Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet_zanyatie_po_fin.gramotnosti.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семейные истории»
Группа: старшая
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».
Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета; прививать бережливость к трате денег.
2. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3. Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.
4.Обогатить словарь детей новыми терминами, формировать умение использовать в речи новые слова и выражения.
5. Способствовать воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения).
6. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
7. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Покупочка», сюжетно – ролевые игры «Сбербанк», «Магазин».
Наглядные: просмотр видеофильма, рассматривание отделения банка и атрибутов, рассматривание ассортимента магазина сладостей, рассматривание карточек «Доходы семьи».
Словесные: чтение стихов о семейном бюджете, работе в сбербанке; беседа о доходах и расходах, семейном бюджете; речевая ситуация «Какие доходы в семье Ивановых/Петровых?» «Какие операции можно совершить в банке?», дидактическая игра «Доходы и расходы».
Материалы и оборудование: ноутбук; видеоролик на флешке; столы для каждой семьи с портретами и банками «Семейный бюджет», карточки «Доходы семьи»; декорации для отделения банка – ширма, стол, стул, считывающее устройство, платок сотрудника, деньги, ноутбук, ручка; стол и оборудование для магазина – корзины со сладостями и фруктами, ценники, деньги, пакетики; две доски с карточками для игры «Доходы и расходы», костюмы для детей – костюмы бабушек, дедушек, мам, пап, детей; аксессуары для членов семьи- очки, кошельки, сумки и т.д.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Дидактическая игра «Доходы и расходы», сюжетно – ролевые игры «Сбербанк», «Магазин», игровая ситуация «Получение зарплаты» |
Двигательная | Физминутка «Покупочка» |
Чтение художественной литературы | Слушание стихов о семейном бюджете, работе в банке. |
Музыкальная | Слушание видеоролика «Семья Ивановых», «Семья Петровых» |
Коммуникативная | Речевая ситуация беседа о доходах и расходах, семейном бюджете. дидактическая игра «Доходы и расходы»; «Какие доходы в семье Ивановых/Петровых?» «Какие операции можно совершить в банке?» |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи (с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап. | Активизировать внимание детей на предстоящую деятельность. | Дети заходят в зал. | У детей сформирован интерес к предстоящей деятельности. | |
Воспитатель здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание на одежду детей Воспитатель предлагает детям перевоплотится во взрослых и сыграть роли членов большой семьи – Ивановых и Петровых | Дети встают произвольно около воспитателя. Дети принимают предложение воспитателя, садятся за семейные столы. | |||
Деятельностный этап | Развивать умение внимательно смотреть и слушать. Познакомить с источниками доходов и расходов каждой семьи Закрепить понятие «доход», учить определять источники дохода в каждой семье по увиденному видеоролику Продолжать формировать умение правильно строить предложения. Закреплять умение выразительно читать, выделяя слова интонационно, мимикой и жестами. Развивать познавательный интерес, формировать умение отличать доходы от расходов, соотносить ситуацию с этими понятиями. Формировать умение повторять движения по тексту, развивать двигательную активность. Формировать потребность в двигательной активности. Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих. Закреплять умение выразительно читать, выделяя слова интонационно, мимикой и жестами. Воспитывать интерес к профессиям, связанными с финансами. Расширять представления детей о работе банка, денежных операциях. Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции Формировать умение использовать в речи новые слова и выражения по теме финансовой грамотности. Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Учить применять в игре полученные ранее знания о количестве и счете, развивать диалогическую речь. Закреплять правила поведения в общественных местах Активизировать словарный запас по теме, продолжать формировать умение отвечать на вопросы, давая развернутые ответы. | 1 Блок «Семейный бюджет» Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о семье Ивановых. После просмотра воспитатель спрашивает каким образом появляются деньги в семье Ивановых, подытоживает, что это доходы семьи Ивановых. (Воспитатель прикрепляет карточки доходов семьи на доску) Воспитатель предлагает посмотреть фильм о семье Петровых. После просмотра интересуется какие доходы получает семья Петровых. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Что такое расходы?», подводит детей к понятию «Семейный бюджет» Воспитатель предлагает послушать стихотворение про Семейный бюджет Воспитатель предлагает сыграть в игру «Доходы и расходы». Он называет ситуацию, соответствующую истории семьи и предлагает ребятам определить, что это доход или расход и выбрать соответствующую карточку. Воспитатель проводит физминутку: Мы бежали по дорожке (бег на месте) Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку). 2 Блок «Сбербанк» Воспитатель предлагает семьям отправиться в отделение «Сбербанка» обращает внимание на детей на обстановку, атрибуты. Воспитатель интересуется у детей знают ли они что такое банк и зачем он нужен. Воспитатель обращает внимание на работника сбербанка Мишу – консультанта –оператора, предлагает послушать стихотворение о особенностях его работы.
