Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с предметным окружением и социальным миром, ознакомление с миром природы») для подготовительной к школе группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с предметным окружением и социальным миром, ознакомление с миром природы») для подготовительной к школе группы МБДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
got_titulnyy_list.doc | 41 КБ |
programma_poznavatelno-issledovatelskaya_priobshchenie_k_sots_grigorevoy_a.f.doc | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Пурнеске» Чебоксарского района Чувашской Республики
РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического совета Протокол от 30.08.2016№ 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом от 30.08.2016 № 22-ВО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Познавательное развитие»
для подготовительной к школе группы «Б»
на 2016-2017 учебный год (раздел «Ознакомление с предметным окружением
и социальным миром, ознакомление с миром природы») на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Москва: Мозаика-Синтез, - 2014.
Составители:
Григорьева А.Ф., воспитатель
первой квалификационной категории.
п. Кугеси 2016
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………….........3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………………..……….4
1.1.3. Характеристики особенностей детей 6-7 лет, значимые для реализации программы.........................................................................................5
1.1.4. Отличительные особенности программы …………………………………………………………………………………………...…………….6
1.2. Планируемые образовательные результаты ………………………………………..................................................................................................7
1.2.1. Целевые ориентиры освоение программы………………………………………...................................................................................................7
1.2.2. Система оценки результатов освоения программы …………………………………………………………………………………..…………..8
2. Содержательный раздел программы.
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка………………………….…………………………………8
2.1.1. Вариативные формы, методы и средства реализации программы……………………………………………………………………………..13
2.1.2. Особенности образовательной деятельности …………………………………………………………………………...………………………14
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………………………………………………………………...14
2.1.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников……..................................................................................................14
3. Организационный раздел программы.
3.1. Планирование работы с детьми………………………………………………………………………………………………………….…….........16
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды……………......................................................................................................28
3.3. Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………..………………………………………….28
3.4. Список литературы……………………………………………………………………………………...........……………………………………...30
1. Целевой раздел
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с предметным окружением и социальным миром, ознакомление с миром природы») для подготовительной к школе группы МБДОУ «Кугесьский д/с «Пурнеске» Чебоксарского района Чувашской Республики. С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Дополнения и обновления не введены.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4.Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.
5.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.
Наряду с программой «От рождения до школы» в Программе используются следующие парциальные программы и технологии:
1.Программы для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». И.А Кузьмин, А.В.Камкин, Москва: Издательский дом «Истоки», 2007.
2.Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа/ Т.В.Мурашкина. – Чебоксары, 2015.-64с.
3.Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента/ Л.Б.Соловей –Чебоксары, 2015.-72с.
В соответствии с современными требованиями предусматривается 2 формы организации обучения: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Количество образовательных ситуаций в год –36, из них образовательные ситуации, формируемые участниками образовательного процесса-14. Дополнительные образовательные услуги по образовательной области «Познавательное развитие» не организуются.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цели:
1.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2.Социально-коммуникативное развитие и формирование начал экологического культуры детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.
Задачи:
1.Формировать познавательные действия, становление сознания.
2.Развивать воображение и творческую активность.
3.Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
4.Формировать первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
5.Формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве.
6.Формировать знания о многонациональном составе населения города, села, поселка и республики Чувашия, их языках и особенностях культуры, знакомится с элементами этих культур.
7.Формировать первоначальные представления социального характера и включать детей в систему социальных отношений.
8. Создать мотивационно-ценностного отношения к культурным традициям родного края.
9.Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы формирования рабочей программы:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности y дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Подходы формирования рабочей программы
Программа разработана с учётом теоретических основ современной дошкольной педагогики: культурологический, субъектно- деятельностный, аксиологический подходы.
Культурологический подход основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения ребёнка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, её психического и физического здоровья.
Сущность субъектно- деятельностного подхода- в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения и деятельности.
Аксиологический подход в воспитании заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей 6-7 лет, значимые для реализации программы
Нравственные проявления детей 5-7 лет отличаются неровностью, неустойчивостью. Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться, доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу. Другие испытывают затруднения при выполнении работы. К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи. У детей 6-7 лет заметно возрастает активность, инициатива, самостоятельность, начинают развиваться организаторские умения. Но при выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, дети не всегда проявляют выдержку, терпение. При решении задачи формирования трудолюбия у детей, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Способность детей 6-7 лет самостоятельно ставить цель более успешно развивается в тех видах труда, где дети получают материальный результат: работа в цветнике, поделка игрушек из бумаги и др. В этом возрасте целенаправленная деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.
К 5-7 годам результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны: вырастили лук, салат, сделали игрушки и т.д. Достижение результата в работе над простейшими игрушками не только вооружает детей умением трудиться, но и дает возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей. Все это меняет отношение детей старшего дошкольного возраста к труду, у них возрастают собственные требования к качеству выполняемой работы, ее оценке.По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется отношение ребенка к труду - сам процесс труда начинает доставлять детям радость.
