Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» (Ознакомление с природным окружением) Тема: «Ай, да картошечка!» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Васильева Елена Борисовна

Цель НОД: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_i_samoanaliz_poznavatelnoe_razvitie.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  «Детский сад № 64» Заводского района г.Саратова

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

Тема: «Ай, да картошечка!»

в старшей группе МДОУ «Детский сад № 64»

Заводского района г.Саратова

Воспитатель: Васильева Е.Б.

Дата проведения: 23.05.2016 г.

г.Саратов, 2016 г.

Примерная основная общеобразовательная программа :                                                  "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Возрастная группа старшая

Тема НОД: «Ай да картошечка!» (Познавательное развитие.)

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

Задачи:

Образовательная:

Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

Развивающая:

Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие»

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игровая,   познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы и приемы: игровой, практический, словесный, наглядный.

Место проведения: группа

Оборудование и материалы:

Клубни картофеля разных сортов, карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней , терка. Крахмал, мука, лупы. Накрахмаленная салфетка. Кисель. Полотенце для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

 Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. Чтение сказки «Эта забавная картошка».Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»; наблюдения на огороде.

Ход НОД:

Мотивация:

Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»

Воспитатель читает записку:

«Друзья, здесь лежит продукт для вас,

Который скажет вам сейчас

О том какой он не простой,

О том как вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (ответы детей )

Воспитатель: -Правильно, о картошке.

Воспитатель читает стихотворение:

«В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне,-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать…»

Далее воспитатель рассказывает детям как и когда входит картофель, историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.

Воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку»: (воспитатель загадывает загадку и бросает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)

1.Вот соль тебе,

   Вот хлеб и ложка –

   Сварилась к ужину …….. (картошка)

2.Что копали из земли,

   Жарили,варили.                                                                                                                  Что в золе мы испекли,                                                                                                                     Ели и хвалили?……………….. (картошку)

3.И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ………………(картошка)

4.Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,                                                                                                           Скажут весело ребята:«Ну, рассыпчата, вкусна!»                                                                      Это чудо плод…………….(картошка)                                                                                              Её едим мы круглый год.                                                                                                             Пюре, супы, салат, окрошка –                                                                                                 Везде присутствует ………(картошка)

Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.

1.Картошка да каша – еда наша.

2.Картошку копать, не руками махать.

3.Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

4.Без труда картошка не родится никогда.

5.Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Физминутка «Собери урожай».

Воспитатель:Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром — потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся вверх.

Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Воспитатель: -Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

Воспитатель:

Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.(Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям взять в руки картофель и рассмотреть его.

Вопросы: Какого цвета картофель?

А какой он формы?

Какой на ощупь?                                                                                                                      Опасен ли зеленый картофель?(ответы детей)

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию.

Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля

Из чего состоит картофель?

Почему сваренный картофель рассыпчатый?                                                                                        А как вы думаете, для чего нужен крахмал?(ответы детей)

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»

(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)

Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.

Кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?

Опытно — экспериментальная деятельность:

Воспитатель и дети натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.

Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.

Результат: вода стала беловатой, мутной;

Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?                                    Далее дети делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Воспитатель:-Ребята, вам понравилось занятие?(ответы детей) Вы сегодня молодцы, хорошо поработали. Спасибо вам за активное участие.

Подвижная игра «Огородник»

 Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова:

 - Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка,  то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)

  САМОАНАЛИЗ

непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие»                                                

Тема: «Ай, да картошечка!» в старшей группе МДОУ «Детский сад № 64»

Заводского района г.Саратова

Итоговая интегрированная НОД была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности .В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательным .

В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как «Речевое развитие»,— происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), приобщение к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам) «Познавательное развитие»— развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование) ,физической культуры — проведение подвижной игры и физкультминутки.

На занятии присутствовало 20 детей (11 девочек и 9 мальчиков).

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

Задачи:

Образовательная:

Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

Развивающая:

Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

 НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы). Санитарные требования к проведению НОД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время НОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (25 минут). Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование деятельности.

Структура НОД выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательному процессу. Для достижения результатов я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Применялись различные способы включение детей в образовательный процесс: интонирование речи,   игровые ситуации,  . Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера (Почему, Какая какие, и т. д., ). В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей , умением согласовывать слова в предложении.

Работа с детьми.

Прием неожиданности появления шкатулки в начале НОД позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на всем его протяжении .

В результате этой мотивации дети в ходе НОД проявляли интерес не только к играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.

Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.

Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же дать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубней, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)

неделя

Описание фазы роста

Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.

Вывод :

По – моему мнению структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание НОД позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.

Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познавательное развитие: ознакомление с окружающим.

Задачи:обучающие:закреплять умение поддерживать беседу;формировать представление о происхождении и истории российского герба;развивающие:развивать умственные способности, познавательную активность, лю...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с учетом ФГОС Тема: «Екатерина II и фонтаны» (старшая группа)

Данный материал, имеющий под собой историческую платформу, является опорным для воситателя и позволит ему четко и синхронно провести занятие по познавательному развитию с элементами экспериментировани...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...