Проект исследовательской деятельности "Портрет весны" ( средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Расширять о обогащать знания детей о весне, как вренени года об изменениях в природе. Расширять и ативизировать словарный запас, развивать речь, память, внимание. Воспитывать любовь к природе, интерес к знаниям, окружающим предметам и происходящим явлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект исследовательской деятельности средней группы "Портрет весны" | 688.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект исследовательской деятельности детей средней группы на тему:
«Портрет весны»
Содержание:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Выработка гипотез.
3. Этапы реализации проекта.
4. Сбор материала.
5. Теоретическое обоснование проекта, обобщение полученных данных.
6. Постановка и представление проекта.
Актуальность
Важное значение для формирования личности дошкольника имеет любовь к Родине, родному краю, к природе, начиная с младшего возраста.
В будущем изменить мировоззрение, представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно формировать интерес к природе родного края, бережное отношение к природе, её богатству и разнообразию. Особенно важным является получение нужной, проверенной информации в связи с психологическими, возрастными особенностями. В соответствии с ФГОС выпускники ДОУ должны быть эмоционально отзывчивыми к миру живой и неживой природы. Важно использовать возникающий интерес дошкольников к живой и неживой природе, стимулируя тем самым познавательно-исследовательскую активность, формируя навыки мыслительной деятельности: анализа, синтеза, обобщения наблюдаемых явлений природы.
По результатам наблюдения было выявлено несоответствие понимания детьми прихода весны по календарю и по весенним признакам в черте города Химки Московской обл..
Таким образом, проблема, на решение которой направлен проект: сформировать понимание детьми, когда же в действительности (не по календарю) приходит весна со всеми её характерными признаками.
Исходя из вышеперечисленного, целью является определение совместно с детьми периода реального прихода весны (со всеми её признаками).
Задачи:
1. Сформировать интерес у детей к наблюдениям за признаками весны путём организации обсуждения темы:
«Ожидание весны».
2. Составить ежедневный весенний двухмесячный календарь погоды совместно с детьми.
3. Организовать наблюдения за признаками весны на территории детского сада и за его пределами.
4. Организовать презентацию проекта, включив следующее:
- составление рассказа детьми на тему: «Как я ждал(а) весну»;
- организация детского рисунка: «Ледоход на реке Томь»;
- представление детьми своих заполненных календарей погоды за март и апрель 2014 года.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Подбор методического материала.
2. Подбор материала для чтения детям, наглядно-иллюстративного материала.
3. Поиск необходимой информации в интернете.
4. Составление бесед о весне и весенних признаках с определением темы и даты бесед.
5. Посещение библиотеки.
6. Создание индивидуальных календарей погоды на март и апрель.
7. Создание творческой группы.
II. Основной этап
1.Заполнение календарей погоды детьми творческой
группы.
2. Ежедневное проведение наблюдений за явлениями
природы.
3. Наблюдение за ледоходом на реке Томь (2 апреля).
III. Заключительный этап
1. Презентация проекта
- с составлением детских рассказов о весне с помощью заполненных ежедневных календарей погоды.
- оформлением выставки детского рисунка
2. Написание статьи о том, как создавался проект.
(обобщение опыта работы по организации
детской проектно-исследовательской деятельности
на тему: «Портрет весны»).
Сроки реализации проекта
Проект краткосрочный с 1.03.18 г. – 1.05.18 г.
Теоретическое обоснование проекта
Основным содержанием экологического воспитания в дошкольном детстве является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, и с которыми он знакомится. В процессе общения с природой у детей формируется понимание явлений природы, они учатся правильно оценивать и адекватно реагировать на происходящие природные явления.
Учитывая психологические особенности дошкольников, беря во внимание «период почемучек», можно отметить, что дети дошкольного возраста не всегда верно могут трактовать те или иные явления природы. В частности, к таковым относятся: «почему праздник мам - это весенний праздник, а вокруг по-прежнему много снега, холодно, как зимой?»
