Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности «Семейный бюджет и расходы семьи»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Портнова Татьяна Петровна

ОД по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 29»

Конспект  ОД

с детьми подготовительной к школе группы

по финансовой грамотности

«Семейный бюджет и расходы семьи»

                                                                            Воспитатели:

Портнова Т.П.

Рязань,2022

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные

источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход.

Задачи:

Расширять знания детей о финансовой грамотности, представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары

длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь»,  сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Материал и оборудование: видеоролик « История денег», атрибуты: мешок «семейный бюджет», карточки с предметами кратковременного и долгосрочного пользования, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» и др.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости.  Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.


Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

   Загадка

-Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

- Ребята, у каждого из вас есть семья.

-  Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

(Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по

своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что? - Дети: Продукты.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной,

нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как

известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

- Ребята, предлагаю посмотреть видеоролик «История денег»

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый

труд должен оплачиваться.

Воспитатель:  Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были

молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам

и дедушка что…? (пенсию).(или на карту)

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

- Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и

дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий

семейный бюджет.

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

- А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Игра «Доход – расход»

Ребята, важно правильно и экономно и разумно использовать деньги.

Послушайте стихотворение: Таня и бюджет

Доверили Танюше

Вести бюджет семьи

- Сперва куплю игрушек,

Ведь мне нужны они!

В доме много разных круп –

На обед мы сварим суп.

Купим вкусное мороженое,

Купим булочки творожные.

Купим книжек и газет,

Это выдержит бюджет!

Может, купим попугая –

Пусть по комнате летает.

С птицей станет веселей -

Попугайчик всех милей!

Купим дедушке носки,

Брату – лыжи и коньки,

Купим бабушке платок,

Папе купим молоток,

Маме купим платье –

Ну, пожалуй, хватит.

Больше денег в доме нет

Невелик у нас бюджет!

- Как вы думаете, правильно ли Таня построила бюджет семьи? Если не правильно, то почему? /ответы детей/ Верно. В первую очередь надо покупать самые необходимые вещи – продукты питания, одежду, лекарства .

Воспитатель:

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить мороженое.  Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит мороженого? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого - товаром кратковременного пользования.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.

Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.

Д/И «Разложи товары»  (дети раскладывают товары длительного пользования и кратковременного пользования на доске)

Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.

А сейчас поиграем в игру «Дорого – дешево, выгодно – невыгодно»

Давайте представим, что у нас три семьи. Каждая семья отправится за покупками, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Вам предстоит сделать покупки по списку, который получите. В каком магазине их делать и по какой цене, вы будете решать каждая семья самостоятельно. Ваша задача – закупить всё и истратить как можно меньше монет. Выиграет та семья, которая истратит меньше денег, сделает закупки дешевле и выгоднее. Обязательно советуйтесь друг с другом и действуйте сообща. Цену товара вы можете узнать, перевернув карточку – сколько там кружочков  такова и цена.Воспитатель выдаёт каждой группе список покупок и 10 монет. Дети отправляются за покупками. (оценка покупок…)

Воспитатель: Ребята, сегодня  мы познакомились с новыми для вас понятиями: семейный бюджет.  Напомните, что же такое семейный бюджет? Из чего же он состоит? Что такое расходы? Какими бывают они?- Ребята, а сейчас я вас приглашаю  встать в круг. Мы будем передавать друг другу мяч, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…»

Молодцы. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенси...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)

Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности Юные экономисты

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты" 13.02.2023г...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....