Перспективный план поисково - исследовательской деятельности детей
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Планирование исследовательской деятельности на прогулке

в подготовительной к школе группе

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Осень ранняя пришла - мы ее встречаем, с интересом за природой наблюдаем»

Расширять и уточнять представления о растениях; активизировать внимание детей на изменениях в ближайшем природном окружении. Найти дерево, которое раньше других готовится к осени, развивать мотивацию к познанию нового.                 

«Дни прощального тепла»      Развивать умение самостоятельно определять первые признаки осени; закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Плывут паутины над сонным жнивьем, краснеют рябины под каждым окном…»     Формировать умение самостоятельно определять первые признаки осени; меняют цвет листья рябины; формировать элементарное понимание зависимости между типичными явлениями каждого времени года; развивать мотивацию к познанию нового, расширять и уточнять представления о природе.

«Роса блестит на крапиве…»

Расширять и уточнять представления детей о растениях, какие овощи выросли на грядке? Что помогло им вырасти? Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Это царство тумана»             Дать представление о природном явлении – тумане. Развивать сообразительность, расширять и уточнять знания детей о природных явлениях. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Этот таинственный мир насекомых» Расширять и уточнять представления о насекомых, развивать наблюдательность, потребность узнавать новое. Способствовать развитию кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. Расширять и уточнять представления о насекомых, развивать наблюдательность, потребность узнавать новое. Способствовать развитию кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Туча небо кроет, солнце не блестит…»

Расширять и уточнять представления о природе осенью (небе), развивать наблюдательность, мотивацию к познанию нового. Способствовать развитию  кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Заунывный ветер гонит стаю туч…»        Расширять и уточнять представления о природе осенью (о ветре), развивать наблюдательность, мотивацию к познанию нового. Способствовать развитию любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Пышное природы увяданье…» Расширять и уточнять представления детей о растениях и листопаде, закреплять знание характерных признаков времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни растений. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Муравьиная семья»  Расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; закреплять знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание на муравьиные тропы, развивая умение  наблюдать за объектом, делать выводы.

«Вам не нужна сорока?» Расширять представления о зимующих птицах (сороке). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Золотой клен» Закреплять знания детей о золотой осени, о характерных признаках клена в это время года; способствовать развитию связной речи; вызывать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. «Многолетники» Дать представление о разнообразии декоративных многолетних растений (ирис, лилия, флокс, гвоздика, ландыш, пион, люпин), их эстетическое значение, обратить внимание на развитие их корневой системы и подземных видоизмененных побегов, где откладываются питательные вещества, на способы перенесения суровых условий зимы.      «Живые этажи» Дать представление о ярусном расположении растений, их приспособлений к существованию на различных этажах в условиях с различной освещенностью. Формировать целостное представление о природном сообществе, представления о жизненных формах растений (деревья, кустарники, травы).      «Мудрое дерево»

«Кострище» Создать условие для показа безжизненной картины участка, где несколько лет назад жгли костер. Сформировать представление об огромной трудности и долговременности восстановления экологических условий для развития жизни на этом месте: мертвая почва не может обеспечить развитие и рост растений на ней, а также здесь не поселятся животные. Рассмотреть кострище как «мини-эко-катастрофу». «Старый пень»  Выяснить предположительные причины гибели дерева. Обратить внимание на жизнь вокруг пней. Дать представление о том, что пню можно дать вторую жизнь, сделав из него скульптурную композицию, которая будет радовать глаз встретившего его человека. Формировать бережное отношение к «зеленым друзьям». «Сорняки» Способствовать расширению знаний детей о разнообразии сорных растений (пастушья сумка, спорыш, цикорий, одуванчик, подорожник, лебеда, пырей, осот, повилика), их главной биологической особенности – неприхотливости к условиям произрастания. Акцентировать внимание на вредном воздействии сорняков, приносимом культурным видам растений. «Зеленые силачи» Пронаблюдать за произрастанием растений в крайне неблагоприятных условиях существования. Вызвать у детей чувства восхищения и удивления жизненной силой растений, пробивающихся через асфальто-бетонные покрытия, произрастающих на крыше домов и на камнях. Формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни.        «Осень в парке»  Обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений.

