Проект по ознакомлению с природным окружением "Деревья и кустарники"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Актуальность:
В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.
Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.
Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Ромашка»
Проект по ознакомлению с природным окружением «Деревья и кустарники»
Подготовительная к школе группа
Подготовила и провела: воспитатель Милованова Т. Н.
Нижегородская обл., г. Урень, 2019-2020 уч. г.
Актуальность:
В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.
Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции-удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых-порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми.
Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства.
Тип проекта по доминирующей деятельности – информационно-исследовательский, творческий.
Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.
Тип проекта по характеру координации – открытая координация.
Тип проекта по количеству участников – коллективный.
Тип проекта по продолжительности – долгосрочный (в течении года)
Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.
Виды детской деятельности: познавательная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей, чтение произведений художественной литературы, художественное творчество, совместная деятельность детей и взрослых.
Цель проекта: Формирование понимания экологической значимости деревьев и кустарников в природе и жизни человека.
Задачи проекта:
Образовательные:
Расширение и систематизация знаний детей о деревьях и кустарника, их строении, местах произрастания, характерных особенностях, место в экологической системе природы.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам, как неотъемлемой части экологической системы. Способствовать активизации роли родителей в экологическом воспитании детей.
Развивающие: Развивать умения получать информацию разными способами и из разных источников. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать мышление, коммуникативные навыки, память, творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас.
1 этап проекта – выявление проблемы
Во время прогулок дети видят выпирающие корни деревьев, спрашивают о них. Им любопытно. Почему желтеют и падают листья. Они удивляются появлению сережек на березе зимой и набуханию почек весной. Вопросы беседы на прогулке:
- Почему деревья живые?
- Почему деревья зимой без листьев?
- Почему листья желтеют?
- Чем питаются деревья и кустарники?
- Почему елка остается зеленой?
- Для чего для чего нужны деревья и кустарники?
Д/и «Угадай дерево и кустарник»
- этап - подготовительный (организационный) этап:
Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о деревьях и кустах; подбор художественной и энциклопедической литературы, подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности).
Составление перспективного плана проекта.
Идея проекта: Дети задают много вопросов об увиденных деревьях и кустах, и особенностях их жизни. Воспитатель предлагает открыть новое заседание клуба для любознательных «Хочу все знать?», чтобы найти ответы на все вопросы.
3 этап – разработка проекта.
Вид образовательной деятельности | |
Познавательная деятельность | Беседа «Деревья и кусты – наши друзья» Настольно – печатные игры: - «Собери лес» (Смешанный, лиственный, хвойный); - «Детки с ветки» (1вариант: кустарнику и дереву подбирается листок. 2 вариант: кустарнику и дереву подбирается его плод); - «Поезд любителя-огородника» (составляется логическая цепочка прорастания дерева из семени или плода) - «Собери картинку» - «Собери пищевую цепочку» Дидактические игры: - «Дерево, куст, трава» (по названиям дерева, куста или травы показать движением: деревом встать, кустом сесть, травой присесть на корточки. - «Музыкальная шкатулка» (Предварительно дети знакомятся с репертуаром песен о деревьях и кустарниках. После прослушивания песни дети угадывают о каком дереве или кустарнике пелось в ней) - «Угадай: дерево или куст» - «Деревянные загадки» (По предложенному описанию угадать дерево или кустарник и показать в ближайшем окружении или на картинке) Сенсорные игры с коллекцией семян деревьев и кустарников: «Белкины запасы» (Перемешаные семена раскладываются по ячейкам с картинкой нужного дерева); «Составляем картотеку» (ячейки с семенами обозначаются картинками соответствующего дерева0 Просмотр видеоматериалов: Шишкина школа. Шишкин лес. -Природоведение №47,69,70 «Удивительные деревья» -Природоведение №56 «Хвойные деревья» -Природоведение. Стебли растений, стволы деревьев. -Природоведение №13 «Листья» -География №19 «Смешанные леса» Рассматривание альбома «Деревья и кустарники» |
Исследовательская и речевая деятельность | Деловые игры: - «Лиственное дерево осталось зеленым на зиму» - «В наше городе срубили одно дерево, несколько деревьев и кустарников, лес окружающий город ….) - «Мы проводим все праздники в лесу с музыкой, развлечениями, праздничным столом» - «У нас аллергия на цветы деревьев и кустарников, поэтому мы всегда их обрезаем на всех кустах и деревьях» Игра «Лесная почта»: - Письмо от кустов малины «К нам приходят люди собирать наши сладкие ягоды. Ветки сильно загибают, топчут ногами, обламывают. Нам очень больно. Помогите» - Письмо от Липы «Я сильно заболела. Меня одолели вредители. Птицы боятся прилетать, их пугают деревенские дети. Помогите вылечиться» Наблюдения в экологическом уголке: -Осенний букет из веток рябины, калины, с ягодами -Весенние изменения веток березы, тополя, американского клена. Наблюдения в природе: - «Сезонные изменения деревьев и кустов» (Береза, липа, клен американский, рябина, яблоня, сирень, спирея и др.) - «Вечнозеленые и хвойные деревья» (лиственница, голубая ель, туя, можжевельник) - «Краски осени» (окраска осенних листьев) |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Лесная аптека». Предварительная подготовка: дети клеят конверты с картинками частей деревьев и кустарников, которые имеют лечебные свойства; чтение энциклопедии лечебных трав. Сюжет: в аптеке для больных людей и животных продаются лекарственные средства в виде конвертиков с картинкой по назначению доктора Айболита. |
Знакомство с художественной литературой | - Рассказ Л. Толстого «Дуб и орешник». - Сказка В. Бианки «Теремок». - Чтение энциклопедии «Мир леса». |
Художественное творчество | - Нетрадиционное рисование мятой бумагой «Зеленый терем». - Нетрадиционное рисование в технике пуантилизм - рисование ватными палочками и печатью листьями «Осенний лес». - Аппликация из осенних листьев. - Нетрадиционное рисование мыльными пузырями «Весенние краски леса» |
Трудовая деятельность | - Сбор осенних листьев для поделок и для коллекции. - Сбор семян для коллекции. - Утепление деревьев и кустов снегом. |
Физкультурная деятельность | - Малоподвижная игра «Деревья-кустарники круглый год» - Использование физкультминуток и пальчиковых игр по теме (картотека) - П/и «Кто быстрее подбежит к названному дереву или кусту» - П/и «Груша» |
Работа с родителями | - Экологический квест для детей с родителями «Наши друзья – зеленые великаны» - Сочинение сказок о деревьях «Сказочные истории» - Акция с родителями «Подари зеленого друга» (обогащение зеленых насаждений саженцами деревьев и кустов) |
Продукт проектной деятельности | - Сборник сказок «Сказочные истории» - Коллекция семян деревьев и кустов - Коллекция листьев - Экологический квест для детей с родителями «Наши друзья – зеленые великаны» |
- этап Реализация проекта по перспективному плану.
