Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по теме
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческая презентация системы работы
Швецова Елена Рудольфовна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида
№4 «Огонёк» города Няндома
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В 1990-е годы профессор Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Ещё Л.С. Выготской говорил, что деятельность ребёнка дошкольного возраста можно отнести к экспериментированию.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность - одна из задач педагога.
На протяжении длительного периода работы с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, что подтолкнуло меня на активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы с дошкольниками.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности мною было поставлено решение следующих задач:
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,
- установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность мною распределена по направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Определена модель обучения детей организации экспериментирования, которая включает в себя следующие элементы:
- постановку проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверку гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулировку выводов.
Мною разработано перспективное планирование занятий по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников”, которое включает в себя:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
-долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Перспективное планирование, занятия реализуются как в рамках образовательной “Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного экологического центра в группе совместными усилиями педагогов и родителей оборудована и постоянно оснащается детская мини- лаборатория, где представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Огромную помощь в оборудовании мини-лаборатории оказали родители. По результатам анкетирования данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живут Мойдодыр, профессор Горелкин, Мудрая Сова, от имени которых, в зависимости от тематики эксперимента предлагаются задания – записки. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Саша, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.
В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на “плавучесть” материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека мною были использованы следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”; для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый); чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”; решение экологических задач, например: “Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; “Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?”.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Мною были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками я руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...
«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...
Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...
Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста
В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....
Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»
Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образовани...