Конспект занятия по речевому развитию и ознакомлению с природным окружением «Волшебная корзинка осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Морозова Валентина Георгиевна

Цель занятия систематизировать знания детей о времени года - осень. Через игры, загадки, музыку развивать речь, логическое мышление, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnaya_korzinka_oseni_morozova_v.g.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по речевому развитию и ознакомлению с природным окружением

«Волшебная корзинка осени»

/6-7 лет/

Автор Морозова В.Г.

Цель: Создать условия для закрепления представления детей о характерных признаках осени и осенних месяцах.

Интеграция образовательных областей:  

«Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»;

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • формировать представления о приметах осени, изменениях в природе;
  • уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах;
  • развивать слуховое и зрительное  восприятие, логическое мышление, творческое воображение;

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

  • воспитывать чувство прекрасного средствами художественных и музыкальных произведений;
  • формировать умение изготавливать листья в технике оригами;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • поддерживать на занятии позитивную, доброжелательную атмосферу;
  • формировать желание делиться впечатлениями;

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • развивать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;
  • расширять  лексический  запас по теме    «Осень»;

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • совершенствовать координацию основных движений в игровых упражнениях;

Методы и приемы:

  • Наглядные методы: рассматривание иллюстраций; муляжей;
  • словесные методы: беседа: об осенних месяцах, загадки про овощи и фрукты, ответы на вопросы;
  •  прослушивание музыки «Осенний вальс»;

          «Времена года» П. Чайковский;

  • практические методы: процесс изготовления листочка, техника оригами;
  • проведение физкультминутки;

Демонстрационный материал:  магнитофон, нарисованное  дерево без листьев, набор овощей и фруктов, обруч; пооперационная  карта изготовления листочка, техника оригами;

Раздаточный материал: листы цветной бумаги, квадратной формы со стороной 6 см, клей, ножницы;

Предварительная работа:

Экскурсия в осенний парк, беседы об осени, чтение художественных произведений, рассматривание картинок на тему «Овощи и фрукты».

Пение песен об осени, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок об осени.

Ход занятия:

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в гости. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

(Ответы детей - Осень!).

 

Звучит музыка «Осенний вальс».

Воспитатель:

Молодцы, дети, вот и пришёл черёд осени вступить в свои права. Какой сейчас месяц? (Ответы детей).

Какой месяц следующий? Предлагаю вам вспомнить все месяцы осени, отгадав загадки.

 

1.Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

 

2.Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

 

3. Поле серо-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали.

 Игра «Погода осенью».

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Дети, а какая бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь - дождливая.
  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро – хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Вижу, знаете вы осенние месяцы! Все загадки отгадали.

А вы знаете, что осень - самое богатое время года? Посмотрите, все деревья «в золоте». А какой осенью богатый урожай овощей и фруктов!?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Соком сладких яблок налитая,

В огороде тоже всё в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много мёда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем, богаты, тем и угощаем!

Воспитатель: Какие дары приносит нам осень? (Ответы детей).

Воспитатель: Отгадайте загадки о дарах осени.

1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом (Картошка).

3. Над землёй трава,

Под землёй – малиновая голова. (Свёкла).

4. Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры).

5. Лежат на грядке, телятки гладки,

Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы).

6. Красна, да не девица,

С хвостом, да не мышь.

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь).

7. Стоит Матрёшка

На одной ножке,

Закутана в одёжки.

Без счёта одёжек и все без застёжек. (Капуста).

8. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладкая, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка).

9. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко).

10. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок).

11. Плод на лампочку похож,

Но его ты не зажжёшь.

Жёлтый, сочный он, медовый,

Растёт на дереве садовом. (Груша).

12. Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква).

13. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох).

14. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).

Воспитатель: Вот сколько подарков принесла нам осень. Давайте сварим из них овощное рагу. Что для этого нам потребуется.

(Ответы  детей - Овощи).

Игра «Овощное рагу».

 Цель игры: закрепить названия овощей, внимательно слушать других игроков, быстро реагировать на происходящее.

Описание игры: Каждый ребёнок загадывает, какой он овощ (помидор, баклажан, картофель и т. д.) и сообщает об этом всем. В центре игровой площадки кладётся обруч, изображающий сковороду, на которой в случае ошибки овощи будут «жарится».

Первый игрок забегает внутрь обруча, быстро произносит название любого овоща, выбранного другим участником игры, и выбегает обратно.

Игрок, овощ которого назвали, должен также быстро забежать внутрь обруча и назвать ещё какой-нибудь овощ и т. д. Тот, кто замешкается, остаётся «на сковороде» жарится для рагу. Через несколько минут подобной игры можно поздравить детей, не попавших в блюдо, и перечислить овощи, из которых удалось «приготовить» рагу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красота за окном, как осень всё украсила. Отгадайте ещё одну загадку о дарах осени.

Лето красит зелёной нас краской,

А художница-осень, как в сказке,

И - оранжевой, и золотой,

И багряной, и просто цветной. (Листья).

Воспитатель: Посмотрите на доску, почему изображённое здесь дерево выглядит грустным? (Ответы детей - На нём нет листьев).

Воспитатель: Давайте украсим его разноцветными листочками. Сделаем их из бумаги в технике оригами.

Попробуем разобраться по пооперационной карте, как сделать лист. Посмотрите, какой формы надо взять лист бумаги, чтобы получилась фигурка? (Квадратной)

Правильно, необходимо взять бумагу квадратной формы. Что надо сделать на первом этапе работы? Воспитатель, совместно с детьми проговаривает последовательность изготовления фигурки, постоянно обращаясь к пооперационной карте.

Физкультминутка «Рябинка».

На холме стоит рябинка, - Тянутся - руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете - Вращают туловищем вправо-влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнется, - Наклоняются в стороны.

Не печалится - смеется.

Вольный ветер грозно дует - Машут руками, изображают ветер.

На рябинку молодую.

Дети самостоятельно мастерят фигурку листочка, используя пооперационную карту. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Готовые листья прикрепляются к дереву.

Воспитатель: Полюбуйтесь, какой замечательный осенний наряд изготовили мы для дерева. Оно очень радо и говорит вам: «Спасибо!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по речевому развитию и рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования «Осень осень»

Занятия по речевому развитию очень важны в дошкольном возрасте. Чтоб сделать  более интересным, я решила провести интегрированное занятие с использованием нетрадиционных техник рисования. Это спо...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.Приоритетной формой работы является коллективная (статическая и динамическая работа) и в подгруппах. Коллективная деятельность оказыв...

Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.Задачи:Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самос...

конспект занятия по речевому развитию в младшей группе на тему: " Мишка и осень".

Интересное и познавательное занятие по речевому развитию, которое поможет закрепить знания детей младшего дошкольного возраста об осени....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе для детей с ТНР «Хлебная корзинка»

Коррекционные: Активизация и актуали­зация словаря по теме «Откуда хлеб пришел». Совершенствова­ние навыков звукового анализа слогов, формирование навыков чтения. Совершенствование...

Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Приключение Маши в осеннем лесу"

В этом занятии дети помогают Маше, которая должна выполнить задания медведя.Дети в игровой форме совершенствуют грамматический строй речи....