прогулки в старшей группе - февраль месяц
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Смолянова Татьяна Львовна

конспекты прогулок на каждый день

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_v_starshey_gruppe_-_fevral.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Февраль.

                                           Прогулка № 1.

                                Тема: «Сила ветра».

Цель: Учить определять силу ветра не только по флюгеру, но и по направлению дыма, по движению веток на деревьях. Развивать внимание, речь, память.

                       1. Чтение стихотворения С. Маршака

                                         Дуют ветры в феврале,

                                         Воют в трубах громко.

                                         Змейкой мчится по земле

                                         Лёгкая позёмка…

                      2. Наблюдение за ветром.

Погода ничем не отличается от январской. Такие же морозы. Но появляются ветры – то слабые, то сильные, холодные, пронизывающие.

      Как определить силу ветра по другим признакам, не считая флюгера: (по направлению дыма из трубы, по движению веток на деревьях).Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону.

      Послушать, как ветер свистит и завывает.

Февральский ветер снова всё изменил: сугробы перенёс на другое место; там, где не нужно, оголил землю.

                      3. Чтение пословицы:

«Вьюги да метели под февраль полетели».

                                    4. Труд в уголке природы:

Помощь воспитателю в перезарядке аквариума( ловля рыбок, мытьё ракушек, камешков, песка, мытьё стекла и т. д. ).

                           5. Подвижные игры:

а) «Хоккей на снегу» - учить прокатывать шайбу в ворота.

б) «Гонки парами» - бежать парами, помогая друг другу, согласовывая движения.

                                                 Февраль.

                                       Прогулка № 2.

      Тема: «Зимние явления»(вьюга, метель, позёмка).

Цель: Продолжать знакомить с такими понятиями, как «метель», «вьюга», «позёмка».

                      1. Наблюдение за вьюгой, метелью

      Послушать, как завывает ветер, посмотреть, как тучи закрывают солнце и повсюду метёт снег.

     Что такое метель? ( Метель – перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое).

На другой день на чистом голубом небе может ярко светить солнце и даже чуть – чуть подогревать стволы деревьев.

                       2. Чтение отрывка из стихотворения А. Пушкина»Зимнее утро»

                              …Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

                                  На мутном небе мгла носилась;

                                  Луна, как бледное пятно,

                                  Сквозь тучи мрачные желтела

                                  ………………………………….

                                  А нынче….погляди в окно:

                                  Под голубыми небесами

                                  Великолепными коврами,

                                  Блестя на солнце, снег лежит…

                              3. Наблюдение за позёмкой.

Позёмка – это когда ветер метёт снег по земле, по дороге, как бы подметая её.

                               4. Чтение С. Маршака « Февраль».

                                          Дуют ветры в феврале,

                                                Воют в трубах громко,

                                                Змейкой мчится по земле

                                                Лёгкая позёмка…

                            5. Труд в уголке природы.

 Смена воды в аквариуме.

                           6. Подвижные игры:

а) «Коршун и наседка» - закреплять умение действовать сообща; развивать

                                          быстроту, ловкость.

 б) «Кто быстрее?» - совершенствовать технику прыжка в длину с места. 

                                             Февраль.

                                          Прогулка № 3.

                 Тема: «Зимние явления» (солнце, небо).

Цель: Понаблюдать за зимними явлениями в неживой природе (солнцем и  небом).

                       1. Наблюдение за солнцем.

Солнце в полдень поднимается всё выше и выше, но до тепла ещё далеко. Появляется солнце редко, но когда появится, то оно яркое и тёплое, появляются сосульки и капает капель. Снеговики начнут «худеть».

                         2. Наблюдение за небом.

Небо – ярко – синее, очень красивое, особенно если смотреть на него сквозь ветви.

                         3. Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская                  

                                                        Лазурь».

Цель: Знакомить детей с произведениями живописи. Воспитывать интерес к искусству. Учить раскрывать образ, дополнять его поэтическим словом, сравнениями. Продолжать знакомство детей с понятием «пейзаж».

Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

       Какой день изображён на картине? (яркий, солнечный, зимний день. Небо, снег, серебристые стволы берёз – всё сияет фантастической красотой).

