Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Программные задачи:
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
- Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"
Программные задачи:
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
- Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
- поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы),
- кувшин с водой,
- кубики льда,
- чашка,
- чайные ложки;
на каждого ребёнка:
- прозрачные пластиковые стаканы,
- стакан с молоком;
- сахар для наведения сладкой воды;
- соломки для коктейля,
- непрозрачные пластиковые стаканы,
- родниковая вода в бутылке,
- изображающие основные свойства воды,
- карточка – схема, предупреждающая о перекрытии воды в кране,
- аудиозапись произведений «Аквариум» - К.Сен-Санс, «Дождик» - Г.Свиридов, «Золотые рыбки» - Р.Щедрин.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды
- Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
- Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
- Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
- Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лёд и обратно
- Разучивание загадок о воде, льде.
Ход занятия
Звучит фонограмма музыки «Стихия воды».
1-я часть.
Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – волшебница Вода , а как зовут вас? (дети называют свои имена)
волшебница Вода: Я встречаюсь с вами каждый день.
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
(стихотворение Рыжовой А.И.)
волшебница Вода: Дети, где вы видели воду?
Для чего она нужна? (ответы детей)
волшебница Вода: Вот видите, я с вами повсюду, у меня много работы. Но я пришла сегодня отдохнуть и поиграть в свои игры. А самые мои любимые игры – с водой. Поиграем вместе?
2-я часть: Опыты
- волшебница Вода: Дети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).
волшебница Вода: сложите руки лодочкой. (П.В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.
Воду трудно удержать,
Она стремиться убежать.
волшебница Вода: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)
волшебница Вода: Бросает каждому в ладошки кубик льда.
Превратилась в лёд вода,
Не стремится никуда.
:2)
волшебница Вода : - А вода какой формы?
- Сейчас мы посмотрим, какой формы вода.
(Повелительница воды приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)
- Какой формы вода? (У Вовы вода приняла форму перчатки, у Уьяны превратилась в шар и т.д.)
- Почему вода приняла разные формы? (жидкая, текучая).
Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая. Принимает форму того предмета, в который её наливают.
Дети садятся за столы. У каждого два стакана, один с водой, другой с молоком. П.В. предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
- Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).
- Почему?- (вода прозрачная)
3) - Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)
Вывод: У воды нет запаха.
волшебница Вода : Ребята, вспомните моменты, когда вода пахла? (если в аквариуме вода мутная, из водопровода)
4) волшебница Вода : Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)
Вывод: вода не имеет вкуса.
волшебница Вода : Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар)
Дети кладут сахар, размешивают, пробуют.
5) волшебница Вода : У воды есть свойство – растворять в себе некоторые вещества. Вспомните, когда вы видели чтобы в воде растворяли вещества? (кофе, какао, соль, стиральный порошок).
- Не все растворы съедобны, такой раствор как мыльная вода пробовать нельзя, он вреден для здоровья.
6) волшебница Вода : В каких состояниях вода встречается в природе?. Чтобы ответить на мой вопрос, вам надо отгадать загадки:
1.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(дождь)
2.Пушистая вата плывёт куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
( туча)
3. Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
(снег)
4.Я вода, да по воде же и плаваю.
(лёд)
5.На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
(град)
6.Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает.
(роса)
7.Растёт она вниз головой.
Растёт не летом, а зимой.
Но солнце её припечёт-
Она заплачет и умрёт.
(сосулька)
8.Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко.
( туман)
7) волшебница Вода : - Ребята, а почему на наш клубный час я принесла чайник?
(открываю крышку чайника, в котором кипела вода)
- Посмотрите – ка сюда:
У меня внутри – вода.
На вопрос вам отвечаю:
Без воды не выпить чаю:
Я –кипящий самовар.
Из – под крышки вьётся пар.
Пар – водичка или нет?
Ну – ка дайте мне ответ?!
волшебница Вода - Да, ребята, пар – это тоже вода. При высокой температуре наша волшебница – вода превратилась в пар .
- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
- А как реки знают, как им нужно течь в море?
8) Проведем опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).
А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады.
- Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Сахар в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.
9) «Лед – твердая вода»
Перед каждым ребенком две тарелочки: в одну кладем ледяной кубик, в другую – снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.
Задаем вопрос:
- Что с ними происходит?
Таким образом, можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
3-я часть
Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.
- Ребята, как нужно охранять воду?
- Почему воду можно назвать волшебницей?
- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
волшебница Вода читает стихотворение С Погореловского:
«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет»
Бережливым будь с водой
И, как только воду взял
Хорошенько кран закрой!
волшебница Вода : Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. Обязательно приходите ко мне вновь, и мы поиграем в новые игры с водой.
Результат:
Я убедилась в том, что опытно – экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно – экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»
Конспект познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки» Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»
Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки»Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Удивительные свойства воды»
К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасн...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....