Характерными особенностями детей 5-6 лет является совершенствование основных нервных процессов: возбуждения и особенно торможения. Дети часто поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. У них активно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игр – режиссерские, игры с правилами, в том числе компьютерные игры вызывают большой интерес. После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций.
Происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монологическая.
Старшие дошкольники проявляют больший интерес к природе – животным, растениям, камням, различным природным явлениям, к исследовательской деятельности в природе.
У детей проявляется особый интерес к печатному слову, экологическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и перерасчетом отдельных предметов, активно развивается воображение.
Более осознанным и активным становится эстетическое отношение к миру.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.
При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки объектов природы: фор\ы, пропорции, цвет. Старших дошкольников отличает эмоциональная яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.
Распределение детей по группам здоровья на 2017 год.
Группа здоровья | Количество детей | % |
1 | ||
2 | ||
Общее количество: |
1.1.4. Отличительные особенности программы
Программа отличается новым содержанием и предполагает приобщение детей 6-7 лет к национальным культурным традициям чувашского народа и народов, проживающих на территории родного края, в частности к традициям русского, татарского и мордовского народов.
В детском саду имеется мини-планетарий, «Зеленая комната», а за оградой расположен лесной массив. Все это дает возможность для систематического наблюдения и экспериментирования за объектами живой и неживой природы, усиления интереса за явлениями природы, познания (изучения) народных примет, замечать красоту окружающего мира, кодировать ее посредством чувашского орнамента, воспитания эмоционально-положительного отношения к природным объектам.
1.2. Планируемые образовательные результаты
1.2.1. Целевые ориентиры освоение программы
Компоненты структуры личности | Критерии результатив-ности | Показатели освоения содержания программы | |
Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса | ||
Эмоционально-волевой | У воспитанни-ков сформирова-но эмоциональ-но-ценностное отношение к по-знаваемому | Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. | Обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей. Воспитывать ребенка на материальной и духовной культуре чувашского народа. Интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе. |
Деятельностно-практический | Воспитанники владеют спосо-бами деятель-ности (умениями и навыками) | Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности. Классифицирует предметы определяет материалы, из которых они сделаны. Называет времена года, отмечает их особенности. | Умеет ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формируется навыки сотрудничества в социуме. Понимает ценностей родного дома и родной природы. Уважает культуру и историю чувашского народа. Знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.) |
Когнитивный | Воспитанники имеют знания | Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. | Формируется добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле. Знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес. Имеет представление о России как своей стране. Узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн). Имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных. Ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) |
Рефлексивно-творческий | У воспитанни-ков развито творчество и способности | Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. | Развито чувства патриотизма, граждан-ственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье. Проявляет интерес к практическому экспери-ментированию и любознательность. |
1.2.2.Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры познавательного развития детей 6-7 лет не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволяет ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
2. Содержательный раздел программы
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.
Модуль 1. Формирование познавательных действий, становление сознания.
Обязательная часть содержания образования.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки, и т.д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствуя их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представление об истории создания предметов.
Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет, нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т.п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека.
Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Модуль 2. Развитие воображения и творческой активности.
Обязательная часть содержания образования.
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Модуль 3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Обязательная часть содержания образования.
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.).
Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится - в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню. Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки-к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго - к ненастью, скоро исчезнет - к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем - быть теплу», «Появились опята - лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня - день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Модуль 4. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Обязательная часть содержания образования.
Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
Модуль 5. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве.
Обязательная часть содержания образования.
Углублять и уточнять представления о родине – России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна. Расширять представления о Москве – главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т.д.).
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Модуль 6. Формирование знания о многонациональном составе населения города, села, поселка и республики Чувашия, их языках и особенностях культуры, знакомится с элементами этих культур.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Формировать первоначальные представления о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
Продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой (флагом, гербом, гимном); с жизнью нескольких народов, живущих в России, их традициями и обычаями.
Формировать знания о многонациональном составе населения города, села, поселка и республики Чувашия, их языках и особенностях культуры, знакомство с элементами этих культур.
Обсуждать с детьми некоторые важные общественные события, о которых говорят все вокруг (например, празднование определенной исторической даты, проведение спортивных соревнований, день города и т.п.). При этом воспитатель организует деятельность детей так, чтобы они чувствовали сопричастность происходящему (рисовали, организовывали свои соревнования, сочиняли истории, устраивали парад или карнавал — в зависимости от содержания и характера события).
Модуль 7. Формирование первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства.
Формировать у детей эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.
Развивать целостное мировосприятия. Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Развивать нравственные чувства дошкольников, содействовать формированию нравственного поведения (умение проявлять доброе отношение и заботу друг к другу, младшим детям, бабушкам и дедушкам). Формировать мотивации к послушанию взрослым, совершению добрых поступков.