    Что больше всего поразило вас в картине? (На переднем плане картины – берёза: с раскидистыми ветвями, с толстым, золотистым, белым стволом. Она высокая: на картине не видно её верхушки. За нею – её подружки с тонкими золотистыми стволами).

     Какие цвета использовал художник изображая небо, снег? (Синий, светло- синий, бирюзовый, желтовато – голубой).

     Что виднеется вдали за берёзами? (Поле, лес).

     Какую картину нарисовал художник? (Радостную. Вся природа и художник радуется – конец зимы!).

                             4. Труд в природе.

Укрытие почвы огорода снегом (после вьюжной ветряной погоды).

                             5.Подвижные игры:

а) «Мы – весёлые ребята» - развитие сноровки, умения ориентироваться в    пространстве.

б) «Попади в коробку» - развитие меткости бросков.

                                                   Февраль.

                                          Прогулка № 4.

                    Тема: «Зимние явления» (снег, оттепель). 

Цель: Сформировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы. Понаблюдать за оттепелью ( появлением твёрдой ледяной корки – наста, обнаружение разницы в плотности снега).

 

               1. Чтение стихотворения С. Есенина:

                                       Поёт зима – аукает,

                                       Мохнатый лес баюкает,

                                       Со звоном сосняка.

                                       Кругом с тоской глубокою

                                       Плывут в страну далёкую

                                       Седые облака.

                 2. Наблюдение за снегом и оттепелью.

     Идёт зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепель. Днём на крышах и деревьях тает снег, начинается капель. Ночью, когда подмораживает, образуются сосульки. Снег тает, уплотняется, теряет свою белизну. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка – наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

       Назовите зимние месяцы.

      Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?

      В результате чего она образовалась?

                   3. Исследовательская деятельность:

Измерить глубину снега открытых и защищённых участков детского сада.

                              4. Труд в природе.

Поливка водой ледяной дорожки.

                           5. Подвижные игры:

а) «Два мороза» - упражнять в ориентировке в пространстве.

б) «Мы -  весёлые ребята» - развитие сноровки, умение ориентироваться в   пространстве.

                       

                                      Февраль.  

        Прогулка №5.

                           Тема: «Где чей след»

Цель: Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить узнавать следы человека(взрослого и ребёнка), следы птиц и зверей, домашних животных, следы от санок и лыж, машин, установление их давности.

             

              1.Загадывание загадки:

                               Потеряла Вероничка

                               На прогулке руковичку,

                               Тишке равных в сыске нет,

                               Без труда возьмёт он…

                                                             (След)

                               2.Наблюдение за следами.

Что такое след? (отпечаток, оставшийся на снегу).

Почему на снегу остаются следы? (под лапками, от тяжести тела птицы, животного или человека, ломаются лучики холодных снежинок. Чем больше тяжесть тела, тем след отчетливей.)

Что можно узнать о птице, животном, человеке по её следу? (размер птицы или животного, человека(взрослого и ребёнка; мужским и женским) следы от санок и лыж, машин; как передвигались, в каком направлении; делали ли остановки; установить давность следа).

             3.Художественное слово С.Маршак

                                             Это кто тут наследил:

                                             Бегемот или крокодил?

                                             Здесь играли дети:

                                             Танечки и Пети!

             4. Исследовательская деятельность.

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы.

                                     5. Труд в природе

Сбор снега для постройки снежного городка.

             6.Подвижные игры

а)»Казаки – разбойники»- развитие умения ориентироваться на местности, следам или нарисованными стрелкам.

б)»Найти по следу»,»след в след»- упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, лёгкости и точности выполнения движения.

      7.Дидактическая игра «Кто из детей здесь прошёл?», «Чей след».

Цель: учить по протектору узнавать следы.

                                                     Февраль.

                                           Прогулка № 6.

                                              Тема: «Деревья».

Цель: Расширять и углублять знания детей о деревьях и кустарниках. Учить сравнивать по коре, расположению веток, почек и другим признакам. Закрепить названия деревьев и кустарников.  Развивать память, внимание, речь. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

  1. Чтение стихотворения М. Степанова:

                                  Что за чудо – зимний лес,

                                       Сколько сказочных чудес!

