Конспект мастер – класса по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебная экскурсия по окружающему миру»
консультация на тему

Валиева Эндже Магсумовна

Цель: ознакомление  педагогов  с методами и приемами формирования мышления дошкольников  на ТРИЗ-педагогики.

Задачи:

1.     Познакомить педагогов с методами:

- круги Луллия;

- дихотомия;

- морфологический анализ;

- типовые приемы фантазирования.

2.     Проработать с педагогами  приемы организации творческих заданий.

3.      Формировать новое исследовательское мышление педагогов через изучение методов ТРИЗ-педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер – класса

по познавательно-исследовательской деятельности на тему:

«Волшебная экскурсия по окружающему миру»

        Валиева Э.М. воспитатель

        МБДОУ « Детский сад № 10

        «Созвездие» ЗМР РТ»

Цель: ознакомление  педагогов  с методами и приемами формирования мышления дошкольников  на ТРИЗ-педагогики.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методами:

- круги Луллия;

- дихотомия;

- морфологический анализ;

- типовые приемы фантазирования.

  1. Проработать с педагогами  приемы организации творческих заданий.
  2.  Формировать новое исследовательское мышление педагогов через изучение методов ТРИЗ-педагогики.

Оборудование:

Демонстрационный материал: тележка с игрушками – героями мультфильмов;  фотоплёнка с сюжетами из мультфильмов и пиктограммами; пособие «Круги Луллия»; пособие «Лента с кармашками»; пособие «Пластинка мира»; пособие «Подзорная труба».

Раздаточный материал: картинки для «Кругов Луллия» (по признаку «Части»), первый круг объекты, второй круг части этих объектов; картинки предметов природного и рукотворного мира; цветная бумага А-4; картина с изображением предметов – слов из УМК; картинки к пособию «Да-нетки».

Ход:

Входит воспитатель в роли Мультяшки и катит тележку, в которой находятся герои мультфильмов, творческие задания и пособия.

Сохраним уникальность и само ценность детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги. И неслучайно, я начала своё выступление с основного принципа федерального стандарта дошкольного образования. Как педагог я нахожусь в постоянном поиске форм, приемов и методов работы с дошкольниками, которые не передавали бы детям готовые знания, как в традиционной педагогике, а формировали бы у ребенка исследовательские умения, мышление через интерес к познанию окружающего мира. И сегодня я хочу представить вам свою находку - обучение способам работы с творческими задачами, которые позволяют каждому ребёнку сформировать инициативность, самостоятельность, способность ребёнка к фантазии, воображению и творчеству.

- Моя находка построена на большом интересе и  положительных эмоциях  дошкольников. Я в образе Мультяшка, приношу детям множество творческих заданий.

- Хотите,  я вам представлю некоторые из них?

- ответы.

- Тогда я приглашаю фокус – группу для проведения мастер – класса. Мне нужно 4 педагога.

Итак, я хочу представить моё первое пособие, которое называется « Круги Луллия.

- Это три круга разного диаметра, прикреплённой стержнем в виде гайки с шурупом, с двумя стрелками. Круги подвижны, они разделены на восемь секторов, на секторах размещаются картинки и при вращении кругов под стрелкой оказываются определённые сектора. Суть игры расположить картинки на кругах, раскручивать круги, и рассматривать сочетания картинок, на которое указывает стрелка. Хочется остановиться на творческом задании:

 Задание «Найди реальное сочетание»

- Найди реальную часть реального объекта. Н-р: чайник – крышка от чайника. У чайника есть крышка. Чайник накрыт крышкой, и она его часть.

1круг – объекты (чайник, вертолёт, шуба, книга, телевизор, берёза, река).

2 круг – части этих объектов (крышка чайника, рыба, колесо, пуговица, буква, антенна, ветка).

Педагоги проигрывают «Круги Луллия».

Второй способ: «Объясни необычное сочетание».

При выпадении различных объектов вы должны достоверно объяснить необычное их сочетание.

Третий способ: « Придумай фантастическую историю или сказку»

После соединения под стрелкой объекта и частей от другого объекта ребёнку предлагается составить фантастический рассказ и сказку. Н-р: Река – крышка от чайника. «Однажды туристы захотели у реки поужинать. Один мальчик пошёл к воде и нечаянно уронил крышку от чайника в реку. Лежит крышка на дне и «плачет». Рыбки плавают вокруг и хотят ей помочь.

Следующий способ: « Реши проблему»

В этом тренинге решаются реальные задачи. Н-р: « Если крышка от чайника останется в воде, какие проблемы появятся у реки? » - В воде крышка от чайника покроется ржавчиной. Вода будет портиться, плохо будет всем жителям. Как можно достать крышку из воды? – Всё железное можно доставать магнитом из воды.

- Это загадочные круги развивают внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект ребёнка.

