Методическая разработка - Дерево и металл.docx
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Представлена методическая разработка группового занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками 4-5 лет, посвященного знакомству со свойствами дерева и металла.
Раскрываются вопросы развития у дошкольников внимания, умения сравнивать и сопоставлять предметы, воспитания бережного отношения к предметам быта.
Методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов, детских домов, частных групп при подготовке и проведении групповых занятий в средних группах детского сада, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019_metodicheskaya_razrabotka_-_derevo_i_metall.docx | 481.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»
Методическая разработка занятия непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет в дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
по теме «Знакомство со свойствами дерева и металла»
Выполнила:
Иванова Юлия Леонидовна,
воспитатель детского сада № 78 «Жемчужинка»
г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЯ 15
Приложение 1 15
Приложение 2 23
Приложение 3 24
АННОТАЦИЯ
Представлена методическая разработка группового занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками 4-5 лет, посвященного знакомству со свойствами дерева и металла.
Раскрываются вопросы развития у дошкольников внимания, умения сравнивать и сопоставлять предметы, воспитания бережного отношения к предметам быта.
Методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов, детских домов, частных групп при подготовке и проведении групповых занятий в средних группах детского сада, а также родителям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная нравственно-педагогическая идея занятия: формировать бережное отношение к предметам, изготовленным чужим трудом.
Цель занятия: познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл – холодный, дерево – теплое, металл прочнее и тяжелее дерева). Показать детям как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.
Задачи занятия:
1. Воспитательные:
сформировать бережное отношение к предметам повседневного быта.
2. Образовательные:
закрепить представление детей о материалах, из которых могут изготавливаться предметы;
закрепить значения слов металл, дерево, твердый, мягкий, холодный, теплый, тяжелый, легкий.
3. Развивающие:
развивать внимание, память, умение сравнивать и сопоставлять предметы;
формировать умение отчетливо произносить слова и словосочетания.
Методические приемы, используемые при проведении занятия:
1. Наглядные методы и приемы. Наблюдение и демонстрация предметов.
2. Практические методы и приемы. Эксперимент с погружением предметов в емкость с водой.
Подробное описание указанных методов и приемов приведено в приложении 1.
Подготовительная работа:
1. Предварительное знакомство детей с предметами из дерева и металла, используемыми на занятии (дети должны знать названия предметов, подержать их в руках).
2. Подготовка демонстрационного материала: подбор предметов из дерева и металла (приложение 2), подготовка двух емкостей с водой.
Формируемые предпосылки универсальных учебных действий:
познавательный интерес, мотивация к деятельности, умение сравнивать и сопоставлять предметы.
Основные понятия: металл, дерево, твердый, мягкий, холодный, теплый, тяжелый, легкий.
Ресурсы для проведения занятия:
Для воспитателя – различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева, две емкости с водой, желательно прозрачные (приложение 2).
Для детей – деревянные кубики, желательно неокрашенные, или деревяные медицинские шпатели и детали металлического конструктора по количеству обучающихся (приложение 3).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
с дошкольниками средней группы на тему:
«Знакомство со свойствами дерева и металла»
Цель. Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл – холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева).
Показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.
Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к окружающим предметам.
Наглядный материал. У воспитателя на столе – различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева, две емкости (банки) с водой.
У детей на столах – деревянный кубик, желательно неокрашенный, или деревянный медицинский шпатель и деталь металлического конструктора.
Начало занятия.
Организационный этап. Непосредственная организация детей: переключение их внимания на предстоящую деятельность, создание соответствующего эмоционального настроя.
– Ребята, сейчас мы с вами будем изучать интересные предметы на моем столе.
Ход занятия.
– Ребята, подойдите к моему столу. (Дети подходят к столу)
– У меня на столе много разных предметов. Назовите их. (Дети называют предметы, воспитатель предлагает сказать, для чего тот или иной предмет нужен.)
– Вы видите, что все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Назовите, какие предметы похожи. (Дети могут назвать предметы одинакового цвета или формы.)
– Нам нужно разделить все эти предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы, чем-то похожие друг на друга. На какие две группы можно разделить предметы? (Предположения детей. Если дети не догадаются разделить предметы по материалу, воспитатель помогает им.)
– Я на поднос поставлю матрешку. Как вы думаете, какие еще предметы можно поставить к матрешке? (Если дети ставят игрушку, похожую по цвету, воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету все предметы разные – и красные, и желтые, и зеленые, и на две группы их не разделишь.)