                                       В сказке этой я лесной,

                                       Сон иль явь передо мной?

                                        Вот берёз роскошный ряд,

                                       Шали белые горят

                                       Серебром – а вот в сторонке

                                       В шубах ёлочки – девчонки

                                       Ах, какая тишина,

                                       Бело- белая страна!

                2. Сравнение деревьев по коре, расположению веток, почек.

У дуба кора толстая, с глубокими трещинами; у берёзы и осины гладкая, но разная по цвету; у сосны пластинчатая, с как бы отстающими чешуйками; у ели шершавая; у ясеня с трещинками.

Ель.Ствол у ели прямой, кора красновато- бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоёй начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие, длинные шишки.

Тополь. Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора жёлто- серая с трещинками. Ветки толстые, разной длины. Почки клейкие и душистые. Тополь очень полезное дерево: он очищает воздух от городского дыма и пыли.

Липа. Тёмный, почти чёрный ствол. Ветки направлены в стороны и в середине прогибаются.

Жёлтая акация- кустарник, несколько тонких стволов. Кора оливково- зелёная. Почки светло- бурые. Акация очень полезный кустарник. Он улучшает почву. Акация неприхотлива – легко выносит тень, мороз и засуху.

Сирень. Легко приживается и быстро растёт. Почки крупные, душистые цветки сирени. Её листья до самых морозов остаются на ветках зелёными. В почках находится запас питательных веществ для будущих листьев.

          После снегопада, обратить внимание детей на то, как опустились ветки деревьев под тяжестью снега. Стряхнуть снег с веток. В тёплую снежную погоду снег покрывающий деревья, становится тяжёлым, липким. При возвращении морозов он примерзает к кроне, и от тяжести ветки могут сломаться. Спросить, почему нельзя бегать около кустарников, играть около деревьев?

                                3. Исследовательская деятельность.

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покрывалом можно увидеть маленькие зелёные растения.

Вывод: Снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

                               4. Труд в природе.

       Сгребание снега к деревьям.

                            5. Дидактическая игра: « Я загадаю – вы отгадаете».

     Цель: Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь.

                                6. Подвижные игры:

а) «Два мороза» - упражнять в ориентировке в пространстве.

б) « Хоккей на снегу» - учить прокатывать шайбу в ворота.

                                               Февраль.

                                      Прогулка № 7.

                 Тема: «Наблюдения за сезонными изменениями».

Цель: Формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

                              1. Художественное слово:

                                              Ветры с юга прилетели,

                                                    Принесли с собой тепло,

                                                    И сугробы в раз осели,

                                                    В полдень с крыши потекло.

            2. Наблюдения за сезонными изменениями.

Февраль – последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

                                 3. Загадывание загадок:

                                                      Висит за окошком

                                                      Кулёк ледяной,

                                                      Он полон капели

                                                      И пахнет весной.  (Сосулька).

                                          Растёт она вниз головою,

                                          Не летом растёт, а зимою.

                                          Но солнце её припечёт,

                                          Заплачет она и умрёт.  (Сосулька).

                 

                      4. Исследовательская деятельность.

 Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

                                      5. Труд в природе.

  Уборка снега на участке малышей.

                         6. Подвижные игры:

а) «С сугроба на сугроб» - формировать навыки прыжков в длину».

б) « Кто быстрее?» - совершенствовать технику прыжка в длину с места.

                                                           

                                                          Февраль.

                                                 Прогулка № 8.

                                 Тема: «Прогулка на водоём».

Цель: Рассмотрение толщины ледяного слоя, образование полыней. Рассказать о жизни обитателей водоёма в зимний период Опасность нахождения на непрочном льду.

  1. Наблюдение за толщиной ледяного слоя.

Показать детям, какой толстый слой льда образовался на воде. От морозов он всё время растёт. Воздуха под водой становится всё меньше, и дышать водным обитателям всё труднее. Предложить расчистить снег, чтобы свет проникал в водоём через толщу льда. Тогда начинают зеленеть водные растения, поглощать плохой воздух и выделять свежий, очищенный.

