"В гостях у богини Фауны" (конспект занятия по ознакомлению с природным окружением)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; объяснить экологические зависимости; способствовать развитию современного экологического мышления; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Учить правильному поведению в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление организации
Балашовского Муниципального района
МДОУ д/с «Ландыш»
КОНСПЕКТ
открытого просмотра занятия по ознакомлению
с природным окружением в подготовительной
к школе группе для детей с туберкулезной
интоксикацией «Ёлочка»
Воспитатель: Мосина С. И.
ТЕМА: «В гостях у богини Фауны»
ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; объяснить экологические зависимости; способствовать развитию современного экологического мышления; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Учить правильному поведению в природной среде.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепить в речи детей названия птиц, зверей насекомых, рыб.
МАТЕРИАЛ: карта; макеты: «Лес», «Водоём», «Муравейник»; фигурки животных; картинки с изображением животных; аромолампа; оборудование для дыхательных упражнений; магнитофон.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной и научно- популярной литературы о природе; наблюдение в элементарной природе; проведение экспериментальной деятельности; работа с коллекциями в комнате природы, проведение дидактических игр.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог:
1.а) - Ребята, вы помните, я обещала пойти с вами в поход? И сегодня выполню своё обещание. Вот и карту я вам принесла. Для чего нам нужна карта?
Дети: - Чтобы в походе не заблудиться.
(Рассматривают карту).
Педагог: - Что изображено на карте?
Дети: - Растения: цветы, трава, деревья, кустарники;
животные: птицы, звери, рыбы, насекомые.
Педагог: - А как это всё назвать одним словосочетанием?
Дети: - Это живая природа.
Педагог: - Верно. А какую природу мы называем живой?
Дети: - То, что рождается, растёт, питается, размножается, передвигается и умирает - относится к телам живой природы.
б) Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
в) Педагог: - Ребята, кто покажет начало пути, по которому мы отправимся в путешествие?
(Ребёнок показывает).
Педагог: - От ворот ведут две дороги. Если мы свернём влево, то попадём в царство богини Флоры. Как считали древние люди, богиня Флора покровительствовала растениям (т.е. оберегала их). Что изображено в этой части картины?
Дети: - в этой части картины изображены деревья, цветы, кустарники и т.п.
Педагог: - Но я предлагаю вам пойти по другой дороге. Свернём вправо и попадём в царство богини Фауны. Как считали древние люди, богиня Фауна покровительствовала животным. Что изображено в этой части карты?
Дети: - В этой части карты изображены: птицы, звери, рыбы и т.п. Педагог: - Ну что ж отправимся в путь.
2. а) Первая остановка «Лес».
(Дети подходят к макету, рассматривают фигурки животных и называют их).
Педагог: - Ребята, какие животные живут в лесу?
Дети: - В лесу живут: белка, медведь, заяц, лиса, ёж, волк, барсук. Педагог: - Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: - Это дикие животные или звери.
Педагог: - а как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
Дети: - Домашние животные.
Педагог: - Чем питаются животные?
Дети: - Животные питаются рыбой, мясом, корой, овощами, грибами, ягодами и т.д.
Педагог: - Как называются животные, которые едят только растения?
Дети: - Животные, которые едят только растения, называются травоядными.
Педагог: - Как называются животные, которые едят мясо?
Дети: - Животные, которые едят мясо, называются хищниками.
Педагог: - Ребята, незаметно наступила зима. Всё в природе готовится к зиме. И животные, каждый по своему готовятся к зиме. Например, как готовится к зиме заяц?
Дети: - Заяц меняет серую шубку на белую.
Педагог: - А как готовится к зиме медведь?
Дети: - Медведь делает себе берлогу: роют яму, обкладывают её сухими ветками, хвоей; сверху укладывают ветки, которые засыпает снег; ест, запасаясь питательными веществами, жиром на зиму.
Педагог: - Как готовится к зиме белка?
Дети: - Белка подыскивает себе самое сухое, глубокое дупло на дереве, делает запасы ягод, грибов, орехов.
Педагог: - Правильно. Скажите, почему в нашем лесу не могут жить, например, слон, бегемот?
Дети: - Слону, бегемоту, льву не подходит климат, им нужна другая среда обитания.
б) Вывод:
Педагог: - В наших лесах живут такие животные, которые приспособились к нашему климату; одни из них питаются растительной пищей и называются травоядными, другие едят животных, и мы их называем хищниками. Животные из тёплых стран в наших лесах жить не могут. Им у нас будет холодно, да и пищи приличной они здесь не найдут.
в) Педагог: - Ребята, в лесу такой чистый воздух. Давайте глубоко подышим. Проходите на ковёр.
Дыхательная гимнастика «В лесу».
- Педагог: - Отдохнули, набрались сил и отправляемся в дальше.
а) Вторая остановка «Водоём».
Педагог: - Но водоёмы бывают разные: озёра, реки, моря. Ребята, кто живёт в воде?
Дети: - В воде живут рыбы, дельфины, морские звёзды, раки, кит т.д.
Педагог: - Какие рыбы живут в реке?
Дети: - В реке живёт окунь, карась, щука и т.п.
Педагог: - Какие рыбы и животные живут в море?
Дети: - В море живут: рыба-пила, рыба-молот, морские коньки,
осьминоги, каракатица и пр.
Педагог: - Ребята, а вот кит - это самое большое животное на земле. Скажите, что нужно обитателям воды для жизни? Дети: - Обитателям воды для жизни нужно тепло, нужны водоросли, чистая вода.
