Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа) по теме

Галкина Татьяна Вячеславовна

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов  познавательного развития детей дошкольного возраста.

                                                             

В работах многих отечественных педагогов, говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические  действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего детского сада. В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

·         Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

·         Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

·         Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

·         Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

·        Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно - климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

·         Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

·         Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Для реализации всего объема работы  нами была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп.

·          приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

·          разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

·          природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

·          утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

·          технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

·          разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

·         красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

·         медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

·         прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и

 прозрачные стекла, сито и др.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя, от имени которого предлагаются задания – записки. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы:

·         наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

·         для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

·    чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.

От родителей необходимо повседневное внимание к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально-игровая деятельность как одна из форм развития детей дошкольного возраста

Материал из опыта работы воспитателя, в котором подробно рассматриваются все аспекты развития детей дошкольного возраста с использованием театрально-игровой деятельности....

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду. ...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умстве...

«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»

В данном материале описываются методы фиксации наблюдений в сдетьми в разных возрастных группах из опыта работы....

Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Научная актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, ...