О

К

Т

Я

Б

      Р

      Ь

«Лист кружится золотой»    Расширять и уточнять представления детей о природных осенних явлениях на основе падающих листьев. Найти листья, которые падают;  которые летят, медленно кружась; которые летят, цепляясь за ветки. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Перелетные птицы» Расширять и уточнять представления детей о природных осенних явлениях по карточкам-схемам. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Уж небо осенью дышало» Расширять и уточнять представления детей о природных осенних явлениях (небо в разные сезоны). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Какого цвета осень?»          Расширять и уточнять представления детей о природных осенних явлениях, формировать умение отличать листья (по форме, размеру, длине черенка), сравнивать листья разных деревьев. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Осенняя температура» Формировать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, развивать наблюдательность, умение рассматривать объект исследования (солнечная и теневая сторона). «Жизнь птиц осенью» Формировать интерес к жизни зимующих и перелетных птиц, уметь видеть изменения в поведении птиц с приходом осени. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Камни, камушки»  Формировать представления о камнях как части неживой природы. Рассмотреть камень через лупу (видны трещины, узоры, кристалики). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Ветер, ветер, ты могуч…» Совершенствовать умение детей определять силу ветра; расширять интерес к познавательно- исследовательской деятельности; развивать наблюдательность, умение рассматривать объект исследования. «Осенняя прогулка» Обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений. Найти плоды деревьев, соотнести их к дереву.

«Путешествие капельки» Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; развивать наблюдательность, умение рассматривать объект исследования (вода), выявлять свойства (форма, цвет, запах, вкус).         «Подготовка к зиме»            Формировать интерес к погодным явлениям,  умение видеть изменения в погоде с приходом осени; активизировать внимание и память (ветка дерева, с которого упал лист».    «Кошка, которая гуляет сама по себе» Расширять представления о домашних животных, их повадках; активизировать внимание, память; воспитывать гуманное отношение к животным, которых приручил человек. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Туман Туманыч»     Предложить определить температуру воздуха и направление ветра. Уточнить знания детей о природном явлении – тумане; формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; развивать наблюдательность, умение рассматривать объект исследования. «Световой день» Формировать умение замечать, что день становится все короче, а ночь длиннее; совмещать ознакомление  с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений. Рассмотреть устройство солнечных часов.

«Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо» Развивать умение объяснять сезонные явления (выделять характерные признаки дождя осенью). Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. «Чудесная кладовая» Формировать представления детей о почве (есть ли в почве воздух, вода, песок, глина и перегной), о том, что в зависимости от погоды меняется и состояние окружающей среды; активизировать внимание,  память.         «Зима ждала, ждала природа» Расширять представление  о приметах поздней осени, природных явлениях, связанных с приближением зимы (появление первого льда на лужах); активизировать внимание, память. «Увядают травы, листья и цветы»        Предложить посмотреть на иней, который сохранился на траве с теневой стороны здания. Уточнить изменения в природе с приходом поздней осени, развивать наблюдательность, умение рассматривать объект исследования. Предложить посмотреть на иней, который сохранился на траве с теневой стороны здания. Уточнить изменения в природе с приходом поздней осени, развивать наблюдательность, умение рассматривать объект исследования. «Световой день» Уточнить представления о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; развивать познавательный интерес, мышление, память, речь, внимание.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Травушка-муравушка» Сравнить внешний вид трав, рассмотреть корневую систему. Создавать условия для дальнейшего ознакомления детей с растительностью на территории ДОУ; находить изменения, связанные со сменой времени года; дать знания о том, как зимуют травы; развивать наблюдательность, интерес к поисково-исследовательской деятельности. «Лиственные растения»   Закреплять названия лиственных пород деревьев (по коре); систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность, интерес к поисково-исследовательской деятельности. «Хвойные деревья»    Создавать условия для ознакомления с хвойными деревьями; находить изменения, связанные со сменой времени года, сравнивать внешний вид, исследовать шишки хвойных деревьев ( у кедра-орешки, у остальных хвойных-семена). Развивать наблюдательность, интерес к поисково-исследовательской деятельности.  «Кустарники -живая изгородь»    Закрепить названия кустарников, сравнить с деревьями, уточнить, что легче переносит зимние холода. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Почвенное обнажение»  Формировать умение находить изменения в природе, связанные со сменой времени года; уточнить, что почва, как и растительность, готовится к зиме; рассмотреть состав почвы, рассказать о ее значимости для растений и животных. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Заморозки -посланники Деда Мороза» Создать условия для ознакомления детей с природным явлением – заморозками, установить причинно-следственную связь их возникновения; способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Снежок порхает, кружится» Формировать знания о природном явлении- снеге (его свойствами, происхождением); уточнить, что снег- это вода, но в твердом состоянии. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Вьюги да метели»       Дать представление о природном явлении- вьюге (как появляется, чем опасна). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Исследователи»                     Развивать исследовательские качества (измерять глубину снега на разных участках). Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Осторожно, гололед!»        Дать  представление о природном явлении – гололед (вследствие чего он появляется, чем опасен); закреплять правила безопасности. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Ветер, ветер, ты могуч…»       Совершенствовать знания о явлениях неживой природы - ветре (его происхождение); формировать представления о том, что ветер бывает разной силы, температуры, приводит к стихийным бедствиям, но может помочь человеку. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Солнышко, посвети, ясное, согревай»     Формировать представление о том, как солнце влияет на все живое; уточнить, что оно дает свет и тепло, к вещам темного цвета лучи солнца притягиваются, а от светлых -отталкиваются. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Волшебный иней»            Совершенствовать знания детей о природном явлении - инее (как появляется). Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Зимнее небо» Закреплять знания детей о явлениях неживой природы (везде ли небо одинаковое). Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Облака – белогривые лошадки» Дать детям представление о происхождении облаков (туч), их видах. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Насекомые зимой»           Дать представление детям о жизни насекомых в холодный период года (как зимуют, чем питаются, какой ведут образ жизни); устанавливать причинно-следственную связь. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Птицы на нашем участке» Наблюдать за поведением птиц, на какой кормушке птиц больше, почему? Способствовать развитию наблюдательности, любознательности,  интереса к поисково-исследовательской деятельности относительно жизни птиц. «Птичья столовая» Уточнить, чем питаются птицы, какую пищу предпочитают. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Седой дедушка Туман» Совершенствовать знания о природном явлении - тумане (как образуется, какие свойства имеет); дать представление о правилах безопасности в туманную погоду. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Письма на снегу»  Создать условия для ознакомления со следами, оставленными на снегу животными, человеком, птицами, ветром, морозом; находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственную связь. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Для чего нужна зима» Закреплять знания детей о явлениях природы зимой; формировать представление о том, что зимой растения отдыхают. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Зимние забавы» Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности (почему краснеют щеки на морозе, что произойдет, если стоять на месте). «Народные приметы» Формировать представление о том, что состояние погоды можно узнать не только от работников гидрометцентра, но и по народным приметам. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «По  экологической тропе»           Дать представление о том, что такое экологическая тропа, для чего она нужна; развивать умение самостоятельно находить изменения в данном объекте, устанавливать табличку-указатель. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Первопроходцы»                    Дать представление детям о понятии «первопроходцы», их деятельности; формировать умение определять маршрут и объект. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности, желание открывать, узнавать что-то новое.