– Хорошо, я помогу вам. Я поставлю рядом с матрешкой пирамидку. Что же еще можно поставить? (Предположения детей.)
– Из какого материала сделана матрешка? А пирамидка? (Тоже из дерева.)
– Есть у меня на столе еще предметы, сделанные из дерева? (Да.)
Найдите их и поставьте на поднос рядом с матрешкой и пирамидкой. (Дети выполняют задание. Воспитатель спрашивает: «Из какого материала этот предмет? Почему ты решил эту ложку положить на поднос?»)
– Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала – из дерева.
– А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они все сделаны из другого материала – из металла.
– У вас на столах лежат по два предмета – один из дерева, другой из металла. Садитесь за столы, и мы вместе рассмотрим эти предметы.
– Возьмите в одну руку деревянный предмет. Сережа, из чего сделан твой кубик? (Из дерева.)
– А у тебя, Ира, какой кубик? (Деревянный.)
– А в другую руку возьмите другой предмет, он из какого материала? (Из металла.)
– Зажмите в кулачки ваши предметы. Какой предмет холоднее – металлический или деревянный? (Металлический.)
– Значит, о металле мы можем сказать, что металл – материал холодный, а дерево какой? (Теплый.)
– Если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? (Дерево.)
– Почему? (Потому что этот материал более теплый и в доме из дерева зимой будет тепло.)
– А теперь возьмите металлическую пластинку и попробуйте провести черточку на деревянном кубике. Получилось? (Да.)
– А теперь возьмите деревянный кубик и попробуйте им провести черточку на металлической пластинке. Получилось? (Нет.)
– Почему, как вы думаете? (Предположения детей.)
– А не получилось у нас потому, что металл – материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем деревянным предметом черточку не проведешь. А дерево мягче металла.
– Повторите, металл какой материал? (Твердый.)
– А дерево? (Мягкий.)
– Если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете – металл или дерево? (Металл.)
– Почему? (Потому что металл тверже дерева.)
– А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом. (Деревянные ложки, матрешки.)
– А сейчас снова подойдите к моему столу. (У воспитателя на столе стоят две банки с водой.)
– Посмотрите, у меня металлический шарик. Коля, возьми шарик, опусти его в банку с водой. (Ребенок выполняет указание воспитателя.)
– А Света опустит в другую банку с водой вот этот кубик. Он из чего сделан? (Из дерева.)
– Что произошло с металлическим и деревянным предметами? (Металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет.)
– Почему металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет? (Предположения детей.)
– Металлический шарик утонул, потому что металл – материал тяжелый. А дерево какой материал? (Легкий.)
– Что же легче – дерево или металл? (Дерево легче, чем металл.)
– А что тяжелее? (Металл тяжелее, чем дерево.)
– Если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал – металл или дерево? (Дерево.)
– А почему? (Потому что металлическая лодочка утонет, а деревянная нет.)
– А теперь садитесь на свои места.
– Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Давайте вспомним, что же мы узнали. Что вы можете сказать о металле? Это какой материал? (Холодный, твердый и тяжелый.)
– А дерево? (Дерево теплее, мягче и легче металла.)
– Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны. Металл – твердый материал. Чтобы сделать из него какой-нибудь предмет, надо приложить много труда. А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки, пирамидки! Сначала их нужно вырезать, потом покрасить.
– Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Окончание занятия.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов непрерывной образовательной деятельности детей. Воспитатель одобряет детей, хвалит их за усердие и внимание.
– Молодцы, ребята, вы очень догадливые и внимательные! Сейчас, когда вы будете играть, попробуйте найти в нашей группе другие деревянные и металлические предметы. (Окончание занятия.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание. Данное направление групповых занятий непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации соответствует с п.2.6 ФГОС дошкольного образования [1].
В современных условиях гармоничное развитие ребенка представляется невозможным без разностороннего познания окружающего мира. Интерес к окружающему миру вообще и к его отдельным предметам в частности заставляет детей действовать и мыслить самостоятельно [2].
Это обуславливает неубывающую актуальность и практическую значимость занятий по изучению окружающего мира в рамках дошкольного образования.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами: дерево, металл, ткань и т. д.
С этой целью проводят специальные занятия, для которых необходимо правильно подобрать наглядный материал.
Знакомясь с различными материалами ребенок должен выделить их свойства. Поэтому у каждого ребенка должен быть материал для обследования. Нельзя ограничиваться только демонстрацией свойств и качеств материала.
Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. Это такие обобщающие понятия как «посуда», «транспорт», классификация посуды – кухонная, столовая, чайная. У детей воспитывается умение объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Главное не в том, чтобы ребенок запомнил предметы, попадающие под то или иное обобщающее понятие, а в том, чтобы он научился выделять общие для отдельных предметов признаки [3].
Знакомя детей с предметным миром, воспитатель объясняет им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Он придумывает предметы, которые ему необходимы, затрачивает на их изготовление много труда, и поэтому ко всему нужно относиться бережно.
Воспитатель учит бержному отношению детей: напоминает, что накрывая стол, нужно аккуратно обращаться с посудой, потому что она может разбиться; рассматривая книгу, аккуратно переворачивать страницы, так как бумага – материал непрочный и книга может порваться и т. д.
Таким образом к концу года у детей складывается целостное представление об окружающем мире.
В данной методической разработке сознательно не упоминается методический прием, когда для знакомства с предметами воспитатель может использовать загадки. Связано это с тем, что, к сожалению, дети, как правило, не умеют их отгадывать [3]. Поэтому, в дополнение к занятию, описанному в данной работе, желательно провести с детьми занятие по выработке умения отгадывать загадки. На таком занятии воспитатель учит детей выделять те признаки предмета, которые описаны в загадке.
Также, для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях могут и широко используются дидактические игры. Например, дидактическая игра «Из чего сделано?».
Воспитатель заранее располагает в группе разнообразные предметы, сделанные из дерева и металла. Предлагает детям поиграть – кто больше найдет предметов из этих материалов. Дети приносят воспитателю предметы, он спрашивает каждого, из какого материала его предмет, добивается, чтобы ребенок сказал: «Это деревянная матрешка», «Это металлическая машинка» и т. д. В конце игры вспоминает свойства материалов и напоминает детям, что все предметы сделаны руками людей и к ним нужно относиться бережно.
Данная методическая разработка была выполнена в рамках обучения на курсах переподготовки по программе «Педагогическое образование: воспитатель дошкольной образовательной организации» в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Открытое образование» (г. Волгоград).
Практическая значимость данной методической разработки обусловлена возможностью использования при проведении занятий с дошкольниками возраста 4-5 лет и подтверждается успешным применением при проведении занятий с воспитанниками средних групп детского сада № 78 «Жемчужинка» (г. Санкт-Петербург).
С целью аппробации методической разработки на практике было проведено открытое показное занятие с последующим разбором и подведением итогов. Результаты открытого занятия признаны успешными, методическая разработка одобрена и рекомендована к применению воспитателями детского сада № 78 «Жемчужинка» (г. Санкт-Петербург).
В ходе подготовки методической разработки были использованы материалы курса «Педагогическое образование: воспитатель ДОО» частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Открытое образование»
(г. Волгоград).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://base.garant.ru/70512244 (дата обращения 24.05.2019).
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
2. Бельска Б. Весенние встречи с природой. Экологическое образование детей пяти- и шестилетнего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. №1. С.88–93.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.: ЦГЛ, 2005 – 128 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание методических приемов,
применяемых воспитателем в ходе занятия
(выдержка из учебного пособия «Дошкольная педагогика»
авторов Козловой С.А., Куликовой Т.А.)
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач [4].
В таком определении метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.
Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно [4].
К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом [4].
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.
Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.
В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная студия и др.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на школьном стадионе, у реки, на остановке городского транспорта и др. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях – к сравнению с другими объектами и, наконец, к обобщению. Например, в первый раз на остановке городского транспорта дети наблюдают троллейбус и автобус, учатся правильно их называть; при повторном наблюдении их внимание сосредоточивают на признаках автобуса и троллейбуса; в следующий раз дети учатся сравнивать троллейбус и автобус, их подводят к обобщению представлений и формированию понятия «городской транспорт».
В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений'. кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).
Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е. И. Радина, П.Г.Саморукова и др.), а именно:
– объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления;
– объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т. п.);
– педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;
– детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);
– усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);
– обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;
– наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.
Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной чувственной основы.
Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств – важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов [4].
На картине (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.
Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.
Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринимать. Например, животные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое.
В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего – это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И. И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В. М. Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.), оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.
