Проект по ознакомлению с природным окружением "Деревья и кустарники"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Милованова Татьяна Николаевна

Актуальность:

В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.

Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.

Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Ромашка»

Проект по ознакомлению с природным окружением «Деревья и кустарники»

Подготовительная к школе группа

Подготовила и провела: воспитатель Милованова Т. Н.

Нижегородская обл., г. Урень, 2019-2020 уч. г.

Актуальность:

В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.

Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.

Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.

Тип проекта по доминирующей деятельности – информационно-исследовательский,  творческий.

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытая координация.

Тип проекта по количеству участников – коллективный.

Тип проекта по продолжительности – долгосрочный (в течении года)

Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.

Виды детской деятельности: познавательная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, чтение произведений художественной литературы, художественное творчество, совместная деятельность детей и взрослых.

Цель проектаФормирование понимания экологической значимости деревьев и кустарников в природе и жизни человека.

Задачи проекта:  

Образовательные:

Расширение и систематизация знаний детей о деревьях и кустарника, их строении, местах произрастания, характерных особенностях, место в экологической системе природы.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам, как неотъемлемой части экологической системы. Способствовать активизации роли родителей в экологическом воспитании детей.

Развивающие: Развивать умения получать информацию разными способами и из разных источников. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать мышление, коммуникативные навыки, память, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас.

1 этап проекта – выявление проблемы

Во время прогулок дети видят выпирающие корни деревьев, спрашивают о них. Им любопытно. Почему желтеют и падают листья. Они удивляются появлению сережек на березе зимой и набуханию почек весной. Вопросы беседы на прогулке:

- Почему деревья живые?

- Почему деревья зимой без листьев?

- Почему листья желтеют?

- Чем питаются деревья и кустарники?

- Почему елка остается зеленой?

- Для чего для чего нужны деревья и кустарники?

Д/и «Угадай дерево и кустарник»

  1. этап - подготовительный (организационный) этап:

Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о деревьях и кустах; подбор художественной и энциклопедической литературы, подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности).

Составление перспективного плана проекта.

Идея проекта: Дети задают много вопросов об увиденных деревьях и кустах, и особенностях их жизни. Воспитатель предлагает открыть новое заседание клуба для любознательных «Хочу все знать?», чтобы найти ответы на все вопросы.

3 этап – разработка проекта.

Вид образовательной деятельности

Познавательная деятельность

Беседа «Деревья и кусты – наши друзья»

Настольно – печатные игры:

- «Собери лес» (Смешанный, лиственный, хвойный);

- «Детки с ветки» (1вариант: кустарнику и дереву подбирается листок. 2 вариант: кустарнику и дереву подбирается его плод);

- «Поезд любителя-огородника» (составляется логическая цепочка прорастания дерева из семени или плода)

- «Собери картинку»

- «Собери пищевую цепочку»

Дидактические игры:

- «Дерево, куст, трава» (по названиям дерева, куста или травы показать движением: деревом встать, кустом сесть, травой присесть на корточки.

- «Музыкальная шкатулка» (Предварительно дети знакомятся с репертуаром песен о деревьях и кустарниках. После прослушивания песни дети угадывают о каком дереве или кустарнике пелось в ней)

- «Угадай: дерево или куст»

- «Деревянные загадки» (По предложенному описанию угадать дерево или кустарник и показать в ближайшем окружении или на картинке)

Сенсорные игры с коллекцией семян деревьев и кустарников: «Белкины запасы» (Перемешаные семена раскладываются по ячейкам с картинкой нужного дерева); «Составляем картотеку» (ячейки с семенами обозначаются картинками соответствующего дерева0

Просмотр видеоматериалов: Шишкина школа. Шишкин лес.

-Природоведение №47,69,70 «Удивительные деревья»

-Природоведение №56 «Хвойные деревья»

-Природоведение. Стебли растений, стволы деревьев.

-Природоведение №13 «Листья»

-География №19 «Смешанные леса»

Рассматривание альбома «Деревья и кустарники»

Исследовательская и речевая деятельность

Деловые игры:

- «Лиственное дерево осталось зеленым на зиму»

- «В наше городе срубили одно дерево, несколько деревьев и кустарников, лес окружающий город ….)

- «Мы проводим все праздники в лесу с музыкой, развлечениями, праздничным столом»

- «У нас аллергия на цветы деревьев и кустарников, поэтому мы всегда их обрезаем на всех кустах и деревьях»

Игра «Лесная почта»:

- Письмо от кустов малины «К нам приходят люди собирать наши сладкие ягоды. Ветки сильно загибают, топчут ногами, обламывают. Нам очень больно. Помогите»

- Письмо от Липы «Я сильно заболела. Меня одолели вредители. Птицы боятся прилетать, их пугают  деревенские дети. Помогите вылечиться»

Наблюдения в экологическом уголке:

-Осенний букет из веток рябины, калины, с ягодами

-Весенние изменения веток березы, тополя, американского клена.

Наблюдения в природе: 

- «Сезонные изменения деревьев и кустов» (Береза, липа, клен американский, рябина, яблоня, сирень, спирея и др.)

- «Вечнозеленые и хвойные деревья» (лиственница, голубая ель, туя, можжевельник)

- «Краски осени» (окраска осенних листьев)

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Лесная аптека». Предварительная подготовка: дети клеят конверты с картинками частей деревьев и кустарников, которые имеют лечебные свойства; чтение энциклопедии лечебных трав. Сюжет: в аптеке для больных людей и животных продаются лекарственные средства в виде конвертиков с картинкой по назначению доктора Айболита.

Знакомство с художественной литературой

- Рассказ Л. Толстого «Дуб и орешник».

- Сказка В. Бианки «Теремок».

