Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности «Семейный бюджет и расходы семьи»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 29»
Конспект ОД
с детьми подготовительной к школе группы
по финансовой грамотности
«Семейный бюджет и расходы семьи»
Воспитатели:
Портнова Т.П.
Рязань,2022
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные
источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход.
Задачи:
Расширять знания детей о финансовой грамотности, представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары
длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский
«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь», сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Материал и оборудование: видеоролик « История денег», атрибуты: мешок «семейный бюджет», карточки с предметами кратковременного и долгосрочного пользования, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» и др.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Загадка
-Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
- Ребята, у каждого из вас есть семья.
- Сколько человек в вашей семье?
- Из кого она состоит?
(Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по
своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Что делает мама?
Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.
Воспитатель: Чем занимается папа?
Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.
Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?
Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что? - Дети: Продукты.
Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?
Дети: Порошок, мыло.
Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной,
нужно приобрести что?
Дети: Чистящее средство.
Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как
известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети: Без денег.
- Ребята, предлагаю посмотреть видеоролик «История денег»
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый
труд должен оплачиваться.
Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были
молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам
и дедушка что…? (пенсию).(или на карту)
Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
- Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и
дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий
семейный бюджет.
Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)
- А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Игра «Доход – расход»
Ребята, важно правильно и экономно и разумно использовать деньги.
Послушайте стихотворение: Таня и бюджет
Доверили Танюше
Вести бюджет семьи
- Сперва куплю игрушек,
Ведь мне нужны они!
В доме много разных круп –
На обед мы сварим суп.
Купим вкусное мороженое,
Купим булочки творожные.
Купим книжек и газет,
Это выдержит бюджет!
Может, купим попугая –
Пусть по комнате летает.
С птицей станет веселей -
Попугайчик всех милей!
Купим дедушке носки,
Брату – лыжи и коньки,
Купим бабушке платок,
Папе купим молоток,
Маме купим платье –
Ну, пожалуй, хватит.
Больше денег в доме нет
Невелик у нас бюджет!
- Как вы думаете, правильно ли Таня построила бюджет семьи? Если не правильно, то почему? /ответы детей/ Верно. В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи – продукты питания, одежду, лекарства .
Воспитатель:
Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить мороженое. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит мороженого? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого - товаром кратковременного пользования.
Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.
Назовите, какие это товары?
Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.
Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.
Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.
Д/И «Разложи товары» (дети раскладывают товары длительного пользования и кратковременного пользования на доске)
Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.
А сейчас поиграем в игру «Дорого – дешево, выгодно – невыгодно»
Давайте представим, что у нас три семьи. Каждая семья отправится за покупками, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.
Вам предстоит сделать покупки по списку, который получите. В каком магазине их делать и по какой цене, вы будете решать каждая семья самостоятельно. Ваша задача – закупить всё и истратить как можно меньше монет. Выиграет та семья, которая истратит меньше денег, сделает закупки дешевле и выгоднее. Обязательно советуйтесь друг с другом и действуйте сообща. Цену товара вы можете узнать, перевернув карточку – сколько там кружочков такова и цена.Воспитатель выдаёт каждой группе список покупок и 10 монет. Дети отправляются за покупками. (оценка покупок…)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с новыми для вас понятиями: семейный бюджет. Напомните, что же такое семейный бюджет? Из чего же он состоит? Что такое расходы? Какими бывают они?- Ребята, а сейчас я вас приглашаю встать в круг. Мы будем передавать друг другу мяч, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…»
Молодцы. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Финансовая грамотность «Семейный бюджет и расходы семьи»
Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенси...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать...
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)
Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности Юные экономисты
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....