Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет с рукотворным и нерукотворным миром»
статья по окружающему миру (средняя группа)

Елена Гаврилова

     Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже  с младенчества  проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45 , Саров, Нижегородской области

Статья

«Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет  с рукотворным и нерукотворным миром»

Подготовила воспитатель:

Гаврилова Е.В.

Саров, 2021г

    Статья

«Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет  с рукотворным и нерукотворным миром»

     Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже  с младенчества  проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту.

        Есть высказывание: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так же и дошкольник  приобретая знания в процессе экспериментирования запоминает все прочно и надолго, когда участвует в этом процессе сам и делает сам. При активации действий у дошкольника в процессе познания задействованы все органы чувств.        Доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше ребёнок воспринимает изучаемый материал.   Таким образом, чем активнее дошкольник задействует тактильное восприятие, исследует, анализирует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

В процессе исследовательской деятельности дошкольник выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к 4 – 5 годам заметно возрастает. Экспериментирование в детском саду как форма поисковой деятельности в практике дошкольных учреждений используется еще не достаточно широко, хотя является основным средством формирования таких базовых понятий, как творческая активность и самостоятельность.

     Проблема заключается в том, что очень часто в дошкольных учреждениях дошкольникам  дают готовые знания, определённые выводы, обобщения, вместо того, чтобы дошкольник сам обследовал, экспериментировал, сравнивал и получал свой результат.  Он вынужден воспринимать от взрослого готовые знания и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Эту подачу знаний можно назвать, пассивным, то есть дошкольник пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. В этом случае у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность.

Следовательно, в будущем ребёнок не сможет самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.
        Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая какое значение, имеет ознакомление детей с явлениями неживой природы, я пришла к осознанию того, что необходимо создать систему работы по направлению: « Как способствовать развитию дошкольников в их познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

                Задачи, которые были поставлены для развития разностороней личности: 1)Формировать познавательный интерес к окружающему миру; 2)  Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы; 3) Развивать познавательную мотивацию и любознательность, 4) Закреплять умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; 5) Продолжать расширять и обогащать активный словарь по данной теме; 6) Развивать диалогическую и монологическую речь в процессе познавательно-исследовательской работы.

       Экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не только увлекательное занятие для дошкольников, но и формирование самостоятельности и инициативности.   Опытническая деятельность развивает мыслительные и творческие процессы дошкольников. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка Н. Н. Поддьяков  писал: « Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.»

Экспериментирование  в детском саду – это  особая форма поисковой деятельности, где особо выделяются процессы: процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.                В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.             

   Экспериментирование в ДОУ это основа любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к  4 -5 годам увеличивается.  Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую. Поэтому очень важно понимать и использовать экспериментирование в детской деятельности при изучении и ознакомлении материала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...

Конспект образовательной деятельности по «познавательному развитию» раздел «Ознакомление с предметным окружением и с миром природы» Тема: Яйцо с «сюрпризом»

Конспект занятия, цель которого средствами мини-музея обогатить знания детей по теме: «Яйцо с «сюрпризом»». Занятие рассчитано на детей старшей группы 5-6 лет.К конспекту прила...

Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении дошкольников 5 –6 лет с окружающим миром»

   Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже  с младенчества  проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту....

Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...