Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения "Мишкины помощники" для средней возрастной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Данная разработка может быть использована воспитателями с целью формирования у детей 4-5 лет познавательной активности в процессе решения поставленных задач; развития умений делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_s_ispolzovaniem_innovatsionnnyh_tehnologiy_srednyaya_gruppa.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения
Воспитатель первой квалификационной категории: Карачева Наталья Владимировна.
МБДОУ « Детский сад №8 с. Кривояр Ровенского муниципального района Саратовской области»»
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема НОД: « Мишкины помощники»
Ведущие образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений), «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», « Речевое развитие».
Цель: формирование познавательной активности дошкольников в процессе решения поставленных задач; развивать умение делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Задачи:
Образовательная:
- Активизировать и систематизировать представления о свойствах предметов, путём экспериментирования и творческого решения проблемы.
Развивающая:
- Развивать инициативность, самостоятельность, активность мышления, наблюдательность, внимание, умение логически рассуждать.
Воспитательная: воспитывать отзывчивость, чувство взаимопомощи, любознательность, целеустремлённость.
Материал: проектор, ноутбук, презентация к конспекту, яйца сырые и варёные (примерно по 3 на каждого ребёнка), тарелочки на каждого ребёнка, набор мисок разного размера и цвета , набор шариков из дерева, пластмассы и железа, магнит, дорожка для прокатывания шаров, различные предметы для опыта с магнитом, аудиозапись песни для танца.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная, двигательная, танцевальная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: беседа о любимых героях из мультфильмов, дидактические игры на сравнение предметов по цвету и разным величинам (длине, ширине, высоте), чтение сказки про Машу и Медведя, рассматривание яйца, беседа на тему «Откуда берутся яйца?».
Методы и приёмы: поход в гости, оказание помощи, создание проблемной ситуации, рассуждение, сравнение, наблюдение, исследование, совместное решение проблемы, прослушивание музыкальной композиции.
Ход НОД
1 слайд
Приветствие
Воспитатель: ребята, давайте, поприветствуем наших гостей и друг друга, подарив тепло своих ладошек и улыбку друзьям (дети в кругу прикасаются ладошками к ладошкам рядом стоящего соседа).
Мотивация
Воспитатель: отлично! Сегодня мы с вами оправимся в гости. Но, сначала отгадайте загадку:
Живет Медведь в лесной избушке.
Дружит с девочкой-подружкой-
Озорница, непоседа, егоза.
Дом вверх дном из-за неё всегда! (Маша) 2 слайд
Дети, собираемся в путь! Мы с вами вместе с Машей побываем в гостях. Готовы?
3 слайд Физзминутка
Мы корзиночки возьмем, друг за другом в лес пойдем.
Только в лес мы зашли, появились комары.
Руки вверх-хлоп- над головой, руки вниз-хлопок другой.
По дорожке мы идем - перед нами водоем, прыгать будем мы смелее,
И по камушкам быстрее. Раз и два, раз и два, вот и кончилась вода.
Вот деревья там и тут, ветки вверх у них растут.
Слева-зреет земляника, справа- вкусная черника, ягоды с тобой найдем и в корзинку соберем.(Движения согласно тексту)
Воспитатель: вот мы и пришли. Что вы видите, ребята? Как вы думаете, кто здесь живёт? 4 слайд
(Предположения детей…).
Воспитатель: это избушка Мишки- Машиного друга. Что-то никого не видно… Стучим.
Мишки нет дома, оказывается он ушел на рыбалку.
5 слайд
Но Маша не расстроилась, и пока медведя нет, она решила устроить ему сюрприз прибраться на кухне и приготовить поесть. А вы ей будете помогать! Согласны?
Основная часть
Воспитатель: посмотрите, какой на кухне беспорядок! 6 слайд Мишка, наверное, очень торопился на речку. Ребята, вот разбросаны миски. 7 слайд Помогите Маше их собрать и поставить на полку. Только, внимательно присмотритесь - что полка (какая? Ответы детей) маленькая, а мисок (сколько?) пять. Что будем делать?
Дети, высказывают свои предположения, пробуют убрать посуду разными способами. Воспитатель выслушивает, подбадривает, даёт возможность ребятам самим решить данную проблему.
Складывание мисок по величине по мере уменьшения (одна в другую, с использованием слов «самая большая, меньше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая»).
