календарно-тематическое планирование к программе "Юный исследователь"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
план опытов и экспериментов на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_programme_yunyy_issledovatel.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
к программе «Юный исследователь»
в старшей группе
№ | Месяц/ тема | Тема недели | задачи | Развивающая среда |
1 | Сентябрь «Вода» | «Свойства воды» Вкус, запах, цвет | Познакомить детей со свойствами воды. Выяснить, имеет ли вода вкус, запах, цвет. | Сосуды прозрачные, разной формы, вода, соль сахар, ложечка, пахучий раствор (одеколон), акварельные краски. Веточки (свежесрезанные) вербы. Свеча, замороженные кусочки льда. |
«Живая вода» | Познакомить детей с животворным свойством воды. | |||
«Испарение» | Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно. | |||
«Агрегатные состояния воды» жидкое, твердое | Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в 3-х состояниях: жидком, твердом, газообразном. | |||
2 | Октябрь «Вода» | «Агрегатные состояния воды» газообразное «Облако», «Кораблик» | Подвести к пониманию того, что вода обладает разнообразными свойствами. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи и выдвигать гипотезы. Формировать элементарные представления о статическом электричестве. | Тазы с водой, кораблик из бумаги, пластмассовые линейки, расчески, шерстяная ткань. Поднос с банкой и крышкой, лед и горячая вода, «снег из морозилки». Газированная вода, плоды винограда, прозрачные пластиковые стаканы. 5 спичек, поднос, вода. Банка с водой, монетка. |
«Вода при замерзании расширяется», «Водные эксперименты» | Выяснить как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. | |||
«Подводная лодка», «Чудесные спички» | Показать детям взаимодействие воды с воздухом, действие воздуха в воде на предметы. Дать понятие «волокна впитывают воду», показать, как распрямляются спички под действием воды. | |||
«Как достать монету из воды, не замочив рук?» | Доказать детям, что нагретый воздух и разность атмосферного давления втягивают воду в сосуд. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи и выдвигать гипотезы. | |||
3 | Ноябрь «Воздух» | «Свойства воздуха» | Познакомить детей со свойствами воздуха. Развивать познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность. | Ароматизированные влажные салфетки, корки апельсина. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, миска с горячей водой. Полиэтиленовые мешочки, свеча, тонкие полоски бумаги. Кукурузные палочки, духи. Жидкое мыло, алюминиевые шарики, чайная ложка, краски. |
«Воздух сжимается», «Воздух расширяется» | Дать понятия «воздух сжимается», «воздух расширяется». Продемонстрировать опыт, нагревая сосуды. | |||
«Как обнаружить воздух?» | Установить, окружает ли нас воздух, и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | |||
«Куда делся запах», «Сухой из воды» | Доказать, что пористые предметы впитывают запах. Формировать у детей определенный алгоритм исследовательских действий, выдвигать предложения, делать выводы. | |||
«Смерч в бутылке» | Формировать у детей познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность, развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. | |||
4 | Декабрь «Воздух» | «Мыльные пузыри» | Показать детям, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. | Мыльные пузыри. Воздушные шарики, емкость с водой, 2 воздушных шарика (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий). Листы бумаги, сухие веточки, соломенная корзина, стеклянные вазы разных размеров, стеклянные бутылки с водой, деревянная коробка, чайная чашка, мольберт, фломастеры. Кусок резины от воздушного шарика, нитки, пробирка. |
«Воздушный шарик и соломинка» | Дать представление детям о том, что внутри человека тоже есть воздух, вместе с детьми обнаружить его. | |||
«Волшебные звуки» | Экспериментирование со звуками. | |||
«Водолаз Декарта» | Формировать представления о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. | |||
5 | Январь «Бумага» | «Свойства бумаги» Виды бумаги | Познакомить детей со свойствами бумаги. Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Дать понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. | Бумага различных видов и формата, ножницы, емкости с водой. Пластиковые тарелки, салфетки, фольга, пластмасса, ткани, картон, емкости с водой. Алюминиевая фольга, расческа. |
«Впитывая водяные капли» | Формировать у детей познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность, развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. | |||
«Танцующая фольга» | Дать первоначальные представления о статическом электричестве. Показать, как наэлектризованные предметы притягивают к себе фольгу, бумагу. | |||
6 | Февраль «Бумага» | «Секретное письмо» | Дать представление детям о свойствах разных жидкостей на бумаге. Развивать воображение, логическое мышление. | Бумага, молоко, свеча. 2 круга из картона с нарисованными изображениями, 2 резинки. Листы бумаги, кусочки овощей и фруктов (свекла, морковь, апельсин и др.) Шаблоны деталей самолета, картон, карандаш, линейка, ножницы, клей, скотч, трубочка для коктейля, 2 кнопки, 6 резиновых колец. |
«Двойное изображение» | Дать понять детям, что в быстром движении предметы на разных кружках картона смотрятся как на одном. | |||
«Необычное рисование» | Показать детям, что растения (овощи и фрукты) имеют окраску, их можно использовать в рисовании. | |||
«Реактивный самолет» | Учить детей самостоятельно определять алгоритм деятельности, закрепить навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Понимать, что результат работы зависит от добросовестного отношения к ней. | |||
7 | Март «Камни» «Железо» | «Горячий, холодный» | Познакомить детей со свойствами камня (хороший проводник тепла, твердый, тяжелый), формировать у детей познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность, развивать образное мышление, воображение, умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. | Камни разной величины, отопительные батареи. Пластиковые стаканы, почва, камешки, трубочки для коктейля. Скрепки, монеты (белый металл), магниты. Металлические опилки, картон, стаканчик. |
«Наверх» | Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | |||
«Магнитные силы», «Необычная скрепка» | Формировать представления о свойствах магнита (притягивает металл). Учить использовать знания для решения проблемы. Развивать способность анализировать результаты эксперимента, делать выводы. | |||
«Как увидеть магнитные силы» | Показать магнитное поле вокруг магнитов. | |||
8 | Апрель «Песок» | «Песок», «Песчаный конус» | Рассмотреть форму песчинок, установить свойства песка. | Чистый, сухой песок, лупа или микроскоп. Трубочка, склеенная из бумаги, диаметром больше карандаша, карандаш, песок. Мокрый песок, формочки для песка. Сырое яйцо, сухая пустая скорлупа от яйца, пластилин. |
«Своды и тоннели» | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | |||
«Мокрый песок» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | |||
«Ванька-встанька – послушное яйцо» | Показать детям, что песок принимает любую форму. | |||
8 | Май «Тела» «Вещества» | «Строение веществ» | Расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы или микроскопа. Развивать способности к преобразованию. | Песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа или микроскоп, по 2 стакана с теплой водой, чайные ложки. Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы, бумага, картинка парохода. Термометры, стаканы с горячей и холодной водой. Алюминиевая проволока, кубик, кусок картона, свечка, спички, коробок. Набор «Исследователь насекомых». |
«Плавание тел. Изготовление корабля» | Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. | |||
«Термометр», «Нагревание проволоки» | Познакомить детей с термометром. Формировать представления о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развивать способности к преобразованию. | |||
«Исследователь насекомых» | Познакомить детей с особенностями строения тела насекомых, рассматривать насекомых при помощи специального устройства. Прививать любовь к природе и бережное отношение к насекомым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...