Проект по ознакомлению с природным окружением «Летние и осенние цветы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Милованова Татьяна Николаевна

Цель проекта: расширение и обогащение знаний о цветах, распускающихся летом и осенью.

Задачи проекта:

Образовательные: Дать понятие о летние и осенние цветы, однолетние и многолетние. Расширить представления об их разнообразии и красоте, среде произрастания и способами роста и размножения. Познакомить с лечебными свойствами некоторых из них. Познакомить с выращиванием рассады и посадкой их в цветнике. Показать взаимосвязь их в природе с другими природными объектами.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к цветам. Активизация любознательности и желания исследовать ближайшее природное окружение. Способствование вовлечения в общую исследовательскую деятельность с детьми родителей.

Развивающие: Развивать умения получать информацию разными способами и из разных источников. Формировать умение представлять выводы своей исследовательской деятельности. Развивать мышление, речь, память, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_letnie_i_osennie_tsvety.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Летние и осенние цветы»

в старшей группе № 3

Составила воспитатель:  Милованова Татьяна  Николаевна

Тип проекта по доминирующей деятельности – Информационно-творческий.

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытая координация.

Тип проекта по количеству участников – коллективный.

Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (3  неделя).

Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.

Виды детской деятельности: познавательная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, экспериментальная деятельность, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, художественное творчество, совместная деятельность детей и взрослых.

Цель проектарасширение и обогащение знаний о цветах, распускающихся летом и осенью.

Задачи проекта:  

Образовательные: Дать понятие о летние и осенние цветы, однолетние и многолетние. Расширить представления об их разнообразии и красоте, среде произрастания и способами роста и размножения. Познакомить с лечебными свойствами некоторых из них. Познакомить с выращиванием рассады и посадкой их в цветнике. Показать взаимосвязь их в природе с другими природными объектами.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к цветам. Активизация любознательности и желания исследовать ближайшее природное окружение. Способствование вовлечения в общую исследовательскую деятельность с детьми родителей.

Развивающие: Развивать умения получать информацию разными способами и из разных источников. Формировать умение представлять выводы своей исследовательской деятельности. Развивать мышление, речь, память, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас.

1 этап проекта – выявление проблемы

Исследуя растения на прогулке и цветнике, дети задавали много вопросов о растениях. Это показало малый багаж знаний по проблеме и их заинтересованность в познании.

Идея проекта: Заседание в клубе «Почемучек»: как узнать больше о цветах?

2 этап – разработка проекта.

Перспективное планирование

День проекта

Вид образовательной деятельности

1.

- Рассматривание альбома «Цветы»

- Слушание музыки «Вальс цветов» Шопен

- Беседа  «Что необходимо растению для роста?»

2.

- Дидактические игра «Угадай по силуэту»

- Наблюдение « Красота мира цветов»

3.

- Наблюдение «Уход цветами в цветнике»

- Дидактическая игра «Собери букет»

- Чтение познавательной книги «Цветы»

4.

- Работа с родителями: творческая выставка «Осенний букет»

- Наблюдение «Полевые цветы»

- Разучивание хоровода «Мы на луг ходили».

5.

- Чтение экологической сказки «Сказка о садовых цветах»

- Дидактические игра «Узнай растение»

- Наблюдение: Строение цветов цветника.

6.

- Трудовые поручения: сбор семян.

- Дидактические игра «Какого растения не стало? »

 - Беседа «Зачем нужны цветы в природе?»

7.

- Дидактические игра «Найди по описанию растение»

- Наблюдение «Где нравится расти цветам»

8.

- Подвижная игра «Садовник» 

- Наблюдение: осенняя посадка цветов.

9.

- Слушание музыки: «Вальс цветов» П. Чайковский

- Дидактическая игра «Чей цветок»

10.

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

- Трудовые поручения: посадка лекарственных цветущих трав.

11.

 - Дидактическая игра «Придумай предложение о цветах» 

- Рисование «Однолетний георгин»

12.

- Игровые ситуации «Что было бы если…»  

- Пластилинография «Цветы на клумбе»

13.

- Художественное творчество: раскрашивание раскрасок «Цветы».

- Дидактические игра «Подбери инструмент»

14.

- Дидактические игра «Цветная мозаика»

- Трудовые поручения: размножение многолетней астры делением куста.

15.

Итоговое мероприятие: Совместная с родителями выставка букет цветов, сделанных детьми и родителями.

