Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Мастер-класс «Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности в экологическом воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mastenr_klass.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска
(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска)
пер. Гражданский, 14-А, г. Рубцовск, Алтайский край 658200
телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования
«Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»
Воспитатель: Шаменкова Т. А.
Рубцовск 2022
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования
«Познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности в экологическом воспитании
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об познавательно исследовательская деятельность в экологическом воспитании.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет познавательно исследовательская деятельность в развитии ребёнка - дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
“В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.
Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский призывал “ввести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, широко используют и большинство современных педагогов и детских психологов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста познавательно исследовательская деятельность наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.
В форме экологической сказки сегодня хочу показать Вам эксперимент, который можно использовать при работе с детьми.
Сказка «Нефтяная рыбка»
Жили-были старик со старухой у самой красивой реки. Как-то раз забросил старик в реку невод, пришёл невод с одной рыбкой, да не с простой, Нефтью чешуя покрыта.
Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась:
-Лучше отпусти меня в аквариум с чистой водою, нефть идёт по трубе через поле болото и речку, но вот случилось беда в трубе появилась дыра стала грязной река, гибнут рыбы, раки и птицы завтра всё может случиться. Мало кислороду поскорей спасайте воду не хочу быть рыбкой нефтяную, а хочу остаться рыбкой простую.
Почему рыбка поросилась в аквариум с чистой водой? Дети, прослушав сказку легко ответят на этот вопрос «Потому что вода стала грязной»
С помощью п эксперимента «Нефтяная речка» нам необходимо показать детям насколько сложно удалить нефтяное пятно с поверхности воды.
Эксперимент «Нефтяная речка»
Для эксперимента нам потребуется следующий материал: прозрачный пластиковый стакан, прозрачная пластиковая трубка, прищепка, растительное масло, стакан с водой, пустой стакан, контейнер с водой и маслом, вата, салфетки
Предварительная работа: в нижней части стакана делаем отверстие по размеру трубки вставляем трубке закрепляем пластилином, второй конец трубки закрепляем прищепкой.
В прозрачный контейнер наливаем воды, это будет наша река, затем добавим растительное масло, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка – это и будет нашим нефтяным пятном. Если мы спросим, что же будет если контейнер накрыть пленкой, то дети ответят «рыбы погибнут им будет нечем дышать». То же самое у нас происходит с нефтяной пленкой, поэтому рыбка попросила воду очистить. Как вы думаете, как мы будем очищать воду?
Я предлагаю спустить воду, по пластиковой трубке, для этого нам необходимо убрать прищепку, и вода польется в свободный сосуд, как только в трубке появится растительное масло, необходимо свободный конец трубки снова зажать прищепкой. В стакане у нас оказалась чистая вода, а нефтяная плёнка осталась в прозрачном контейнере.
Возникает вопрос, скажите можно точно так же спустить воду по трубе из озера, реки, моля или океана в природе? (ответы:….). Конечно же нет, потому что нет такой большой ёмкости, да и рыбы погибнут и все обитатели воды.
Поэтому мы свами используем другие способы убрать нефтяное пятно.
Нам понадобятся вата или салфетки, сначала попробуем при помощи ваты убрать нефтяное пятно, а затем и с помощью салфеток. Вата так же как и салфетки будет впитывать растительное масло, а поверхность воды остаётся чистой. Но, а в природе нефтяную плёнку убираю при помощи специальных насосов, откачивая её и поверхность воды остаётся чистой.
Исходя из данного опыта можно сделать вывод, что, разлив нефти очень опасен для рыбы и обитателей водной глубины, а так же для водоплавающих птиц.
В заключение хотелось бы сказать, что главным достоинством эксперимента является приобретением детьми необходимых знаний, активизация мыслительных процессов и приобретения способности как ставить правильно вопросы и находить на них ответы, делать выводы. При этом развиваются такие качества как самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремлённость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"
Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"
Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект мастер – класса по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебная экскурсия по окружающему миру»
Цель: ознакомление педагогов с методами и приемами формирования мышления дошкольников на ТРИЗ-педагогики.Задачи:1. Познакомить педагогов с методами:- круги Лу...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд
Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"
Программные задачи:Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые в...
Конспект образовательной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе) тема: «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект образовательной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной группе) тема: «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ» занятие №2
Конспект №2 из серии занятий по знакомству детей со свойствами воды...