Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Суркова Ирина Александровна

Открытое Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Воздух и его свойства»

Задачи:

Образовательные:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, цвета, вкуса, воздух легче воды, сохраняет тепло,теплый воздух легче холодного и др.), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

-уметь делать выводы занятия по схеме;

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый,воздушный, опыты, эксперименты.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, трубочки (по количеству детей);

- воздушный шарик, мандарин;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-весы;

                                                  Ход занятия

Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

«Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем», что это? Воздух. А как вы думаете, что такое воздух?

Воспитатель: Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления, если они дышат, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то стойте тихо. Готовы? Дети:Да

Воспитатель: (перечисляет: дерево, окно, люди, животные …)

Молодцы, ребята, все были внимательны. А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория - это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде, чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде, надеваем халаты. Готовы!

Садимся за столы.

Сегодня мы  поговорим о воздухе и его свойствах. Всем известно, что при отсутствии пищи человек может прожить -  месяц, при отсутствии воды – несколько дней, а при отсутствии воздуха, человек может прожить – буквально несколько минут (показываю иллюстрации) Давайте проверим, так ли это? Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, теперь давайте посмотрим, сколько можно продержаться без воздуха. Какое у вас было желание?

Воздух окружает нас повсюду, он есть в земле, в воде, в группе, воздух есть в каждом живом существе (показ иллюстраций)

Ребята, как вы думаете, воздух мы с вами видим?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: если мы его не видим, значит он какой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать.

 

 

Опыт№1: с полиэтиленовым пакетом

Возьмите каждый полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (да) Подуйте в него, завяжите его. Что стало с пакетом? Он раздулся. Мешочек прозрачный, кажется, что он пустой. Воздух не видимый (1) Без цвета (2Сожмите пакетик и почувствуйте, что в нём что-то есть. Это воздух. Значит, воздух занимает место. Сожмите пакет, какой он? 

Упругий (3

Воздух не имеет форму (рисунок с шариками) (4)

Воспитатель: а в нутрии человека есть воздух?

Дети: (ответы детей)

Опыт № 2: со стаканом с водой и трубочкой

У каждого подготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в стакан и подуйте. Что вы видите? (пузырьки)

-Что происходит? Откуда взялись пузырьки?

Вывод: мы вдыхаем воздух, он внутри нас

Пузырьки поднимаются вверх стакана, почему?

Воздух легче воды (5)

А давайте, попробуем воздух, лизнём.

Что чувствуете? Есть вкус?

Правильно, воздух не имеет вкуса (6)

Нельзя потрогать (7)

Не имеет запаха (8)

Опыт №3: с мандаринкой

Ребята, закройте глаза. Воспитатель чистит мандарин. Как вы догадались, что мандарин? По запаху. Воздух соприкоснулся с мандаринкой и принёс нам запах мандарина.

Тоже самое можно сказать про звук. Воздух не имеет звука. За окном слышим, как проезжает машина, воздух доносит до наших ушей звук колёс проезжающих по асфальту.

Опыт №3: с бумажной салфеткой

Сегодня во дворе  я хотела подобрать фантик с земли и выкинуть его, но мне это не удалось. Как только я к нему подошла, он улетел. Может вы мне скажете, как это могло случиться?

Дети: его унес ветер.

Воспитатель : А что такое ветер?

Воспитатель: Ветер - это движение воздуха

Дети: Да

-Возьмите салфетку за верхние уголки, поднесите ее к носу, вдохните. Теперь поднесите ко рту и выдохните. Что происходит с салфеткой? (шевелится, двигается)

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. На что похожа салфетка, когда двигается? (лист дерева).

Ветер-это движение воздуха, ветер раздувает паруса на корабле, качает листья деревьев, сильный ветер может передвигать предметы. А еще по воздуху передаются запахи. Как мы понимаем, что нам приготовили повара на обед? ( мы чувствуем запах)

-А когда мы открываем окно, что мы слышим? (что происходит на улице). Правильно. Это значит,воздух переносит звук.

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо, всё выше, выше.

Опыт №3: с весами

Ребята, как вы думаете, а вес имеет воздух?

Кладу на весы сдутый и надутый шарик. Надутый перевесил.

Значит, воздух имеет вес (9)

Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: говорили о воздухе, о свойствах воздуха. Воздух какой? 

Давайте, сделаем вместе вывод по нашей схеме(кроссворд)

Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад. 

На этом наше занятие закончено, всем спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1678858133456158.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие опытно-экспериментальной деятельности для подготовительной группы  «Воздух и его свойства»

Задачи:

Образовательные:

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, цвета, вкуса, воздух легче воды, сохраняет тепло, теплый воздух легче холодного и др.), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

-уметь делать выводы занятия по схеме;

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, воздушный, опыты, эксперименты.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, трубочки (по количеству детей);

- воздушный шарик, мандарин;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-весы;

                                                   Ход занятия

Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

«Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же, без него мы жить не можем», что это? Воздух. А как вы думаете, что такое воздух?

