Перспективный план поисково-исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_poznavatelno-_issledovatelskaya_deyatelnostpodgotovitelnaya_gruppa.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план познавательно- исследовательская деятельность
(подготовительная группа)
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Методическое пособие. Авторы-составители: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., 2-е издание, дополненное, Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
№ | Тема | Цели | Материал | Используемая литература |
1 | Диагностика | |||
2 | Диагностика | |||
3 | Диагностика | |||
4 | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе познания мира - эксперименте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. | Игрушка «Дед Знай», баночка с водой, бумажные полотенце, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ваниль, яблоко, барабан, металлофон, мяч. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 1,стр. 41) |
5 | «Какая бывает вода» | Уточнить представление детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы с пипеткой, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, Соломенка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы, алгоритм выполнения опыта «Соломенка – пипетка», передники клеенчатые, клеенка, ведерки небольшие. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2,стр. 43) |
6 | «Вода растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безлопастного поведения при работе с различными материалами. | Сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фито чая мята, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. | (Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста», стр.46) |
7 | «Сила тяготения» | Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора – пластмассового, деревянного, металлического, мячи. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 4 ,стр. 47) |
8 | «Упрямые предметы» | Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. | Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картон, монеты, рабочие листы, простые карандаши. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 1,стр. стр.48) |
9 | «Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. | Лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 6,стр. 51) |
10 | «Почему предметы движутся?» | Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | Небольшие машинки, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы трения. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 7,стр. 53) |
11 | «Хитрости инерции» | Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от варенных) | Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, передники клеенчатые, тарелки. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 8,стр. 55) |
12 | «Что такое масса?» | Выявить свойства предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования. | Два одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания, пачка соли, спички. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 9,стр. 56) |
13 | «Воздух» | Расширять представления о детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить с историей изобретение воздушного шара. | Сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шары, чашечные весы, миска, бутылка, насос. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 10,стр. 59) |
14 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | Познакомить с понятием световая энергия, показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | Настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 11,стр. 61) |
15 | «Почему дует ветер?» | Познакомить детей с причиной возникновения ветра-движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-легкий, холодны опускается в низ-тяжелый. | Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 11,стр. 64) |
16 | «Почему не тонут корабли?» | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики, бусинки. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 13,стр. 68) |
17 | «Путешествие капельки» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей. | Электрический чайник, холодное стекло, схема «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 14,стр. 70) |
18 | «Чем можно измерять длину?» | Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). | Сантиметровые ленты, простые карандаши, бумага, отрез ткани, шнур, рабочие листы. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 15,стр. 74) |
19 | «Все обо всем» | Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь. | Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, деревянные, столовые, песочные часы, оргстекло, кисточки, карандаши. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 16,стр. 77) |
20 | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги» | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разных размеров, кораблики, презентация. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 17,стр. 78) |
21 | «Откуда взялись острова?» | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Модель «Морское дно», презентация «Морское дно», физическая карта мира. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 18,стр. 85) |
22 | «Как происходит извержение вулкана?» | Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | Картинка как происходит извержение вулкана, карта России, поддоны, картон, клей, сода, уксус, моющая жидкость, листы бумаги, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 19,стр. 87) |
23 | «Как появляются горы?» | Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | Лоскутки ткани, картинка с изображением гор, алгоритм приготовления соленого теста; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 20,стр. 89) |
24 | «Испытание магнита» | Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гайки, детали конструктора «Лего», карандаши, фломастеры. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 21.стр. 91) |
25 | О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук» Выявить причину возникновения звука- дрожание предметов | Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 22,стр.94) |
26 | Как сделать звук громче? | Обобщить представления детей о физическом явлении- звуке | Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, рабочие листы для фиксации опытов | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 23,стр.95) |
27 | Почему поёт пластинка? | Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник Развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки- флейты | Пластинка недолгоиграющая, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стёкла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки- алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 24,стр.98) |
28 | Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звёздах; развить умение действовать по алгоритму | Мука, большой поднос с высотой края 2-3 см; ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображением метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий. | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 25,стр.100) |
29 | Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта | Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Всё, что летает», изображение ракеты | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 26,стр.102) |
30 | Секретные записки | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность | Лимон, вода, спички, чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки-невидимки | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 27,стр.104) |
31 | Что такое молния? | Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии | Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 28,стр.106) |
32 | Почему горит фонарик? | Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки | Картинка с изображением электрического ската; коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для него, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной изолированной проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальные скрепки для бумаги, иголка, знаки при пользовании электричеством | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 29,стр.110) |
33 | Электрический театр | Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность | Оргстекло размером 25*40 см, папиросная бумага разных цветов, 2 толстые книги, хорошо просушенные шерстяная ткань и варежка, ножницы, шаблоны с фигурками танцующих человечков, животных; простые карандаши, тонкая цветная, альбомная, тетрадная бумага, полукартон, калька | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 30,стр.112) |
34 | Радуга в небе | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание | Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 31,стр.115) |
35 | Забавные фокусы | Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов | 3 чайные ложки, охлаждённые в холодильнике; повязка для глаз; 2 настольных зеркала, 2 яблока ил пара других однородных предметов; наполненная водой до краёв банка | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 32,стр.116) |
36 | Итоговое занятие | Развивать любознательность, познавательный интерес к явлениям окружающего мира | ИКТ видеофильм | (Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. приложение стр.119) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план "Поисково - исследовательской деятельности в природе" 2 младшая группа
Тематический план "Поисково - исследовательской деятельности в природе" (Образовательная область "Познание") вторая младшая группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" средняя группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") средняя группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" подготовительная группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") (подготовительная к школе группа)...
"Перспективное планирование поисково-исследовательской деятельности в подготовительной группе"
Целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способст...
Перспективный план поисково - исследовательской деятельности детей
Образовательная область «Познавательное развитие»Планирование исследовательской деятельности на прогулкев подготовительной к школе группеМесяц1 неделя2 неделя3 неделя4 неделяСЕНТЯБРЬ«...
Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....