Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ « СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ВОДЫ».
ЦЕЛЬ: расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды. ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1) уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие;
2) уточнить знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, имеет вес, при нагревании тает и превращается в воду;
3) закрепить представление о процессе очистки воды (фильтровании)
разными способами; 4) закрепить умение устанавливать взаимосвязь между температурой воздуха и состоянием воды.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
1) развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать по алгоритму, используя элементарное оборудование, соблюдать правила безопасности при проведении опытов;
2) развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;
3) развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность;
4) активизировать словарь.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1) прививать бережное отношение к воде;
2) воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;
3) воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах, состояниях, формах;
2) проведение занятий-экспериментирований с водой, льдом, паром;
3) рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
4) чтение художественной литературы;
5) наблюдение за водой, льдом, снегом во время прогулок.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
6 прозрачных стаканчиков, 3 воронки, 3 фильтра (вата, марля, бумажная салфетка), 3 бутылки с грязной водой, емкость для выпаривания жидкости, сухое горючее, стекло, пинцет, цветные карандаши, листы для фиксации опытов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. –Ребята, я вчера проходила около нашей реки Ижоры и очень удивилась, увидев какая грязная в ней вода. Я набрала ее в бутылочки и принесла вам показать. Посмотрите.
-Какая вода? (мутная, грязная, темная)
- Посмотрите, что это плавает на ее поверхности? (кусочки льда)
- Откуда взялся лед? (зимой вода в реке превращается в лед)
- Вы правильно сказали, что вода в реке грязная, мутная, а какая вода течет из водопроводного крана? (чистая, прозрачная)
- Что же за превращение происходит с водой? (воду очищают)
- Как вы думаете, сможем ли и мы с вами очистить эту воду?
- Ребята, а вы не знаете, как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты, делают важные научные открытия? (ученые)
- А где они проводят свои опыты и ставят эксперименты? (в лаборатории)
- Вот и вам я предлагаю стать учеными и поработать в нашей лаборатории. Хотите?
- Ну и раз вы хотите стать учеными, вам надо и выглядеть соответственно. Надевайте халаты и присаживайтесь на свои места.
- Вы стали похожи на настоящих ученых и наверное быстро мне напомните, как должны вести себя ученые в лаборатории? Давайте повторим правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. (Приложение 1)
2.- Итак, товарищи ученые, вам предстоит очистить эту воду. Как это можно сделать? (воду можно отфильтровать с помощью фильтра)
- Давайте подумаем, из чего можно сделать фильтр? (вата, марля, бумажная салфетка)
- Сейчас вы разделитесь на три группы. На бейджиках, рядом с вашим именем есть значок: снежинка, капелька воды, облачко пара и на столах такие же значки. Подойдите к своему столу и послушайте задание.
- На столах у вас лежит оборудование для фильтрования воды. Вам нужно самостоятельно сделать фильтр и очистить воду, материалы для фильтров у групп разные. - Но сначала давайте обсудим алгоритм ваших действий, что за чем вы будете выполнять. В какой последовательности. (Приложение 2)
- Товарищи ученые, вам понятно задание? Можете приступать к его выполнению. Работайте в группе все вместе, дружно. Если что-то забыли, обратите внимание на алгоритм, он вам поможет.
(В процессе работы вспомнить свойства воды, акцентировать внимание, что вода-жидкость)
- А теперь, товарищи ученые, расскажите, из чего вы делали фильтр, и очистилась ли ваша вода? (ответы детей)
- Давайте сравним воду в трех стаканчиках и решим, какой фильтр лучше очистил воду?
- Раз мы воду очистили, может мы ее попьем? Почему эту воду нельзя пить?
- Действительно, мы очистили воду только от части песка, грязи, а вот болезнетворные микробы в ней остались. Воду для питья можно брать только водопроводную, которую очищают на водопроводных станциях
сложными фильтрами и обязательно кипятить, потому что микробы погибают только при кипячении.
- Я вижу, что вы утомились, и предлагаю сделать «производственную» гимнастику.
3. ФИЗМИНУТКА.
4. – Отдохнули? Присаживайтесь на стульчики.
- Помните, когда в начале занятия вы рассматривали грязную воду, то обнаружили в ней кусочки льда? Теперь вам предстоит выяснить свойства
льда. В нашей лаборатории есть лед. Давайте возьмем его в руки.
- Итак, товарищи ученые, какой лед? (скользкий, гладкий, прозрачный,
имеет вес, форму)
- Это какое состояние воды? (твердое)
- Смотрите, что происходит со льдом в руках? (начал таять)
- Почему он стал таять? (нагревается от рук)
- Сможем ли мы растопить его полностью руками?
- Да, но это долго и руки стали замерзать. Может вы догадаетесь, как
быстрее растопить лед? (нагреть)
- Чем можно нагревать? (огнем)
- В нашей лаборатории есть специальный прибор, с помощью которого мы сможем растопить лед. Помещаем его в специальную чашу и будем нагревать над огнем. Но прежде вспомним правила поведения при проведении опытов с огнем.
1) Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых,
имея для этого специальное оборудование.
2) Работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.
- Посмотрите, что происходит со льдом? (тает и превращается в воду)
- Понаблюдайте, как кипит вода? (образуются пузырьки, слышно шипение, бурление)
- Вы не замечаете, что воды становится меньше? Куда же она девается? (испаряется, превращается в пар)
- Что такое пар? (маленькие, невидимые капельки воды, это газообразное состояние воды)
- Как доказать, что пар-это капельки воды? (поместить над паром стекло)
- Пар соприкасается с холодным стеклом и превращается в капельки воды.
- Что мы сейчас наблюдали? (лед тает и превращается в воду, вода нагревается и превращается в пар, пар обратно в воду)
- А вы знаете, что этот процесс называется круговоротом воды в природе.Как вы поняли, что это значит?
5. – Вода-одно из самых удивительных веществ на планете. Давайте мы встанем в круг, у меня есть капелька, будем ее передавать друг другу и поразмышляем, что было бы на нашей планете, если бы не было воды. (звучит музыка воды)
- Без воды наша планета представляла бы безжизненный каменный шар, а благодаря воде на ней кипит жизнь. Вода-добрый друг и помощник человека. Поэтому воду надо беречь и охранять.
6. – Итак, товарищи ученые, с какими же состояниями воды вы познакомились? Давайте их зарисуем.
7. – Вы все сегодня молодцы! Провели большую работу, дружно и активно поработали в нашей лаборатории. Я хочу угостить вас чистой, прохладной, очень полезной минеральной водичкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»
Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"
В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...