Воспитатель: Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления, если они дышат, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то стойте тихо. Готовы? Дети: Да

Воспитатель: (перечисляет: дерево, окно, люди, животные …)

Молодцы, ребята, все были внимательны. А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория - это помещение, где работают  учёные,  которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их. Но прежде, чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать и находиться мы должны в специальной одежде, надеваем халаты. Готовы!

Садимся за столы.

Сегодня мы  поговорим о воздухе и его свойствах. Всем известно, что при  отсутствии пищи человек может прожить -  месяц, при отсутствии воды – несколько дней, а при отсутствии воздуха, человек может прожить – буквально несколько минут (показываю иллюстрации)  Давайте проверим, так ли это? Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, теперь давайте посмотрим, сколько можно продержаться без воздуха. Какое у вас было желание?

Воздух окружает нас повсюду, он есть в земле, в воде, в группе, воздух есть в каждом живом существе (показ иллюстраций)

Ребята, как вы думаете, воздух мы с вами видим?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: если мы его не видим, значит он какой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать.

Опыт№1: с полиэтиленовым пакетом

Возьмите каждый полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (да) Подуйте в него, завяжите его. Что стало с пакетом? Он раздулся. Мешочек прозрачный, кажется, что он пустой. Воздух не видимый (1) Без цвета (2) Сожмите пакетик и почувствуйте, что в нём что-то есть. Это воздух. Значит, воздух занимает место. Сожмите пакет, какой он?

Упругий (3)

Воздух не имеет форму (рисунок с шариками) (4)

Воспитатель: а в нутрии человека есть воздух?

Дети: (ответы детей)

Опыт № 2: со стаканом с водой и трубочкой

У каждого подготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в стакан и подуйте. Что вы видите? (пузырьки)

-Что происходит? Откуда взялись пузырьки?

Вывод: мы вдыхаем воздух, он внутри нас

Пузырьки поднимаются вверх стакана, почему?

Воздух легче воды (5)

А давайте, попробуем воздух, лизнём.

Что чувствуете? Есть вкус?

Правильно, воздух не имеет вкуса (6)

Нельзя потрогать (7)

Не имеет запаха (8)

Опыт №3: с мандаринкой

Ребята, закройте глаза. Воспитатель чистит мандарин. Как вы догадались, что мандарин? По запаху. Воздух соприкоснулся с мандаринкой и принёс нам запах мандарина.

Тоже самое можно сказать про звук. Воздух не имеет звука. За окном слышим, как проезжает машина, воздух доносит до наших ушей звук колёс проезжающих по асфальту.

Опыт №3: с бумажной салфеткой

Сегодня во дворе  я хотела подобрать фантик с земли и выкинуть его, но мне это не удалось. Как только я к нему подошла, он улетел. Может вы мне скажете, как это могло случиться?

Дети:  его унес ветер.

Воспитатель : А что такое ветер?

Воспитатель: Ветер - это движение воздуха

Дети: Да

-Возьмите салфетку за верхние уголки, поднесите ее к носу, вдохните. Теперь поднесите ко рту и выдохните. Что происходит с салфеткой? (шевелится, двигается)

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. На что похожа салфетка, когда двигается? (лист дерева).

Ветер-это движение воздуха, ветер раздувает паруса на корабле, качает листья деревьев, сильный ветер может передвигать предметы. А еще по воздуху передаются запахи. Как мы понимаем, что нам приготовили повара на обед? ( мы чувствуем запах)

-А когда мы открываем окно, что мы слышим? (что происходит на улице). Правильно. Это значит, воздух переносит звук.

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо, всё выше, выше.

Опыт №3: с весами

Ребята, как вы думаете, а вес имеет воздух?

Кладу на весы сдутый и надутый шарик. Надутый перевесил.

Значит, воздух имеет вес (9)

Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: (ответы детей)

 Воспитатель: говорили о воздухе, о свойствах воздуха. Воздух  какой?

Давайте, сделаем вместе вывод по нашей схеме (кроссворд)

Воспитатель: а теперь нам пришла пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

На этом наше занятие закончено, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.Задачи:·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.·...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»

Конспект познавательного занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и ее свойства»Подготовила: воспитатель Васильева Светлана НиколаевнаЦели и задачи:...

ОД по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы «Бумага и её свойства»

Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге....

Тема: «Волшебная соль» Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»

Тема: «Волшебная соль»Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Радуга»...