Предоставить возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Модуль 8. Создание мотивационно-ценностного отношения к культурным традициям родного края.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Формировать монологическую речь, интерес к печатному слову, экологическим отношениям. Узнавать буквы, овладевать звуковым анализом слова, счетом и перерасчетом отдельных предметов, развивать воображение.
Развивать осознанное активное эстетическое отношение к миру. Учить воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке передавать характерные признаки объектов природы: формы, пропорции, цвет.
Формировать интонационно-мелодическую ориентацию музыкального восприятия, обогащение индивидуальной интерпретации музыки.
Формировать у детей элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных и среды обитания, связь растений со средой обитания), о взаимосвязи человека и природы.
Модуль 9.Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.
Формировать основы этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии для последующего развития чувства принадлежности к единой российской нации. Воспитывать уважение и привязанность к близким, доброжелательное отношение к людям другой национальности. Использовать чувашские народные сказки, пословицы, поговорки, использовать экскурсии.
Предоставлять возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать и обыгрывать коллажи и макеты.
2.1.1. Вариативные формы, методы и средства реализации программы.
Программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием:
- показ и объяснение,
- постановка задач проблемного характера,
- проведение экскурсий, бесед,
- организация детского экспериментирования с предметами, с природными объектами,
- использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей и пр.
Они отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.
Активные формы обучения (программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»):
- ресурсный круг
- ресурсный круг с делигированием
- работа в паре
- работа в микрогруппе (родители с детьми)
- работа в четвёрках (с родителями)
2.1.2. Особенности образовательной деятельности.
Реализация задач предусматривает фронтальное и групповое проведение различных видов деятельности детей. Занятия проводятся как одновидовые, так и интегрированные. Модели организации обучения: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» предусматривает:
- активное участие всех детей группы в практической деятельности;
- субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;
- каждый участник АФО имеет возможность получить объективную оценку социокультурного развития;
- вырабатывается единый социокультурный контекст группы, новое видение, прочувствование, изменяется социокультурная основа личности и группы;
- АФО позволяют построить деятельное общение на едином уровне.
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В соответствии с принципом тематизма определены темы недели месяца.
2.1.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Сентябрь
- Консультация: «Скоро в школу».
- Выставка детского творчества «Осень».
- Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для детей 6 – 7 лет. Представление серии книг «Сказочное слово», «Напутственное слово».
- Консультация в родительском уголке «Чувашские народные приметы о погоде».
Октябрь
- Оформление информационного листа: «Как помогать ребенку выражать “запретные” чувства».
- Консультация: «Как поддерживать ребенку дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола».
- Работа в круге по книге «Напутственное слово».
- Информация для родителей. Знакомство с духовным завещанием чувашскому народу И.Я. Яковлева, этнопедагогическими методами воспитания детей, пословицами и поговорками. Утма пуçласан тытма та пултарать (Научившийся ходить, может и держать (орудие труда). Еçсѐр ача-пȧча куç умѐнчен çухалать (Дети без дела выходят из поля зрения).
Ноябрь
- Выпуск стенгазеты ко Дню Матери.
- Анкетирование родителей «Что для вас этнокультурные традиции?»
- Знакомство с пословицами к книге для развития детей «Напутственное слово» (Как вы объясните детям смысл пословиц?)
- Активное занятие. Ресурсный круг: «Какие напутственные слова помогают вам на жизненном пути?».
Декабрь
- Анкетирование родителей: «Знаем ли мы народные праздники и обычаи, народные приметы о погоде?»
- Беседа: «Послушен ли ваш ребенок. Стоит ли наказывать детей».
- Знакомство с третьей книгой для развития детей 6 -7 лет «Светлый образ».
- Активное занятие. Ресурсный круг «Путеводный образ для поколений Преподобного Сергия Радонежского на жизненном пути?»
Январь
- Оформление информационного листа: «Учимся «читать» чувашские узоры».
- Оформление информационного листа: «Экологические игры с ребенком дома».
Февраль
- Консультация: «Дошкольник и семейный туризм: «за» и «против».
- Выпуск стенгазеты «Наши защитники».
- Знакомство с четвертой книгой для развития детей 6 - 7 лет «Мастера и рукодельницы».
- Работа в круге по книге «Мастера и рукодельницы».
Март
- Оформление книжки-передвижки: «Как эмоционально поддержать ребенка в роли будущего первоклассника. Профилактика школьных страхов у ребенка».
- Детское творчество. Рисунки о маме.
- Знакомство с пословицами к книге для развития «Мастера и рукодельницы» (Как вы объясните детям смысл пословиц?)
- Активное занятие. Работа в четверке «Какие качества необходимы настоящему мастеру своего дела?»
Апрель
- Консультация: «О пользе самодеятельных игр в социальном взрослении ребенка».
- Совместный досуг: «Семейные маршруты в музей, театр, библиотеку и другие».
