Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Жигулова

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_volshebnitsa_-_voda.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей «Ознакомление с  миром природы», «Ознакомление с социальным миром», «Познавательно – исследовательская деятельность».

 «Волшебница - вода».

                                                  Жигулова Елена Викторовна        

                                                       МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»

                                                       Муниципального образования

                                                        г.Саяногорск.

                

Цель:        Создание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).

Задачи:

  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Воспитывать  бережное отношение к воде,  как основному природному ресурсу;  способствовать воспитанию  умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 

Оборудование: Глобус; Рисунок «Круговорот воды в природе»; Письмо; Куб, шар»; Узкий и широкий стаканы; Бутыль с водой;  2 стакана: с водой и молоком; Камешки;  Гуашь, вода, кисти; Сахар, соль, мел (или мука);  Эфирное масло.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Приветствие:        Придумано кем-то просто и мудро

                При встрече здороваться:

                - Доброе утро!

                - Доброе утро! – солнцу и птицам.

                - Доброе утро! – улыбчивым лицам.

                Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

                И доброе утро длится до вечера.

2. Вводная беседа.

В.: - Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу. Послушайте загадку.

                           На ноге стоит одной,

                           Крутит, вертит головой.

                           Нам показывает страны,

                           Реки, горы, океаны.

- Правильно, это глобус. А что такое глобус?

(Глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.)

В.:  - А что можно увидеть на глобусе? Что мы можем узнать о нашей планете?

(Глобус показывает форму планеты, она круглая. Мы видим расположение морей, океанов и суши, т.е. материков).

В.: - А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что обозначено этим цветом?  (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера).

В.:  - Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды. А что вы знаете о воде? Какой она бывает?

- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным?

- Как человек использует воду?

В.:  - А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. 

- А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. 

 – А как в неё соль попала?

        Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, где содержится разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остаётся на всё время, потому что море никуда не течёт. А в реках вода остаётся свежей и несолёной, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

В.:  -        Жить в солёной  воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин (колодца, колонки) - это в посёлках, деревнях.

- А кто из вас пробовал родниковую воду?

 Родниковая вода – самая полезная, самая чистая, она бьют из глубин земли.

- А откуда у нас в домах и в детском саду вода?

        А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из реки (Енисей). Но сначала речную воду очищают  на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

Сначала вода проходит через специальные решётки, которые задерживают рыб, водоросли.

Дальше – мелкая сетка, ещё дальше фильтры, где вода становится совсем чистой.

Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры – водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, д/с, школе, магазину, заводу. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.        

Помощник воспитателя приносит письмо.

        «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам профессор Московского института водных ресурсов Петр Иванович Небывалов. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что через ваш город Саяногорск, протекает река - Енисей, из которой вода поступает в дома саяногорцев. Река - Енисей загрязнена. Мы просим вас изучить свойства воды и как можно скорее прислать нам результаты ваших исследований, чтобы мы с учеными смогли найти способы очистки воды не только в реке - Енисеи, но и в других реках нашей страны. Заранее выражаем вам благодарность».

В.:  - Ребята, проблема, о которой написал профессор очень серьезная. В настоящее время очень многие реки не только в нашей стране, но и во всем мире загрязняются. Как вы думаете, кто их загрязняет и каким образом?

- Верно, человек строит фабрики, заводы и во время производства он использует воду из рек, а затем использованную загрязненную воду снова сливает в речки. Вредные вещества, попадая в реки, отравляют все живое,  что там есть. Небольшие речушки могут полностью высохнуть и исчезнуть, а глубоководные реки становятся мелкими.

3. Физкультминутка.

В.:  - Предлагаю нам всем отправиться на Енисей.

                   К речке быстрой мы спустились

                   Наклонились и умылись.

                   Раз, два, три, четыре,

                   Вот как славно освежились.

                   Делать так руками нужно:

                  Вместе – раз, это брасс.

                  Одной, другой – это кроль.

                  Все, как один, плывем как дельфин,

                  Вышли на берег крутой

                  И отправились домой.

В.:  - Но мы отправляемся не домой, а в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

- Я предлагаю нам сегодня превратиться на время в ученых  и провести опыты по исследованию воды, ее свойств, чтобы отправить результаты профессору Небывалову.

- Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

               Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

               Уши внимательно слушают  и все слышат.

               Голова хорошо думает.

               Наши ноги нам не мешают.

               Наши руки нам помогают.

4. Практическая (опытно – экспериментальная) часть.

- Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Опыт №1.

Какой формы вода?

На столе куб и шар.

- Какой формы эти предметы?

- А имеет ли форму вода? Возьмем узкую баночку, наполним ее водой. Перельем в широкую банку. Что заметили?  Форма, которую принимает вода, все время меняется.

ВЫВОД:   Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором        находится.

Опыт №2.

Какого цвета вода?

- Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем?

ВЫВОД:    В воде камешки видны, а в молоке нет. Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета.

- Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем гуашь. Постепенно добавляя краску, мы видим, что прозрачность воды изменяется. Опустим каменки. Они не видны.

Опыт №3.

Вода – растворитель.

- Ребята, есть ли у воды вкус?

- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД:    Вода не имеет вкуса.

- Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Итак, попробуем растворить в воде сахар, соль, мел. Что мы видим?

ВЫВОД:    Вода растворяет некоторые вещества.

Опыт №4.

Имеет ли вода запах?

- Ребята, определите, есть ли запах у воды?

- А теперь попробуем добавить в воду эфирное масло. Что заметили теперь?

ВЫВОД:  У воды нет запаха, но,  взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.

5. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

В.:  - Мы с вами неплохо потрудились и многое узнали. Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о ее волшебных свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред.

- Сыграем в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на 2 команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?», другая – «Вода – это плохо. Почему?»

Хорошо:   1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

                   2. Водой можно закаляться, играть с водой.

                   3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

                   4. В воде стирают одежду.

                   5. Нужна для полива цветов, растений,   в саду и огороде.

                   6. В воде живут разные животные, она нужна для питья животным.

Плохо:       1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

                   2. Горячей водой можно обжечься.

                   3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

                   4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

                   5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

                   6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

6. Три состояния воды.

В.:  - Вода – удивительное вещество. Она приносит огромную пользу, но вместе с тем может причинить серьезный вред. Еще более интересно то, что в природе вода встречается в трех состояниях. А,  в каких, вы узнаете, отгадав загадки:

       1.            Мягкий он, а не подушка,

                      Белый он, а не пушок,

                      Он холодный, как лягушка,

                      А согреешь – ручеек.                                      СНЕГ

      2.            Пушистая вата плывет куда- то.

                     Чем вата ниже, тем дождик ближе.              ОБЛАКО

     3.              Прозрачное, как стекло,

                      А не вставишь в окно.                                   ЛЕД

    4.               Очень добродушная,

                      Я мягкая, послушная,

                      Но когда я захочу,

                      Даже камень источу.                                     ВОДА

- Что объединяет загадки?

- Разве облако, лед и снег – тоже вода? Почему вы так думаете?

- Правильно, ребята. Вода бывает в трех состояниях: в твердом (в виде снега, льда и инея), в  жидком (в виде дождя, озера, реки) и в газообразном (в виде облака, тумана или пара).

- Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно.

- При каких условиях вода превращается в снег или лед?  (ОТ МОРОЗА)

- Отчего  превращается в пар?   (ОТ НАГРЕВАНИЯ)

7. Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое,  в природе происходит круговорот воды.

- Посмотрите на рисунок.

 Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода, превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

8. Итог занятия.

В.: - Ребята, нам кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе!

        Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живёт людей намного больше и воды используется больше. Мы должны беречь воду,

- Почему? (чтобы её хватило на всех. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей,  должно потрудиться, чтобы опять очистить эту воду).

ПРАВИЛА ПОЛЗОВАНИЯ ВОДОЙ:

  • Закрывать кран с водой.
  • Не пускать воду сильной струёй.
  • Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
  • Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.

В.: - Ребята, наше занятие подходит к концу. Что интересного мы сегодня с вами узнали? Какими же свойствами обладает вода?

- А самое главное то, что полученные нами результаты опытов я сегодня же отправлю письмом в Москву профессору Небывалову. И возможно тогда ученые изобретут способы очистки рек, которые загрязняются людьми, заводами, фабриками.

- А в заключении мы хотим посвятить воде стихи:

 Вы слыхали о воде?                                  Как сосулька замерзает,

Говорят, она везде!                                    В лес туманом заползает,

В луже, в море, в океане                            На плите у нас кипит,

И в водопроводном кране.                         Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,                         Человек, запомни навсегда:

Не наесться, не напиться,                       Символ жизни на Земле – вода!

Смею вам я доложить,                           Экономь ее и береги -

Без нее нам не прожить.                         Мы ведь на планете не одни.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Поможем Королеве страны Математике».

Мероприятие построено как увлекательное путешествие на корабле на остров Математики. Создать положительный настрой и интерес детей в начале мероприятия позволило  создание проблемной ситуации – п...

Конспект организованной образовательной деятельности с одаренными детьми подготовительной группы на тему: «Интеллектуально-спортивная игра форт Баярд» Воспитатель первой квалификационной категории: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Внедрение инновационных технологий, адаптированных методов теории решения изобретательских задач как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Пять ключей»

Цель:  обобщение и закрепление знаний у детей через организацию различных видов деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять знания о частях суток, временах года;продолжать формировать умение к...

Содержание образовательной работы по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" на учебный год.

Предтавлено содержание образовательной работы с детьми по освоению образовательной области "Социально - коммуникативное развитие". Помесячно, на учебный год....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с миром природы Тема: «Птицы нашего края»

Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром "Птицы нашего края"...