Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_svoystva.docx | 161.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 муниципального образования Каневской район
Опытно-экспериментальная деятельность в
подготовительной группе детского сада
Удивительные свойства
Воспитатель
Ковтун К.И.
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.
План занятия.
- Приветствие.
- Опыт с магнитом.Магнетизм.
- Подвижная игра. У жирафов.
- Эксперимент. Светящиеся глаза.
- Массажная пауза. Муравейник.
- Опыт с воздухом. Парашютист.
- Спортивная дорожка.
- Прощание.
Ход занятия.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Опыт с магнитом. Магнетизм.
Материал: магнит, пластиковый стаканчик, бумажная или пластиковая тарелочка, скрепки на каждого ребенка, скотч.
- Профессор Неон показал фокуснику свои новые открытия. А фокусник превратил опыты в фокусы.
- Давайте узнаем, что придумали наши друзья.
- Налейте в стакан воду и бросьте в него скрепку.
- Поднесите магнит к стенке стакана вблизи дна.
- После небольшой паузы начните перемещать магнит вверх по стенке стакана.
- Скрепка притягивается к магниту, приближаясь к нему, и затем следует за ним вверх по стенке.
- Давайте спросим у профессора Неона, почему так происходит.
- Этот опыт свидетельствует о том, что магнитное поле и его сила действует и в воде, и в пластике. Значит, оно способно существовать в различных веществах, а не только в воздухе.
- Давайте сделаем записи в блокнотах исследователей. Нарисуйте акварельными красками воду в стакане. Приклейте скрепку скотчем в стакан рядом с магнитом. Обведите красным цветом магнитное поле.
- А теперь давайте возьмем тарелку и проведем еще один опыт.
- Положите скрепку на тарелку. Теперь поднесите к тарелке снизу ко дну магнит и передвигайте его.
- Наша скрепка перемещается вслед за магнитом.
- Магнитное поле легко проходит через такие немагнитные материалы, как пластик, алюминий, бумага, и действует на магнетик – сталь, из которой изготовлена скрепка.
Дети выполняют следящее задание на рабочем листе.
- Приклейте скрепку, с помощью скотча на тарелку. Обведите стрелки, которые обозначают магнитное поле. Приклейте магнит, вырезанный из цветной бумаги под дно тарелки.
Подвижная игра. У жирафов.
Дети становятся в круг.
У жирафов пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
И на носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальца дотрагиваемся
до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
И на носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
И на носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим рёбрами ладони по телу, рисуем полосочки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
И на носах, на животах, коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела.)
Эксперимент. Светящиеся глаза.
Материал: фонарик, стаканчики пластиковые, двусторонний скотчи или клей-карандаш, гофрированная бумага или ткань темных цветов, фольга или любая другая блестящая бумага карандаши, линейка, ножницы.
- Фокусника всегда волновал один вопрос. Давайте узнаем, какой и найдем на него ответ.
- Почему глаза кошек светятся?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос профессор Неон предлагает сделать эксперимент.
- Возьмите стаканчик и на дно приклейте фольгу.
- Стаканчик обклейте его вокруг гофрированной бумаги. Чтобы на стаканчик приклеить бумагу обмажьте стаканчик клеем или обклейте двусторонним скотчем с внешней стороны.
- Возьмите темную бумагу или ткань и нарисуйте в центре овал длинной 6 см и шириной 2 см.
- Вырежьте этот овал и выбросите его.
Если на занятии дети младшего возраста, то для того чтобы вырезать овал им необходимо показать другой прием вырезаний.
Дети вместе с педагогом складывают бумагу пополам и на сгибе рисуют полуовал. Вырезаем полуовал, разворачиваем бумагу и получается бумага с прорезанным в середине овалом.
- Положите бумагу на стаканчик, так чтобы овальная дырочка была в её центре. Приклейте бумагу к стаканчику или закрепите ее при помощи резинки.
- Возьмите стаканчик и фонарик и отнесите их в комнату и выключите свет.
- Держите стаканчик перед собой на вытянутых руках так, чтобы дырочка в ней была напротив вас.
- Посмотрите на дырочку в бумаге. Вам будет сложно или даже невозможно ее увидеть.
- Теперь возьмите фонарик и посветите им на бумагу. Держите его рядом со своим лицом.