Порой объяснить данные явления бывает сложно, так как видимых, заметных глазу изменений с приходом календарной весны ещё очень мало, и здесь очень много информации можно получить исходя из наблюдений, чтения художественной и познавательной литературы, показа иллюстративно – демонстрационного материала. Благодаря прогулкам в природу дошкольники подмечают, сравнивают, обобщают, систематизируют, накапливают свой собственный опыт.
Исходя из актуальности данной темы мы, как педагоги, должны вызвать интерес к происходящим явлениям, создать мотивацию, положительный настрой на работу, что и послужит в дальнейшем формированию мыслительных операций. Таким образом, природа, бережное отношение к ней, осознание тех или иных явлений – это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.
Экологические игры
Одним из залогов экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Экологические игры по развитию живого организма, экосистемы влекут за собой вмешательство в природу, которое может повлечь за собой существенные изменения, как внутри самой системы, так и за её пределами. Исходя из этого с дошкольниками целесообразно играть в игры, вот некоторые из них:
Дидактическая игра «Четыре сезона – весна»
Цель:
1. Знакомство с познаниями времени года.
2. Для выделения отличительных признаков каждого времени года.
3. Для развития связной речи и мышления.
Дидактическая игра «Береги живое»
Цель: Знакомство детей с ситуациями, которые могут встретиться им на улице, на воде, в лесу, поле, учим ,как избежать этих ситуаций.
Дидактическая игра «Календарь - времена года»
Цель: Знакомство через игровые действия с основными признаками каждого из времён года: зима, весна, лето, осень.
Литература детских писателей, часто используемая в работе с детьми:
Рассказ воспитанницы Федорищенко Катя о весне (с использованием круговой диаграммы времён года).
Образовавшиеся проталины… (ежедневные наблюдения на прогулке).
Коллективная работа детей старшей группы на тему: «Весна и весенние признаки» (коллаж).
Одно из интереснейших занятий.
Заполнение календаря погоды Н. Тимофоем.
Трудовая деятельность детей на прогулке. (оказание посильной помощи детьми в процессе рыхления снега.)
Механизм реализации проекта и обобщение полученных данных
В период реализации проекта участниками творческой группы работали 9 (девять) детей: Алёна С., Арина Т., Ирина К., Серафим Ч., Елизавета С., Егор Ч., Алиса П., Егор Л. и Анастасия К.
Партнёрами проекта являлись:
1. Воспитатели.
2. Преподаватель по ИЗО деятельности.
3. Родители и дети.
Творческая группа работала по такому плану: ежедневно, после прогулки, где проводились кратковременные наблюдения за явлениями живой и неживой природы, обговаривалось состояние погоды (индивидуальные календари погоды прилагаются).
Такие календари погоды давали возможность участникам творческой группы отслеживать состояние
погоды: отслеживать, сколько было солнечных дней, пасмурных, выпадение осадков и в виде чего (дожд, снег).
Дети самостоятельно делали вывод относительно погоды, например: после нескольких солнечных дней происходило обильное снеготаяние, появление ручейков, луж, а также, когда пошёл ледоход на реке не только по сезонному календарю, но и по условиям нашего региона и погодных условий.
Кроме того, с детьми периодически проводились познавательные беседы на тему: «Весна», «Признаки весны», «Народные приметы: пословицы, поговорки, заклички о весне», разучивались стихотворения детских писателей на весеннюю тематику.
Преподаватель по ИЗО деятельности принимала участие в оформлении выставки детского рисунка на тему:
«Ледоход на реке Томь», а также совместно с детьми был создан коллаж на тему: «Весна и весенние признаки».
Рисование на тему: «Ледоход на реке Томь»
Каждую прогулку мы заботимся о птицах, не забываем для них оставить корм
Просмотр фильма «Томь во время ледохода».
Цель: Углубление знаний о пресном водоёме.