5 этап Диагностика результатов: Вопросы беседы на прогулке:
- Почему деревья живые?
- Почему деревья зимой без листьев?
- Почему листья желтеют?
- Чем питаются деревья и кустарники?
- Почему елка остается зеленой?
- Для чего для чего нужны деревья и кустарники?
Д/и «Угадай дерево и кустарник»
Приложение
Игра малой подвижности «Деревья-кустарники круглый год»
Цель: Закреплять особенности роста деревьев и кустарников в разное время года и строения, характерные особенности времен года. Развивать общую и мелкую моторику, внимание, скорость реакции на условное слово.
Ход игры: Воспитатель описывает время года и изменения происходящие с деревом или кустом. Дети воспроизводят слова взрослого в виде жестов и движений. Игру можно повторять 2-3 раза.
- Проросло семечко липовое. Выросло деревце тонкое. - Весна. Набухли почки. - Появились листочки. - Зацвели деревья. - Лето. Деревья оделись в зеленые кроны. - Подул легкий ветерок. - Подул сильный ветер. - Подул ураган. - Созревают плоды. - Осень. Листья пожелтели с веток опадают. - Зима. Деревья уснули до весны. | Дети сидят на корточках. Руки сложены в жесте молитвы. По мере слов поднимаются на ноги, вытягивая руки в разные стороны по несколько раз. Кисти рук сложились в кулочки. Кулачки разжались в жест щепотка. Жест щепотка раскрывается. Превращаясь в открытую ладошку с растопыренными пальцами. Круговые движения прямыми руками. Легкие покачивания руками. Наклоны туловищем в стороны. Наклоны вперед почти до земли. Кисти рук сжимаются в кулаки. Дети изображают кружащие листья, бегая и кружась, приседая. Дети приседают изображая сон. |
Подвижная игра «Груша» (белорусская народная игра)
Цель: соотносить движение со словами, употреблять формы повелительного наклонения глагола.
Ход игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет груша. Все ходят вокруг груши и поют (декламируют):
Мы посадим грушу –
Вот, вот!
Пускай наша груша
Растет, растет!
Вырастай ты, груша,
Вот такой вышины,
Вырастай ты, груша,
Вот такой ширины,
Вырастай ты, груша,
Вырастай в добрый час!
Потанцуй, Галинка,
Покружись для нас!
А мы эту грушу
Все ласкать будем.
От нашей Галинки
Убегать будем!
Груша, находясь в центре круга, должна изображать все, о чем говорится в песне: танцевать, кружиться и пр. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, на слова «Вот такой ширины» - разводят в стороны. На слова «А мы грушу все ласкать будем» дети приближаются к груше, чтобы дотронуться до неё. На последующие слова быстро разбегаются, а груша старается поймать кого-нибудь. Игра продолжается с новой «грушей».
Список музыкального репертуара к проекту «Деревья и кустарники»
|
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Ознакомление с природным материалом "дерево". Лепка (пластилинография) с использованием природного материала "древесина".
Лепка (пластилинография) с использованием природного материала:древесина(спички,опилки,хвоя ели)....
Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...
Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.
Материал содержит картотеку игр по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с деревьями и кустарниками....
ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ
Подборка игр для дошкольников по ознакомлению с растительным миром...
Проект по ознакомлению с природным окружением «Насекомые»
Цель проекта: расширение и обогащение знаний о жизни насекомых.Задачи проекта:Образовательные: Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особ...
Проект по ознакомлению с природным окружением "Загадочные семена"
Актуальность: Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задач экологического и трудового воспитания,...
Проект по ознакомлению с природным окружением «Летние и осенние цветы»
Цель проекта: расширение и обогащение знаний о цветах, распускающихся летом и осенью.Задачи проекта:Образовательные: Дать понятие о летние и осенние цветы, однолетние и многолетние. Расширить пре...