    Но этого мало. Показать детям проруби и спросить, для чего они сделаны.

                      2. Наблюдение за птичкой оляпкой или водяным воробьём.

Она сидит на льду, всё время кланяясь и приседая, а потом бросается в воду, достаёт со дна какую- либо личинку и как ни в чём не бывало выплывает оттуда с добычей.

                   3. Чтение рассказа В. Бианки «Сумашедшая птица».

    Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.

   Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что- нибудь мешало моим прогулкам.

    Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.

    Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.

    Наконец, через несколько дней, я, проснувшись утром, увидел в окошке ясное голубое небо. Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

    На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.

    В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.

    Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.

     Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.

     Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели».

     Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.

      Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала уткнувшись головой в сугроб, распластав сбитые ветром крылья.

      Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на всём её теле не было ни следа раны или ушиба.

      Я понял, что ворону убил мороз.

      Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут, посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую- нибудь полумёртвую птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.

      Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалосьтихое щебетанье.

      Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.

      «Вот сумашедшая!» - подумал  я. –Как она может радоваться в такой мороз?»

      Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновение я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

      Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.

      «Утопилась!» - мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро.

       Утопленницы нигде не было видно.

        Слёзы навернулись мне на глаза.

        Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.

         Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.

      ---Дурачок! – сказал он.  – Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.

     ---Неправда! – горячился я. – Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое.

    ----Ну, вот что, - остановил меня отец, - беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Должно быть, из этой второй проруби оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.

       Я побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.

     У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою. Утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.

    Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.

    Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек  и вытащила из-под него водяного жука.

   А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.

    Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит. Наконец, ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

     Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом вид у неё был такой весёлый, словно мы играли с ней в «кошки-мышки».

    Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её водяным воробьём. А некоторые из них уверяли, что это совсем не птица, а оборотень или сам водяной. Они не хотели верить, что птица может остаться живой после купанья в проруби.

   В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти дни моя оляпка уже не пела больше.

    Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись. Вид у неё был грустный и недовольный.

    Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко, всегда в одну и ту же сторону.

    И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воде за жуками.

    Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице.

    «Может быть,- думал я,- она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та ворона, что я нашёл на реке после метели».

    Дома отец сказал мне:

-Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где вода не замерзает даже в самые крутые морозы.

    На следующее утро опять выглянуло солнце, и я опять отправился на розыски оляпки.

    Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл вдоль реки.

    Скоро путь мне преградила речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась

   с берега, по которому я шёл, в большую реку.

   Это был настоящий водопад.  Речка широкой струёй хлестала с обрыва и пенилась снизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.

    Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится.

    Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.

    Не успел я опомнится, как сумашедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.

    Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча ускользнула из его когтей.

    Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как ни в чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.

    Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я понял, что она поёт свою весёлую песенку.

    Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен, что моей  смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.

     Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег. Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.

     С такими весёлыми мыслями бежал я домой. У знакомой  проруби мне вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в которой так любит купаться оляпка.

    Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по тонкому льду.

    Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под моим ударом. Я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не удержав равновесия, и всем телом.

    К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.

    Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя голову, помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка, оказалась очень холодной.

    В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался в проруби.

  ---Только сумашедшие, -- говорил отец, - нарочно лезут в воду зимой…

   _---А оляпка? –перебил я.

   Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.

                                     5. Труд в природе.

 Расчистить снег на водоёме.

                                     6. Подвижные игры.

а) «Гонки парами» - бежать парами, помогая друг другу, согласовывая движения.

б) «На санках» - развивать смелость, выносливость.

                                                            Февраль.

                                                 Прогулка № 9.

                               Тема: «Одежда людей, детей».

Цель: Сформировать представления о сезонной одежде.

                          1. Загадывание загадок:

                                     В них упрячешь две ноги –

                                          И в мороз гулять беги.  (Валенки).

                                 Все в шерсти, а кожи нет  (Валенки).

                                                                Мягкая, тёплая, пушистая,

                                                                Воротник и рукава,

                                                                Не замёрзнет детвора. (Шуба).

                                  Я зимой на голове

                                  Грею ушки детворе (Шапка).

