Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковтун Кристина Игоревна

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva.docx161.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 муниципального образования Каневской район

 Опытно-экспериментальная деятельность в

подготовительной группе детского сада

Удивительные свойства

C:\Users\Юлия\Desktop\Кристине\Фото Ковтун\английский\unnamed.jpg

Воспитатель

                Ковтун К.И.

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.

План занятия.

  1. Приветствие.
  2. Опыт с магнитом.Магнетизм.
  3. Подвижная игра. У жирафов.
  4. Эксперимент. Светящиеся глаза.
  5. Массажная пауза. Муравейник.
  6. Опыт с воздухом. Парашютист.
  7. Спортивная дорожка.
  8. Прощание.

Ход занятия.

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Опыт с магнитом. Магнетизм.

Материал: магнит, пластиковый стаканчик, бумажная или пластиковая тарелочка, скрепки на каждого ребенка, скотч.

- Профессор Неон показал фокуснику свои новые открытия. А фокусник превратил опыты в фокусы.

- Давайте узнаем, что придумали наши друзья.

- Налейте в стакан воду и бросьте в него скрепку.

- Поднесите магнит к стенке стакана вблизи дна.

- После небольшой паузы начните перемещать магнит вверх по стенке стакана.

- Скрепка притягивается к магниту, приближаясь к нему, и затем следует за ним вверх по стенке.

- Давайте спросим у профессора Неона, почему так происходит.

- Этот опыт свидетельствует о том, что магнитное поле и его сила действует и в воде, и в пластике. Значит, оно способно существовать в различных веществах, а не только в воздухе.

- Давайте сделаем записи в блокнотах исследователей. Нарисуйте акварельными красками воду в  стакане.  Приклейте скрепку  скотчем в стакан рядом с магнитом. Обведите красным цветом магнитное поле.

- А теперь давайте возьмем тарелку и проведем еще один опыт.

- Положите скрепку на тарелку. Теперь поднесите к тарелке снизу ко дну магнит и передвигайте его.

- Наша скрепка перемещается вслед за магнитом.

- Магнитное поле легко проходит через такие немагнитные материалы, как пластик, алюминий, бумага, и действует на магнетик – сталь, из которой изготовлена скрепка.

Дети выполняют следящее задание на рабочем листе.

- Приклейте скрепку, с помощью скотча на тарелку. Обведите стрелки, которые обозначают магнитное поле. Приклейте магнит, вырезанный из цветной бумаги под дно тарелки.

Подвижная игра. У жирафов.

Дети становятся в круг.

У жирафов пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

И на носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальца дотрагиваемся

до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

И на носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся

до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

И на носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся

до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим рёбрами ладони по телу, рисуем полосочки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

И на носах, на животах, коленях и носках.

(Указательными пальцами дотрагиваемся

до соответствующих частей тела.)

Эксперимент. Светящиеся глаза.

Материал: фонарик, стаканчики пластиковые, двусторонний скотчи или клей-карандаш, гофрированная бумага или ткань  темных цветов, фольга или любая другая блестящая бумага карандаши, линейка, ножницы.

- Фокусника всегда волновал один вопрос. Давайте узнаем, какой и найдем на него ответ.

- Почему глаза кошек светятся?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос профессор Неон предлагает сделать эксперимент.

- Возьмите стаканчик и на дно приклейте фольгу.

- Стаканчик обклейте его вокруг гофрированной бумаги. Чтобы на стаканчик приклеить бумагу обмажьте стаканчик клеем или обклейте двусторонним скотчем с внешней стороны.

- Возьмите темную бумагу или ткань и нарисуйте в центре овал длинной 6 см и шириной 2 см.

- Вырежьте этот овал и выбросите его.

Если на занятии дети младшего возраста, то для того чтобы вырезать овал им необходимо показать другой прием вырезаний.

Дети вместе с педагогом складывают бумагу пополам и на сгибе рисуют полуовал. Вырезаем полуовал, разворачиваем бумагу и получается бумага с прорезанным в середине овалом.

- Положите бумагу на стаканчик, так чтобы овальная дырочка была в её центре. Приклейте бумагу к стаканчику или закрепите ее при помощи резинки.

Почему у кошек светятся глаза?

- Возьмите стаканчик и фонарик и отнесите их в комнату и выключите свет.

- Держите стаканчик перед собой на вытянутых руках так, чтобы дырочка в ней была напротив вас.