- Знакомство с пятой книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».
- Работа в круге по книге «Семейные традиции».
Май
- Консультация: «Мы – первоклассники».
- Опрос родителей: «Насколько экологично ваше поведение?»
- Итог реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
- Праздник «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!».
- Организационный раздел программы.
3.1 Планирование работы с детьми
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Темы недели | Основные направле-ния работы | Тема и форма организации образовательной деятельности | Обязательная часть содержания образования | Содержание, формируемое участниками образовательного процесса | Интеграция с другими образовательными облас-тями | |||||||||
Непосредственно образовательная деятельность | Образователь-ная деятельность в режимные моменты | ||||||||||||||
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятель-ная деятельность детей | ||||||||||||||
Сентябрь | День Знаний | Модуль 3 Модуль 4 | «Школа. Учитель». Игровая обучающая си-туация. (3, с. 36) 05.09.2017 | Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. | Познакомить с деловыми и лич-ностными качес-твами учителя. | Воспитывать чувство призна-тельности, ува-жения к труду учителя; форми-ровать интерес к школе. | Социально-коммуникативное развитие. | ||||||||
Сентябрь | Осень | Модуль 8 Модуль 2 Модуль 9 | Народное погодоведе-ние. «Прогноз погоды по неживой природе». Игровая ситуация. (9) 12.09.2016г | Развитие у детей устойчивого поз-навательного ин-тереса, любозна-тельности и поз-навательной мо-тивации к родной природе, народ-ным приметам о погоде по солн-цу. | Наблюдение за солнцем. Знакомство с народным ка-лендарем при-мет о погоде. | Формирование представлений о природных циклах и рит-мах и о роли солнца в жизни земли. | Речевое развитие. | ||||||||
Сентябрь | Осень | Модуль 3 Модуль 6 Модуль 7 Модуль 9 | «Как хорошо у нас в са-ду». Игровая обучающая ситуация. (3, с. 33) 19.09.2016 | Расширять и обоб-щать представления детей об обществен-ной значимости дет-ского сада, о его сотрудниках, о пра-вах и обязанностях детей, посещающих детский сад. | Воспитывать до-брожелательное отношение к све-рстникам, к окру-жающим. | Развивать нрав-ственные чувс-тва дошкольни-ков. | Социально-коммуникативное развитие. | ||||||||
Сентябрь | Осень | Модуль 4 Модуль 2 Модуль 1 Модуль 7 Модуль 3 | «Природа и человек». Игровая ситуация. (2, с.18) 26.09.2016 | Углублять и система-тизировать представ-ления о взаимоот-ношениях человека с окружающей средой. | Закреплять уме-ние передавать свое отношение к природе в рас-сказах и продук-тивных видах де-ятельности. | Формировать от-ветственность за совершение раз-нообразных дей-ствий в окружа-ющей действи-тельности. Расширять осве-домленность де-тей в сферах человеческой де-ятельности, пре-дставления их значимости для жизни общества. | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. Программное содержание: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. | ||||||||||||||
Октябрь | Я и моя семья | Модуль 7 Модуль 6 Модуль 5 Модуль 9 | «Дружная семья» Игровая обучающая ситуация (3,с.29) 3.10.2016 | Обобщать и система-тизировать представ-ления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). | Расширять пред-ставления о родо-вых корнях семьи; активизировать по-знавательный инте-рес к семье, к близ-ким; | Воспитывать же-лание заботиться о близких, раз-вивать чувство гордости за свою семью. | Социально-коммуникативное развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие
| Открытый день здоровья. Спортивное развлечение. Программное содержание: Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. | ||||||||||||||
Октябрь | Край родной, любимый | Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 | «Улетают журавли» (2, с.61) 10.10.2016 | Закреплять представле-ния о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Расширять знания о том, как птицы готовятся к зиме. | Воспитывать гор-дость за свою стра-ну и уважение к на-родам других стран. | Закреплять уме-ние правильно вести себя в природе. | Речевое развитие. | ||||||||
Октябрь | Край родной, любимый | Модуль 7 Модуль 6 Модуль 9 Модуль 8 | Работа в паре «Напутственное слово» (6) 17.10.2016 | Развитие умений и навыков познава-тельного и лично-стного общения в ходе чтения книг и рассматривания ил-люстраций из серии «Сказочное слово», и «Напутственное слово». | Формирование нравственного поведения (уме-ние проявлять доброе отноше-ние и заботу друг к другу, младшим детям, бабушкам и де-душкам). | Осознание жиз-ненного пути, понимание ценности ска-зочного слова и слова напутст-вия, силы роди-тельского бла-гословения: Хорошей доро-ги! В добрый путь! Легкой дороги! С бо-гом! Ангела Хранителя в дорогу! Счаст-ливого пути! | Речевое развитие. | ||||||||
Октябрь | Край родной, любимый | Модуль 2 Модуль 4 Модуль 3 Модуль 1 | «Дары осени» Игровая ситуация. (2) с.27 24.10.2016 | Систематизировать зна-ния о труде людей осенью. Закрепить обо-бщающие понятия «овощи» «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов. Учить рассказывать о пользе овощей и фруктов. | Воспитывать бе-режное отношение к природе, уваже-ние к сельскохо-зяйственному труду людей. | Закрепить уме-ние рисовать разнообразные деревья, исполь-зуя разные цве-та красок для стволов и раз-личные приемы работы кистью. | Речевое развитие. | ||||||||