3 этап – реализация проекта. Выполнение мероприятий по перспективному плану.

4 этап - Диагностирование результатов. Вопросы беседы:

- Как называются растения, растущие у нас дома?

- Назовите, какие цветы растут у вас дома, у нас в группе?

- Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли и цвели?

- Какие инструменты и инвентарь нужны для ухода за растениями?

- Какие комнатные растения вам больше понравились?

- Какое комнатное растение мы лепили, раскрашивали, рисовали пластилином?

- Что случится, если перестать ухаживать за цветами?

Приложение 1

Наблюдения за комнатными растениями.

тема

Цель

Ход наблюдения

1. Колеус

Дать представление о колеусе. Учить находить колеус среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.

Сюрпризный момент: появилось новое растение в горшке, а рядом письмо от бабушки. В письме рассказывается  об этом растении: колеус, у него красные, необычные волнистые листья. И Прилагается карточка по уходу с растением.

2. Герань

 Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Сюрпризный момент: приходит щенок и прячется за геранью. Предложить найти его и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить карточку по уходу за цветком в горшок.

3. Растение живое

Закреплять представление об отличительных свойствах герани , учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: приходит кукла и просит детей показать герань. Рассматривает растения вместе с детьми. Кукла рассказывает о том, что растение пьет, дышит и кушает как человек, а значит оно живое. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни?  Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.

4. Хлорофитум

Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Обращаю внимание на растение в котором спряталось насекомое – божья коровка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела божья коровка?» (Божья коровка садится на цветы, дети называют цветок).

5. Уход за комнатными растениями

Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений.

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: мама попросила поухаживать за растениями.  Ребята, показывают кукле как поливать, рыхлить, протирать тряпочкой.

Приложение 2

Конспект ООД «Бабушкин садик» в младшей группе №3

Воспитатель: Милованова Т. Н.

Программное содержание: - познакомить детей с комнатными растениям, их разнообразием;

- познакомить со строением комнатных растений;

- воспитание любознательности;

- расширение кругозора и словарного запаса.

Предварительная работа: дидактические игры «Собери цветок», рассматривание энциклопедии «Комнатные растения» и комнатных цветов в уголке природы, трудовые поручения по уходу растений.

Материалы и оборудование: Цветы в горшках (хлорофитум, фиалка, сансевьера, герань), герой бабушка, игрушка кот. Карточки с условными обозначениями листка, соцветий, стебля, корня, усов.

Методика проведения

  1. Организационный момент.

В группу заходит воспитатель переодетый в бабушку.

Бабушка: - Здравствуйте ребята? Как вы выросли, стали умнее. Попробуйте отгадайте мои загадки.

Их на окошко, полку ставят,

От холода и ветра берегут.

Весну зимой они нам дарят,

Потому что зеленеют и цветут.

(Комнатные растения)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне            ("цветок" с закрытыми лепестками),

Утром весенним раскрыл лепестки          ("цветок" раскрывшийся),

Всем лепесткам красоту и питание          (ритмичные движения пальцами

                                                                                                      вместе и врозь),

Дружно дают под землёй корешки            ("корни").

  1. Основная часть.

Бабушка: - Молодцы! У меня на окошке растет целый сад цветов. Хотите познакомиться? (Ответ детей. За ширмой спрятаны комнатные цветы)

Куст оконный и балконный,

 Лист – пушистый и душистый,

 А цветы в окне – словно шапка в огне. (Герань.)

Бабушка достает герань из-за ширмы. Рассматривают с детьми.

Бабушка: - Цветок держится за землю корнями. Из земли вырастает стебель. На стебле вырастают листья на черенках. На верхушке стебля появляются кисти бутонов и из них расцветают цветы. Листья бархатистые и пахнут.

Воспитатель выставляет карточки с условным обозначением частей растения: корень, стебель, листок на черенке, цветы.

Детям предлагается потрогать растение и понюхать.

Бабушка: - Следующая загадка!

 Что за хвост пошёл в рост:

 Не в пруду, не в речке –

 На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)

Бабушка: -  У сансевьеры  длинные кожистые листья похожие на широкие ремни. Они в полоску, гладкие и жесткие.  У цветка есть корни и бывают мелкие, невзрачные цветы.

Для закрепления выставляются карточки условных обозначений частей растения.Детям предлагается потрогать растения.