Вы просто молодцы, ребята! Посмотрите, Маше очень понравилась ваша идея!
8 слайд
Воспитатель: дети, так как медведь придёт голодный, Маша решила приготовить ему что-нибудь. 9 слайд Но, в холодильнике кроме яиц и молока ничего нет. Как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов? (омлет, запеканку и т.д.)
Ой, у Маши снова беда: она не знает вареные это яйца или сырые. 10 слайд Ребята, вот перед вами в тарелочках яйца. Как можно это узнать? Ваши предложения?
Ребята предлагают разбить яйца, почистить, покрутить и т д. Воспитатель внимательно следит за действиями детей, хвалит за идеи, задаёт наводящие вопросы. Артём пробует потрясти яйцо: в сыром яйце желток будет слегка болтаться, в варёном - ничего не просходит. Вывод: чтобы узнать какое яйцо варёное или сырое, можно разбить его, покрутить на столе (сырое остановится, варёное быстро крутится), потрясти (в сыром - желток болтается).11 слайд
Ребята, вы помогли Маше решить проблему, и ей осталось только приготовить омлет. Как вы думаете, Мишка будет рад такому сюрпризу? (ответы детей)
Воспитатель: 12 слайд посмотрите, Маша нашла шарики и решила с ними поиграть. Интересно, из чего они сделаны? (Дети рассматривают шарики из различного материала: деревянный, пластмассовый, железный).
Речевое упражнение «Из чего? Какой?» Цель: активизировать речь, упражнять в употреблении относительных прилагательных, образованных от существительных.
Воспитатель: дети, посмотрите, что у меня есть! Это шаробан, предлагаю прокатить шарики по нему.
Дети по очереди прокатывают шарики по шаробану. Обращают внимание, что деревянный и пластмассовый шарики скатываются быстро, а металлический останавливается в определённом месте.
Воспитатель: нам с вами необходимо выяснить, почему такое происходит?
Воспитанники высказывают своё мнение (металлический шарик тяжелее, застрял и т. д.), прокатывают шарик несколько раз, осматривают шаробан со всех сторон и замечают снизу закрепленный магнит. Темирхан догадывается, в чем дело: это магнит не дает шарику катиться, притягивая его к себе. Экспериментальная деятельность: воспитатель предлагает поочерёдно поднести к магниту стеклянный, пластмассовый и металлический шарики.
Воспитатель: смотрите, вот в коробке различные предметы, давайте и с ними проведём эксперимент. (Ребята пробуют поднести к магниту ножницы, пластмассовую игрушку, стеклянный стакан, матрёшку и другие предметы).
Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: ребята, смотрите, Маша очень заинтересована вашей игрой, и теперь тоже знает про свойства железа и магнита. Вы настоящие исследователи, столько нового узнали и научили этому Машу!
Дети, глядя на экран:15 слайд Ура! Мишка вернулся! Привет! Ого, сколько рыбы!16 слайд
Воспитатель: Ребята, я знаю одну игру «Рыбка», поиграем?
Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице» 17 слайд
Воспитатель: посмотрите, Мишка, очень рад видеть вас и доволен, что Маша сама приготовила обед. И даже, прибралась на кухне. Он благодарит вас за помощь, вы настоящие друзья.18 слайд
Ну, а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. До свидания, Маша и Миша! До новых встреч!19 слайд
Звучит отрывок песенки «Про дружбу».
(ребята танцуют)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня повстречались? У кого в гостях побывали?
Что решила сделать Маша, пока Мишки не было дома? Как мы помогли Маше отличить сырые яйца от варёных? Что такое магнит? А, что вам понравилось больше всего? А вы хотели бы повстречаться с этими героями еще раз? Почему? Предлагаю пригласить Машу и Мишу в гости к нам в детский сад. Согласны?
Список источников
1 . Давидчук, А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. - М.: Просвещение, 2013. - 144 c.
2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / ред. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 2016. - 400 c.
3. Ильницкая И.Л., Остапенко Л.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения. Омск: ООИПКРО. 2001.
4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
Самоанализ открытого мероприятия (в формате видео до 5 мин.):
-краткая характеристика основных идей технологии;
-степень выполнения целей и задач образовательной деятельности;
-разъяснение причин и обоснование необходимости всех отклонений от плана, если были допущены;
-критическая оценка и комментарии собственных действий;
- совместный с воспитанниками анализ достигнутых результатов на мероприятии.
