"В гостях у богини Фауны" (конспект занятия по ознакомлению с природным окружением)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мосина Светлана Ивановна

 

ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; объяснить экологические зависимости; способствовать развитию современного экологического мышления; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Учить правильному поведению в природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  организации

Балашовского  Муниципального района

МДОУ д/с «Ландыш»

КОНСПЕКТ

открытого просмотра занятия по ознакомлению

с природным окружением в подготовительной

к школе группе для детей с туберкулезной

интоксикацией «Ёлочка»

Воспитатель: Мосина С. И.

ТЕМА: «В гостях у богини Фауны»

ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; объяснить экологические зависимости; способствовать развитию современного экологического мышления; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Учить правильному поведению в природной среде.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепить в речи детей названия птиц, зверей насекомых, рыб.

МАТЕРИАЛ: карта; макеты: «Лес», «Водоём», «Муравейник»; фигурки животных; картинки с изображением животных; аромолампа; оборудование для дыхательных упражнений; магнитофон.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной и научно- популярной литературы о природе; наблюдение в элементарной природе; проведение экспериментальной деятельности; работа с коллекциями в комнате природы, проведение дидактических игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог:

1.а) - Ребята, вы помните, я обещала пойти с вами в поход? И сегодня выполню своё обещание. Вот и карту я вам принесла. Для чего нам нужна карта?

Дети: - Чтобы в походе не заблудиться.

(Рассматривают карту).

Педагог: - Что изображено на карте?

Дети: - Растения: цветы, трава, деревья, кустарники;

животные: птицы, звери, рыбы, насекомые.

Педагог: - А как это всё назвать одним словосочетанием?

 Дети: - Это живая природа.

Педагог: - Верно. А какую природу мы называем живой?

Дети: - То, что рождается, растёт, питается, размножается, передвигается и умирает - относится к телам живой природы.

б)        Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

в)        Педагог: - Ребята, кто покажет начало пути, по которому мы отправимся в путешествие?

(Ребёнок показывает).

Педагог: - От ворот ведут две дороги. Если мы свернём влево, то попадём в царство богини Флоры. Как считали древние люди, богиня Флора покровительствовала растениям (т.е. оберегала их). Что изображено в этой части картины?

Дети: - в этой части картины изображены деревья, цветы, кустарники и т.п.

Педагог: - Но я предлагаю вам пойти по другой дороге. Свернём вправо и попадём в царство богини Фауны. Как считали древние люди, богиня Фауна покровительствовала животным. Что изображено в этой части карты?

Дети: - В этой части карты изображены: птицы, звери, рыбы и т.п. Педагог: - Ну что ж отправимся в путь.

2. а) Первая остановка «Лес».

(Дети подходят к макету, рассматривают фигурки животных и называют их).

Педагог: - Ребята, какие животные живут в лесу?

Дети: - В лесу живут: белка, медведь, заяц, лиса, ёж, волк, барсук. Педагог: - Как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: - Это дикие животные или звери.

Педагог: - а как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?

Дети: - Домашние животные.

Педагог: - Чем питаются животные?

Дети: - Животные питаются рыбой, мясом, корой, овощами, грибами, ягодами и т.д.

Педагог: - Как называются животные, которые едят только растения?

Дети: - Животные, которые едят только растения, называются травоядными.

Педагог: - Как называются животные, которые едят мясо?

Дети: - Животные, которые едят мясо, называются хищниками.

Педагог: - Ребята, незаметно наступила зима. Всё в природе готовится к зиме. И животные, каждый по своему готовятся к зиме. Например, как готовится к зиме заяц?

Дети: - Заяц меняет серую шубку на белую.

Педагог: - А как готовится к зиме медведь?

Дети: - Медведь делает себе берлогу: роют яму, обкладывают её сухими ветками, хвоей; сверху укладывают ветки, которые засыпает снег; ест, запасаясь питательными веществами, жиром на зиму.

Педагог: - Как готовится к зиме белка?

Дети: - Белка подыскивает себе самое сухое, глубокое дупло на дереве, делает запасы ягод, грибов, орехов.

Педагог: - Правильно. Скажите, почему в нашем лесу не могут жить, например, слон, бегемот?

Дети: - Слону, бегемоту, льву не подходит климат, им нужна другая среда обитания.

б)        Вывод:

Педагог: - В наших лесах живут такие животные, которые приспособились к нашему климату; одни из них питаются растительной пищей и называются травоядными, другие едят животных, и мы их называем хищниками. Животные из тёплых стран в наших лесах жить не могут. Им у нас будет холодно, да и пищи приличной они здесь не найдут.

в)        Педагог: - Ребята, в лесу такой чистый воздух. Давайте глубоко подышим. Проходите на ковёр.

Дыхательная гимнастика «В лесу».

  1. Педагог: - Отдохнули, набрались сил и отправляемся в дальше.

а)        Вторая остановка «Водоём».

Педагог: - Но водоёмы бывают разные: озёра, реки, моря. Ребята, кто живёт в воде?

Дети: - В воде живут рыбы, дельфины, морские звёзды, раки, кит т.д.

Педагог: - Какие рыбы живут в реке?

Дети: - В реке живёт окунь, карась, щука и т.п.

Педагог: - Какие рыбы и животные живут в море?

Дети: - В море живут: рыба-пила, рыба-молот, морские коньки,

осьминоги, каракатица и пр.