Бабушка: -  А теперь поиграем! Вы все превращаетесь в цветы.

Наши чудные цветки          (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки        
(Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит          
(Раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет              
(Раскачиваются) 
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают                  (
Раскачиваются)
Тихо засыпают                   
(И медленно принимают исходное положение)

Бабушка: - Следующая загадка!

С горы на паутинках
Свисают паучки -
Зеленые пучки.  
(хлорофитум)

Бабушка: - У растения есть корни. Листья сложены в пучок. Они длинные, гладкие, тонкие. Есть усики с маленькими зелеными пучками листьев на концах.

Для закрепления выставляются карточки условных обозначений частей растения.  Детям предлагается потрогать растения.

Бабушка: - Последняя  загадка!

Девять месяцев цветёт,

На свету в тени растёт,

Листочки бархатистые,

Волосистые, пушистые!  (Фиалки)

Бабушка: - У растения есть корни. Листья сложены в пучок. Они растут на черенках, почти круглые, ворсистые, пушистые. Цветы появляются из бутонов на черенках. Растение растет небольшим кустиком.

Для закрепления выставляются карточки условных обозначений частей растения.  Детям предлагается потрогать растения.

Бабушка: - Мой кот хочет с вами поиграть. Игра называется «За какой цветок спрятался кот?». Кот будет прятаться за цветок, а вы попробуйте угадать как этот цветок называется.

  1. Рефлексия. Бабушка исчезает, появляется воспитатель.

Воспитатель: - Какие цветы растут у бабушки? Из каких частей состоят цветы? (Отвечают на основе показа карточек). Какое растение вам больше понравилось?

Приложение 3

Конспект ООД   «Уход за комнатным растением» в младшей группе №3

Воспитатель: Милованова Т. Н.

Программное содержание. Расширять представления детей о комнатных растениях (о бегонии). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой, рыхлить почву.  Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

Материалы. Два комнатных растения (цветущая бегония и не цветущая), лейка, тряпочки для протирания листьев (на каждого ребенка), тазик с водой, палочка для рыхления.  Герой  Незнайка. Карточки с условными обозначениями способов ухода за растениями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение трудовых поручений. Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке», рисование комнатных растений.

Методика проведения

  1. Организационный момент.  Дети в фартуках сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе стоит цветущая бегония и инвентарь для ухода за растениями. В дверь стучится герой

Воспитатель: - К нам кто-то пришел!

Заходит Незнайка, в руках у него нецветущая бегония. Дети и Незнайка здороваются.

Воспитатель: - Незнайка почему ты грустишь?

Незнайка: - У меня дома стоит цветок и он никак не зацветет.

  1. Основная часть.

Воспитатель: - А как называется твой цветок?

Незнайка: - Не знаю!

Воспитатель: - Дети, Незнайка твой цветок называется Бегония. Посмотрите, ребята на наш цветок, он тоже называется бегония.

Дети с Незнайкой подходят к цветам рассматривают их и трогают.

Воспитатель: -  Какие листья у бегонии? (Ответы детей.) Листья у бегонии гладкие, темно-зеленого цвета; они округлые, похожи на неровные круги. У цветка есть стебель, от стебля растут листья и цветы. У цветущей бегонии стебель стоит прямо. У незнайкиной бегонии стебель стелется по земле.

Незнайка: - Листья у этих растений красивые. А вот цветы только у одного растения, у другого его нет. Почему?

Воспитатель: - Давайте рассмотрим цветущее растение. Из  верхушки стебля  выросла кисть  с цветами. Какого цвета цветки?  Цветок бегонии повернуты  вверх, к свету. Ребята, какое растение вам понравилось больше и почему? Конечно, растения, которые цветут, нам нравятся больше. Они радуют нас своей красотой. Сейчас весна и одна бегония расцвела.

Другая бегония тоже может цвести, если за ней правильно ухаживать.

Незнайка: - Я очень хочу, чтобы и мое растение расцвело! А что для этого нужно сделать?

Воспитатель: - Мы тебе расскажем, но сначала немного поиграем.

Физминутка  «Цветы»

Раз –два-три выросли цветы                   (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко:                
(тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло!                    
(смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал    
(раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись.    
(наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись.
(наклоняются вправо)
Ветерок убегай!                                        
(грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай!                          
(приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!      
(медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Воспитатель: -  Дети, давайте расскажем Незнайке, что нужно сделать, чтобы растение зацвело. За растениями нужно ухаживать. Подскажите дети, что нужно делать.

