НОД по ознакомлению с миром природы
методическая разработка по окружающему миру
Актуальность: С самого раннего возраста дети начинают проявлять интерес к природе.Однако далеко не всегда интерес детей к природе поддерживается взрослыми. Невнимательное, безразличное отношение родителей к детским интересам, делает детей равнодушными к природе. Иногда дети ломают ветви деревьев и кустарников, топчут зеленеющие всходы растений, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у детей вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Воспитатели стараются пробудить и развить у детей интерес к природе. Ведь развитие у детей интереса к природе, приближение их к природе имеет огромное воспитательное и образовательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ekololii_5.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность: С самого раннего возраста дети начинают проявлять интерес к природе.Однако далеко не всегда интерес детей к природе поддерживается взрослыми. Невнимательное, безразличное отношение родителей к детским интересам, делает детей равнодушными к природе. Иногда дети ломают ветви деревьев и кустарников, топчут зеленеющие всходы растений, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у детей вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Воспитатели стараются пробудить и развить у детей интерес к природе. Ведь развитие у детей интереса к природе, приближение их к природе имеет огромное воспитательное и образовательное значение.
Тема непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы с использованием ИКТ и музыкальным сопровождением:
« На помощь старичку-лесовичку»
Актуальность
Цель: формирование познавательного интереса к жизни в лесу в зимнее время через игровую ситуацию.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять, углублять и систематизировать знания детей о диких животных, о зимующих птицах, ихи жизни в лесу в зимнее время
- Учить узнавать птиц по их голосам, животных по следам и по хвостам
- Закреплять знания детей о правилах поведения в лесу
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: внимание, мышление;
- Развивать связную диалогическую речь, умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать интерес к окружающему миру
2. Воспитывать желание помогать тем, кто попал в беду
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний о жизни в лесу в зимнее время: животных , птиц
-получение удовольствия от спасения лесовичка, от игровой деятельности
- бережное отношение к животным и птицам леса
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по ознакомлению с миром природы, прослушивние аудиозаписей голосов птиц
Оборудование: письмо, проектор, лесная полянка, карточки-правила, пазлы с изображением избушки на курьиих ножках, аудиозаписи голосов птиц
Ход занятия:
1. Вводная часть (сюрпризный момент)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть!
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? А какой месяц? (ответы детей- зима, декабрь)
Воспитатель: За окном зима! Волшебное время года! И у меня такое хорошее настроение! Очень хочется им поделиться с вами.
Ритуал приветствия «Улыбка» ( дети встают в круг):
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети присаживаются на ковер)
Воспитатель:
Сегодня утром, когда я шла на работу, почтальон передал письмо для старшей группы детского сада от лесных жителей. (показ письма с изображением животных)
Интересно, что в нем написано:
- Беда, беда! Злая Баба яга похитила Старичка-Лесовичка и спрятала его. А без Лесовичка нам очень трудно выжить в зимнем лесу, мы можем погибнуть от холода и голода. Ребята, помогите нам скорее отыскать его!!!
Воспитатель: Ну что поможем лесным жителям отыскать старичка- лесовичка?
Дети: да
Основная часть.
Воспитатель: Тогда отправляемся в лес и поможем старичку- лесовичку.
Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо глазки закрывать,
Полетели, закружились
И в лесу мы очутились.
(Звучит мелодия песни «Сказки зимнего леса»
На экране слайд зимнего леса)
Появляется баба Яга:
-зачем к нам в лес прибыли? Что в лесу забыли?
Воспитатель: Хотим освободить старичка – лесовичка, где ты его спрятала?
Баба Яга: Я спрятала его надёжно. Это место изображено на картинке. А картинка состоит из пазлов. Соберёте её, тогда и узнаете, где находится Лесовичёк. Я буду давать вам задания. За каждое выполненное задание вы будете получать один пазл. Согласны?
Дети: Да
Баба Яга: Будем гулять по лесу и выполнять мои задания. Перед тем как отправиться в прогулку по лесу ответьте на мои вопросы:
1.На опушке леса
Для начала скажите, какое сейчас время года?
Назовите каких вы знаете обитателей леса?
Как одним словом можно назвать животных леса?
А какие деревья растут в лесу?
(показ слайд-шоу про лес и его обитателей)
Баба яга: И все то вы знаете, ну тогда получайте пазл, ну ничего, мои все коварные задания еще никто все не выполнял.
А теперь присядьте на пеньки и послушайте сказку. Только внимательно слушайте и найдите ошибки.
