Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении дошкольников 5 –6 лет с окружающим миром»
статья по окружающему миру (старшая группа)
Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже с младенчества проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту.
Есть высказывание: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 268.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45 , Саров, Нижегородской области
Статья
«Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении дошкольников 5 –6 лет с окружающим миром»
Подготовила воспитатела
высшей квалификационной категории:
Гаврилова Е.В.
Саров, 2021г
Статья
«Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет с окружающим миром»
Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже с младенчества проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту.
Есть высказывание: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так же и дошкольник приобретая знания в процессе экспериментирования запоминает все прочно и надолго, когда участвует в этом процессе сам и делает сам. При активации действий у дошкольника в процессе познания задействованы все органы чувств. Доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше ребёнок воспринимает изучаемый материал. Таким образом, чем активнее дошкольник задействует тактильное восприятие, исследует, анализирует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
В процессе исследовательской деятельности дошкольник выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к 4 – 5 годам заметно возрастает. Экспериментирование в детском саду как форма поисковой деятельности в практике дошкольных учреждений используется еще не достаточно широко, хотя является основным средством формирования таких базовых понятий, как творческая активность и самостоятельность.
Проблема заключается в том, что очень часто в дошкольных учреждениях дошкольникам дают готовые знания, определённые выводы, обобщения, вместо того, чтобы дошкольник сам обследовал, экспериментировал, сравнивал и получал свой результат. Он вынужден воспринимать от взрослого готовые знания и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Эту подачу знаний можно назвать, пассивным, то есть дошкольник пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. В этом случае у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность.
Следовательно, в будущем ребёнок не сможет самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая какое значение, имеет ознакомление детей с явлениями неживой природы, я пришла к осознанию того, что необходимо создать систему работы по направлению: « Как способствовать развитию дошкольников в их познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи, которые были поставлены для развития разностороней личности: 1)Формировать познавательный интерес к окружающему миру; 2) Развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы; 3) Развивать познавательную мотивацию и любознательность, 4) Закреплять умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
Эксперименты — это не только увлекательное занятие для дошкольников, но и формирование самостоятельности и инициативности. Опытническая деятельность развивает мыслительные и творческие процессы дошкольников. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка Н. Н. Поддьяков писал: « Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.»
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к 4 -5 годам увеличивается. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую. Поэтому очень важно понимать и использовать экспериментирование в детской деятельности при изучении и ознакомлении материала.
Используемая литература
1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии
(Теория и практика решения изобретательских задач).
- Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989
2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через
экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка»
/ М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет
/ Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
4. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с. / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации
развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...
выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края
Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...
Познавательное развитие (формирование первичных представлений об объектах окружающего мира): "У кого какие шубки"
формировать представление у детей об "одежде" зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскируетот врагов....
Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет с рукотворным и нерукотворным миром»
Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже с младенчества проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту....
Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...
- Мне нравится (1)