«Птицы - наши друзья»   Закрепить ранее полученные знания о птицах родного края, их характерных особенностях, повадках, способах приспособления к климатическим условиям. Содействовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Проказы матушки – зимы»    Уточнить, что зима суровое и сказочное время года (сильные морозы, снегопады, вьюги и метели); найти самый красивый природный уголок на территории детского сада. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Снежные колобки»    Помочь детям определить, как образовалась «снежная шапка» на крыше веранды; что может произойти, если она упадет, когда это может произойти. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Идем искать клад»       Продолжать развивать у детей навыки поисковой деятельности; формировать умение ориентироваться на местности при помощи компаса и карты. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности; закрепить правила безопасности. «Зимняя свежесть»   Дать представление детям о том, что зимой очень чистый воздух, пахнет снегом и хвоей (понюхать разложенные на снегу влажные салфетки); формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Звуки сказочной зимы»         С помощью поисковой деятельности помочь детям выяснить,  как трещит при сильном морозе лед, хрустит под ногами снег, воет метель. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Почему хрустят снежинки»  Дать представление о том, что снежинки – это замерзшие капельки воды; при сильном морозе, когда на них наступают, лучики снежинок ломаются и издают хруст. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности, Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Мороз невелик, да стоять не велит»      Путем исследования выяснить, почему нельзя долго стоять на месте на морозе (влажные салфетки сначала мягкие -они теплее воздуха, а потом становятся твердыми). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Спасибо, мороз, что снегу принес» Дать представление о том, какую роль играет снег зимой  для почвы и растений. Сделать вывод, почему сгребают снег к стволам деревьев и на газонах. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Как зимуют птицы»        Посредством исследований помочь детям понять почему ветки хвойных деревьев не ломаются пи сильном ветре и морозе, а лиственных ломаются. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Льдинки -холодинки»    Вместе с детьми изготовить цветные льдинки, проследить ,что получится, если в формочки налить цветную воду. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Морозный денек - что комариный носок»         Обратить внимание детей на то, что зимой дни короткие, а ночи длинные (положение солнца в начале и в конце прогулке, его цвет). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Мороз - Воевода» Осмотреть территорию участка: есть ли оголенные участки земли; раскопать снег до почвы, сравнить: найти сходства и различия. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Зимняя пирушка» Развивать чувство сопереживания птицам и зверям; помочь сделать вывод: на полянке птиц больше, чем на кормушке. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Зимняя сказка у елочки»   Закрепить название праздника, который заканчивает год; выяснить, почему у детей раскраснелись щеки, на елочных игрушках - иней. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Январь - году начало, а зиме середина» Формировать представления о влиянии природы на все живое; дать представление о том, что такое наст, почему он образуется. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Запорошены дорожки, разукрашены окошки» Уточнить, что при сильном морозе из-за разницы температур на стеклах окон появляются морозные рисунки. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь; Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Зимуют вместе с нами»  Сравнить количество птиц, прилетевших к кормушке в декабре, в январе. Помочь сделать вывод: количество птиц не уменьшилось, дети помогают птицам перезимовать. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Звонкий январь» Закрепить понятие «трещит мороз»; предложить рассредоточиться на территории участка, немного покричать, потом поговорить спокойно и произнести шепотом слова, прислушаться; сделать вывод: плотный воздух усиливает звуки. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки» Выяснить, какие части тела охлаждаются быстрее. Закреплять правила безопасности при морозе. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз» Выяснить, что защищает землю от мороза. Найти такие места на участке и засыпать снегом. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Снежное покрывало всю землю одевало» Закрепить знания о свойствах снега, что происходит с ним в середине зимы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Яснее, яснее на небе звезды» Уточнить понятие «звезды».  Найти звезды на небе, почему они мерцают, откуда их хорошо видно. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Деревья надели шубки» Найти деревья полностью укрытые снегом, сравнить хвойные и лиственные деревья. 

    «Даже птице не летится,  от мороза стынет птица»   Рассмотреть снегирей, что означает его название. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать исследовательские качества.