- Посмотрите на дырочку в бумаге. Вам будет сложно или даже невозможно ее увидеть.

- Теперь возьмите фонарик и посветите им на бумагу. Держите его рядом со своим лицом.

- Посмотрите на дырочку в бумаге. Лучи фонарика будут попадать на блестящее дно стаканчика и светиться.

Почему у кошек светятся глаза?

- Свет от глаз кошки – это свет, который попал в зрачок и отразился от блестящего, зеркального покрытия на задней стенке глаза. Это покрытие помогает кошкам лучше видеть в темноте и соответственно проще добывать себе пищу.

- А теперь давайте зарисуем наш эксперимент в блокноте.

- Заклейте банку рваной аппликацией из черной бумаги.

- На дно банки приклейте фольгу.

- Раскрасьте глаза кошки и фонарик жёлтым цветом.

Массажная пауза. Муравейник.

Муравей бревно несёт

(катаем трубочку между ладошками),

Песню громкую поёт:

Я могучий муравей

(сжимаем трубочку одной рукой)!

Я сильнее всех в траве

(сжимаем трубочку другой рукой)!

Я легко несу бревно

(катаем трубочку об пол двумя руками),

Хоть огромное оно

(катаем трубочку об пол двумя ногами)!

Муравушка — не бездельник

(катаем трубочку одной ногой).

Целый день он в муравейник

(катаем трубочку другой ногой)

Носит, носит без заминки

(катаем трубочку между ладошками)

Облетевшие хвоинки

(сжимаем трубочку двумя руками).

Опыт с воздухом.  Парашютист.

Материал: ножницы, линейка, нитки, скотч, лист бумаг, 2 скрепки, пластилин, скрепка на каждого ребенка.

- Вырвите из блокнота два листа бумаги.

Скатай один из них в шарик. Подними обе бумажки на одну высоту и одновременно выпусти из рук. - Угадай, какая из бумажек приземлится первой.

http://mamatanya.narod.ru/laborator/images/lab-13.gif

Когда бумажки падают, на них снизу давит воздух. Плоский листок занимает больше места, поэтому на него давит больше воздуха. Вот почему он падает медленнее, чем шарик.

- Профессору Неону всегда было интересно, почему парашютист не падает.  Для того чтобы ответить на этот вопрос профессор решил  прыгнуть с парашютом.

- Давайте мы поможем ему в этом.

- Отмотайте и отрежьте 4 нитки длиной 30 см.

- Приклейте по одному концу каждой нитки скотчем к четырем углам листа бумаги.

Или можно сделать в каждом углу дырку при помощи дырокола, продеть нитки  и завязать узелки.

- Положите бумагу на стол вверх стороной, на которую вы приклеили нитки. Соберите четыре свободных конца ниток вместе и обмотайте скотчем.

Отогните конец скрепки так, чтобы получился крючок. Прикрепите скрепку к концам ниток с помощью скотча.

- Парашют готов.

- Слепите из пластилина фигурку профессора и вставьте скрепку в его голову так, чтобы небольшой конец скрепки остался снаружи.

- Нацепите человечка на крючок парашюта.

- Возьмите парашют за короткие стороны листа так, чтобы фигурка оказалась внизу.

- Как можно выше поднимите парашют,  вытянув руки вверх.

- Отпустите его. Парашют с профессором будет плавно опускаться.

- Воздух наполняет падающий парашют с внутренней стороны. Это заставляет его опускаться медленно. Профессор опускался медленно, потому что был прикреплен к парашюту.

Педагог обращает внимание детей на задание на рабочих листах.

- Вырежьте и приклейте купол парашюта из бумаги. Украсьте купол парашюта, нарисовав на нем различные узоры.

Спортивная дорожка.

Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).

Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.

Прощание.

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение,  раскачивая руками в такт.

До свидания, до свиданья,

Знаний добрая страна,

Мы в тебя вернемся снова,

Ты всегда чудес полна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой и неживой приро...

Конспект НОД для детей средней группы детского сада «Удивительные свойства воздуха» с использованием эксперементально-исследовательской деятельности

Программное содержание:- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;- развивать способность устанавливат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные свойства воды» -

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада

Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада Воспитатель: Томилова О. Г.Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познав...

Конспект занятия по развитию поисковой деятельности в старшей группе детского сада Тема: «Свойства воды»

Развитие навыков поисковой деятельности: определение основной задачи (вопросов), выдвижение предположений, вариантов решения, их проверка и выводы по полученным результатам. Формирование интерес...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....