Перспективный план поисково-исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Токарева Елена Сергеевна

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план познавательно- исследовательская деятельность

(подготовительная группа)

Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

Методическое пособие. Авторы-составители: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., 2-е издание, дополненное, Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

Тема

Цели

Материал

Используемая литература

1

 Диагностика

2

Диагностика

3

Диагностика

4

«Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе познания мира - эксперименте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка «Дед Знай», баночка с водой, бумажные полотенце, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ваниль, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

 (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 1,стр. 41)

5

«Какая бывает вода»

Уточнить представление детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы с пипеткой, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, Соломенка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы, алгоритм выполнения опыта «Соломенка – пипетка», передники клеенчатые, клеенка, ведерки небольшие.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2,стр. 43)

6

 «Вода растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безлопастного поведения при работе с различными материалами.

Сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фито чая мята, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов.

 (Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста», стр.46)

7

«Сила тяготения»

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора – пластмассового, деревянного, металлического, мячи.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 4 ,стр. 47)

8

«Упрямые предметы»

Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.

Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картон, монеты, рабочие листы, простые карандаши.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 1,стр. стр.48)

9

 «Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку.

Лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 6,стр. 51)

10

 «Почему предметы движутся?»

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Небольшие машинки, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы трения.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 7,стр. 53)

11

«Хитрости инерции»

Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от варенных)

Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, передники клеенчатые, тарелки.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 8,стр. 55)

12

«Что такое масса?»

Выявить свойства предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования.

Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 9,стр. 56)

13

 «Воздух»

Расширять представления о детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить с историей изобретение воздушного шара.

Сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шары, чашечные весы, миска, бутылка, насос.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 10,стр. 59)

14

 «Солнце дарит нам тепло и свет»

Познакомить с понятием световая энергия, показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 11,стр. 61)

15

«Почему дует ветер?»

Познакомить детей с причиной возникновения ветра-движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-легкий, холодны опускается в низ-тяжелый.

Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 11,стр. 64)

16

«Почему не тонут корабли?»

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 13,стр. 68)

17

«Путешествие капельки»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей.

Электрический чайник, холодное стекло, схема «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 14,стр. 70)

18

 «Чем можно измерять длину?»

Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Сантиметровые ленты, простые карандаши, бумага, отрез ткани, шнур, рабочие листы.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 15,стр. 74)

19

 «Все обо всем»

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь.

Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, деревянные, столовые, песочные часы, оргстекло, кисточки, карандаши.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 16,стр. 77)

20

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги»

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разных размеров, кораблики, презентация.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 17,стр. 78)

21

 «Откуда взялись острова?»

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Модель «Морское дно», презентация «Морское дно», физическая карта мира.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 18,стр. 85)

22

 «Как происходит извержение вулкана?»

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Картинка как происходит извержение вулкана, карта России, поддоны, картон, клей, сода, уксус, моющая жидкость, листы бумаги, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 19,стр. 87)

23

 «Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.

Лоскутки ткани, картинка с изображением гор, алгоритм приготовления соленого теста; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 20,стр. 89)

24

 «Испытание магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гайки, детали конструктора «Лего», карандаши, фломастеры.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 21.стр. 91)

25

О «дрожалке» и «пищалке»

Познакомить детей с понятием «звук»

Выявить причину возникновения звука- дрожание предметов

Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 22,стр.94)

26

Как сделать звук громче?

Обобщить представления детей о физическом явлении- звуке

Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, рабочие листы для фиксации опытов

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 23,стр.95)

27

Почему поёт пластинка?

Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник

Развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки- флейты

Пластинка недолгоиграющая, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стёкла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки- алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 24,стр.98)

28

Как образуются метеоритные кратеры?

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звёздах; развить умение действовать по алгоритму

Мука, большой поднос с высотой края 2-3 см; ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий.

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 25,стр.100)

29

Почему в космос летают на ракете?

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта

Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Всё, что летает», изображение ракеты

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 26,стр.102)

30

Секретные записки

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность

Лимон, вода, спички, чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки-невидимки

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 27,стр.104)

31

Что такое молния?

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии

Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 28,стр.106)

32

Почему горит фонарик?

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки

Картинка с изображением электрического ската; коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для него, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальные скрепки для бумаги, иголка, знаки при пользовании электричеством

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 29,стр.110)

33

Электрический театр

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность

Оргстекло размером 25*40 см, папиросная бумага разных цветов, 2 толстые книги, хорошо просушенные шерстяная ткань и варежка, ножницы, шаблоны с фигурками танцующих человечков, животных; простые карандаши, тонкая цветная, альбомная, тетрадная бумага, полукартон, калька

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 30,стр.112)

34

Радуга в небе

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание

Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 31,стр.115)

35

Забавные фокусы

Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов

3 чайные ложки, охлаждённые в холодильнике; повязка для глаз; 2 настольных зеркала, 2 яблока ил пара других однородных предметов; наполненная водой до краёв банка

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 32,стр.116)

36

Итоговое занятие

Развивать любознательность, познавательный интерес к явлениям окружающего мира

ИКТ видеофильм

(Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. приложение стр.119)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план "Поисково - исследовательской деятельности в природе" 2 младшая группа

Тематический план "Поисково - исследовательской деятельности в природе" (Образовательная область "Познание") вторая младшая группа...

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" средняя группа

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") средняя группа...

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа...

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" подготовительная группа

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") (подготовительная к школе группа)...

"Перспективное планирование поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе"

Целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способст...

Перспективный план поисково - исследовательской деятельности детей

Образовательная область «Познавательное развитие»Планирование исследовательской деятельности на прогулкев подготовительной к школе группеМесяц1 неделя2 неделя3 неделя4 неделяСЕНТЯБРЬ«...

Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....