Технологическая карта по экологии, подготовительная группа: "Как зимуют птицы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пархоменко Елена Митрофановна

Технологическая карта по экологии, подготовительная группа:"Как зимуют птицы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_oktyabr.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной деятельности для подготовительной группы

Образовательные области: Познание

Разделы:  ФЦКМ

Тема: «Как зимуют птицы?». 

Цель.  Формирование у детей представлений о зимующих птицах, воспитание чуткого отношения к ним и чувства ответственности за все живое.

Задачи:

 Расширять и обогащать знания детей о жизни птиц.

Активизировать словарь детей, мышление в процессе проблемных ситуаций, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков и знаний о взаимодействии людей и птиц.

Формировать экологически грамотному поведению детей по отношению к птицам, чувство ответственности за их состояние и стремление помочь птицам в зимних условиях.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнать новые факты их жизни.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

    Этапы       деятельности

          Действия воспитателя

         

             Действия детей

Мотивационно-побудительный.

Круг «От сердца к сердцу».

Не забывайте подарить добро Соседям, родственникам, другу. Оно, как истинное волшебство, Вернется к вам по кругу.

Дети выполняют упражнение. Передают по кругу «Щедрый мешочек», каждый дарит слова добра, любви.

Организационно-поисковый.

 Тройка, тройка прилетела.

Скакуны  в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белоока, белолица.

Как махнула  рукавом-

Все покрыла серебром.

О каком времени года идет речь? О каких скакунах  говорится в этой загадке? Сколько месяцев в году? Назовите зимние месяцы .  как приготовились реки и озера?

- Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как?  

-Дикие животные  и те приготовились к  встрече со мной, а  вы знает как?

- Молодцы,  все знаете о зверях . А я хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются  зимовать? Вы их знаете?  Назовите?

-   Правильно они остаются зимовать в наших краях .   Как  мы их  называем  одним словом?

- Зимующие птицы.

- Интересно мне узнать: как они выглядят, где живут, чем питаются и какие звуки издают?

-  Выбирайте  картинки , где  нарисованы зимующие птицы.

- Чем они похожи?  Что у них общего?

- Как их отличать друг от друга. Вот, например, кто это?

- А  как вы узнали, что это воробей, а не сорока?

- Прежде  всего птиц мы узнаем по цвету перьев. Воробей  серый с коричневой головой и перьями. А сорока - черно–белым оперением. Ёще птицы  отличаются по величине:  воробей- маленький, а сорока – большая.. У птиц  ёще клюв разный - у воробья- маленький, тоненький, твердый, к  концу заостренный; а у  сороки клюв изогнут книзу. Ёще у птиц разные хвосты -  у воробья - короткий, а у сороки – длинный. Они издают разные звуки:  воробей – чирикает, сорока стрекочет.    Где  зимуют

воробьи?

- В щелях стен,  под крышами и ставнями  домов, в  заброшенных гнездах.

- А  сорока  устраивает гнездо в густых ветвях деревьев или кустарников.

Гимнастика для глаз:

Наблюдаем  за маленькой птицей только глазками:

Птичка вправо полетела, (смотрят вправо)

Птичка  влево полетела.   (смотрят влево)

К нам на нос она присела, (смотрят на кончик носа)

Посидела, посидела,

И  куда - то полетела (смотрят вверх).

 Ребята, послушайте загадку:

Шапочка   черная,

Кофточка желтая.

Шустрая птичка

Птичка ….

Как выглядит  синичка? На  голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстук, спина желто- зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Они поют: синь-синь-синь-си-си.

Питаются насекомыми, едят столько сколько сами весят.

О какой птице эта загадка:

-Красногрудый, чернокрылый,

Любит  зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

-Снегирь.

-Почему эта птица называется снегирь?

Зачем им такой клюв? Чтобы  расклевывать зерна, ягоды рябины семена клена и липы.

Снегирь – малоподвижный, по земле скачет  короткими прыжками, ныряет в снег и купается.

- Кто в беретке ярко красной?

 В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит,  стучит.

- Это пестрый дятел. У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и  вытаскивает  из- под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки. Дятла считают санитаром леса.