Самоанализ НОД
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), конспект и презентация составлялись с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Основная идея данной НОД, состоит в использовании технологии проблемного обучения, основанная на создании различных проблемных ситуаций (задач), в ходе решения которых у детей развивается мышление, любознательность, коммуникативные навыки, самостоятельность, познавательная мотивация. В данном случае задачи решались путём экспериментирования с яйцами, шариками из различных материалов и магнитом.
Ведущие образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений), «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование познавательной активности дошкольников в процессе решения поставленных задач; развивать умение делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Задачи:
Образовательная:
- Активизировать и систематизировать представления о свойствах предметов, путём экспериментирования и исследования предметов.
Развивающая:
- Развивать инициативность, самостоятельность, активность мышления, наблюдательность, внимание, умение логически рассуждать.
Воспитательная: воспитывать отзывчивость, чувство взаимопомощи, любознательность, дружелюбие.
В работе с детьми использовала мультимедийную презентацию и наглядные предметы (миски, яйца, шарики, магнит), что позволило донести информацию для детей более доступно и интересно. В ходе НОД использовался деятельностный подход, при этом основным видом деятельности являлась игра. Знания о величине, свойствах, материалах дети получали в практической деятельности путем поиска способов решения нескольких задач. Они могли рассмотреть, сравнить, совершать те или иные манипуляции с предметами, для нахождения ответа на вопрос и в итоге сделать вывод, исходя из личного опыта.
Все моменты занятия последовательны и подчинены одной теме.
В первой части НОД для детей была создана мотивационная ситуация (поход в гости к Мишке и помощь Маше), которая позволила детям сохранять интерес в течение всего мероприятия. В ходе основной части использовались различные приемы: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи и поставленные проблемно-поисковые ситуации. Приемы носили игровой характер, были основаны на проблемно- обучающих ситуациях.
Во время занятия использовала фронтальную и индивидуальную форму организации, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени, хвалила, чтобы закрепить ситуацию успеха. Старалась уделять внимание индивидуальным ответам, добиваться чёткого произношения слов, пополнять словарный запас (относительные прилагательные). Все этапы занятия взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям.
Так же в ходе занятия проведена пальчиковая игра с целью смены обстановки и снятия умственного напряжения. Использование музыки на заключительном этапе усилило эмоциональное восприятие.
После каждого вида детской деятельности старалась обобщить и систематизировать результаты. На протяжении всего занятия побуждала детей к речевой деятельности с помощью вопросов.
Вопросы к детям носили проблемно-поисковый характер.
В каждом моменте занятия ставила себе задачу направлять детей на поиск решений проблемы, на приобретение нового опыта, использовала методы активизирующие самостоятельность и поддерживающие положительный эмоциональный настрой.
Особый интерес у детей вызвала проблема определения сырых и вареных яиц: дети были вовлечены в процесс, и с легкостью нашли первые два способа. Считаю, что поторопилась,показав третий способ определения состояния яйца. Нужно было дать время для поиска своих решений. Рассматривание шариков из различного материала, позволило изучить их на ощупь и тем самым, более точно назвать из чего они сделаны, хотя тоже были трудности.
Цель достигнута, поставленные мною программные задачи решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения ТЕМА: «Такие разные ключи» Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Конспект интересный. Соответствует требованиям ФГОС. Конспект интересный.Соответствует требованиям ФГОС. Программное содержание:·Развивать память, внимание, интонационную выразительность р...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Темок" в младшей группе
Конспект по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения...
Конспект итогового занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием технологии проблемного обучения «Математическая тропинка» младшая группа
Итоговое занятие по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения...
Учебно-методический материал «Использование технологии проблемного обучения в средней группе детского сада».
Методический материал о том как использовать технологию проблемного обучения в средней группе детского сада...
Конспект занятий с использованием элементов сказкотерапии. Для детей средней возрастной группы
Цель: на примерах сказочных героев учить дошкольников замечать и изменять внешние эмоциональные признаки персонажей сказок, анализировать их положительные и отрицательные поступки, дела...
Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе «Свойства объёма»
конспект нод с технологией проблемного обучения "Свойства объема"...