Технологическая карта НОД для детей старшей группы. Тема: "Сахар"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: закрпить знания детей о свойстве сахара.

Задачи:

-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

- Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

-Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»)

 л.Ленина, д.43А, пгт Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ; Российская Федерация; 629757; телефоны/факс:

8(3499)56-01-54 заведующий; Е-mail:dsmechta@nadym.yanao.ru; ОКПО19171448; ОГРН 1178901003610;

ИНН/КПП 8903035680/890301001

Технологическая карта

мероприятия непосредственной образовательной деятельности

для детей старшей группы

Тема: «Сахар»

Образовательная область: «Познавательно- исследовательская»

Составила воспитатель: Абронина Наталья

Владимировна

Образовательная область

Познавательно-исследовательская деятельность

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тема

«Сахар»

Цель

Закрепить знания детей о свойстве сахара.

Задачи

-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

- Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

-Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Материал

Интерактивная доска ИКТ, презентация на ноутбуке, сахар (рафинад, тростниковый, сахар сыпучий), салфетки, вода питьевая, вода окрашенная, свеча, ложечка металлическая, блюдце фарфоровое, мнемотаблицы, карандаши, стаканчики, тарелочки, ложечки (пластмассовые) лупы, щипчики.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

(Заходим в кабинет экспериментирования)

В: Всем здравствуйте! Ребята оглянитесь посмотрите где мы с вами находимся?

Д: В кабинете экспериментирования.

В: Верно. А что мы будем тут делать как вы думаете?

Д: Проводить эксперименты.

В: Правильно. Сегодня у нас будет не обычное занятие, а очень интересное и познавательное. Хотите?

Д: Да.

В: Сможете?

Д: Да.

В: Где-то здесь есть необычная коробочка, давайте ее найдем.

(Дети разыскивают коробочку)

В: Ребята прежде чем открыть коробочку я загадаю загадку и таким образом мы узнаем над чем мы будем проводить эксперименты. Хотите узнать, что внутри?

Д: Да

В: Белый он, как снег, колючий

Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий-сладкий, словно мёд.

Чай с ним часто муха пьёт.

Д: Это сахар.

В: Верно это сахар, смотрите.

(воспитатель открывает коробку)

-Значит ребята над чем мы будем проводить эксперименты?

Д: Над сахаром.

В: Хотелось бы вам провести эксперименты?

Д: Да.

В: Ребята, смотрите здесь еще есть таблицы, в которые мы будем зарисовывать что мы нового узнали о свойствах сахара.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы.

У детей вызван интерес к предстоящей деятельности, активизирована любознательность.

Мотивация к познавательной деятельности

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции.

В: Ребята смотрите, я предлагаю вам послушать и посмотреть презентацию о том «Где и как в России производят сахар». Присаживайтесь на пуфики.

(просмотр презентации)

-Ребята из чего получают сахар в нашей стране?

Д: Сахар получают из сахарной свеклы.

В: Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться на нашем столе?

Д: Сначала нужно посадить семена, ухаживать, собирают комбайном, ссыпают в грузовые машины и увозят на сахарный завод. На заводе мою, режут, потом варят в воде, вода испаряется, а остаются кристаллы.

В: Все правильно. Давайте встанем и посмотри вот на этот стол. Хочу вам напомнить правило:

-не есть.

-руками не брать.

Что у нас тут?

Д: Здесь сахар.

В: Кто знает, как этот сахар называется?

Д: Вот это сахар сыпучий.

В: Это рафинад, тростниковый и сыпучий кристаллический сахар. Давайте повторим вместе «Рафинад».

- А кто знает из чего состоит сахар?

Д: Из маленьких кристаллов, крупинок.

В: Вы можете взять щипчиками кусочек сахара рафинад и рассмотреть под лупой.

(рассматривают)

-Что вы увидели?

Д: Что сахар состоит из маленьких кристаллов.

В: А теперь я предлагаю зарисовать в таблицу что мы сейчас рассмотрели.

(У детей активизирован интерес к знакомству с новой деятельностью)

Дети высказывают свои предположения. (Формируется умение задавать вопросы)

Слушают рассказ воспитателя, зарисовывают (У детей совершенствуется умение передавать задуманный образ в рисунке)

Умение анализировать, доказывать свою точку зрения, устное объяснение.

Выполнение заданий

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения.Развивать у детей внимание, логическое мышление.

В: Скажите мне пожалуйста, а что вы знаете о сахаре?

Д: Сахар добавляют в чай, добавляют в еду чтобы она была сладкая.

В: А о его свойствах что ни будь знаете?

Д: Нет.

В: Хотели бы узнать?

Д: Да.

Фиксация затруднения.

Выбор источников информации из личного опыта. Умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение

Беседа с детьми.

IV.

Открытие способа применения знаний, действий

Создать условия для применения новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.

В: Ребята сморите у нас еще там есть что-то интересное на столах, давайте пройдем и посмотрим.

Перед тем как начать повторим правило:

- руками не берем сахар, только ложечкой.

Давайте проверим как быстро будет растворятся сахар в стакане с водой. Сначала посмотрите на воду, какого она цвета?

Д: Прозрачная.

В: А теперь попробуйте ее на вкус, вода у нас бутилированная пить ее можно.

Д: Безвкусная.

В: А теперь возьмите ложечкой немного сахара высыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешать.

-Что произошло с сахаром?

Д: Он растворился.

В: Вода изменила свой цвет?

Д: Если тростниковый добавили, то вода стала светло коричневая, а если белый, то мутная.

В: А давайте теперь попробуем на вкус. Какой она стала?

Д: Сладкая.

В: Изменился сахар на вкус?

Д: Да, изменился.

