Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лунегова Надежда Викторовна

           Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки. Чтобы рассказывая о природе  родного края у них возникало чувство восхищения и восторга от красоты своей Родины.

 

Цель:побуждать интерес к природе родного края.

 Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей  республики и её богатствах; дать представление об озере Азас; 
  2. Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится  к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
  3. Развивать речь, обогащать ее новыми словами: озеро Азас, кедр, кедровка, тайга, хвоя, кувшинки, рысь.

Оборудование:

 видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, муляж озера,  корзинка,  кедровые шишки, кроссворд, удочка.

Методы и приемы:

 показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.

 

 

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей республике.

- А кто из вас помнит, как называется республика, в которой мы живем?

Правильно, молодцы!

Нас ждут новые тайны земли тувинской.

Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова и впишите их по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

                   

 

А вот и первая загадка:

                                      У меня иголки длинней, чем у елки.

                                     Я расту прямо в высоту.

                                     Если я на опушке, ветви только на макушке. ( Сосна.)

Правильно. Давайте в пишем  первую отгадку.

                                         

                                        2.Стоит Алена – платок зеленый,

                                        Тонкий стан, белый сарафан.

                                                                                         (Береза.)

                                   3. Её всегда в лесу найдешь.

                                       Пойдешь гулять и встретишь:

                                       Стоит колючая как еж,

                                       Зимою в платье летнем.       

                                                                                  (Ель.)

                                    4.В сенокос – горька, а в мороз сладка.

                                        Что за ягодка.         (Рябина.)

                                  

  5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.

                                                                            (Осина.)

Давайте прочитаем, что за слово у нас с вами получилось. (Озеро.)

          Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на озеро Азас.

          Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится озеро Азас?

Озеро Азас находится на Северо-востоке Тувы.  Это  очень далеко от нашего города. <Рисунок 1>

- А как называется город, в котором мы живем?

Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие?

А почему на вертолете?

И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь.

            (Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)

          

 Ребята, про озеро «Азас» написано очень много стихов, одно из них я вам сейчас прочту:

 

 Над озером алый                     Багряное небо.                                    Смеется, ликует,                  Пылает закат.                           Как полог цветной,                                                          и дышит оно,                                                      Дворцы золотые                      Cсливается cкраем                                   Как будто бы волнам.                                      На небе блестят                       Cозерной волной.                                 Дыханье дано.

 И  золото льется,                    Все стало, как в сказке,                          Сверкай же, покуда

 На волны ложась.                   Оделось в шелка.                                   Закат не погас, 

Расплавленным солнцем.        И озеро рдеет,                                                              ты, озеро света,

Наполнен Азас.                        Как чаша цветка.                                  Чудесный Азас!

 

Пока я читала вам стихотворение, наш вертолет совершил посадку.

Ребята, посмотрите на какое красивое озеро мы с вами приехали.

                            (Просмотр отрывка из фильма.)

 Среди множества тувинских озер, самое большое и самое красивое – это озеро Азас. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и более мелкие озера.

  Ребята, посмотрите на озеро, оно  все в цветах. Эти цветы называются кувшинки. Своей красотой и цветами это озеро отличается от других озер. <Рисунок 2>, <Рисунок 3>,

 А теперь давайте подойдем к озеру поближе.

 В озере Азас водится очень много рыбы.

- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этом озере?

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?

 (Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)

- А почему?

Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку.»  <Рисунок 4>, <Рисунок 5>,

        (Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы, которые написаны на обратной стороне)

  1. Может ли рыба жить без воды?
  2. Чем дышит рыба?
  3. Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
  4. Чем покрыто тело рыбы?

  А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера.

                 (Звучит тувинская мелодия). <Рисунок 6>, <Рисунок 7>,

 -Что вы видите вокруг? <Рисунок 8>, <Рисунок 9>,

- Назовите, какие деревья вам повстречались?

- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.) <Рисунок 10>.

- А чем отличается лес от тайги?

  Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

  А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.  <Рисунок 11>.

- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?

           Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.

 - Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?

  Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя,  проживают столько лет.

      А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.                      

      <Рисунок 12>.

          Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.

Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.

- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?

- А еще кто?

          Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка.

                                           (Звучит пение кедровки).  <Рисунок 13>,

  Давайте рассмотрим с вами птицу

  Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом  шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?

<Рисунок 14>, <Рисунок 15> ,<Рисунок 16>, <Рисунок 17>, <Рисунок 18>,  <Рисунок 19>, <Рисунок 20>,  <Рисунок 21>,

-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?

- А какие вы знаете ягоды? <Рисунок 22>, <Рисунок 23>,<Рисунок 24>, <Рисунок 25>, <Рисунок 26>.

-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?

  Игра: « Собери дары леса».

               Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д.  <Рисунок 27>,  <Рисунок  28>, <Рисунок 29>, <Рисунок 30>, <Рисунок 31>,  <Рисунок 32>, <Рисунок 33>.