«Ветер и мороз» Формировать представление о том, что в сильные морозы ветра не бывает, но совпадение этих двух явлений природы опасно для всего живого. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Зимнее солнце глядит нам в оконце»       Формировать представление о том, как зимой солнце влияет на все живое, уточнить, что оно дает свет и тепло. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Где мороз ступает, там снежки роняет» Формировать умение определять присутствие мороза, знать признаки зимы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Тучки небесные, вечные странники…» Найти одинаковые по размеру и цвету тучи, дать знание примет: если все небо затянуто тучами, то  день будет пасмурным, снежным. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Месяц январь – зиме государь»      Дать представление о том, что январь – самый суровый и красивый месяц зимы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Из трубы идут колечки»

Создать условия для ознакомления с законом физики: теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Гуляй да наблюдай»

Найти изменения на территории детского сада, сравнить с осенью. Найти предметы, растения на которые повлиял мороз. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Как мы охраняем природу»

Найти на территории участка следы нарушения правил поведения в природе: сломанная ветка, кормушка и т.д. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«В январе морозы, в январе туманы»

Продолжать создавать условия для ознакомления с природным явлением – туманом; дать представление о том, как образуется туман, какими отрицательными свойствами он обладает. Закреплять знания правил безопасности. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«В январе, хоть на воробьиный скок, да прибудет денек»

Формировать у детей исследовательские качества, устанавливать причинно – следственную связь. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«У февраля два друга – метель и вьюга» Формировать представление о том, что  февраль – конец зимы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Февраль зиму выдувает» Формировать представление о том, что зима долго не хочет уходить, утром посылает морозы, метели. Определить, есть ли ветер. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Народные приметы февраля» Формировать представление о том, что состояние погоды можно узнать не только от работников гидрометцентра, но и по народным приметам. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Дуют ветры в феврале»     Дать представление о том, чем отличается вьюга от метели, буран от поземки; найти эти признаки в окружающей среде. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Признаки оттепели»      Предложить найти на участке признаки оттепели. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Воробей с березы на дорожку -  прыг» Закреплять знания детей о птицах родного края, их характерных особенностях, повадках; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково – исследовательской деятельности. «Предчувствие весны» Найти на участке проталины, зеленую травку. Сделать  вывод: как она перезимовала, и не замерзла. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Первая капель»             Дать представление о  явлении природы – капели (как падает, проходит сквозь снег, оставляя лунки, как разлетаются брызги и  вскоре замерзают). Закрепить правила безопасности при нахождении под крышами зданий. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Машина, машина едет, гудит» Предложить послушать шум машин, проезжающих мимо сада, определить их скорость; уточнить, что дорога - опасное место, надо быть осторожным и внимательным. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Делу время – потехе час» Найти на участке места с накатанным снегом и ледяными корочками, выяснить их происхождение; сравнить с состоянием снега на газонах. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Дни недели» Устанавливать причинно – следственную связь между днями недели и своим настроением: почему ждут выходных дней; закрепить названия дней недели. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Почему тает темный снег» Дать представление о том, что грязный снег притягивает солнечные лучи, а белый отталкивает. Провести эксперимент с солью и снегом. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Февраль – февралек, мороз не утек» Обратить внимание на лед: прозрачный, мутный, с замерзшими пузырьками и частичками почвы. С помощью экспериментов выяснить, какой лед быстрее растает. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Загадки про февраль» Создать условия для ознакомления детей с загадками про февраль, уточнить, совпадает ли описание с реальными погодными условиями. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Какого цвета стволы лиственных деревьев в конце зимы» Закрепить название лиственных пород деревьев; уточнить, что температура воздуха повысилась и сок деревьев постепенно оттаивает, поэтому меняется цвет стволов. Сравнить температуру стволов лиственных деревьев и хвойных. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Зима недаром злится, прошла ее пора» Предложить провести эксперимент со льдом и снегом: опустить их в воду (лед будет плавать, а снег растает). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Висит на окошке кулек ледяной» Обратить внимание детей на крыши домов: с какой стороны здания больше сосулек; установить причинно – следственную связь их появления. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Февраль – шутник» Дать представления детям о гололеде, правилах безопасного поведения на льду. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «В феврале зима с весной встречаются» Закрепить название первого весеннего месяца, сравнить погодные условия начала и конца зимы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Февраль силен метелью, а март капелью» Закрепить названия природных явлений зимой, подставить под капель ведро: определить, сколько наберется воды за время прогулки, какого цвета вода. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