Задачи: 1. Знакомство с разными видами водоёмов (рекой Томь) в весенний период – ледохода.
2. Формирование представлений о воде, её
свойствах.
3. Формировать эстетическое восприятие -
учить детей видеть красоту реки.
5.Воспитывать бережное отношение к природе, учить правилам поведения на реке в период ледохода.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстративного материала
2. Беседа с детьми о водной среде,о явлениях в природе в весенний период.
3. Чтение познавательной литературы Г. Скрябицкий «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды», И.Осипов «В воде и у воды».
Ход НОД:
1. Наблюдение за ледоходом на реке Томь
(Эмоциональное восприятие: полюбоваться красотой, мощью ,разнообразием движущихся льдин по реке. Обратить внимание на форму, цвет, скорость, направление движения льдин, на силу и мощь природного явления на воде –это ледоход.)
2. Беседа «Где в природе есть вода».
Воды на планете очень много – суша занимает только одну треть её поверхности. Удивительно, что планета называется «Земля», а не «Вода». Основная масса воды сосредоточена в океанах и морях, в них она горько – солёная. Пресной воды в значительно меньших количествах имеется на суше, в озёрах, прудах, реках, ручьях, которую можно пить.
- Воду в море можно пить?! (Ответы детей.)
- Давайте вспомним свойства воды: без вкуса, цвета и запаха.
- Различные состояния воды: при нагревании превращается в пар, в мороз - кристаллы снега и льда.
С изменением температуры (потепление) снег и лёд тают, на реке происходит движение льда – ледоход, которое и наблюдаем.
Что такое река?
На воде облака.
Над водою ивы,
Весенние разливы.
В. Степанов.
- Посмотрите на воду реки Томь, она чистая? (Ответы детей.)
- Её можно пить неочищенную?! (Ответы детей.)
Сейчас приходится строить сложные очистные сооружения, чтобы вода в водопроводе была чистая, пригодная для питья.
- А как вести себя во время весеннего ледохода?! (Ответыдетей.)
Да, действительно, посещение рек и других водоёмов в весеннее время, во время ледохода, таяния снега посещать нельзя. Это опасно для жизни. Для этого на реках ставят запрещающие знаки. Будем соблюдать правила поведения на реке в разное время года. Будем беречь себя и природу.
(Предложить детям пообщаться с рекой до следующей встречи.)
Список литературы:
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М. Педагогическое общество России 2003.
- Горькова Д.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию (средняя, старшая, подготовительные группы) А.Г. Горькова, А. В. Кочергина. Л. А. Обухова М – ВАКО, 2008 – 240 с.
- Куликова Т. А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста М – Просвещение 1985 г.
- Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду МТЦ Сфера, 2008 – 128 с.
- Иванова А .И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений МТЦ Сфера 2003-56 с.
- Зенина Т.Н. "Наблюдаем, познаём, любим" Дошкольное воспитание 2003г. № 7 с 31-34.
- Сколон Т.А. Экология для детей дошкольного возраста, г. Кемерово 2008 г.
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» Москва 2005 г.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград: Учитель 2008-286 с.
- Николаева С.Н «Юный зколог» М : Мозаика – Синтез,2005 – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Жизнь диких зверей весной» Цель: Расширять представления об изменениях в жизни диких ...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для средней группы"Весна в деревне"
Цель: Обобщение знаний детей о весне, весенних изменениях в природеЗадачи:формировать представление о структуре трудового процесса.продолжать учить ориентировке в пространстве;развивать речь, внимание...
Краткосрочный проект «Исследовательская деятельность весной» в старшей группе детского сада
Краткосрочный проект«Исследовательская деятельность весной»в старшей группе детского сада...
познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Приметы весны"
конспект познавательной деятельности в средней группе направлен на закрепление материала по теме "Весна"...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)
Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...
Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Весна идет - весне дорогу"
Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Весна идет - весне дорогу"...