         Ребята назовите животных, которых вы видите на картинках? Всех животных мы с вами с могли назвать?

           Ребята, это рысь.  Рысь – это большая серая кошка. Она охотится на мелких животных. Но иногда даже нападает и на крупных оленей. <Рисунок 34>,

          Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам озера Азас, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора.    А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы  также чисто?

А что бы мы с вами увидели?

- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?

 Молодцы правильно.

Давайте вспомним правила поведения в природе.  <Рисунок 35>,

           Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?

             Смотрите, на берегу озера стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.

Как вы думаете, почему охотники все это оставили?

Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?

        Спасибо белочка за угощение.

         Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось?  Кто запомнил, как называется озеро?                                                

         А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.

 

 

 

 

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Тема: « Озеро Азас»

Выполнила : Лунегова Надежда Викторовна – воспитатель 1 квалификационной  категории.

Цель: побуждать интерес к природе родного края.

 Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей  республики и её богатствах; дать представление об озере Азас;  
  2. Обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относится  к природе ее богатствам; воспитывать стремление прийти на помощь друг другу в трудную минуту;
  3. Развивать речь, обогащать ее новыми словами: озеро Азас, кедр, кедровка, тайга, хвоя, кувшинки, рысь.

Оборудование:

 видео и аудио кассета, рыбы, иллюстрации с изображением природы, ягод, грибов; дом, муляж озера,  корзинка,  кедровые шишки, кроссворд, удочка.

Методы и приемы:

 показ видеофильма, прослушивание записи на магнитофоне, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, дидактические игры, обыгрывание сказочного персонажа.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей республике.

- А кто из вас помнит, как называется республика, в которой мы живем?

Правильно, молодцы!

Нас ждут новые тайны земли тувинской.

Вот и первая: куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. Если вы правильно отгадаете слова и впишите их по горизонтали, то в выделенных клетках по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, по берегу которого мы будем ходить и беседовать.

1

2

3

4

5

А вот и первая загадка:

                                      У меня иголки длинней, чем у елки.

                                     Я расту прямо в высоту.

                                     Если я на опушке, ветви только на макушке. ( Сосна.)

Правильно. Давайте в пишем  первую отгадку.

                                         

                                        2.Стоит Алена – платок зеленый,

                                        Тонкий стан, белый сарафан.

                                                                                         (Береза.)

                                   3. Её всегда в лесу найдешь.

                                       Пойдешь гулять и встретишь:

                                       Стоит колючая как еж,

                                       Зимою в платье летнем.        

                                                                                  (Ель.)

                                    4.В сенокос – горька, а в мороз сладка.

                                        Что за ягодка.         (Рябина.)

                                   

  5. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит.

                                                                            (Осина.)

Давайте прочитаем, что за слово у нас с вами получилось. (Озеро.)

          Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в один из самых удивительных уголков нашей родины – на озеро Азас.

          Давайте подойдем к карте и посмотрим, где находится озеро Азас?

Озеро Азас находится на Северо-востоке Тувы.  Это  очень далеко от нашего города. <Рисунок 1>

- А как называется город, в котором мы живем?

Как вы думаете, на чём нам лучше отправиться в путешествие?

А почему на вертолете?

И так, занимайте места, и мы отправляемся в путь.

            (Дети рассаживаются на ковре, как будто летят в вертолете.)

         

 Ребята, про озеро «Азас» написано очень много стихов, одно из них я вам сейчас прочту:

 Над озером алый                     Багряное небо.                                    Смеется, ликует,                  Пылает закат.                           Как полог цветной,                                                          и дышит оно,                                                      Дворцы золотые                      Cсливается c краем                                   Как будто бы волнам.                                      На небе блестят                       C озерной волной.                                 Дыханье дано.

 И  золото льется,                    Все стало, как в сказке,                          Сверкай же, покуда

 На волны ложась.                   Оделось в шелка.                                   Закат не погас,  

Расплавленным солнцем.        И озеро рдеет,                                                              ты, озеро света,

Наполнен Азас.                        Как чаша цветка.                                  Чудесный Азас!

Пока я читала вам стихотворение, наш вертолет совершил посадку.

Ребята, посмотрите на какое красивое озеро мы с вами приехали.

                            (Просмотр отрывка из фильма.)

 Среди множества тувинских озер, самое большое и самое красивое – это озеро Азас. Какие высокие берега, какая чистая и прозрачная вода. Кругом водопады и более мелкие озера.

  Ребята, посмотрите на озеро, оно  все в цветах. Эти цветы называются кувшинки. Своей красотой и цветами это озеро отличается от других озер. <Рисунок 2>, <Рисунок 3>,

 А теперь давайте подойдем к озеру поближе.

 В озере Азас водится очень много рыбы.

- Как вы думаете, какая рыба может водиться в этом озере?

- А кто знает, чем ловят рыбу?

- А вы знаете, как правильно ловить рыбу?

 (Только удочкой, не брать мелкую рыбу, отпускать ее обязательно.)

- А почему?