Педагог: - Да, в любом водоёме кипит жизнь. Дыхательная гимнастика «Кораблики».
б) Педагог: - А у нас есть свой водоём, в нём плавают кораблики. Но что-то они остановились. Давайте подуем на них, как ветер и они снова поплывут.
- Педагог: - Кораблики уплыли, а мы с вами снова отправимся в путь, а) Третья остановка «Небо».
Педагог: - Ребята, для каких животных средой обитания является воздух?
Дети: - Это птицы.
Педагог: - Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: - Птицы покрыты перьями; у них есть крылья, клюв; птицы летают.
Педагог: - Как можно птиц назвать по - другому?
Дети: - Пернатые.
Педагог: - Как называются птицы, которые улетают на зиму?
Дети: - Перелётные птицы.
Педагог: - как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? Дети: - Зимующие птицы.
Педагог: - Почему птицы улетают?
Дети: - птицы улетают в тёплые края, потому что зимой мало корма, холодно, они не приспособлены к таким условиям жизни.
б) Вывод:
Педагог: - Таким образом, среда обитания птиц - это воздух. Но они живут и на земле.
Гнёзда птицы всегда вьют или на земле, или на деревьях. Птицы в отличие от других животных, покрыты перьями. И поэтому их называют - пернатые.
Одни птицы с наступлением холодов улетают в тёплые края; их называют перелётными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать, называются зимующими: они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.
в) Дыхательные упражнения.
Педагог: - Ребята, давайте подуем на птичек, и они полетят как настоящие.
5. а) Педагог: - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть на поляне. Садитесь по краю полянки как удобно. Посмотрите, а что это в центре поляны находится? Вон сколько Муравьёв бегает, трудятся. Посмотрите, как много здесь других маленьких существ. Назовите их. (Дети перечисляют).
Педагог: - Как можно одним словом назвать всех, кто тут живёт? Дети: - Это насекомые.
Педагог: - Для чего нужны на земле насекомые?
Дети: - Муравьи - это санитары леса, другие насекомые опыляют
растения; жуки рыхлят почву; бабочки , стрекозы доставляют нам
радость.
Педагог: - Правильно. А ещё насекомые очень нужны птицам. Они ими питаются. А что будет, если исчезнут все насекомые?
б) Дети выводят экологическую цепочку:
Дети: - Исчезнут насекомые, исчезнут все птицы, которые питаются насекомыми. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным. Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки. Не будет воды на земле, будет пустыня и погибнет человек. Вот как важны насекомые.
6. а) Дидактическая игра «Кто где живёт?».
(Дети раскладывают картинки, на которых изображены звери, птицы, рыбы и насекомые по среде их обитания)
б) Словесная игра «Кто как передвигается? Человек ходит.
Птица (летает).
Рыба (плавает).
Змея (ползает).
Кузнечик, (прыгает).
в) «Кто как подаёт голос?»
Корова | ....(мычит). |
Лошадь | (ржёт). |
Коза | (блеет). |
Свинья | ....(хрюкает). |
Собака | (лает). |
Кошка | (мяукает). |
Волк | (воет). |
Медведь ... | (ревёт). |
Тигр | ....(рычит). |
Змея | ....(шипит). |
Ворона | ....(каркает). |
Кукушка ... | (кукует). |
Голубь | (воркует). |
Соловей | (поёт). |
Утка | (крякает). |
Гусь | (гогочет). |
Курица | (кудахтает). |
Лягушка ... | (квакает). |
Комар | (пищит). |
Жук | (жужжит). |
г) Педагог: - Скажите, что будет, если на дороге повстречает зайчик лису?
Дети: - Заяц испугается и убежит.
Педагог: - Скажите, что будет, если в лесу будет жить лошадь? Дети: - Она не найдёт корм, воду. Лошадь привыкла, чтобы о ней заботился человек.
7. ИТОГ.
Педагог: - Мы сегодня с вами прошли по одной дороге. В следующий раз пойдём по дороге, которая ведёт в царство богини Флоры - покровительницы всех растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с природным окружением ( уголок природы)
конспект НОД для подготовитльной группы " Комнатные растения - путники нашей жизни"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» (Ознакомление с природным окружением) Тема: «Ай, да картошечка!» в старшей группе
Цель НОД: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей....
Календарно - тематическое планирование по ознакомлению с природным окружением в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год.
Образовательная область "Познавательное развитие", раздел: ознакомление с природным окружением на 2017-2018 учебный год....
Конспект занятия по речевому развитию и ознакомлению с природным окружением «Волшебная корзинка осени»
Цель занятия систематизировать знания детей о времени года - осень. Через игры, загадки, музыку развивать речь, логическое мышление, творческое воображение....
Занятие по ознакомлению с природным окружением во второй младшей группе «У солнышка беда» Воспитатель: Мышанская Н.В.
Занятие по ознакомлению с природным окружением во второй младшей группе «У солнышка -беда»Цель: способствовать развитию у детей дружеских взаимоотношений, желания помочь.Образовательные об...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природным окружением) с детьми средней группы «Весна на улице»
Цель:Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Уточнить знание детей о временах года, изменениях в природе, происходящих веснойЗадачи:1. обобщить знания детей об изменениях в природе в ве...
Весна в лесу. Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением для детей среднего дошкольного возраста.
В ходе занятия расширяются представления детей об изменениях в природе с наступлением весны: какие животные пробуждаются ото сна, какие птицы возвращаются из теплых мест, какие цветы зацветают р...