Октябрь | Край родной, любимый | Модуль 5 Модуль 9 Модуль 7 Модуль 6 | «Кто такие чуваши?» (10, с.47) 31.10.2016 | Воспитывать инте-рес к историчес-кому прошлому чу-вашского народа, его культуре, лю-бовь к своему народу, понимание своей националь-ной принадлежнос-ти (рассматривание карты Чувашской Республики). | Формировать ос-новы этнической идентичности на основе ознаком-ления с нацио-нальной культу-рой народов Чу-вашии и после-дующего чув-ства принадлеж-ности к единой российской на-ции. | Расширять пре-дставление о родном крае, о культуре чу-вашского наро-да. | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Спортивное развлечение. Программное содержание: Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. | ||||||||||||||
Ноябрь | День толерантности. Доброта | Модуль 3 Модуль 4 Модуль 8 Модуль 9 | «Народное погодове-дение». «Растения – барометры» Исследовательская деятельность (9) 7.11.2016 | Наблюдение за осе нними изменения-ми в природе. | Развитие объяснительной и доказательной речи | Развитие наб-людательности и интереса к изменениям в погоде, приро-де ближайшего окружения. | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Праздник День народного единства. Выставка детского творчества. Программное содержание: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней. | ||||||||||||||
Ноябрь | День толерантности. Доброта | Модуль 1 Модуль 9 Модуль 3 | «Библиотека». (3, с.35) 14.11.2016 | Дать представление о библиотеке, о праивлах, которые приняты для читателей, посещаю-щих библиотеку. | Развивать любозна-тельность. | Воспитывать бе-режное отноше-ние к книгам. | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | День толерантности. Доброта. Выставка детского творчества. Программное содержание: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. | ||||||||||||||
Ноябрь | День Матери | Модуль 4 Модуль 3 Модуль 7 Модуль 8 | «Листопад, листопад–листья желтые летят» Игровая ситуация. (2, с.45) 21.11.2016 | Учить определять дере-во или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь. Пока-зать значение лис-топада для жизни рас-тений зимой. Система-тизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе. | Закреплять знания о деревьях | Речевое развитие. | |||||||||
Ноябрь | День Матери | Модуль 7 Модуль 5 Модуль 4 Модуль 3 | Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского» (6) 28.11.2016 | Воспитывать ду-ховно-нравствен ные ценности. | Раскрыть образ Преподобного Сергия Радоне-жского, чудо-творца, молит-венника за зем-лю русскую. | Речевое развитие | |||||||||
Итоговое мероприятие | Развлечение; День Матери. Программное содержание: Расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение, любовь и привязанность к маме. Принимать активное участие в проведении мероприятия, чувствовать сопричастность происходящему. | ||||||||||||||
Декабрь | Зима | Модуль 4 Модуль 2 Модуль 8 Модуль 9 | «Планета земля в опа-сности» Игровая ситуация. (2) с.94 5.12.2016 | Рассказать о растениях, занесенных в Красную книгу. Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, представления об эко-логических проблемах родного города (посел-ка). | Воспитывать ува-жение к труду горо-жан и сельских жи-телей. | Речевое развитие. | |||||||||
Декабрь | Зима | Модуль 5 Модуль 9 Модуль 7 Модуль 6 | «Традиционные обря-ды и обычаи чуваш-ского народа» (10) 12.12.2016 | Воспитание у детей чуткости, внима-тельности, тактич-ности, почтитель-ного отношения к окружающим, об-щительности, навы-ков гостеприимст-ва. | Формировать правила поведе-ния в гостях, уважительное отношение к старшим, госте-приимстве. | Рассказать о традициях, об ычаях и обря-дах чувашского народа, исполь-зовании эти-кета: сывᾰ пулᾰр, чипер юлᾰр, тата ўлѐмрен килсе çўрѐр. | Социально-коммуникативное развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Зима. Выставка детского творчества. Программное содержание: Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. | ||||||||||||||
Декабрь | Новый год | Модуль 3 Модуль 4 Модуль 7 Модуль 2 | «Путешествие в Аф-рику». Игровая ситуация. (2) с.102 19.12.2016 | Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климати-ческими условиями, с животными. Верблюд, антилопа, леопард, лама. Развивать любо-знательность и стрем-ление изучать природу и живых обитателей Земли. | Воспитывать лю-бовь к природе. | Речевое развитие. | |||||||||
Декабрь | Новый год | Модуль 3 Модуль 1 Модуль 2 Модуль 7 | «Знатоки» Игровая обучающая ситуация (3, с.47) 26.12.2016 | Закреплять представ-ления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлет-воряющих эстетические и интеллектуальные по-требности человека;
| Развивать интерес к познанию окружа-ющего мира. | Воспитывать уважение к мне-нию других чле-нов коллектива. | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Праздник «Новый год». Программное содержание: Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. | ||||||||||||||