В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание. Примером могут служить фильмы «Откуда хлеб пришел», «Москва строится», «Кремль», «Кружка молока» и др. Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после просмотра. Поэтому демонстрация фильма – это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин. После просмотра проводится беседа по ранее предложенным детям вопросам. Если дети затрудняются с ответами, можно повторно показать отдельные кадры, фрагменты фильма. Через несколько дней организуется повторный показ фильма, после чего целесообразно побеседовать с детьми, побуждая их не столько к пересказу содержания, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.
Необходимо учитывать, что простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения еще не обеспечивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.
В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»). Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия). После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям. Оправдывает себя такой прием, когда детям предлагают представить себя какими-либо персонажами картины и рассказать об их действиях, переживаниях, «озвучить картину».
Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.
Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер [4]. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства магнитов, убеждаются, что для роста и развития растений необходимы свет, тепло, влага и т. п. Практические методы широко используются в обучении родному и иностранному языкам, танцам, пению, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ручному труду, математике. Так, первые математические представления у дошкольников формируются на основе практической деятельности с группами предметов (А. М. Леушина, Г. А. Корнеева). Возводя постройку из строительного материала, ребенок на практике убеждается в том, что ее прочность зависит от расположения деталей.
Педагог должен учитывать познавательную ценность различных видов деятельности с тем, чтобы ставить перед детьми последовательно усложняющиеся практические задачи. Например, привлекая детей к уходу за комнатными растениями, «озадачивать» вопросами типа: все ли растения нуждаются в одинаковом поливе? Почему стебель растения наклоняется в сторону солнца? Какой из этого можно сделать вывод?
Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические) [4].
Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Чтобы научиться петь, танцевать, выполнять основные и спортивные движения, грамотно говорить, чисто произносить звуки, рисовать, лепить, ребенку необходимо овладеть соответствующими способами действий. Многие упражнения носят предметный характер, т.е. их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. Например, дети усваивают понятия равенства и неравенства групп предметов, упражняясь на раздаточном материале (раздавая куклам мячи, ребенок устанавливает их равное или неравное количество). Педагог учит ребенка проговаривать, называть действия с дидактическим материалом, которые тот совершает. Это служит подготовкой к «свертыванию» предметных действий, переводу их во внутренний план, что делает ребенка способным к выполнению чисто словесных упражнений.
Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п [4].
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста (Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова). В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Например, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства (плавают–тонут) различных предметов: опускают в таз с водой поочередно кнопку, дощечку, лодочку, гвоздь, высказав предварительно предположения относительно их способности плавать. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.
Многие предметы, вещества (вода, песок и др.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).
Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Таковы опыты превращения воды в пар, снега – в воду; опыты с песком и глиной, с воском.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.) [4].
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Приложение 2
Таблица 1
Примерный перечень предметов, используемых в качестве
наглядного материала на столе воспитателя
Материал | Дерево | Металл |
Наименование предмета (игрушки) | Матрешка, пирамидка, деревянный медицинский шпатель, деревянная ложка, деревянный кубик, карандаш | Пластинка металлического конструктора, монетка, металлическая пуговица, ключ от замка, чайная ложка, металлический шарик |
Приложение 3
Наглядный материал к занятию
Рисунок 1 – Наглядный материал: деревянные кубики |
Рисунок 2 – Наглядный материал: деревянные медицинские шпатели |
Рисунок 3 – Наглядный материал: пластинки и детали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Комплексное планирование на месяц по теме "Транспорт, деревья, цветы" в первой младшей группе"
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ...
Методическая разработка "Чудо-дерево"
Методическая разработка «Чудо дерево»Авторы: Куклина Ольга НиколаевнаУважаемые коллеги предлагаем вашему вниманию методическое пособие «Чудо-дерево», которое может выступать в качестве календаря приро...
Методическая разработка "Деревья нашей родины"
Методическая разработка "Деревья нашей родины" Авторы и участники: Воспитатели:Иванова А.Б., Василькова И.ЕПреподаватель ИЗО:Мариловцева Т.А.Дети подготовительной группы Роди...
Собственная методическая разработка "Дерево, я тебя знаю!"
Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе...
Методическая разработка "Дерево времён года"
Пособие «Дерево «Времена года» предполагает возможность его широкого использования в работе с детьми дошкольного возраста. Оно помогает в изучении сезонных изменений в при...
Методическая разработка "Деревья в лесу"
Тема: «Деревья в лесу»Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Цель: обобщить знания детей по теме «Деревья» Задачи: 1.Образовательные:...
Методическая разработка "Деревья и кустарники"
Методическая разработка "Деревья и кустарники"...