М

А

Р

Т

«Рыхлый снег темнее в марте» Формировать представления о влиянии природы на все живое. Положить куличек из снега на солнечную  сторону и в тень, посмотреть, что произойдет к концу прогулки. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Еще в полях белеет снег» Уточнить, что зимой ночью еще морозно, поэтому снег днем тает не везде одинаково; устанавливать причинно – следственную связь. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Чиста небесная лазурь» Предложить детям найти в своей одежде лазурный и голубой цвет; в глазах голубой цвет. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Веселые капли» Посчитать, сколько капель падает в минуту; рассмотреть через лупу; определить цвет, температуру, размер капель. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Очень теплые ноги у весны» Понюхать несколько травинок, о чем напоминает запах? Понюхать кусочек почвы (пахнет грибами). Сравнить запахи. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Полюбуйся, весна наступает» Найти признаки весны по пословицам, уточнить, совпадает ли их содержание с наблюдаемыми явлениями. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«По небу плыли облака» Положить сухие салфетки черного и белого цвета на солнце, потрогать. Через несколько минут что изменилось. Сделать вывод: белый цвет отталкивает лучи, а черный поглощает. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Здравствуй, солнышко– колоколнышко»                     При помощи зеркальца поймать солнечный лучик, поиграть с ним; уточнить, как отражается солнце в зеркале. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Заря-заряница – красная девица»      Дать детям представление о восходе солнца, закрепить знания о части света – востоке, где восходит солнце. Растворить краски в лужице в том порядке, как восходит заря: желтый, оранжевый, красный. Наблюдать, как один цвет переходит в другой. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Увидел скворца – весна у крыльца»

Закреплять знания о перелетных птицах, сравнить скворца и грача во внешнем виде, в поведении. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.  

«Березовая роща»    Закреплять названия перелетных птиц, уточнить места их гнездования, виды жилья (гнездо, дупло, скворечник). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Послушный ветерок»  Развесить влажные салфетки на солнышке и в тени. Формировать представление о том, что весенние ветры имеют разное направление и силу; устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Уходи, мороз косматый» Уточнить, что ночью продолжаются заморозки, выпадает снег, зима не хочет уходить. Сравнить шишки сосны и ели, сухие чешуйки раскрыты. Опустить в лужу. Что будет? (Чешуйки сомкнутся). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Как почва перезимовала» Воткнуть в почву палочки на солнце и в тени. Находить изменения  и давать им объяснения. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Стали дни уже длиннее, а капелям веселее»   Закрепить название месяца, его позицию в ряду весенних месяцев. Обратить внимание на положение солнца утром, днем и вечером; сравнить с предыдущим днем. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«По экологической тропе»     Уточнить глубину снежного покрова на грядках, как перезимовала живая изгородь, почему в птичьей деревне сломаны скворечники; установить причинно – следственную связь. (Это результат воздействия порывистых ветров и снежных бурь).          «Будем вежливы к природе» Закрепить правила  экологической культуры. Найти растения на участке, которые нуждаются в помощи. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Природу вокруг охраняй, карауль, внимательный, зоркий *зеленый патруль*» Выяснить, почему люди должны беречь и охранять  природу.  Пускать мыльные пузыри, уточнить, почему они летают, из чего состоят. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Кто чем занят в лесу»              Дать представления об условиях обитания животных в дикой природе; проследить за поведением бездомных кошек и собак, покормить их. Побеседовать о гуманном отношении к животным. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Март с водою, апрель с травою» Формировать исследовательские качества. Найти на участке места: где почва сухая, где не растаял снег; сделать вывод. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Травка зеленеет, солнышко блестит»    Найти газоны, где больше зелени, сравнивать высоту травы, запах» уточнить, почему в одном месте трава выше, чем в другом. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Первые подснежники» Дать представления о первоцветах, которые появляются весной. Обратить внимание на какую часть света ориентированы цветки подснежника; сколько их, в каком месте их меньше, больше, почему. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Народные приметы апреля» Формировать представление о том, что о погоде можно узнать не только от работников гидрометцентра, но и по народным приметам. Определить, у каких пород деревьев темнее ствол, почему. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Плачут березки»       Дать детям представление о новом природном явлении – сокоистечение у растений на примере березы, объяснить, почему это происходит. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Встречаем пернатых друзей» Понаблюдать, как птицы устраивают свое жилье, на какие ветки садятся отдохнуть, какие выбирают ветки – толстые или тонкие, почему. Закрепить названия перелетных птиц, их характерные особенности, места обитания. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. Понаблюдать, как птицы устраивают свое жилье, на какие ветки садятся отдохнуть, какие выбирают ветки – толстые или тонкие, почему. Закрепить названия перелетных птиц, их характерные особенности, места обитания. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Ожили насекомые» Насыпать сахар в траву, посчитать, сколько разных видов насекомых соберутся на угощение. Формировать знания о насекомых, их особенностях, местообитании. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Солнце по небу гуляло» Посмотреть на солнышко через солнцезащитные цветные очки. Калейдоскопы направлять на солнце, в сторону. Когда интереснее смотреть? Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Почки, из которых появятся листочки» Сравнить почки березы и тополя. Почему у тополя почки клейкие, а у березы рассыпчатые? Сделать вывод. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Песни весны» Полить песок водой, обратить внимание на то, как впитывается или стекает вода. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «День Земли» Формировать чувство ответственности за безопасность жизни, желание содержать  свой город в чистоте. Развивать воображение, умение и желание экспериментировать.        