Сказка с ошибками «Зимой в лесу»
Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»
Ошибки:1. Скворцы улетают в теплые края 2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.4. Белки в спячку не впадают.5. Зимой появляются птенцы у клеста.6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
( Дети находят ошибки и объясняют, почему так считают. Если какие-то ошибки не найдены воспитатель задает наводящие вопросы)
Воспитатель: И с этим заданием мы справились.
Баба Яга: Ну…. Вижу, справились. Держите еще пазл. Но мои задания очень сложные. Посмотрим как дальше справитесь. А теперь я предлагаю вам немного со мной поиграть
В зимнем лесу (физкультминутка)
Весь засыпан снегом лес (повернулись вправо, правую руку отвели
Тут в лесу полно чудес назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка (прыгаем)
Там синичек села стайка (машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом (приседаем, смотрим направо, налево)
Там в дупле бельчонка дом (встаём, поднимаем руки вверх
Воспитатель: А теперь все вместе одеваем невидимые лыжи и поедемте дальше. (Иммитируется езда на лыжах)
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев)
2 .Птичья роща
Баба Яга: Вот мы и в Птичьей роще и здесь вас ждет новое задание.
Вы слышите птичьи голоса. Угадайте, чьи это голоса
(звучат голоса птиц)
Игра: «Угадай по голосу»
(Дети угадывают птиц по их пению: синица, щегол, стриж, а их изображение появляется на слайде)
Воспитатель: Наши дети знают, как одним словом можно назвать птиц, которые не улетели в теплые края. Давайте расскажем Бабе Яге, как называются эти птицы?
Дети: Зимующие.
Баба Яга: С этим заданием вы справились, придется отдать вам еще один пазл. Продолжаем нашу прогулку
(Иммитируется езда на лыжах)
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев)
3. Чаща животных
Баба Яга: А вот и чаща животных. Да, умные ребята, на этот раз мне попались. Ну вот с этим заданием еще никто не справлялся
«Чьи следы?» (слайд -шоу)
(Дети отгадывают следы животных: зайца, лисы, оленя, волка, образовывают прилагательные от существительных: лисьи, заячьи, и т. д.)
Воспитатель: И с этим заданием ребята справились, давай нам еще пазлы,
что-то мы с ребятами сильно замерзли, давая баба Яга с нами вместе руки погреем.
Дыхательное упражнение: «Греем руки»
Баба Яга: А теперь последнее задание:
Д/и "Чей хвост"
Нам нужно отгадать, кто из животных потерял хвост.
На экране появляются хвосты животных: белки, волка, зайца, медведя, лисы.
Воспитатель. Дети, чей это хвост? (Белки, лисы, медведя, волка, зайца).
Баба Яга: Эх, со всеми заданиями вы справились, вот последний пазл
(дети собирают картинку с изображением избушки на курьих ножкаж)
Воспитатель: Возвращай нам лесовика, он у тебя в избушке на курьих ножках спрятан.
Баба Яга: Очень вы умные ребята, придется отпустить старичка-лесовичка, а мне так одной скучно и грустно. Выходи Лесовичок!
Появляется лесовичок:
Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья. Освободили меня.
А теперь давайте научим бабу Ягу как надо вести себя в лесу, чтобы с ней все лесные жители дружили
Дидактическая игра «Как вести себя в природе зимой»
Лесовичок предлагает детям карточки, на которых изображена ситуация недопустимого поведения в природе. Глядя на нее, дети должны сформулировать правило.
- ходить в лес можно только со взрослыми
- Не обижайте, не пугайте животных, не забирайте их с собой
- Не шумите
- Не ломайте веток.
- Убирайте за собой мусор.
Баба Яга: Спасибо ребята, теперь я буду выполнять все эти правила и обязательно найду себе друзей, с которыми будем вместе играть
Лесовичок: Еще раз спасибо, а за то вы меня осводили, я хочу подарить вам подарки: съедобные снежки (зефир) . Вам пора возвращаться в детский сад.
Я вас накрою снежным покрывалом, и вместе скажем:
«1,2,3 покрывало в садик нас верни».
Подведение итогов
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
-Ребята, вам понравилось в зимнем лесу?
-Что интересного вы там увидели?
-Что нового узнали
-Молодцы , ребята, вы выполнили все задания, не бросили лесовичка в беде.
Следующий раз мы отправимся с вами в лес весной и посмотрим как встречают весну Лесовичок , звери и птицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)
Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ
Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....
Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"
Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о фор...
Ознакомление с миром природы.Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему: «Прогулка по весеннему лесу».
Рекомендации для родителей...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м
Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...