Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie._19_-_20.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Месяц | Неделя | Название опыта | Цель опыта | Проведение опыта | Вывод |
Сентябрь | 1 | Опыт № 1. «Воздух в стакане». | Познакомить детей со способом определения наличия воздуха. | Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? | В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. |
2 | Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен». | Познакомить детей со свойствами воздуха: невидимость и прозрачность и возможностью | Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза). | Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать. | |
3 | Опыт № 3. «Весёлая полоска». | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она лёгкая) Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – на неё действует сила воздуха). Полоску бумаги прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха). Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка). | Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха. | |
4 | Опыт № 4. «Воздух имеет вес». | Показать способы определения веса воздуха | Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. | Воздух имеет вес. | |
Октябрь | 1 | Опыт № 1. Ветер. | Выявить связь между сильным ветром и быстрым движениями игрушек. | Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздаёт ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на ниточки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают). Да, бабочки и божьи коровки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками. | Ветер - это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть. |
2 | Опыт № 2. Воздух внутри нас. | Показать, что внутри человека находится воздух. | Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки | Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. | |
3 | Опыт № 3. Свойства воздуха | Познакомить со свойствами воздуха – расширением и сжатием | На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался | При нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается. | |
4 | Опыт № 4. «Тёплый воздух вверху, холодный внизу». | Помочь детям определить движение воздуха в зависимости от температуры | Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам входит холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу к нам). | Получается, что один воздух - тёплый, движется вверху, а навстречу ему - внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха. | |
Ноябрь | 1 | Опыт № 1. Есть ли форма у воды? | Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. | Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. | Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. |
2 | Опыт № 2. Капля воды | Показать, как выглядит капля. | Из бутылочек с отверстиями разного диаметра на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы и какого размера появляется капля из горлышка и как она падает. | Капли бывают разного размера. Чем больше капля, тем быстрее она падает | |
3 | Опыт № 3. Движение воды | Показать, как передвигается вода в почве. | Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы | Вода может передвигаться в любом направлении | |
4 | Опыт № 4. Куда делась вода? | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения воды от температуры. | В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая – рядом с отопительной батареей, третья – на стол к воспитателю. Сравнить результаты через день. | Чем больше тепла, тем быстрее идет испарение жидкости | |
Декабрь | 1 | Опыт № 1. Почему не тонут корабли? | Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли | В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву | Если предмет пустой, то он не тонет. Предмет не тонет до определенной степени наполнения. |
2 | Опыт № 2. Пар – это тоже вода | Познакомить детей с процессом конденсации | Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. | Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. | |
3 | Опыт № 3. Откуда берется иней? | Выявление механизма образования инея. | На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле. | При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней. | |
4 | Опыт № 4. Прозрачность льда. | Познакомить детей со свойством льда: прозрачность и хрупкость. | Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лёд видны замёрзшие предметы. | Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен. | |
Январь | 1 | Опыт № 1 Как работает термометр | Посмотреть, как работает термометр | Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре. | Тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке |
2 | Опыт № 2. Защитные свойства снега. Почему снег греет? | Показать, как снег защищает корни растений от замерзания | Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. | В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло. | |
3 | Опыт № 3. Лед легче воды | Доказать, что вода при замерзании расширяется. | Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. | Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее. | |
4 | Опыт № 4. Почему снег мягкий?. | Подвести детей к пониманию того, что чем объект более пористый, тем он легче | Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. | Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. | |
Февраль | 1 | Опыт №1 Растворимость соли | Подвести детей к пониманию того, что соль растворяется с разной скоростью в зависимости от t воды | Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тёплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеёнка). Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть как быстро или не очень она растворится или не растворится в воде. Затем тоже самое нужно проделать со стаканом тёплой воды. | Соль очень хорошо растворяется в воде и не изменяет прозрачность воды. В тёплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной. |
2 | Опыт № 2 Соль и плотность воды. | Доказать, что соль повышает плотность воды | Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли. Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадёт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солёной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солёную воду пресной, меняя концентрацию солёной воды, тем ниже опустится яйцо. | Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. | |
3 | Опыт № 3. Получение кристаллов соли путём выпаривания воды. | Познакомить детей со способом добывания соли | Для эксперимента вам понадобится стакан с небольшим количеством воды, шерстяная ниточка, соль. Эксперимент ведётся несколько дней в группе. Добавить в воду большое количество соли, положить в стакан с водой и солью шерстяную ниточку, поставить готовый продукт на тёплую (горячую) батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями в стакане с водой. Вода в ёмкости на батарее испарится, на дне останутся крупные кристаллы соли; вода на окне испарится не вся, а на стенках появится белая полоска – соляной налёт. На 5 день появятся первые кристаллы на нитке. | Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли. | |
4 | Опыт № 4 Соль и организм человека. | Познакомить детей с влиянием соли на организм человека | Этот опыт можно проводить каждый день в процессе приёма пищи в детском саду. Если съесть кусок солёной рыбы, через какое-то время сильно захочется пить. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма. Врачи советуют: нельзя много есть солёного! | Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно в умеренных порциях. | |
Март | 1 | Опыт № 1. Магнит. | Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. | Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов. | Все, что притягивается магнитом, сделано из железа. |
2 | Опыт № 2. Магнетизм. | Выявить прохождение магнитных сил через воду и стекло. | -в кувшин с водой бросить скрепку; -прислонить магнит к кувшину на уровне скрепки и медленно перемещать его по стенке кувшина вверх. Скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх | Магнитная сила проходит через стекло и воду. | |
3 | Опыт №3 Магниты действуют на расстоянии. | Выявить возможность магнита действовать на расстоянии | Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. | Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем". | |
4 | Опыт №4. Магнитные свойства можно передать обычному железу. | Познакомить детей со способом передачи магнитных свойств металлу. | Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Если магнит убрать, то все скрепки рассыпаются. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным. | Магнитное поле можно создать искусственно. | |
Апрель | 1 | Опыт № 1. Солнечная лаборатория. | Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. | Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета).Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. | Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого! |
2 | Опыт №2. Свет движется по прямой. | Материал: фонарик, два листа картона, две картонные подставки, несколько книг, кнопка. Ход опыта. В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки. Результат. Через оба отверстия видишь свет Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком. Результат. Свет не виден. | Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше. | ||
3 | Опыт № 3. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы. | Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик. Ход опыта. Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком. Результат. За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги. | Книга, картон - непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень. | ||
4 | Опыт № 4. Образование теней. | Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона ( собачка). Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной. Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень | Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой. | ||
Май | 1 | Опыт № 1 Песок | Рассмотреть форму песчинок, познакомить со свойством песка – сыпучестью | Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. | Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. |
2 | Опыт № 2. Песчаный конус | Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. | Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. | Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. | |
3 | Опыт № 3 Своды и тоннели | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | Возьмем трубочку диаметром чуть больше карандаша, склеенную из тонкой бумаги. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой | Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми. | |
4 | Опыт № 4 Погружение предметов в мокрый и в сухой песок. | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка | Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой. | В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: Чернова Н.С
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: ...
План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»
Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....
Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....
Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование".
Познавательно – исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей...