ОД по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы «Бумага и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga_i_ee_svoystva.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД по опытно-экспериментальной деятельности
детей подготовительной группы «Бумага и её свойства»
Подготовила:
Леонтьева Елена Викторовна
воспитатель
высшая квалификационная категория
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.
2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания;
3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
5. Развивать память, внимание, мышление, речь.
6.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, емкости с водой, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.
Ход ОД:
Организационная часть: (дети стоят в кругу)
Воспитатель:
Добрый день, ребята! Сегодня хороший день, а чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева.
Сегодня к нам в детский сад пришла посылка.
Давайте посмотрим, от кого? Интересно, а здесь адрес зашифрованный. Хотите узнать от кого посылка? (Ответы детей)
Мы должны отгадать загадку и узнаем, кто нам ее прислал.
Я живу в глухой избушке,
Знаю каждую опушку,
Каждый холмик и нору,
Ведь работаю в бору. (Ответы детей)
Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные и бумажные предметы (деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем письмо от Лесника)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (дети перечисляют предметы, если ребенок затрудняется- помогает)
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает и читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Я прислал вам письмо не случайно, ведь речь идёт о предмете, которым я очень дорожу. Хотите узнать, что это?
Тогда слушайте:
Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать! (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Лесник хочет узнать: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться» Поможем ребята?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее? (Дети обследуют предметы дают свои ответы детей)
Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим.
3. Рассказ о возникновении бумаги
Воспитатель:
Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.
- У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.
- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.
- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.
Воспитатель: Конечно, много вещей и предметов делают из бумаги. Для всего этого нужно много древесины, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, многие предметы и даже бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.
Физкультминутка «Улыбка»
Нужно нам всем отдохнуть,
чтоб усталость отряхнуть. (Дети встают, встряхивают руками)
Ну-ка встали, потянулись. (Потягиваются)
Влево – вправо повернулись. (Поворачиваются)
И к соседу повернулись, прикоснулись. (Парами берутся за руки)
И друг другу улыбнулись. (Улыбаются друг другу).
5. Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на столах лежит бумага. Одинаковая она? (Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют).
Давайте с вами вспомним, какие виды бумаги мы с вами знаем. (Дети перечисляют)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов определим свойства бумаги.
ОПЫТ № 1
Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили? (Ответы детей)
Вывод: Бумага непрозрачная.
ОПЫТ № 2
Воспитатель: У вас на столе стоят два стакана с водой. В один стакан опустите металлический предмет (ложку), а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? (Ничего, она опустилась на дно стакана, так как тяжелая).
А что случилось с бумажной салфеткой? (Она промокла насквозь).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? (Нет)
А почему? (Потому, что бумага промокает и пропускает воду).
Это второе свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили? (Ответы детей)
Вывод: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3.
Воспитатель: У вас на столах две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. А сейчас попробуйте завязать эти ленточки на узелок. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся. Это третье свойство бумаги.
Воспитатель: Ребята, какое свойство определили? (Ответы детей)
Вывод: Бумага легко рвётся.
Итак, мы с вами с помощью опытов узнали о некоторых свойствах бумаги: бумага непрозрачная, промокает и легко рвется.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю размяться и поиграть в снежки, но настоящих снежков у меня, к сожалению нет. Из чего мы можем сделать снежки? (Ответы детей: из бумаги можно сделать снежки).
Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и сделайте снежки. Дидактическая игра «Что из чего сделано?»
Воспитатель: У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.
Стакан, ложка, салфетка, кубик, мяч.
6. Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Кому расскажите об этом дома?
- Как люди используют бумагу в своей жизни?
-Если вам понравилось занятие, выберите снежинку белого цвета, а вдруг не понравилось и вам было грустно, возьмите серенькую снежинку.
Воспитатель: Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесник будет радоваться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".
Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...
Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе (открытое занятие) «СВОЙСТВО МАГНИТА»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9001542","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9001553","at...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»
Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»
Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Подготовила: воспитатель Васильева Светлана НиколаевнаЦели и задачи:...
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»
Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»Задачи:Образовательные:- учить работать в коллективе и ин...