- Посмотрите на дырочку в бумаге. Лучи фонарика будут попадать на блестящее дно стаканчика и светиться.
- Свет от глаз кошки – это свет, который попал в зрачок и отразился от блестящего, зеркального покрытия на задней стенке глаза. Это покрытие помогает кошкам лучше видеть в темноте и соответственно проще добывать себе пищу.
- А теперь давайте зарисуем наш эксперимент в блокноте.
- Заклейте банку рваной аппликацией из черной бумаги.
- На дно банки приклейте фольгу.
- Раскрасьте глаза кошки и фонарик жёлтым цветом.
Массажная пауза. Муравейник.
Муравей бревно несёт
(катаем трубочку между ладошками),
Песню громкую поёт:
Я могучий муравей
(сжимаем трубочку одной рукой)!
Я сильнее всех в траве
(сжимаем трубочку другой рукой)!
Я легко несу бревно
(катаем трубочку об пол двумя руками),
Хоть огромное оно
(катаем трубочку об пол двумя ногами)!
Муравушка — не бездельник
(катаем трубочку одной ногой).
Целый день он в муравейник
(катаем трубочку другой ногой)
Носит, носит без заминки
(катаем трубочку между ладошками)
Облетевшие хвоинки
(сжимаем трубочку двумя руками).
Опыт с воздухом. Парашютист.
Материал: ножницы, линейка, нитки, скотч, лист бумаг, 2 скрепки, пластилин, скрепка на каждого ребенка.
- Вырвите из блокнота два листа бумаги.
Скатай один из них в шарик. Подними обе бумажки на одну высоту и одновременно выпусти из рук. - Угадай, какая из бумажек приземлится первой.
Когда бумажки падают, на них снизу давит воздух. Плоский листок занимает больше места, поэтому на него давит больше воздуха. Вот почему он падает медленнее, чем шарик.
- Профессору Неону всегда было интересно, почему парашютист не падает. Для того чтобы ответить на этот вопрос профессор решил прыгнуть с парашютом.
- Давайте мы поможем ему в этом.
- Отмотайте и отрежьте 4 нитки длиной 30 см.
- Приклейте по одному концу каждой нитки скотчем к четырем углам листа бумаги.
Или можно сделать в каждом углу дырку при помощи дырокола, продеть нитки и завязать узелки.
- Положите бумагу на стол вверх стороной, на которую вы приклеили нитки. Соберите четыре свободных конца ниток вместе и обмотайте скотчем.
Отогните конец скрепки так, чтобы получился крючок. Прикрепите скрепку к концам ниток с помощью скотча.
- Парашют готов.
- Слепите из пластилина фигурку профессора и вставьте скрепку в его голову так, чтобы небольшой конец скрепки остался снаружи.
- Нацепите человечка на крючок парашюта.
- Возьмите парашют за короткие стороны листа так, чтобы фигурка оказалась внизу.
- Как можно выше поднимите парашют, вытянув руки вверх.
- Отпустите его. Парашют с профессором будет плавно опускаться.
- Воздух наполняет падающий парашют с внутренней стороны. Это заставляет его опускаться медленно. Профессор опускался медленно, потому что был прикреплен к парашюту.
Педагог обращает внимание детей на задание на рабочих листах.
- Вырежьте и приклейте купол парашюта из бумаги. Украсьте купол парашюта, нарисовав на нем различные узоры.
Спортивная дорожка.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.
Прощание.
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свидания, до свиданья,
Знаний добрая страна,
Мы в тебя вернемся снова,
Ты всегда чудес полна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой и неживой приро...
Конспект НОД для детей средней группы детского сада «Удивительные свойства воздуха» с использованием эксперементально-исследовательской деятельности
Программное содержание:- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;- развивать способность устанавливат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные свойства воды» -
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...
Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада
Уголок опытно – экспериментальной деятельности в группе детского сада Воспитатель: Томилова О. Г.Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познав...
Конспект занятия по развитию поисковой деятельности в старшей группе детского сада Тема: «Свойства воды»
Развитие навыков поисковой деятельности: определение основной задачи (вопросов), выдвижение предположений, вариантов решения, их проверка и выводы по полученным результатам. Формирование интерес...
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....