Мультяшка переносит педагогов к следующему заданию.

Задание «Пластинка мира»

Представляю следующую мою находку « Пластинку мира». Основная цель данного пособия, это обучение детей классификации объектов окружающего мира.

Пособие представляет собой круг, разделённый на 2 полукруга. Белого цвета рукотворный мир, а голубого природный.

В центре пластинки располагается стопка картинок, расположенных тыльной стороной. Каждый участник берёт по одной картинке и располагает на нужный сектор пластинки.

Давайте поработаем с карточками природного мира. На какие две группы можно разделить природный мир.

Ответы:

Верно, на живую и неживую природу. Попробуем разложить объекты на живую и неживую природу.

Далее задания усложняются:

Живая природа разделяется на 3 сектора: животный, растительный мир и грибы. Соответственно, неживая природа тоже делится на 3 сектора: вещества в жидком, газообразном и твёрдом состоянии.

Таким способом дети приходят к классификации природного мира.

А рукотворный мир,  на какие  классификационные группы разделяется?

Ответы:

Одежда, транспорт, мебель и т.д.

Хочется, уважаемые педагоги немножко усложнить задание и использовать пиктограммы технологии ТРИЗ. Пиктограмма части располагается на сектор природного мира, а пиктограмма материал рукотворного. Вам, уважаемые коллеги нужно объяснить из каких частей состоит объект природного мира, из какого материала состоит объект рукотворного мира?

Ответы:

Эта игра формирует экологическое сознание дошкольников

Мультяшка переносит педагогов к следующему заданию.

Задание «Да-нетка»

Следующее пособие игра  «Да-нетки».

. Суть задания  ведущий задумывает один из объектов, а вы должны догадаться, задавая вопросы. Правило:

- Нельзя перечислять объекты. Ответы должны быть либо утвердительными «да», либо отрицательными «нет».

- Первый вопрос звучит так: Этот объект в середине ленты?

 Например: Загадайте любую цифру.

1 вопрос: эта цифра в середине  ленты?

- ответы - нет.

2 вопрос: А как догадаться где середина?

Ответы.

Мультяшка демонстрирует способы:

Лента состоит из нечётного количества кармашков.

1 способ: берём за оба конца ленты,  уткнувшись носом, находим середину.

2 способ: сложить ленту пополам – один из кармашков не сложиться и это середина.

Я загадываю цифру, а вы должны угадать.

-Эта цифра в середине ленты?

Ответ: Нет.

- Эта цифра больше середины?

Ответ: Да.

Значит, отсекаем середину и цифры меньше середины. Сужаем поле поиска.

Это цифра в середине ленты?

Ответ: Нет.

Это цифра больше середины?

Ответ: Нет.

Отсекаем середину и цифры больше середины.

Это цифра красного цвета?

Ответ: Да.

Это цифра 1.

Ответ: Да

Сегодня мы поработали с лентой, которая помогает сформировать ориентировку в горизонтальной плоскости. Направление больше - меньше. Если перевернуть ленту по вертикали, то мы получим лифт, работая с которым можно формировать ориентировку в вертикальной плоскости. Направление выше – ниже.

Ещё я предлагаю поиграть с геометрическими фигурами на плоскости.

- Загадывайте любую фигуру. Первый вопрос всегда звучит так. Эта фигура в середине ряда.

- Нет.

-А как вы догадались, где середина?

Ответы:

Середину мы определяем так. Я попрошу двух педагогов встать друг против друга по разные стороны. Одновременно с помощью шагов мы определяем середину. Итак, пошли на один шаг первый….т.д.

Нашли середину. Встаём напротив геометрических фигур. Загадывайте фигуру, а вы отгадывайте.

- Эта фигура в середине ряда?

-Нет.

-Эта фигура слева от середины?

-Нет.

Отсекаем середину и фигуры находящиеся слева и т.д.

 

 Все представленные творческие задания -  это методические приёмы, которые можно использовать с детьми,  начиная с младшего дошкольного возраста. К сожалению, время мастер-класса  ограничено, но в своей практике я использую большое количество творческих заданий, которые были представлены так же и  в практической части с детьми.

Продемонстрированные пособия и методики, представляют собой педагогическое направление, называемое сегодня - ТРИЗ-педагогика.  Данная педагогика позволяет дошкольнику развить творческое воображение, сформировать исследовательскую деятельность, способность самостоятельно получать знания в окружающем мире.

Я желаю вам и вашим малышам много новых открытий в бесконечно интересном окружающем мире.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"

Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"

Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"

Программные задачи:Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые в...

Мастер - класс «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действ...

Презентация к мастер-классу по познавательно – исследовательской деятельности для педагогов «Фокусник – воздух»

Мастер-класс по экспериментированию по теме "Воздух" для воспитателей (старший дошкольный возраст)...