Конспект мастер – класса по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебная экскурсия по окружающему миру»
консультация на тему
Цель: ознакомление педагогов с методами и приемами формирования мышления дошкольников на ТРИЗ-педагогики.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методами:
- круги Луллия;
- дихотомия;
- морфологический анализ;
- типовые приемы фантазирования.
2. Проработать с педагогами приемы организации творческих заданий.
3. Формировать новое исследовательское мышление педагогов через изучение методов ТРИЗ-педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер – класса
по познавательно-исследовательской деятельности на тему:
«Волшебная экскурсия по окружающему миру»
Валиева Э.М. воспитатель
МБДОУ « Детский сад № 10
«Созвездие» ЗМР РТ»
Цель: ознакомление педагогов с методами и приемами формирования мышления дошкольников на ТРИЗ-педагогики.
Задачи:
- Познакомить педагогов с методами:
- круги Луллия;
- дихотомия;
- морфологический анализ;
- типовые приемы фантазирования.
- Проработать с педагогами приемы организации творческих заданий.
- Формировать новое исследовательское мышление педагогов через изучение методов ТРИЗ-педагогики.
Оборудование:
Демонстрационный материал: тележка с игрушками – героями мультфильмов; фотоплёнка с сюжетами из мультфильмов и пиктограммами; пособие «Круги Луллия»; пособие «Лента с кармашками»; пособие «Пластинка мира»; пособие «Подзорная труба».
Раздаточный материал: картинки для «Кругов Луллия» (по признаку «Части»), первый круг объекты, второй круг части этих объектов; картинки предметов природного и рукотворного мира; цветная бумага А-4; картина с изображением предметов – слов из УМК; картинки к пособию «Да-нетки».
Ход:
Входит воспитатель в роли Мультяшки и катит тележку, в которой находятся герои мультфильмов, творческие задания и пособия.
Сохраним уникальность и само ценность детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги. И неслучайно, я начала своё выступление с основного принципа федерального стандарта дошкольного образования. Как педагог я нахожусь в постоянном поиске форм, приемов и методов работы с дошкольниками, которые не передавали бы детям готовые знания, как в традиционной педагогике, а формировали бы у ребенка исследовательские умения, мышление через интерес к познанию окружающего мира. И сегодня я хочу представить вам свою находку - обучение способам работы с творческими задачами, которые позволяют каждому ребёнку сформировать инициативность, самостоятельность, способность ребёнка к фантазии, воображению и творчеству.
- Моя находка построена на большом интересе и положительных эмоциях дошкольников. Я в образе Мультяшка, приношу детям множество творческих заданий.
- Хотите, я вам представлю некоторые из них?
- ответы.
- Тогда я приглашаю фокус – группу для проведения мастер – класса. Мне нужно 4 педагога.
Итак, я хочу представить моё первое пособие, которое называется « Круги Луллия.
- Это три круга разного диаметра, прикреплённой стержнем в виде гайки с шурупом, с двумя стрелками. Круги подвижны, они разделены на восемь секторов, на секторах размещаются картинки и при вращении кругов под стрелкой оказываются определённые сектора. Суть игры расположить картинки на кругах, раскручивать круги, и рассматривать сочетания картинок, на которое указывает стрелка. Хочется остановиться на творческом задании:
Задание «Найди реальное сочетание»
- Найди реальную часть реального объекта. Н-р: чайник – крышка от чайника. У чайника есть крышка. Чайник накрыт крышкой, и она его часть.
1круг – объекты (чайник, вертолёт, шуба, книга, телевизор, берёза, река).
2 круг – части этих объектов (крышка чайника, рыба, колесо, пуговица, буква, антенна, ветка).
Педагоги проигрывают «Круги Луллия».
Второй способ: «Объясни необычное сочетание».
При выпадении различных объектов вы должны достоверно объяснить необычное их сочетание.
Третий способ: « Придумай фантастическую историю или сказку»
После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребёнку предлагается составить фантастический рассказ и сказку. Н-р: Река – крышка от чайника. «Однажды туристы захотели у реки поужинать. Один мальчик пошёл к воде и нечаянно уронил крышку от чайника в реку. Лежит крышка на дне и «плачет». Рыбки плавают вокруг и хотят ей помочь.
Следующий способ: « Реши проблему»
В этом тренинге решаются реальные задачи. Н-р: « Если крышка от чайника останется в воде, какие проблемы появятся у реки? » - В воде крышка от чайника покроется ржавчиной. Вода будет портиться, плохо будет всем жителям. Как можно достать крышку из воды? – Всё железное можно доставать магнитом из воды.
- Это загадочные круги развивают внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект ребёнка.
Мультяшка переносит педагогов к следующему заданию.
