НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе « Ремесла Кубани»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кулага Виолетта Алексеевна

Цели и задачи:  Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда. 

Предварительная работа: просмотр иллюстраций с видами станицы Старощербиновской, , посещение музея станицы Старощербиновской, просмотр фильма «Наша станица», индивидуальное разучивание стихотворений, слушание и пение песен, частушек, заучивание стихотворений, кубанских народных игр.

Словарная работа : рушник, глечик, кувалда, ступка, орнамент, гладь.

Материалы: Иллюстрации, сюжетные картины,  глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка.

Ход занятия: 

Воспитатель:  Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.  Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. 

Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло известно давно, и зародилось оно благодаря уникальным свойствам глины. Для производства гончарных изделий главным орудием служит гончарный станок или круг, на котором легко и удобно выделывать всякую посуду, имеющую круглое очертание. Гончарное ремесло на Кубани развивалось в тех местах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Рассмотреть изделия из глины.

Вы знаете уже, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки. 

Из глины изготавливали кирпич.

Из глины делали черепицу для крыш.

Воспитатель:  Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным.  Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван  Шестидесятый и Никифор Гончар.

А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Кубани, как  отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?

Дети: Они вышивали, вязали, шили.

Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди населения Кубани. Здесь можно увидеть богатство и разнообразие стилей орнаментов. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным), счетную гладь, растительный или геометрический орнамент. Народные мастерицы вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др.

Воспитатель: Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд.  Женщины же пекли «жаворонков»  или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.

 Игра «ИГОЛКА, НИТКА, УЗЕЛОК»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались  (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

 

 

 

Воспитатель:  Ребята, а вот еще один промысел. В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А вот из какого материала плели  изделия и как они назывались?

Дети:  Плели из камыша, тальника, тростника.

Мастерили столы, стулья.

Делали корзины, лукошки, кузова.

Изготавливали плетень.

Воспитатель:  До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках Краснодара можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, этажерки, шкатулки, настенные панно. 
Ребята, а еще какое-нибудь ремесло вы вспомните?

Дети: Казаки занимались кузнечным делом.

Воспитатель:  Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?

Дети:   Кузнецы ковали  орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки,  делали подковы лошадям. 

Воспитатель:  Из какого материала выполняли  изделия кузнецы? 

Дети: Из металла.

Но не так- то просто выковать что-либо из железа. Нужно обладать специальным образованием, чтобы заниматься таким делом. В древности люди годами учились этому мастерству. Людей, которые его уже освоили, приравнивали к богам или их приемникам. Для ковки кузнецы использовали различные молоты, кувалды, щипцы и печь с мехами. Над созданием предмета работали все члены кузнецы. Выковывать металл следовало аккуратно и быстро, пока сталь не остыла. Работать надо было в полумраке, чтоб видеть насколько накалилась железо.

Воспитатель:   А теперь представьте, что вы тоже немного научились  кузнечному ремеслу.  Поиграем в пальчиковую  игру «Кузнец-молодец».

Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два и готово.
Стучат по столу кулачками.
Перекатывание кулачков от
запястий к костяшкам пальцев.
Хлопки в ладоши.
Развести кисти рук в стороны.
Выбрасывают пальцы рук из кулачков.
Стучат кулачками друг о друга.

Воспитатель:  Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без  корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

беседа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе о пшенице и ржи "Спор"

Ознакомление детей с культурными растениями, которые возделывают на Саратовской земле. Чем отличаются и чем схожи рожь и пшеница....

1. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"

Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...