Январь | Рождественские колядки | Модуль 3 Модуль 7 Модуль 9 | «Шестиногие малы-ши» (2,с.112) 9.01.2017 | Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз), жуков (божья коровка, жужелица), сравнивая, находить отличие во внешнем виде бабочки и жука. | Продолжать расши-рять знание о мно-гообразии насеко-мых. | Формировать обобщающее по-нятие «насеко-мые» | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Развлечение «Рождество» Программное содержание: Знакомить с важными общественными событиями. Создавать мотивационно-ценностное отношение к культурным традициям родного края. Развивать осознанное активное эстетическое отношение. Формировать нравственное поведение: доброту, заботу, привязанность, любовь. | ||||||||||||||
Январь | Зимушка-зима | Модуль 2 Модуль 3 Модуль 8 Модуль 7 | «Рукотворная красота Чувашского края». Образовательная си-туация. (9) 16.01.2017 | Развивать осоз-нанное эстети-ческое отноше-ние к миру. | Раскрыть перед детьми харак-терные черты чувашской на-родной вышив-ки. Учить «чи-тать» ее само-стоятельно. | ||||||||||
Январь | Зимушка- зима | Модуль 4 Модуль 7 Модуль 8 Модуль 2 | «Животный мир по-лярных районов» (2, с.214) 23.01.2017 | Познакомить с клима-тическими условиями разных материков, с животным миром поля-рных районов. | Развивать любозна-тельность, вообра-жение, творчество | Формировать понимание, что для сохранения природы ее нуж-но беречь. | |||||||||
Январь | Зимушка -зима | Модуль 1 Модуль 3 Модуль 4 | «Предметы-помощ-ники» (3, с.28) 30.01.2017 | Формировать представ-ления о предметах, облегчающих труд че-ловека на производ-стве; объяснять, что эти предметы могут улуч-шить качество, ско-рость выполнения дей-ствий, сложные опера-ции, изменять предмет. | Воспитывать ува-жение к профес-сиям | . | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Зимняя олимпиада. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. | ||||||||||||||
Февраль | День защитника Отечества | Модуль 2 Модуль 3 Модуль 8 | «Юный эколог» (2) с.167 6.02.2017 | Расширять представ-ление о профессиях (лесничий). | Воспитывать бере-жное отношение к миру природы. | Речевое развитие. | |||||||||
Февраль | День защитника Отечества | Модуль 9 Модуль 7 Модуль 5 Модуль 6 | «Любовь к Родине» (10, с.53) 13.02.2017 | Закреплять умение рассказывать о сво-их прапрадедах, се-мейных традициях, обычаях. | Использование чувашских на-родных сказок, пословиц, пого-ворок. (Чтение легенд об Улы-пе. Обсуждение пословиц: тᾰван çѐрѐн тусанѐ те тᾰван, тылчᾰкѐ те пылак – Род-ной земли и пылинка родная, и глина сладкая) | Воспитание любви к своей малой родине, патриотизма, чувства гордос-ти за предков, отстоявших Ро-дину. | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. | ||||||||
Февраль | День защитника Отечества | Модель 2 Модуль 3 Модуль 5 Модуль 7 | «К дедушке на фер-му. Игровая обучающая ситуация ( 3) | Познакомить детей с новой профессией –фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. | Воспитывать чув-ство признатель-ности и уважения к работникам сель-ского хозяйства. | Развивать пони-мание целостно-го облика –тру-женика в ферме-рском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Праздник 23 февраля — День защитника Отечества. Программное содержание: Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. | ||||||||||||||
Февраль | День защитника Отечества | Модуль 1 Модуль 3 Модуль 7 | Работа в паре «Мастера и руко-дельницы» (6) 27.02.2017 | Вызвать инте-рес к будущей взрослой жизни и выбору про-фессии. | Познакомить с традициями де-ла и истоками мастерства. Формировать социокультур-ную традицию выбора жиз-ненного пути. | Речевое развитие. | |||||||||
Март | Международный женский день | Модуль 3 Модуль 2 Модуль 8 | «Птицы прилетели –весну принесли» (2, с.259) 6.03.2017 | Рассказать о дне 22 марта- дне весеннего равноденствия. Учить делать выводы о взаимосвязях и взаи-мозависимости в природе, наблюдать за растениями и живот-ными. Обратить внима-ние на особенности внешнего вида перна-тых, связанных с раз-личной средой обита-ния. | Продолжать зна-комить с народ-ными приметами. | Показать много-цветие и разно-образие мира. | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Международный женский день. Выставка детского творчества. Программное содержание: Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | ||||||||||||||
Март | Народная культура и традиции | Модуль 3 Модуль 1 Модуль 7 | «Семейные тради-ции» (6) 13.03.2017 | Воспитывать почитание ро-дителей, пос-лушания, ми-лосердия, гос-теприиимства и радушия, праздника. | Подвести к пони-манию ценности и важности сохра-нения семейных традиций. | Речевое развитие. | |||||||||
Март | Народная культура и традиции | Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 | «Знакомство с прес-мыкающимися» (2, с. 269) 20.03.2017 | Углублять и расширять знания о пресмыка-ющихся (ящерица, че-репаха). Учить расска-зывать об особенностях их внешнего вида и поведения. | Формировать пра-вильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. | ||||||||||
Март | Народная культура и традиции | Модуль 5 Модуль 6 Модуль 7 Модуль 9 | «Чебоксары –столица моей республики». «Символы г. Чебокса-ры». (10) 27.03.2017 | Развивать интерес к истории г.Чебоксары, гербу, флагу, гимну, к культурным объектам. Обогащать представле-ния детей. | Воспитание уважи-тельного отноше-ния к символике г.Чебоксары | Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. | |||||||||