Задание «Пластинка мира»
Представляю следующую мою находку « Пластинку мира». Основная цель данного пособия, это обучение детей классификации объектов окружающего мира.
Пособие представляет собой круг, разделённый на 2 полукруга. Белого цвета рукотворный мир, а голубого природный.
В центре пластинки располагается стопка картинок, расположенных тыльной стороной. Каждый участник берёт по одной картинке и располагает на нужный сектор пластинки.
Давайте поработаем с карточками природного мира. На какие две группы можно разделить природный мир.
Ответы:
Верно, на живую и неживую природу. Попробуем разложить объекты на живую и неживую природу.
Далее задания усложняются:
Живая природа разделяется на 3 сектора: животный, растительный мир и грибы. Соответственно, неживая природа тоже делится на 3 сектора: вещества в жидком, газообразном и твёрдом состоянии.
Таким способом дети приходят к классификации природного мира.
А рукотворный мир, на какие классификационные группы разделяется?
Ответы:
Одежда, транспорт, мебель и т.д.
Хочется, уважаемые педагоги немножко усложнить задание и использовать пиктограммы технологии ТРИЗ. Пиктограмма части располагается на сектор природного мира, а пиктограмма материал рукотворного. Вам, уважаемые коллеги нужно объяснить из каких частей состоит объект природного мира, из какого материала состоит объект рукотворного мира?
Ответы:
Эта игра формирует экологическое сознание дошкольников
Мультяшка переносит педагогов к следующему заданию.
Задание «Да-нетка»
Следующее пособие игра «Да-нетки».
. Суть задания ведущий задумывает один из объектов, а вы должны догадаться, задавая вопросы. Правило:
- Нельзя перечислять объекты. Ответы должны быть либо утвердительными «да», либо отрицательными «нет».
- Первый вопрос звучит так: Этот объект в середине ленты?
Например: Загадайте любую цифру.
1 вопрос: эта цифра в середине ленты?
- ответы - нет.
2 вопрос: А как догадаться где середина?
Ответы.
Мультяшка демонстрирует способы:
Лента состоит из нечётного количества кармашков.
1 способ: берём за оба конца ленты, уткнувшись носом, находим середину.
2 способ: сложить ленту пополам – один из кармашков не сложиться и это середина.
Я загадываю цифру, а вы должны угадать.
-Эта цифра в середине ленты?
Ответ: Нет.
- Эта цифра больше середины?
Ответ: Да.
Значит, отсекаем середину и цифры меньше середины. Сужаем поле поиска.
Это цифра в середине ленты?
Ответ: Нет.
Это цифра больше середины?
Ответ: Нет.
Отсекаем середину и цифры больше середины.
Это цифра красного цвета?
Ответ: Да.
Это цифра 1.
Ответ: Да
Сегодня мы поработали с лентой, которая помогает сформировать ориентировку в горизонтальной плоскости. Направление больше - меньше. Если перевернуть ленту по вертикали, то мы получим лифт, работая с которым можно формировать ориентировку в вертикальной плоскости. Направление выше – ниже.
Ещё я предлагаю поиграть с геометрическими фигурами на плоскости.
- Загадывайте любую фигуру. Первый вопрос всегда звучит так. Эта фигура в середине ряда.
- Нет.
-А как вы догадались, где середина?
Ответы:
Середину мы определяем так. Я попрошу двух педагогов встать друг против друга по разные стороны. Одновременно с помощью шагов мы определяем середину. Итак, пошли на один шаг первый….т.д.
Нашли середину. Встаём напротив геометрических фигур. Загадывайте фигуру, а вы отгадывайте.
- Эта фигура в середине ряда?
-Нет.
-Эта фигура слева от середины?
-Нет.
Отсекаем середину и фигуры находящиеся слева и т.д.
Все представленные творческие задания - это методические приёмы, которые можно использовать с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. К сожалению, время мастер-класса ограничено, но в своей практике я использую большое количество творческих заданий, которые были представлены так же и в практической части с детьми.
Продемонстрированные пособия и методики, представляют собой педагогическое направление, называемое сегодня - ТРИЗ-педагогика. Данная педагогика позволяет дошкольнику развить творческое воображение, сформировать исследовательскую деятельность, способность самостоятельно получать знания в окружающем мире.
Я желаю вам и вашим малышам много новых открытий в бесконечно интересном окружающем мире.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"
Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"
Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"
Программные задачи:Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые в...
Мастер - класс «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действ...
Презентация к мастер-классу по познавательно – исследовательской деятельности для педагогов «Фокусник – воздух»
Мастер-класс по экспериментированию по теме "Воздух" для воспитателей (старший дошкольный возраст)...
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита на металл».
Свойства магнита на металл...
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»
Даный мастер класс для педагогов дошколного образования....