Воспитатель обращает внимание на присутствие охранника в отделение банка. Интересуется зачем нужен охранник в отделение сбербанка. Воспитатель интересуется у детей какие операции можно совершить в банке и предлагает обыграть их. Сюжетно – ролевая игра «Банк» Варианты: «Снятие наличных с карты», «Оплата кредита за машину» «Обмен денег» «Открытие вклада» и др. Воспитатель помогает ребятам правильно задавать вопросы и действовать в банке. 3 Блок «Магазин» Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и говорит, что они заработали деньги, как взрослые. Воспитатель предлагает ребенку, играющему роль бухгалтера раздать монетки. Воспитатель привлекает внимание детей словами, что их ожидает сюрприз и предлагает пройти к столу, накрытому скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на магазин «Корзинка сладостей» Воспитатель предлагает совершить покупки в магазине, расплачиваясь теми монетами, что они заработали. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у товаров разная цена. Сюжетно – ролевая игра «Магазин» Воспитатель выступает в роли продавца, ведет с покупателями (детьми) диалог. Воспитатель предлагает детям присесть и подводит итог занятию, интересуется понравилось ли им быть в роли взрослых? Легко ли взрослым планировать семейный бюджет, учитывая интересы всех членов семьи? Воспитатель предлагает перевоплотиться обратно детей и вернуться в группу. | Дети внимательно смотрят видеофильм. Дети отвечают на вопросы воспитателя, команда другой семьи помогает в случае затруднений Дети отвечают на вопросы воспитателя, команда другой семьи помогает в случае затруднений Вика Л. Зачитывает стихотворение о семейном бюджете. Дети выполняют задание воспитателя, выслушивая предложенную ситуацию, выбирают соответствующую карточку и прикрепляют ее на свою доску. Дети выполняют физминутку «Покупочка». Дети откликаются на предложение воспитателя и отправляются к столу, где расположена ширма «Сбербанка» Дети рассматривают декорации и атрибуты отделения банка Миша Г. рассказывает о своей работе в стихотворной форме.
Охранник Ефим демонстрирует готовность следить за порядком и безопасность в банке Дети отвечают на вопрос воспитателя, предлагая известные им денежные операции. С удовольствием откликаются на предложение обыграть возможные игровые ситуации в банке: Даша С. (мама) снимает деньги с карты. Илья (папа) совершает обмен денег с рублей на доллары. София (мама) открывает вклад в банке. Ярослав (дедушка) оплачивает кредит в банке за машину. Бухгалтер Маша Е. выдает детям по две монеты каждому Дети подходят к столу, рассматривают прилавок Дети откликаются на приглашение воспитателя. Участвуют в сюжетно-ролевой игре «Магазин»: рассматривают товары, встают в очередь, ведут диалог с продавцом, расплачиваются монетами. Дети рассматривают купленные товары Дети участвуют в ситуативном разговоре «Легко ли взрослым планировать семейный бюджет, учитывая интересы всех членов семьи?» Дети возвращаются в группу | Дети правильно определяют доходы каждой семьи. Дети понимают понятие расходы и могут объяснить его. У детей сформировано умение определять доходы и расходы в предложенной ситуации. Дети без труда выполняют движения по тексту. У детей развито умение соотносить действия с текстом У детей сформировано понятие «банк» Сформировано умение выразительно читать стихи, выделяя слова интонационно, жестами и мимикой У детей закреплены представления о некоторых самых распространенных денежных операциях. Сформирован интерес к игровой деятельности, используют в речи новые слова. Сформировано умения принимать на себя роль и действовать согласно ей. Дети применяют в игре знания о количестве и счете, соблюдают правила в общественных местах. У детей развита диалогическая речь. У детей сформировано умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, умение рассуждать. |
Конспект составила воспитатель Андреева О.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"
Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике ОБЖ в старшей группе «Кто спрятал Колобка».
Сформировать представление детей о том, как образуется число 8. Дать понятия о поведении в лесу....
Образовательная область «Социализация». Конспект непосредственной образовательной деятельности « Что такое дружба» в старшей группе.Занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года"
Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура, художественное творчество.Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, проду...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД для старшей руппы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии профессий....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему «Деньги»
Познакомить детей с деньгами, их предназначением....