Давайте поиграем с вами в игру: «Поймай рыбку.»  <Рисунок 4>, <Рисунок 5>,

        (Дети ловят рыбу и отвечают на вопросы, которые написаны на обратной стороне)

  1. Может ли рыба жить без воды?
  2. Чем дышит рыба?
  3. Что есть у рыбы? (хвост, плавники, голова и т.д.)
  4. Чем покрыто тело рыбы?

  А теперь, ребята, давайте совершим небольшую экскурсию по берегу озера.

                 (Звучит тувинская мелодия). <Рисунок 6>, <Рисунок 7>,

 -Что вы видите вокруг? <Рисунок 8>, <Рисунок 9>,

- Назовите, какие деревья вам повстречались?

- Как по-другому можно назвать лес? (тайга.) <Рисунок 10>.

- А чем отличается лес от тайги?

  Правильно. Тайга – это самый большой лес на Земле. Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной.

  А сейчас мы с вами познакомимся с красивым, могучим и поистине бесценным деревом – кедром. Кедр – вечнозеленое дерево, ствол у него толстый, ветви пушистые, зеленые и зимой и летом.  <Рисунок 11>.

- Как мы назовём лес, где будут расти одни кедры?

           Если в кедровом лесу подольше походить, то можно вылечиться от простуды. Аромат хвои очень целебен.

 - Ребята, а вы знаете, что такое хвоя?

  Живет кедр долго. (800лет.) Нас на свете не было, а эти кедры были почти такие же, как сейчас. Не стареют кедры. Хотя,  проживают столько лет.

      А вот ребята посмотрите - кедровые шишки, а внутри у нее много маленьких орешков.                      

      <Рисунок 12>.

          Кедровые орехи очень вкусные и полезные. Осенью, когда поспевают орехи, люди, идут в тайгу за орехами.

Но не только люди, но и лесные жители тоже любят орехи.

- Как вы думаете, кто самый большой любитель орех?

- А еще кто?

          Большой любитель, кедровых орешек, птица кедровка.

                                           (Звучит пение кедровки).  <Рисунок 13>,

  Давайте рассмотрим с вами птицу

  Кедровка величиной с голубя, грудка у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом  шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном месте, на зиму, на черный день. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.

- А сколько в тайге разных грибов и ягод. Назовите ребята, какие вы знаете грибы?

<Рисунок 14>, <Рисунок 15> ,<Рисунок 16>, <Рисунок 17>, <Рисунок 18>,  <Рисунок 19>, <Рисунок 20>,  <Рисунок 21>,

-А вы знаете, как правильно собирать грибы? А почему?

- А какие вы знаете ягоды? <Рисунок 22>, <Рисунок 23>,<Рисунок 24>, <Рисунок 25>, <Рисунок 26>.

-Может кто-то из вас знает, как правильно собирать ягоды?

  Игра: « Собери дары леса».

               Воспитатель и дети подходят к картинкам с изображением животных: волка, лисы, зайца, медведя ит.д.  <Рисунок 27>,  <Рисунок  28>, <Рисунок 29>, <Рисунок 30>, <Рисунок 31>,  <Рисунок 32>, <Рисунок 33>.

         Ребята назовите животных, которых вы видите на картинках? Всех животных мы с вами с могли назвать?

           Ребята, это рысь.  Рысь – это большая серая кошка. Она охотится на мелких животных. Но иногда даже нападает и на крупных оленей. <Рисунок 34>,

          Ну вот, ребята, мы долго ходили по берегам озера Азас, по тайге, и вы, наверное, обратили внимание как кругом чисто, нет мусора.    А если бы мы с вами побывали на берегу нашей реки, на нём было бы  также чисто?

А что бы мы с вами увидели?

- Что нужно сделать, чтобы и на берегу нашей реки стало чисто и уютно?

 Молодцы правильно.

Давайте вспомним правила поведения в природе.  <Рисунок 35>,

           Вы, наверное, устали. А где бы нам с вами отдохнуть?

             Смотрите, на берегу озера стоит охотничья избушка. Давайте подойдем к ней. Но в ней никого нет. Зато много сухих дров и разных продуктов: и мука, и соль, и сахар, и спички и т.д.

Как вы думаете, почему охотники все это оставили?

Ребята, посмотрите-ка, здесь и для нас с вами оставлена корзинка. Что же в ней там лежит? Орешки, грибы. Кто же это для нас мог оставить?

        Спасибо белочка за угощение.

         Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось?  Кто запомнил, как называется озеро?                                                

         А теперь давайте мы с вами возьмем угощение и поторопимся на аэродром, нас с вами уже там ждут. Мы и так слишком долго путешествовали.

                                                                                                                         Лунегова Надежда Викторовна 222-474-559


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"

Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.  Тема: Воздух и ветер...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Знакомство с театром»

Задачи:Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре Оперы и Балета, Драматическом театре; о крупнейших театрах России: Большом театре, Театре кукол имени С. Образцова, Мариинском в С...