Итоговое мероприятие | Фольклорный праздник. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. | ||||||||||||||
Апрель | Весна | Модуль 2 Модуль 8 Модуль 9 | «Царство растений» (2, с.288) 3.04.2017 | Обобщать знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения. | Закрепить знания о травах. Обобщить о том, что на нашей планете существует огромное царство растений. | Речевое развитие | |||||||||
Апрель | Весна | Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5 Модуль 7 | «Космос» Игровая обучающая ситуация (3, с.53) 10.04.2017 | Расширять представ-ления детей о космосе; подводить к понима-нию того, что освоение космоса - ключ к реше-нию многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. | Развивать интерес к познанию окружа-ющего мира. | Воспитывать доброжела-тельное отно-шение к свер-стникам и ок-ружающим. | Речевое развитие. Социально-оммуникативное развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Праздник «Весна. День Земли — 22 апреля. Выставка детского творчества. Программное содержание: Формировать обобщенные представления о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). | ||||||||||||||
Апрель | Мое здоровье | Модуль 3 Модуль 8 Модуль 9 | «Народное погодове-дение». «Птицы-ме-теорологи». Игра-исследование. (9) 17.04.2017 | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | Знакомство с на-родным весенним календарем долго-срочных примет о погоде. | ||||||||||
Апрель | Мое здоровье | Модуль 1 Модуль 3 Модуль 4 | «Путешествие в про-шлое счетных ма-шин» (3, с.51) 24.04.2017 | Познакомить детей с историей счетных уст-ройств, с процессом их преобразования чело-веком. | Развивать интерес к познанию окружа-ющего мира. | Воспитывать уважение к труду челове-ка. | |||||||||
Итоговое мероприятие | Выпуск стенгазеты «Азбука Здоровья» Программное содержание: закреплять знания детей и родителей о значении здорового образа жизни. | ||||||||||||||
Май | Лето. До свидания, детский сад. | Модуль 2 Модуль 3 Модуль 8 Модуль 9 | «Насекомые-предска-затели погоды». «Рас-тения – барометры». (10) 15.05.2017 | Воспитывать потребность в общении с природой. | Наблюдение за новыми объек-тами на террито-рии детского сада. Формирование представлений об универсальной са-моценности при-роды. | Речевое развитие. | |||||||||
Май | Лето. До свидания, детский сад. | Модуль 3 Модуль 4 Модуль 7 Модуль 6 | «До свидания, дет-ский сад! Здравствуй, школа!» (6) 22.05.2017 | Соблюдение обще-принятых норм и правил взаимоотно-шений со сверстни-ками и взрослыми. | Развивать нравственные чувства. | Ресурсный круг «Слово благодар-ности тем, кто помог детям вы-расти умными и добрыми». | Речевое развитие | ||||||||
Май | Лето. До свидания, детский сад. | Модуль 3 Модуль 8 Модуль 9 Модуль 7 | «Здравствуй, лето красное!» 29.05.2017 | Познакомить детей с днем летнего солнце-стояния-22 июня. Закреплять названия летних месяцев, назы-вать их в правильной последовательности. | Продолжать знако-мить с народными приметами | Осознавать, что для укре-пления здоро-вья летом мо-жно купаться, ходить боси-ком, греться на солнышке. | Речевое развитие. | ||||||||
Итоговое мероприятие | Праздник «Лето». Выставка детского творчества. Программное содержание: Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах. |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации задач для познавательного развития детей в группе созданы все условия: природная среда и объекты, календарь природы, тематические папки, лаборатория, предметно-игровая среда, детская библиотека и др. В группе имеются условно-образные сюжетные игрушки и куклы с необходимой атрибутикой, а также разнообразный бросовый материал, строительные наборы, конструкторы и поделочные материалы. Базисные компоненты развивающей среды в группе обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
Группа задач образовательной области | Материалы и оборудование | Наглядные пособия | Информационные и технические средства обучения |
1.Формировать познавательные действия, становление сознания. |
|
| |
2.Развивать воображение и твор-ческую активность. |
| ||
3.Формировать первичные пред-ставления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). |
|
| |
4.Формировать первичные пред-ставления о планете Земля как общем доме людей, об особен-ностях её природы, многообразии стран и народов мира. |
|
| |
5.Формировать первичные пред-ставления о малой Родине и Оте-честве. |
|
| |
6.Формировать знания о много-национальном составе населения города, села, поселка и Респуб-лики Чувашия, их языках и осо-бенностях культуры, знакомится с элементами этих культур. |
|
| Презентация «Чебоксары» |
7.Формировать первоначальные представления социального харак-тера и включать детей в систему социальных отношений. |
|
| Презентация «Верность родной земле» |
8.Создание мотивационно-цен-ностного отношения к культурным традициям родного края. |
|
| Создание детского альбома «Чувашские народные приметы о погоде» |
9.Социально-коммуникативное ра-звитие детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. |
