Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)
опыты и эксперименты

Мальцева Фируза Николаевна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, в процессе которого, дети получают знания о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Чем активнее ребенок участвует в образовательном процессе (трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает), тем быстрее развиваются его познавательные способности,  и повышается познавательная активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение            

 детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области

Роль детского экспериментирования

как метода познавательного развития

 в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы

 (из опыта работы)

Воспитатель  старшей группы

                                                  Мальцева Фируза Николаевна

Арья, 2023 г.

 

Слайд 1.  Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития  в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы

Слайд 2. 

АКТУАЛЬНОСТЬ

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, в процессе которого, дети получают знания о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Чем активнее ребенок участвует в образовательном процессе (трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает), тем быстрее развиваются его познавательные способности,  и повышается познавательная активность.

Слайд 3. 

ЦЕЛЬ

Создание условий для развития познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность в процессе ознакомления с миром неживой природы.

Слайд 4. 

ЗАДАЧИ вы видите на экране.

  • Обогащать представления детей об окружающем мире неживой природы
  • Развивать умение пользоваться приборами помощниками
  • Совершенствовать мыслительную деятельность детей
  • Обеспечить личностное развитие каждого ребенка

Слайд 5. 

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Именно в дошкольном возрасте стремительно развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

Условия возникновения опыта.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем.

Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Далее представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме.

Слайды  6-15. 

Песок - отличный материал, который воодушевляет на экспериментирование. Достоинство игры-эксперимента с песком в том, что способствует формированию у детей познавательного интереса и наблюдательности. В летнее время проводим эксперименты с песком. Исследовали свойства сухого и влажного песка. Дети узнают о том, что сухой песок сыпучий, хорошо сыплется, а вот что – то слепить из сухого песка не получится – все постройки рассыпаются, его надо смочить. Узнали, что на влажном песке легко остаются отпечатки ладошек. Ребята очень любят закапывать различные предметы в песок, а затем разыскивать их. Ещё одно из самых интересных и увлекательных занятий, особенно это любят делать девочки - рисование палочкой на песке. С интересом ребята получают цветной песок и рисуют им.

Слайды  16-17.

Исследовательская деятельность с почвой помогает дать детям элементарные представления о почвенном покрытии земли, из чего состоит почва, её водопроницаемость. Значение для всего живого. Дети знакомятся с почвами - землей, песком, глиной и их свойствами. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина желтая, плохо пропускает воду, сухая - твердая, мокрая - пластичная и липкая, принимает любую форму, из нее можно лепить фигуры; песок желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.

Слайды 18-19.

Познавательная деятельность на тему  «Эти удивительные камни!» помогает познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы - такими их сделало море - постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде, мокрые камни красиво блестят. Уголь черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать и др.

Слайды  20-28.

Тема «Воздух».

Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Отношение проявляется в познавательном интересе - желании детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.

Слайды  29-39.

Тема «Вода».

Проводятся более углубленные эксперименты с водой, в результате которых уточняются знания детей о свойствах  воды (без запаха, цвета, принимает форму сосуда, превращается в лед и пар, при таянии лед и снег превращаются в воду). Формируется понятие о значении воды в жизни человека и растений, о бережном отношении к воде. Рассказываем о работе людей по очистке водоемов и рек, проводим эксперименты по очистке воды. В ходе наблюдений вспоминаем пословицы о воде «Вода путь найдет», «Много воды – много травы», подтверждаем их опытным путем.

Вода - это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если добавить краску; может обрести разный вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон и др. Вода может быть чистой и грязной: чистая - прозрачная, грязная - мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании - в пар. Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой и т. д.

Слайды 40-45.

Зимой знакомлю детей со свойствами снега (лепим колобки из сухого и влажного снега). Из снега с помощью формочек делаем различные фигурки. С помощью печатки наносим различные фигуры на снег. Экспериментируем со льдом.

Так же провожу эксперименты и наблюдения со льдом. Предлагаю детям налить цветную воду в различные формочки и заморозить на улице. Замерзшие льдинки вынимаю, подогрев формочки в теплой воде. Использую цветной лед для творческих игр.

Слайды  46-47.