«Кто в домике живет?» Накрыть траву стеклянной банкой (на солнце и в тени). На солнце на стенках банки появится конденсат, а в тени останется сухой. Закрепить названия птиц и животных.  Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Посади дерево» Провести исследование почвы вокруг посаженных деревьев: вода впиталась сразу или не проходит, потрескалась почва или нет, появились ли пузыри на поверхности. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «По Земле из края в край, ходит мальчик помогай.       Что нужно сделать, чтобы почва долго оставалась влажной?  (Мульчировать опилками или закрыть сеткой; следить, чтобы она проветривалась и не было застоя влаги). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Веселая карусель природы»     Формировать представление об окружающем. Понаблюдать за муравьями, как называется их дом, что делают, когда трудятся, чем питаются и т.д. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.  «Какого цвета зелень»          Найти растения с одинаковым цветом зелени, затем светлого, темно-зеленого цвета. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Цвети, Земля» Сделать из мокрого песка, почвы, глины колечки. Какое колечко прочнее, почему? Закрепить свойства песка, почвы, глины. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Ветерок весенний лучше, чем осенний» Обратить внимание на признаки ветра, при помощи султанчиков определить направление ветра. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Родные просторы» Найти среди травянистых растений подорожник, положить листочки подорожника на солнце и в тень. Что с ними произойдет? Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Наблюдение за трудом взрослых» Понаблюдать за трудом взрослых на огороде.   Кто ходит по вскопанной почве? (Скворцы). Чем заняты? (Собирают червей и других насекомых). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Погода в апреле» Закрепить название месяца, дня недели; уточнить погоду.  Поместить вертушки на открытом и закрытом местах, сделать выводы. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

 