|
| Презентация «Чебоксары» |
3.4. Список литературы:
1.Нормативная литература:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155
3) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПин 2.4.1.3049-13.
2. Учебно-методическая литература:
1)От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2)Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с.
3)О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.
4)Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. – Чебоксары «Новое Время», 2010.-52с.
5)Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, автор-составитель Н.Б.Вершинина. Издательство «Учитель», Волгоград, с.5-13
6)Конспекты занятий по программе «социокультурные истоки», разработанные О. С.Абрамовой - старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 99 «Почемучка»
7)И.А.Кузьмин, А.В.Камкин программа для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Москва.: Издательский дом «Истоки», 2007.
8) Рекомендации по применению программы «социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. М.: Издательский дом «Истоки», 2010. – 160с.
9)Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа/ Т.В.Мурашкина. – Чебоксары, 2015.-64с.
10) Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента/ Л.Б.Соловей – Чебоксары, 2015.-72с.
Модуль 1. Формирование познавательных действий, становление сознания. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с. |
Модуль 2. Развитие вооб-ражения и творческой ак-тивности. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011. |
Модуль 3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объек-тах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011. |
Модуль 4. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об осо-бенностях её природы, многообразии стран и народов мира. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с. 3О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011. |
Модуль 5. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечес-тве. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011. |
Модуль 6. Формирование знания о многонаци-ональном составе насе-ления города, села, поселка и республики Чувашия, их языках и особенностях культуры, знакомится с элементами этих культур. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента/ Л.Б.Соловей – Чебоксары, 2015.-72с. |
Модуль 7. Формирование первоначальных представ-лений социального харак-тера и включение детей в систему социальных отно-шений. | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Комплексные занятия по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 367 с. О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011. И.А.Кузьмин, А.В.Камкин программа для дошкольного образования «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Москва.: Издательский дом «Истоки», 2007. Рекомендации по применению программы «социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. М.: Издательский дом «Истоки», 2010. – 160с. |
Модуль 8. Создание моти-вационно-ценностного от-ношения к культурным традициям родного края. | Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа/ Т.В.Мурашкина. – Чебоксары, 2015.-64с. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента/ Л.Б.Соловей – Чебоксары, 2015.-72с. |
Модуль 9.Социально-ком-муникативное развитие де-тей дошкольного возраста с учетом регионального ко-мпонента. | Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента/ Л.Б.Соловей – Чебоксары, 2015.-72с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ
Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.
Цель – развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.Формировать представления о природных и рукотворных объектах;Учить детей разделять объекты материального мира по признакам пр...
К О Н С П Е К Т З А Н Я Т И Я для детей подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие. Раздел: ознакомление с предметным и социальным окружением.
Знакомство детей с историей создания книги, создателями первых книг, формирование представления о появлении грамотности на Руси; расширение кругозора детей; воспитание интереса к чтению книг....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с предметным окружением» Тема :« Овощи»
Рассматривали овощи и фрукты, обследовали форму, цвет, количество. Играли в игры: «Узнай на ощупь», «Найди такой же»....
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Средняя группа.
Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром п...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Бусинки" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: ознакомление с предметным окружением. Тема: "Деревянный брусочек".
Предметное окружение: детей знакомят с названиями предметов их ближайшего окружения(игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями ("Из...
Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением» в младшей группе (3 – 4 года). Тема: «Мы - путешественники». Название: «Транспорт» с использованием технологии ОТСМ -ТРИЗ.
Цель: познавательное развитие детей младшего возраста через единство решения игровых, познавательных и творческих задач. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с разными видам...