Цветной «взрыв» в молоке

Цель: Показать детям, что при добавлении моющего средства в молоко краской, краска начинает свободно передвигаться по всей поверхности молока, создавая причудливые картины.

Слайды 48 -51.

«Соль и её волшебные свойства»

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли, формировать представления детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность

Слайды  52-54.

Сотрудничество с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Для работы с семьей мы используем следующие формы: тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький почемучка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», конкурс «Лучшее изображение снежинки». Родители принимают непосредственное участие в проектной деятельности. Для повышения педагогической культуры родителей были проведены беседы и консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Экспериментируем дома», «Малыш – природный исследователь» и др.) Состоялось родительское собрание на тему: «Развитие познавательной активности ребенка посредством экспериментирования», на котором мы предложили родителям поучаствовать в мастер–классе по проведению экспериментов, познакомили с картотекой и лабораторией. Что способствовало активному участию родителей в пополнении мини-лаборатории материалами для исследований. Многие родители организовали экспериментальную деятельность с детьми в домашних условиях. В итоге была организована фотовыставка «Экспериментируем дома», целью которой было популяризировать данный вид деятельности.

Слайд 55-56.

  Главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.

Слайд 57.

 Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль детского экспериментирования как метода познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы Воспитатель старшей группы Мальцева Фируза Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области

Слайд 2

Актуальность «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню , дай попробовать - и я пойму» Ребенок усваивает все прочно и надолго когда слышит, видит и делает сам

Слайд 3

Цель Обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность и детское экспериментирование в процессе ознакомления с миром неживой природы

Слайд 4

Задачи Обогащать представления детей об окружающем мире неживой природы Развивать умение пользоваться приборами помощниками Совершенствовать мыслительную деятельность детей Обеспечить личностное развитие каждого ребенка

Слайд 5

А у нас в саду дела – эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лёд, то смешаем краски. Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке !

Слайд 6

Из чего состоит песок? Изучаем свойства песка

Слайд 7

Песчаный конус

Слайд 8

Мокрый и сухой песок

Слайд 9

Очистка воды через песок Получение песчинок

Слайд 10

Песочные часы своими руками

Слайд 11

Рисунки на песке

Слайд 13

Цветной песок

Слайд 15

Рисование цветным песком

Слайд 16

Опыты с почвой

Слайд 18

Эти загадочные камни!

Слайд 20

Опыты с воздухом Воздух есть внутри нас и вокруг нас…

Слайд 23

Демонстрация опыта «Сухим из воды»

Слайд 26

Движение воздуха можно почувствоват ь

Слайд 27

Есть ли у воздуха запах

Слайд 28

Вывод: воздух невидим, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет цвета


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить! Свойства воды

Слайд 3

Вода – это жидкость

Слайд 4

Вкус воды

Слайд 5

Запах воды

Слайд 6

Цвет воды

Слайд 8

Вода – растворитель для многих веществ

Слайд 10

Пар – это тоже вода

Слайд 11

Вода меняет цвет воды

Слайд 12

Цветные льдинки

Слайд 15

Цветные ледяные шары

Слайд 17

Свойства мокрого снега

Слайд 18

Цветной «взрыв» в молоке Цель: Показать детям, что при добавлении моющего средства в молоко краской, краска начинает свободно передвигаться по всей поверхности молока, создавая причудливые картины.

Слайд 20

Соль и её волшебные свойства

Слайд 24

Опыт семьи Ивановых

Слайд 25

Семья Залетиных : мама и сын Сережа показывают опыт, как с помощью соды и уксуса надуть воздушный шар

Слайд 26

Семья Гладких: мама Марина Евгеньевна и сын Ваня показали опыт «Извергающийся вулкан»

Слайд 27

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе .

Слайд 28

В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом на тему: «Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ...

Проект «Ознакомление старших дошкольников с миром неживой природы через экспериментальную деятельность

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности....

Конспект ОД по разделу «Познавательное развитие» ознакомление с объектами живой и неживой природы в старшей группе «Путешествие по телевизионным передачам».

Цель: закрепление знаний детей о живой и неживой природе.Программные задачи:Образовательные: совершенствовать умение отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о не...

Детско-взрослый проект по теме: «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационных технологий»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професс...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28655865","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»...