Дети: - Поливать.

Воспитатель: - Правильно!  (Воспитатель выставляет карточку условного обозначения полива). 

Незнайка: - Давайте я полью растение, чтобы оно зацвело.

Воспитатель:  -  Нет, Незнайка, нужно не только уметь поливать растения, но и знать, когда их необходимо поливать. Вот посмотрите, какого цвета земля у цветущей бегонии? Земля темного цвета. А в другом горшке земля такого же цвета? Нет, здесь земля серая. Теперь давайте аккуратно потрогаем землю в горшках и скажем, какая она? Земля сухая. Незнайка, ты понял —когда земля уже полита, то она темная и мокрая. А когда земля сухая, то она более светлая. Какое растение нужно полить? Нужно полить растение, у которого нет цветка. Поливать ребята уже умеют, поэтому (называет имя ребенка) возьмет леечку и аккуратно польет сухую землю. Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы земля не разбрызгивалась, и лить воду под корень.

Незнайка: - Теперь растение зацветет?

Воспитатель:  -  Как вы думаете, ребята, Что еще нужно, чтобы бегония зацвела? (Ответы детей. Воспитатель выставляет карточку условного обозначения протирание листьев).  Чтобы растения хорошо росло и цвело, нужно протирать листья. Посмотрите, как я буду протирать листья. Я расправляю тряпочку на правой руке, а на левую руку кладу листок бегонии и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом я осторожно поверну листок и протру снизу. (В процессе показа воспитатель сопровождает свои действия словами.) Посмотрите, какой листочек стал чистый, блестящий.

Воспитатель вызывает одного ребенка для показа незнайке.

Незнайка: - А еще нужно протереть цветочек, он тоже станет красивее и ярче!

Воспитатель:  -  Ребята, как вы думаете, можно протирать цветочек? Цветочек протирать нельзя, он может поломаться.

Незнайка: - А теперь цветок распустится?

Воспитатель: - Нет. У цветка есть корни и им нужен воздух, чтобы дышать. Что нужно сделать, дети? (Ответы детей. Выставляется карточка условного обозначения рыхления почвы). Нужно порыхлить землю палочкой.

Выходит ребенок и выполняет рыхление.

Незнайка: - А теперь цветок распустится?

Воспитатель:  -  Нет, Незнайка, растению нужен свет. Куда, ребята необходимо ставить растения, чтобы оно хорошо росло и цвело? (ответы детей. Воспитатель выставляет карточку условного обозначения света).  Правильно, на подоконник у окна. Теперь мы умеем ухаживать за этими растениями, поэтому оставим их в нашей группе. Они будут радовать нас своей красотой, и вскоре наверняка распустится новый цветок.

Незнайка вместе с детьми ставят цветы на подоконник, где будут стоять растения, затем прощается с детьми и уходит.

3.  Рефлексия.  (Работа по карточкам.) – Что нужно делать, чтобы цветы хорошо росли и цвели? (Поливать, протирать, рыхлить, ставить к свету)

Приложение 4

Сценарий экологической сказки о комнатных растениях

«Сад на подоконнике».

Воспитатель: Милованова Т. Н.

Действующие лица:

Взрослые:  Мама, ведущий.

Дети: Дочь;
Комнатные растения - узумбарская фиалка, хлорофитум, сансевьера, кактус

Полевые цветы: ромашка, василек, колокольчик, одуванчик.

Слова героев

Действия героев

Ведущий: - Жила на свете девочка Таня.

Она очень любила свою маму.

А еще она радовалась цветам,

Что растут то там то сям:

И на поле, и на лугу,

И на грядочке в саду.

Дочь вбегает и подскакивает к своей маме, обнимает.

Мама выходит.

Выходят полевые цветы.

Ведущий: - Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.

Ромашка:
-Я ромашка с золотым сердечком,
У меня высокий стебелек.

Василек: - Я василек
-Расту на поле синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.

Колокольчик:
- Я колокольчик в шапочке лиловой
Весело киваю головой.

Одуванчик:

- Я одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Постарел и стал седой,

С белою пушистой головой.