М

А

Й

«Люблю грозу в начале мая» Формировать представление о том, что в мае бывают грозы с сильными проливными теплыми дождями. Понаблюдать за грозовыми облаками: какого цвета, на какой высоте. Рассмотреть схему движения облаков; после грозы обратить внимание: чистый воздух, деревья, дома, дороги. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Ласточка-касаточка» Обратить внимание детей на то, что прилетели певчие птицы: ласточки, пеночки, трясогузки, горихвостки, скворцы. Послушать и определить, в какой стороне детского сада слышны голоса певчих птиц; у кого звонче, красивее, кто поет реже; чем голоса отличаются друг от друга. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Народные приметы мая» Формировать представление о том, что о погоде можно узнать не только от работников гидрометцентра, но и по народным приметам. Предложить определить по народным приметам, какая погода будет завтра. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Первоцветы» Предложить найти на территории детского сада подснежник, ландыш, одуванчик, кукушкины слезы, примулу, медуницу, жарки; сравнить их по запаху, строению, месту произрастания. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Всех месяцев звонче веселый месяц май» Определить, на каких  деревьях больше птиц, собираются ли они стайками, чтобы петь. Устанавливать причинно – следственные связи, способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Береза – символ России»   Рассмотреть виды берез, найти сходство и различия по внешнему виду, строению коры, расположению веток. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Во саду ли, в огороде»   Рассмотреть соцветия сирени, черемухи, понюхать их, сравнить; найти сходство и различие. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Лесная аптека» Создавать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, которые произрастают на участке (подорожник, лопух, одуванчик, полевая ромашка, мята, мать-и-мачеха, цикорий). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Наш друг светофор» Предложить послушать шум машин, которые проезжают мимо территории детского сада, определить их скорость; уточнить, что дорога – опасное место, надо быть осторожным и внимательным. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Правила безопасности летом»   Выкопать луночки в сухом и влажном песке, налить воду. Понаблюдать в какой лунке быстрее исчезнет вода, почему. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Что мы сажаем?»   Закрепить названия цветов, посадить рассаду на клумбе. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Уроки фантазии» Пускать мыльные пузыри, уточнить их размер, почему они летают, переливаются. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Играем с песком» Рассмотреть песок с берега реки и из песочницы, сравнить по цвету, форме; опустить песок в воду. Закреплять знание свойств песка. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Облака, вы летите к нам издалека?» Налить в 3-х литровую банку теплой воды, закрыть крышкой, сверху положить лед. Теплый воздух в банке, соприкасаясь с холодной крышкой, конденсируется на ней и капает, как дождик. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Какого размера листья у деревьев» Предложить потрогать листики, понюхать, сравнить между собой, установить причинно-следственную связь; почему листочки разного размера и цвета. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«По экологической тропе»   Закрепить маршрут экологической тропы; провести эксперимент с воздушным шаром. Что произойдет, если незавязанный шарик, заполненный воздухом, опустить в воду. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «В гости к дятлу» Проследить, кто находится рядом с дятлом на ветках, под деревом, почему они не мешают ему работать. (Синички, горихвостки, поползни ждут, когда дятел уронит насекомое.) Как можно назвать дятла? Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Скоро лето» Выяснить, чем поздняя весна отличается от начала лета. Назвать признаки весны, месяцы, что нравится в этих месяцах? Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Разноцветный луг»   Закрепить знание травянистых растений, сравнить растения между собой; уточнить, что трава – это зеленый ковер, который украшает и защищает Землю. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности. «Мы – Робинзоны» Формировать умение ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, народных примет. Найти в зарослях кустарника коробочку, внутри которой полезные ископаемые; рассматривают их, уточняют, где использует их человек. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, интереса к поисково-исследовательской деятельности.

      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohranyay_prirodu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Здесь вы найдете перспективный план экспериментальной деятельности (опытов и наблюдений) на год в первой младшей группе, в котором по месяцам расписаны задачи и названия опытов, проводимых с детьми....

Тематический план по организации поисково - исследовательской деятельности детей первой младшей группы

Организация поисково - исследовательской деятельности детей первой младшей группы...

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе.

Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе....

Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....

Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности детей (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению....

Перспективный план поисково-исследовательской деятельности

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе...

План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»

Образовательная область – познавательное развитиеИнтеграция – коммуникация, музыка.Вид детской деятельности – исследовательскаяФорма проведения – беседа, наблюдение, эксперимен...