Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сердюкова Татьяна Анатольевна

Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_finansovo.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»

Цель: формировать у детей первичные экономические представления, развивать экономическое мышление. Раскрыть суть понятия «семейный бюджет» и его основные источники. Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи и понимание основных потребностей семьи.

Задачи: дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет; познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета; воспитывать бережливость; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, работать в команде.

Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», беседы «Что можно купить за деньги?», «Потребности человека».

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, красные и зеленые карточки для каждой команды, 2 макета семейного бюджета, монеты игрушечные 40 штук, запись веселой музыки, фишки за правильные ответы.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды: дети парами подходят к воспитателю и предлагают ему 2 варианта антонимов, например: мягкий, или твердый? Светлый, или темный? День, или ночь? Воспитатель определяет, кому идти в команду направо, а кому налево.

Дети в командах придумывают ее название, которое относилось бы к теме финансов.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? Из кого состоит ваша семья? (ответы детей) Видите, семьи бывают разными: большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Чем занимается папа? (работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.). Что делает мама? (работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.) Что делает бабушка? (вяжет носки, печет пироги и т. д.) Что делает дедушка? (чинит мебель, поливает огород и т.д.) Как помогаете в семье вы? (моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.) Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно и чисто.

У каждого члена семьи есть какие-то свои желания и потребности. Потребности бывают разные, давайте попробуем в этом разобраться.

Есть такие потребности, которые жизненно важные, то есть те, без которых человек не сможет жить. А есть такие потребности, без которых человек может и обойтись и его жизнь от этого не зависит. Их можно назвать просто - желаниями.  

Определите, что это: потребность, или желание? (на экран выводятся слайды для каждой команды, где участники определяют жизненно важные потребности человека  и желания: еда, отдых, вода, автомобиль, одежда, воздух, жилье, игрушки. За каждый правильный ответ команда получает по одной фишке).

 Воспитатель: У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи.

Задание: определите потребности семьи (на экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды: семейный отдых, совместный просмотр телевизора, еда, жилье.)

Воспитатель: Чтобы удовлетворять свои потребности и потребности всей семьи, что нужно делать? (ответы детей: необходимо трудиться).

Воспитатель: Отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках (на экран выводятся по два задания для каждой команды: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. От труда здоровеют, а от лени болеют. Сделал дело - гуляй смело.)

Воспитатель: Откуда в вашей семье появляются деньги? (ответы детей)

Да, за то, что люди работают, им платят заработную плату, потому что каждый труд должен оплачиваться.

Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию),  а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме, или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются … (стипендия). Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все деньги семьи вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход семьи, который называется семейный бюджет (на экране показать слайд со схематическим  изображением семейного бюджета).

Физкультминутка: Давайте поиграем. Будет звучать музыка, под которую можно танцевать. Когда музыка остановится, вы должны встать, взявшись за руки, и образовать круг из такого количества человек, какую цифру я назову.

Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье? (ответы детей.) За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, или потратить их на какие-то другие цели. Важно экономно и разумно использовать деньги, ведь они нелегко зарабатываются. Мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить какие-то товары, например, стиральную машину, а можем купить мороженое. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а как долго мы будем есть мороженое? (ответы детей).  Значит, стиральную машину мы назовем «товаром длительного пользования», а порцию мороженого — «товаром кратковременного пользования».

 Какие еще вы знаете товары длительного пользования (ответы детей: машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.). А теперь назовите товары кратковременного пользования (ответы детей: продукты питания  и т. д. За правильные ответы давать команде фишки)

 Воспитатель: Еще мы должны расходовать деньги на разные услуги, например: плата за жилье (за отопление, воду, электричество). За какие услуги еще мы должны платить? (ответы детей: за телефон, за детский сад, за отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. Правила простые: если вы относите что-то к доходу, то поднимаете зеленую карточку, а если к расходу, то поднимаете красную карточку.

- родители получили зарплату

 - купили продукты

 - вам подарили деньги на день рождение

 - старший брат получил стипендию

 - вы потеряли кошелек

 - родители купили вам новую игрушку

 - бабушка получила пенсию

 - купили маме новые сапоги

 - папе купили запчасти на машину

 - мама получила премию.

(За правильные ответы команды получают фишки)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, легко распоряжаться деньгами в семье? Представьте, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Предлагаю вам самим в команде составить семейный бюджет.  

(Каждой команде выдается по 20 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата (в секторе изображено лампочка, кран с водой и батарея), Питание (в секторе - продукты питания). Одежда (в секторе - одежда и обувь). Развлечения (в секторе – кинотеатр, зоопарк ). Игрушки (в  секторе – игрушки). Сектор сюрприз (в секторе – знак вопроса).  Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жильё, одежда, еда).

После выполнения задания и выслушивания ответов, детям предлагается сектор «сюрприз». По одному посыльному вытягивают карточки, на которых изображены «непредвиденные расходы»: сломанный холодильник и сломанная стиральная машина.  Задание: пересмотреть семейный бюджет и объяснить, почему сделали именно такой выбор.

Подведение итогов: подсчет фишек в каждой команде. Все участники получают поощрительные призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Конспект позволяет раскрыть сущность понятия «деньги», «Банк», банковские рабочие; наличные и безналичные деньги....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе

Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе по экономике на тему " Семейный бюджет. Доходы. Расходы".

Воспитывать уважение и бережное отношение к деньгам, как результату оплаты труда членов семьи....

Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Конспект занятия для детей старшего возраста по финансовой грамотности «Семейный бюджет»...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему финансовая грамотность.

Конспект по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги –помощники»Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей  дошкольного возраста: раскрыть сущност...