- Чтение энциклопедии «Мир леса».

Художественное творчество

- Нетрадиционное рисование мятой бумагой «Зеленый терем».

- Нетрадиционное рисование в технике пуантилизм -  рисование ватными палочками  и печатью листьями «Осенний лес».

- Аппликация из осенних листьев.

- Нетрадиционное рисование мыльными пузырями «Весенние краски леса»

Трудовая деятельность

- Сбор осенних листьев  для поделок и для коллекции.  

- Сбор семян для коллекции.

- Утепление  деревьев и кустов снегом.

Физкультурная деятельность

- Малоподвижная игра «Деревья-кустарники круглый год»

- Использование физкультминуток и пальчиковых игр по теме (картотека)

- П/и  «Кто быстрее подбежит к названному дереву или кусту»

- П/и «Груша»

Работа с родителями

- Экологический квест для детей с родителями «Наши друзья – зеленые великаны»

- Сочинение сказок о деревьях «Сказочные истории»

- Акция с родителями «Подари зеленого друга» (обогащение зеленых насаждений саженцами деревьев и кустов)

Продукт проектной деятельности

- Сборник сказок «Сказочные истории»

- Коллекция семян деревьев и кустов

- Коллекция листьев

- Экологический квест для детей с родителями «Наши друзья – зеленые великаны»

  1. этап Реализация проекта по перспективному плану.

5 этап Диагностика результатов: Вопросы беседы на прогулке:

- Почему деревья живые?

- Почему деревья зимой без листьев?

- Почему листья желтеют?

- Чем питаются деревья и кустарники?

- Почему елка остается зеленой?

- Для чего для чего нужны деревья и кустарники?

Д/и «Угадай дерево и кустарник»

Приложение

Игра малой подвижности «Деревья-кустарники круглый год» 

Цель: Закреплять особенности роста деревьев и кустарников в разное время года и строения, характерные особенности времен года. Развивать общую и мелкую моторику, внимание, скорость реакции на условное слово.

Ход игры: Воспитатель описывает время года и изменения происходящие с деревом или кустом. Дети воспроизводят слова взрослого в виде жестов и  движений. Игру можно повторять 2-3 раза.

- Проросло семечко липовое. Выросло деревце тонкое.

- Весна. Набухли почки.

- Появились листочки.

- Зацвели деревья.

- Лето. Деревья оделись в зеленые кроны.

- Подул легкий ветерок.

- Подул сильный ветер.

- Подул ураган.

- Созревают плоды.

- Осень. Листья пожелтели с веток опадают.

- Зима. Деревья уснули до весны.

Дети сидят на корточках. Руки сложены в жесте молитвы. По мере слов поднимаются на ноги, вытягивая руки в разные стороны по несколько раз.

Кисти рук сложились в кулочки.

Кулачки разжались в  жест щепотка.

Жест щепотка раскрывается. Превращаясь в открытую ладошку с растопыренными пальцами.

Круговые движения прямыми руками.

Легкие покачивания руками.

Наклоны туловищем в стороны.

Наклоны вперед почти до земли.

Кисти рук сжимаются в кулаки.

Дети изображают кружащие листья, бегая и кружась, приседая.

Дети приседают изображая сон.

Подвижная игра «Груша» (белорусская народная игра)

Цель: соотносить движение со словами, употреблять формы повелительного наклонения глагола.

 Ход игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет груша. Все ходят вокруг груши и поют (декламируют):

Мы посадим грушу –

Вот, вот!

Пускай наша груша

Растет, растет!

Вырастай ты, груша,

Вот такой вышины,

Вырастай ты, груша,

Вот такой ширины,

Вырастай ты, груша,

Вырастай в добрый час!

Потанцуй, Галинка,

Покружись для нас!

А мы эту грушу

Все ласкать будем.

От нашей Галинки

Убегать будем!

   Груша, находясь в центре круга, должна изображать все, о чем говорится в песне: танцевать, кружиться и пр. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, на слова «Вот такой ширины» - разводят в стороны. На слова «А мы грушу все ласкать будем» дети приближаются к груше, чтобы дотронуться до неё. На последующие слова быстро разбегаются, а груша старается поймать кого-нибудь. Игра продолжается с новой «грушей».

Список музыкального репертуара к проекту «Деревья и кустарники»

  1. Тополиный пух
  2. Там где клен шумит
  3. Под окном черемуха
  4. Ой рябина кудрявая
  5. Рябина
  6. Что стоишь качаясь, тонкая рябина
  7. Старый клен

  1. В лесу родилась елочка
  2. Я спросил у ясеня
  3. Деревья качаются
  4. Во поле береза стояла
  5. Клен ты мой опавший
  6. Тополя. Тополя
  7. Черемуху дареную делили пополам
  8. Смуглянка


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Ознакомление с природным материалом "дерево". Лепка (пластилинография) с использованием природного материала "древесина".

Лепка (пластилинография) с использованием природного материала:древесина(спички,опилки,хвоя ели)....

Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Детский сад «Золотой ключик»     Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.

Материал содержит картотеку игр по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками....

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

Подборка игр для дошкольников по ознакомлению с растительным миром...

Проект по ознакомлению с природным окружением «Насекомые»

Цель проекта: расширение и обогащение знаний о жизни насекомых.Задачи проекта:Образовательные: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особ...

Проект по ознакомлению с природным окружением "Загадочные семена"

Актуальность: Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задач экологического и  трудового воспитания,...

Проект по ознакомлению с природным окружением «Летние и осенние цветы»

Цель проекта: расширение и обогащение знаний о цветах, распускающихся летом и осенью.Задачи проекта:Образовательные: Дать понятие о летние и осенние цветы, однолетние и многолетние. Расширить пре...