Учебно-методический материал «Использование технологии проблемного обучения в средней группе детского сада».
методическая разработка (средняя группа)

Пигина Ирина Евгеньевна

Методический материал о том как использовать технологию проблемного обучения в средней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал «Использование технологии проблемного обучения в средней группе детского сада».

Технология проблемного обучения в детском саду

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России  проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер,  Т. В. Кудрявцев,  А. М. Матюшкин,  М. И. Махмутов,  М. Н. Скаткин, они  утверждают, что суть проблемного обучения  в  постановке перед  ребенком  проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

-  сама ставлю проблему (задачу) и сама решаю её при активном слушании и обсуждении с детьми;

- я ставлю проблему, а дети самостоятельно или под моим руководством находят решение. Тем самым направляю ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод);

- ребёнок ставит проблему, а помогаю её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;

- ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.  Я даже не указываю на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

      Игры, которые использую в проблемном обучении: «Цепочка вопросов», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», игра «Как? Зачем? Почему?» и др.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

А также педагогическую проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.  Проблемные ситуации стараюсь создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении.  Создавая проблемную ситуацию, направляю  детей на ее решение, организовывая  поиск решения.

 Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...

Конспект НОД с использованием технологии интегрированного обучения в средней группе

Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произве...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)

Задачи:Образовательные:   -Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования;   -Учить интонационно, выразительно воспроизводить сло...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Познавательно – исследовательский проект с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе «Первые раскопки»

Археология является очень интересной профессией. Она притягивает ксебе людей, любящих тайны, историю и романтику. Археологов можноназвать настоящими искателями приключений....