнодорожный вокзал. Отсюда люди, купив билет, едут на поезде в другие города.
  • У меня на фотографии  памятник «Звезда славы» Сюда люди кладут цветы и вспоминают про победу  в войне.

Итог занятия:

Воспитатель: Мы увидели, сколько памятных мест в нашем городе. Все эти места для каждого дороги.

Нравиться вам жить в нашем городе? (да)

 Что вы любите в нём больше всего? (дети называют)

О  каких символах нашего города вы сегодня узнали?  (герб, гимн и флаг)

Какой человек прославил наш город своими работами? Композитор Н.А. Римский -Корсаков)

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видео, которое приготовили Алёна со своей мамой. Они тоже очень любят наш город и гордятся им.

(просмотр видео «Памятные места нашего города»)

Дети, хотели - бы вы нарисовать наш город?  (дети соглашаются).

Мы устроим выставку ваших рисунков для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Ломоносов-это наша малая Родина"

Цель даной деятельности привлечь внимание детей к знакомым местам города, повысить познавательную активность....

Краткосрочный проект на тему « Мой город Троицк - моя малая Родина» для детей старшей группы.

Проблема: дети мало знают о родном городе и их родители сами имеют недостаточное представление о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания ...

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Моя малая родина"

Проведение данного занятия дает возможность сформировать представление о семье, познакомиться с городом Рязань, возможность понять, что означает "Моя малая родина"....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Птицы города" для детей 2-3 лет

Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию на тему: "Птицы города. Голубь, воробей, ворона"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Цель: формировать элементарные представления о большой и малой Родине....