Прочитайте,  названия  каких птиц спрятаны в этой  таблице.

Сорока, синица,  ворона.

Подберите слова,  какие эти птицы:

Сорока- ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая.

Синица- маленькая, ловкая, черноголовая

Ворона- чернохвостая, чернокрылая, горластая. Как кричит ворона- кар-кар-кар.

 Давайте поиграем в ворон. Физминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали

Только к ночи умолкают

И  все вместе засыпают.

Зима: много интересного вы про птиц  знаете. Только я кое-что не запомнила, напомните, пожалуйста:

Если снегирь мало двигается, то он какой?

- малоподвижный

Если у сороки белый бок, то она какая?

- белобокая

Если у вороны черный хвост , то она какая?

 - Если у снегиря грудь красный, то он какой?

- Красногрудый.

Про  кого из  зимующих  птиц можно сказать мой? (дятел, снегирь, воробей, голубь, клест.) Моя (ворона, синица, сорока, овсянка)  Мои (про всех )

- Ребята вы запомнили кто как поет?

 - Воробей – чирикает, сорока стрекочет, голуби- воркуют, ворона- каркает, клест- свистит.

Какую пользу птицы приносят людям?

 Они спасают от вредителей деревья, поля огороды, радуют песнями, укрощают природу.

Какие правила нужно выполнять, чтобы птицы жили спокойно и радовали нас?

Давайте устроим птичью ярмарку! Пусть птицы сами расскажут о себе, кто как зиму проводят. Кто какой птицей хочет быть и рассказать стихотворение о нем.

Как и чем  мы можем помочь  птицам  зимой?

Сделать кормушки и подкармливать птиц. И зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

О зиме

Дети называют месяцы зимы.

 Они замерзли, покрылись льдом.  

- Земля замерзла, покрылась снегом. Деревья сбросили  листочки, покрылись снегом.

У  всех зверей вырастает  теплая шерсть. Чтобы защищаться от хищников,  заяц  и белка меняют окраску. Белка запасает на зиму  орехи, грибы, шишки. К зиме барсук, медведь, ёж накапливают жир. Медведь  всю зиму спит в своей берлоге, барсук и ёжик  спят в своей норе.

Это -  воробьи,  вороны,  сороки,  снегири, чижи, дятлы,  галки,  голуби.

Дети называют птиц

- У всех птиц тело покрыта перьями, два крыла, клюв, две ноги, хвост

-

 Воробей.

Дети выполняют гимнастику

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей

От слова снег. Потому что они прилетают  перед первым снегом. Есть такая примета: снегири прилетели- значит завтра или послезавтра  пойдет снег.

Верх головы, крылья , хвост и пятно под клювом  черное, спина голубовато серая, брюшко у снегиря красное, а у  снегирихи – серое, клюв короткий, толстый

Ответы детей

Дети рассказывают стихотворения.

Рефлексивно-коррегирующий.

-Каких птиц вы знаете?

-Почему ворона, сорока, снегирь и т.д зимующие птицы?

-Почему в зимний период надо помогать птицам?

Дети подводят итог занятия, отвечая на вопросы.

 Ожидаемые результаты:

Знать:  название птиц;

Иметь:  представление, о зимующих птицах;

 Уметь: отвечать на вопросы полными ответами, приводить свои доводы, слушать, выделять главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по теме: "День Победы"

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: "День Победы"...

Технологическая карта ООД в подготовительной группе

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме: «Дикие животные»....

Технологическая карта нод в подготовительной группе по РЭМП и аппликации

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми подготовительной «А»  группыТема: «Математический город»(образовательная область &laq...

Технологическая карта НОД "Лилипутия" подготовительная группа

Образовательная областьПознавательнаяВозраст детей, группа6-7 летТема НОДЛилипутияЦельразвивать познавательно–исследовательскую и конструктивную деятельности у детей старшего дошкольного возраст...

Технологическая карта ООД в подготовительной группе "Разукрасилась зима"

Развитие познавательных способностей и творчества детей посредством мультипликации, создание условий для успешной самостоятельной творческой деятельности....