Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Порткина Светлана Александровна

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программные задачи:

  1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок дошкольного мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей).
  3. Расширение перспектив поиско - познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобладающие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Литература:

  1. Программа «Ребенок в мире поиска» под редакцией Дыбиной О.В.
  2. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Дыбина О.В. -М-2004
  3. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.(растения» Иванов А.И.
  4. « Детское экспериментирование». Куликовская Н.Э. Сатир Н.Н.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4-1998г., № 8 -2006г.
  6. Журнал «Обруч» № 2-1998г. (Опыты с песком и глиной).

месяц

Формы  работы с  детьми

неделяя

Познавательное занятие (или часть занятия)

Опыты, эксперименты

Наблюдение, труд в уголке природы

Наблюдение на участке

Художественно-продуктивная деятельность

Развлечение

сентябрь

1

Наблюдение за черепахой.

Свойства сухого песка

«Растет ли лук в песке»

Рассматривание песчинок

2

«Своды и тоннели»

«Зачем песок в аквариуме?»

Замедление роста растений от температуры воздуха

Рисование на песке.

3

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (опыт в корнеплодах есть питательные вещества)

Свойства мокрого песка

«Песочные часы»

«Песочный конус»

4

Изменение почвы от температуры.

октябрь

1

Беседа о

домашних

животных.

«Куда идет тень?»

«Роль света в жизни растений»

«Солнечный зайчик»

Рисование «Радуга»

2

«Роль света в жизни черепахи»

«Долгота дня»

3

Рассматривание

злаковых

растений

Различная потребность комнатных растений во влаге.

«Хватает ли растениям света на цветнике?»

Теневой театр «Лиса и кувшин»

4

«Радуга на стене»

Пересадка календулы из цветника.

«Почему завяли растения?»

месяц

не де ля

Формы  работы с   детьми

Познавательное занятие (или часть занятия)

Опыты, эксперименты

Наблюдение, труд в уголке природы

Наблюдение на участке

Художественно-продуктивная деятельность

Развлечение

ноябрь

1

Рассматривание и сравнение комнатных растений.

Влияние освещенности на скорость роста растения.

«Посев семян злаков»

«Уличные тени»

2

«Изменение окраски листьев»

3

Кто живет в реке?

Превращение традесканций из полосатой в зеленую.

«Дождевые черви в банке»

«Как птицы готовятся к отлету»

4

Водопроницае мость песка и глины.

Куда прячутся насекомые»

Игры с «ящиком

ощущений»

(камни)

декабрь

1

Знакомство с волком.

«Умеет ли

растение

дышать?»

«Испарение воды» (белье на морозе).

Дид. игра «Угадай запах»

Экологичес кий КВН.

2

«Почему вода не выливается из стакана?!

«Чем дышат рыбы»

«Северный и южный ветер»

3

Рассматривание

комнатных

растений.

«Как быстро вода всасывается корнями растений»

«Где живет вода?»

Рисование

«Раздувание

капельки»

4

«Как влияет вода на прорастание семян(фасоль)»

«Где теплее?»

не де ля

Формы  работы с   детьми

месяц

Познавательное занятие (или часть занятия)

Опыты, эксперименты

Наблюдение, труд в уголке природы

Наблюдение на участке

Художественно-продуктивная деятельность

Развлечение

январь

2

«Зимой в лесу»

«Измеряем температуру»

Влияние тепла на

прорастание

семян.

Разнообразие снежинок.

3

«Снег и лед-вода»

Посадка лука в землю и камни.

Измерение

глубины

сугробов.

Определение температуры на картинах художников

4

Беседа о снеге

«Что тяжелее?» (снег или земля).

«Чьи следы?»

февраль

1

«Умная галка»

Необходимость тепла для распускания срезанных веток.

2

Знакомство с животными жарких и холодных стран.

«Свойства воды»

«Снег-грязный»

Изготовление

цветных

льдинок.

Спортивный

праздник (роль

Минеральн ой воды).

3

Цикл наблюдения за аквариумными рыбками.

Измерение тени взрослого и ребенка.

4

Обобщающая беседа о зиме.

«Вода имеет форму»

«Поземка»

месяц

неделя

Формы работы с детьми

Познавательное занятие (или часть занятия)

Опыты, эксперименты

Наблюдение, труд в уголке природы

Наблюдение на участке

Художественно-

продуктивная деятельность

Развлечение

март

1

«Черенкование

комнатных

растений»

«Как услышать воздух»

«Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»

«Где быстрее тает снег?»

2

«Волшебное письмо»

«Что нужно дереву?» (береза)

Дид. игра «тонет-не тонет»

3

«Муравьи -санитары леса»

«Неприятно дышать»

«Кто чистит аквариум?»

«Измерение температуры воздуха в тени и на солнце»

4

Пересадка

растений

черенкованием.

апрель

1

«Экологическая сказка «Ручеек»

«Притягиваются - не

притягиваются» (магниты)

«Сила ветра и воды» (пускание лодочек).    

Игра «Рыболов»

2

Рост черенков

комнатных

растений.

Цикл   -наблюдения за божьей коровкой.

3

«Доктора леса»

Взаимодействие воды и снега.

«Кто ест водоросли?»

«Где снег не растаял?»

Праздник «Прилета птиц»

4

«Почему надувается воздушный шарик (теплый и холодный воздух)

«Что выделяет растение?»

«Где птицы строят гнезда?»

Игра с «ящиком ощущений» (деревянные и металлические предметы)


месяц

не де ля

Формы  работы с  детьми

Познавательное занятие (или часть занятия)

Опыты, эксперименты

Наблюдение, труд в уголке природы

Наблюдение на участке

Художественно-продуктивная деятельность

Развлечение

май

1

«Беседа о весне»

«Легкость пера»

Раскрывание листьев комнатного растения кислица (утро-вечер)

«Что у нас под ногами?» (почва)

2

«Чем лучше

рисовать?»

(камни)

3

«Планета в опасности»

«Нефтяная речка»

«Зачем нужно рыхлить почву в горшках?»

«Кто живет в почве?»

Изготовление вертушки для игры с ветром.

4

Влияние

прополки на рост рассады.

Долгота дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Комплексно -тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе

комлексно - тематическое планирование познавательно - исследовательской деятельности в средней группе...

Перспективное лексико-тематическое планирование познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе компенсирующей направленности

Перспективноелексико-тематическоепланированиепознавательно – исследовательская деятельностьв старшей группе компенсирующей направленности...

План календарно-тематического планирования по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе

Краткое содержание работы календарно-тематического планирования по экспериментально-исследовательской деятельности....

Календарно-тематическое планирование познавательско-исследовательской деятельности в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год.

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию календарный план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Желаю вам творческих успехов!...

Комплексно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Комплексно-тематический  план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....