Тематическое планирование на год «Маленькие исследователи»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Тематическое планирование на год «Маленькие исследователи» в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Маленькие исследователи»
гр. «Рябинушка»
средняя группа
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму». Китайская пословица.
Воспитатели: Жигачёва Галина Викторовна
Кривицкая Анна Владимировна
2021-2022 гг.
1.Цель: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
2.Задачи:
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
- Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- Формировать познавательные действия, становление сознания.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе.
3. Ожидаемый результат:
Дошкольники:
- умеют проводить простые опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы;
- имеют представление о различных физических свойствах и явлениях;
- соблюдают правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
- проявляют познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
4. Формы и методы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации; наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность.
5.Средства:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, , раздаточный материал.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные).
6. Оснащение мини-лаборатории:
- Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
- Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
- Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
- Красители: гуашь, акварельные краски;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.
7.Планирование работы с детьми.
Месяц | № | Тема | Цели. Задачи. | Обеспечение интеграции образования (образовательной области) | |
Сентябрь | 1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… | |
2 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования | ||
3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. | ||
4 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры | Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. | ||
Октябрь | 1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. | |
2 | Поиски воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | ||
3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. | ||
4 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | ||
Ноябрь Ноябрь | 1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. | |
2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает . | Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам . Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. | ||
3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | ||
4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
| ||
Декабрь Декабрь | 1 | Песок. Глина. | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | |
2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | ||
3 | Метал | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | ||
4 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | ||
Январь | 1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
| |
2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | ||
3 | Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: | ||
Февраль | 1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: | |
2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | ||
3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. | ||
4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей | ||
Март | 1 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. | |
2 | Освобождение бусинок из ледяного плена . | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. | ||
3 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных ,обозначающих свойства воды . | ||
4 | Стекло ,его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) | Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла | ||
Апрель | 1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) | |
2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | ||
3 | Почва( песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познание : знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней. | ||
4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | ||
Май | 1 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познание : дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | |
2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | ||
3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познание: называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | ||
4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). |
7. Планирование работы с родителями.
Месяц | Мероприятие | Форма | Программное содержание |
Сентябрь | «Наши дети в средней группе!» | Родительское собрание | Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. |
Центр «Весёлая лаборатория» | Беседы | Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково- познавательной деятельности детей. | |
«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Консультация | Повышение педагогической культуры родителей. Рассказать родителям о важной роли поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка | |
Октябрь | «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | Анкетирование | Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. |
«Экспериментирование с водой» | Мастер-класс | Дать советы родителям по организации детского экспериментирования в домашних условиях | |
Ноябрь | «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | Консультация | Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме познавательного развития. |
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Памятка | Дать советы родителям по поддержанию интереса детей к экспериментированию. | |
Декабрь | «Проведите с детьми дома» | Рекомендации | Познакомить родителей с разнообразием опытов в домашних условиях |
«Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию». | Консультация | Совершенствование педагогических знаний родителей. | |
Январь | «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | Консультация | Советы родителям как развить активность детей к исследовательской деятельности |
«Как помочь маленькому почемучке» | Папка -передвижка | Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков. | |
Февраль | «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» | Памятка | Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования в домашних условиях. |
«Игра или экспериментирование». | Консультация | Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников | |
Март | «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок» | Рекомендации | Познакомить родителей с разнообразием опытов во время прогулки. |
«Тонет? Не тонет!» | Практикум | Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой | |
Апрель | «Моя домашняя лаборатория» | Памятка | Дать представление о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой |
«Играем дома - Создай образ на стене с помощью тени и расскажи сказку» | Консультация | Активизация интереса родителей к теме формирования у детей коммуникативных навыков | |
Май | «Три основных способа познания окружающего мира». | Памятка | Повышение педагогической культуры родителей. |
« Мы маленькие исследователи» | Фотовыставка | Привлечь родителей к совместному с детьми участию в жизни группы |
8. Итоговое мероприятие.
Презентация семейных проектов « Мы маленькие исследователи»
9. Анализ литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с.
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищина Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
5. Экспериментальная деятельность в ДОУ.- М.: ТЦ СФЕРА, 2012.
6. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
7. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Нищева Н.В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
8. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Нищева Н.В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
23 Календарное планирование по теме: «Маленькие исследователи» по ФГОС в подготовительной группе
Подготовительная группа тема: «Маленькие исследователи» Прграмное содержание:Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в проце...
календарно-тематическое планирование к программе "Юный исследователь"
план опытов и экспериментов на год...
Календарно-тематическое планирование на тему "Юные исследователи"
Календарно-тематическое планирование на тему "Юные исследователи"...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (3-5лет) Тема недели: «Маленькие исследователи»
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (3-5лет)Месяц ФЕВРАЛЬ - МАРТ Сроки реализации темы: _с 26.02. по 02.03.2018г._Тема недели: «...
Комплексно-тематическое планирование по теме "Маленькие исследователи"
Комплексно-тематическое планирование на неделю по теме "Маленькие исследователи"....
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели "Маленькие исследователи"
Планирование воспитательно-образовательной работы на февраль с 22.02.2021г по 26.02.2021гГруппа: подготовительная к школе. Тема недели: Маленькие исследователиЦель: Формирование и развитие общения поз...
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Маленькие исследователи»
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Маленькие исследователи»...