В: Что мы можем сказать о свойстве сахара?

Д: Что сахар, растворяется в воде, и вода становится сладкая. Меняет цвет.

В: Давайте зарисуем что мы узнали в мнемотаблицу.

Дети решают проблемные ситуации затруднения. Применение знаний в новой обстановке.

Обсуждают свою информацию, зарисовывают ее в мнемотаблицы.

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов

Создание проблемных ситуаций. Наблюдение за процессом деятельности

V. Введение знаний в систему знаний

Закреплять способы применения знаний.

В: Ребята, а теперь давайте перейдем дальше, там еще интереснее. Повторим правила перед экспериментом:

-руками не трогать.

-воду не пить.

- Как оказалась сахар обладает гигроскопичностью, это значит удерживает влагу. Давайте повторим вместе со мной «гигроскопичность». Хотели бы вы проверить?

Д: Да.

В: В блюдце мы выстроили башню из нескольких кубиков сахара-рафинада.В стакане воды растворили небольшое количество синего красителя.

Ребята наливаем немного раствора так, чтобы не замочить башню. Что мы видим ребята?

Д: Цветной раствор воды стал подниматься вверх по «сахарной» башне. Сначала цветной стала нижняя часть башни, затем вода поднялась вверх, и все кубики сахара-рафинада окрасились в синий цвет.

В: Можно ли сказать, что сахар впитывает влагу?

Д: Да, можно сказать.

В: И конечно же нам нужно это зарисовать.

Ну что ребята вы готовы, и остался самый необычный эксперимент.

Правила:

- руками не трогать, горячо.

 -не наклонятся близко.

Как вы думаете, что произойдет с сахаром если его нагреть?

Д: Ничего.

В: Посмотрите, я возьму сухое горючее, насыплю немного сахара в ложку и буду его нагревать. Что с ним произойдет, как вы думаете?

Д: Он становится горячим, плавится, приятный аромат.

В: Выливаю на тарелочку с водой. Что произошло с сахаром?

Д: Он стал твердым и коричневым.

В: Что мы можем сказать о сахаре при нагревании?

Д: Сахар при нагревании становится жидким, а при остывании опять твердым.

В: Верно, при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое, при охлаждение снова в твердое.

Теперь нам нужно зафиксировать эту информацию зарисуем.

Дети выполняют действия по ходу эксперимента.

Дети зарисовывают новую информацию. Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.

Дети анализируют. Один из детей зарисовывает сделанный вывод. Развивается умение делать выводы. (что сахар растворяется в воде, и вода становится сладкая. Сахар обладает гигроскопичностью он способен притягивать и удерживать влагу. Сахар при нагревании из твердого состояния переходит в жидкое, при охлаждение снова в твердое. )

Умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи

Соблюдение правил в работе по проведению опыта.

Ответы детей

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

В: Что вы узнали нового, о чем не знали раньше?

Д: Узнали, что сахар обладает гигроскопичностью, притягивает влагу и что сахар при нагревании из твердого состояния переходит в жидкое, при охлаждение снова в твердое.

В: Было ли вам трудно?

Д: Нет.

В: Кому вы об этом расскажите?

Д: Маме, друзьям, папе.

В: Всем спасибо, вы отлично справились.

Дети собираются около воспитателя

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Откуда берётся сахар? Разработала воспитатель : Абронина Наталья Владимировна

Слайд 2

Сахар делают из сахарной свеклы

Слайд 3

Чтобы получить сахарную свеклу надо весной ее семена посадить в землю.

Слайд 4

Затем появляются всходы, за которыми надо ухаживать. Во время роста их надо поливать, пропалывать от сорняков удобрять. К середине осени, когда свекла станет сладкой, приступают к её уборке.

Слайд 5

Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев.

Слайд 6

Свекольные клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы

Слайд 7

На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (мелкую стружку)

Слайд 8

Варят свеклу в больших чанах, с добавлением воды. Вначале получатся патока (сладкая жидкость), а потом ее нагревают, вода испаряется и остаются кристаллы , их отбеливают и получается настоящий сахар.

Слайд 9

. Сахар делают еще из сахарного тростника (тростниковый сахар). Процесс производства этого сахара такой же, как и из сахарной свеклы.

Слайд 10

Готовый сахар расфасовывают по пакетам и везут в магазины

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОУД для детей старших групп «Кукла в гостях у ребят»

Тема: «Кукла в гостях у ребят»Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного харктера; поощрять творческие проявления и инициативу детей.Ожидаемы...

Технологическая карта занятия для детей старшей группы (по программе Кругозор)

Технологическая карта занятия "Путешествия сказочные"...

технологическая карта НОД для детей старшей группы "Как мы здоровье искали"

технологическая карта НОД  для детей старшей группы "Как мы здоровье искали"...

Технологическая карта НОД для детей старшей группы "Мы спортивные ребята"

Технологическая карта НОД для детей старшей группы "Мы спортивные ребята"...

Технологическая карта ООД № 5 в старшей группе Образовательная область: Подготовка детей к обучению грамоте Тема: Занятие№ 4 Ельцова О.М.

Цель: Формировать умения составлять связный рассказ из предложений.Задачи:Образовательные: формировать быструю реакцию на слово.Развивающие: развивать умение образовывать существительные с уменьшитель...

Технологическая карта ООД № 17 в старшей группе Образовательная область: Подготовка детей к обучению грамоте Тема: Занятие№ 15 Ельцова О.М.

Задачи:Образовательные: упражнять детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме. Знакомить со с...

Технологическая карта занятия для детей старшей группы

Технологическая карта интегрированного занятие для детей старшего возраста на тему: Озеро Байкал....