Ведущий: 

- Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Незаметно пролетело лето,
Август осени дорогу уступил.
Мы ещё не думали об этом,
А сентябрь в права свои вступил.
Загрустила девочка Танюша.

Мама беспокоится о ней.

Мама:

- Ну  что случилось, дочка?
Тоску твою возьму себе,
С ресниц смахну слезинки,
Как, не к лицу они тебе.

Дочь:

Наступила осень.

Стало холодней.

И повяли в поле

Ромашки с васильком.

Мама:

Не грусти, что осень наступила
И листья кружатся уныло…
И не важно, что вокруг творится —
Ты вокруг быстрее оглянись!
На подоконнике в горшочке

Зимой и летом, осенью, весной

Тебя порадут конечно

Цветущий комнатный цветок.

Девочка подходит ко  всем цветам по очереди и берет их за руку.

Танец веселый с цветами – вся группа

Дочь садится на стульчик и грустит к ней подходит мама.

Сидят рядом дочь и мама.

Ведущий: - И мама дочке подарила в горшочке комнатный цветок.

Мама заводит первого героя.

«Узамбарская фиалка»

- Узамбарской называюсь
И капризной я считаюсь.
Освещение, друзья,
Очень важно для меня.
Так же правильно поливай,
Притенять не забывай.

«Хлорофитум»

- Мои  воздушные корешки
Для посадки хороши,
И пусть невзрачны мои цветки,
Но представляю я  собой,
Растение особой красоты.

«Сансевьера»

- Пусть  похожа на хвост,
Но желанный в доме гость,
На окне расту я.
Зеленею круглый год!

«Кактус»

- Я – на ёжика похож,

Но цветок  я, а не ёж.

Знаю точно, кактус тоже

Зацвести красиво может.

По одному выходят комнатные растения и рассказывают стихи о комнатных цветах.

Ведущий:

- Дочка с цветами подружилась,

Играла и вместе веселилась.

Танец  

Ведущий: - Только цветочки загрустили,

Свои листочки опустили,

Повесили  цветочные бутоны,

Они наверно заболели.

Не знает Таня, что же делать.

Давайте дети ей поможем:

Что нужно Тане сделать,

Чтобы цветы ожили снова.

Игра «Продолжи фразу»

  1. Если растение захочет пить,

Мы должны его… (полить)

  1. Все цветочки любят свет.

Место у окошка… ( лучше всех)

  1. Чтобы дышало растение,

Нам помогает… (рыхление)

  1. Если пыль на них найдем,

Листья тряпочкой … (протрем)

  1. Чтобы покормить растение едой

Нужно его корни покрыть… (землей)

Цветы комнатные-герои сидят на стульчиках и грустят.

Дети-герои и зрители-дети договаривают фразы.

Ведущая: -  Таня маму позвала

Чтоб она ей помогла:

Полить цветы, их порыхлить,

И листья тряпочкой помыть.

Мама: - Таня  леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала моя дочка,
Пыль дышать мешала,
Поры закрывала.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Таня – умница большая,
Маленькая дочка.

Дочь с мамой поливают цветы и протирают листья тряпочкой.

Мама держит дочку за руку.

Ведущая: - Комнатные растения развеселились:

Листья поднялись, цветы распустились.

За окном метель бушует,
Снегом засыпает,
А на подоконнике,
Выросли цветы.
Не поют соловушки,
Но цветут цветы:
Желтые, бордовые
Смотрят лепестки.

Дети-герои встают и поднимают руки с улыбками на лицах. Затем берутся за руки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у богини Фауны" (конспект занятия по ознакомлению с природным окружением)

ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; о...

Ознакомление с природным окружением ( уголок природы)

конспект НОД для подготовитльной группы " Комнатные растения - путники нашей жизни"....

Конспект занятия по речевому развитию и ознакомлению с природным окружением «Волшебная корзинка осени»

Цель занятия систематизировать знания детей о времени года - осень. Через игры, загадки, музыку развивать речь, логическое мышление, творческое воображение....

Проект по ознакомлению с природным окружением «Насекомые»

Цель проекта: расширение и обогащение знаний о жизни насекомых.Задачи проекта:Образовательные: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особ...

Проект по ознакомлению с природным окружением "Загадочные семена"

Актуальность: Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задач экологического и  трудового воспитания,...

Проект по ознакомлению с природным окружением "Деревья и кустарники"

Актуальность:В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.Потерялся непосредственный контакт с природой...