Педагог: - Ребята, а вот кит - это самое большое животное на земле. Скажите, что нужно обитателям воды для жизни? Дети: - Обитателям воды для жизни нужно тепло, нужны водоросли, чистая вода.

Педагог: - Да, в любом водоёме кипит жизнь. Дыхательная гимнастика «Кораблики».

б)        Педагог: - А у нас есть свой водоём, в нём плавают кораблики. Но что-то они остановились. Давайте подуем на них, как ветер и они снова поплывут.

  1. Педагог: - Кораблики уплыли, а мы с вами снова отправимся в путь, а) Третья остановка «Небо».

Педагог: - Ребята, для каких животных средой обитания является воздух?

Дети: - Это птицы.

Педагог: - Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: - Птицы покрыты перьями; у них есть крылья, клюв; птицы летают.

Педагог: - Как можно птиц назвать по - другому?

Дети: - Пернатые.

Педагог: - Как называются птицы, которые улетают на зиму?

Дети: - Перелётные птицы.

Педагог: - как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Дети: - Зимующие птицы.

Педагог: - Почему птицы улетают?

Дети: - птицы улетают в тёплые края, потому что зимой мало корма, холодно, они не приспособлены к таким условиям жизни.

б)        Вывод:

Педагог: - Таким образом, среда обитания птиц - это воздух. Но они живут и на земле.

Гнёзда птицы всегда вьют или на земле, или на деревьях. Птицы в отличие от других животных, покрыты перьями. И поэтому их называют - пернатые.

Одни птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края; их называют перелётными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими: они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.

в)        Дыхательные упражнения.

Педагог: - Ребята, давайте подуем на птичек, и они полетят как настоящие.

5. а) Педагог: - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть на поляне. Садитесь по краю полянки как удобно. Посмотрите, а что это в центре поляны находится? Вон сколько Муравьёв бегает, трудятся. Посмотрите, как много здесь других маленьких существ. Назовите их. (Дети перечисляют).

Педагог: - Как можно одним словом назвать всех, кто тут живёт? Дети: - Это насекомые.

Педагог: - Для чего нужны на земле насекомые?

Дети: - Муравьи - это санитары леса, другие насекомые опыляют

растения; жуки рыхлят почву; бабочки , стрекозы доставляют нам

радость.

Педагог: - Правильно. А ещё насекомые очень нужны птицам. Они ими питаются. А что будет, если исчезнут все насекомые?

б) Дети выводят экологическую цепочку:

Дети: - Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которые питаются насекомыми. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня и погибнет человек. Вот как важны насекомые.

6. а) Дидактическая игра «Кто где живёт?».

(Дети раскладывают картинки, на которых изображены звери, птицы, рыбы и насекомые по среде их обитания)

б)        Словесная игра «Кто как передвигается? Человек ходит.

Птица        (летает).

Рыба        (плавает).

Змея        (ползает).

Кузнечик, (прыгает).

в)        «Кто как подаёт голос?»

Корова         

....(мычит).

Лошадь        

        (ржёт).

Коза        

        (блеет).

Свинья         

....(хрюкает).

Собака         

        (лает).

Кошка        

        (мяукает).

Волк        

        (воет).

Медведь ...

        (ревёт).

Тигр        

....(рычит).

Змея        

....(шипит).

Ворона         

....(каркает).

Кукушка ...

        (кукует).

Голубь         

        (воркует).

Соловей

                (поёт).

Утка        

        (крякает).

Гусь        

        (гогочет).

Курица         

        (кудахтает).

Лягушка ...

        (квакает).

Комар        

        (пищит).

Жук        

        (жужжит).

г) Педагог: - Скажите, что будет, если на дороге повстречает зайчик лису?

Дети: - Заяц испугается и убежит.

Педагог: - Скажите, что будет, если в лесу будет жить лошадь? Дети: - Она не найдёт корм, воду. Лошадь привыкла, чтобы о ней заботился человек.

7. ИТОГ.

Педагог: - Мы сегодня с вами прошли по одной дороге. В следующий раз пойдём по дороге, которая ведёт в царство богини Флоры - покровительницы всех растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с природным окружением ( уголок природы)

конспект НОД для подготовитльной группы " Комнатные растения - путники нашей жизни"....

Календарно - тематическое планирование по ознакомлению с природным окружением в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год.

Образовательная область "Познавательное развитие", раздел: ознакомление с природным окружением на 2017-2018 учебный год....

Конспект занятия по речевому развитию и ознакомлению с природным окружением «Волшебная корзинка осени»

Цель занятия систематизировать знания детей о времени года - осень. Через игры, загадки, музыку развивать речь, логическое мышление, творческое воображение....

Занятие по ознакомлению с природным окружением во второй младшей группе «У солнышка беда» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Занятие по ознакомлению с природным окружением во второй младшей группе «У солнышка -беда»Цель: способствовать развитию у детей дружеских взаимоотношений, желания помочь.Образовательные об...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природным окружением) с детьми средней группы «Весна на улице»

Цель:Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Уточнить знание детей о временах года, изменениях в природе, происходящих веснойЗадачи:1. обобщить знания детей об изменениях в природе в ве...

Весна в лесу. Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением для детей среднего дошкольного возраста.

В ходе занятия расширяются представления детей об изменениях в природе с наступлением весны: какие животные  пробуждаются ото сна, какие птицы возвращаются из теплых мест, какие цветы зацветают р...