                 

               2. Наблюдение за прохожими людьми, детьми, их одеждой.

  Тёплая одежда в это время года или нет? Почему?

  Как называется ткань для осенне- зимней одежды?(Драп, букле, шерсть, мех).

Как называется ткань для весеннее-летнего сезона? (Лён, ситец, хлопок, шёлк и т. д.).

Назвать части одежды (воротник,рукав и т. д. ).

3.Дидактические игры:

а) «Назови ласково» - дети подбирают слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему: «Зимняя одежда».

Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

б) «Чья шуба, чей шарфик, чьё пальто?» - дети отвечают на поставленные вопросы.

Цель: Закреплять словообразование в мужском, женском и среднем роде.

       4. Упражнение на развитие мелкой моторики рук « Расстегни и застегни».

Цель: учить самостоятельно застёгивать пуговицы перед прогулкой и расстегивать после прогулки.

                                       5. Труд в природе.

Очистка друг у друга одежду от снега.

                                 6. Подвижные игры:

а) «Платок» - развивать быстроту и ловкость.

б) «Иголочка, ниточка, узелок» - научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно.

                                                    Февраль.

                                           Прогулка № 10.

                            Тема: «Дикие животные». 

Цель: Закрепить знания детей о жизни диких животных в зимнее время года. Воспитывать доброе отношение к животным.

                     1. Чтение стихотворения И. Токмаковой:

                                         Как на горке – снег, снег,

                                         И под горкой – снег, снег,

                                         И на ёлке – снег, снег

                                         И под ёлкой - снег, снег

                                         А под снегом спит медведь.

                                          Тише, тише. Не шуметь!

                          2. Беседа о диких животных.

Рассказать детям, что в лесу очень холодно и всё живое старается зарыться в снег, чтобы хоть как-то укрыться от ледяной стужи. Так прячутся лесные птицы: тетерева, рябчики, глухари – и все мелкие зверьки: мыши, землеройки.

   Большое событие в берлоге у медведицы: в самый мороз у неё родились очень маленькие и беспомощные медвежата. Они лежат в косматой тёплой шерсти своей мамы и посасывают молочко.

   И ёж спит, его тоже засыпало снегом.

  А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, она как будто валенки надела: на её ногах густая шерсть. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.

  Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый, и заяц белый- его и не видно. А ночью поскачет косой искать пищу: кору погрызёт у деревьев, особенно он любит осину. Если молодые фруктовые деревья не укрыты и не завязаны еловыми ветками, он может и их ободрать. Лосю на зиму заготовили лесники сено и ветки.

                 3. Чтение рассказа М. Пришвина «Ночёвка зайца».

Утром со мной шла Зиночка по заячьему следу. Вчера моя собака пригнала этого зайца сюда прямо к нашей стоянке из далёкого леса. Вернулся ли заяц в лес или остался пожить около людей где-нибудь в овражке? Обошли мы поле и нашли обратный след. Он был свеженький.

  ----По этому следу он возвратился к себе в свой старый лес, - сказал я.

 ---Где же он ночевал,заяц? – спросила Зиночка.

На мгновение вопрос её сбил меня с толку, но я опомнился и ответил:

----Это мы ночуем, а зайцы ночью живут: ночью он прошёл здесь и дневать ушёл в лес; там теперь лежит, отдыхает. Это мы ночуем, а зайцы днюют, и им днём куда страшнее, чем нам ночью. Днём их всякий сильный  зверь может обидеть.

                      4. Труд в уголке природы.

Посадка семян на рассаду (томаты, огурцы и т. д.).

                         5. Подвижные игры:

а) «Волшебные превращения» (волк-заяц, дерево- дровосек, охотник-волк и т. д.) –умение придумывать персонаж сказки; развитие сообразительности, реакции.

б) «Северные олени»- развитие выносливости.

                                         

                   

 

                                                          Февраль.

                                                 Прогулка № 11.

                                               Тема: «Птицы».

Цель: Закрепить знания детей о птицах (название, внешний вид, трудность добывания корма, необходимость кормления, способы добывания пищи синицами, воробьями, снегирями, свиристелями; способ перемещения стайкой, в одиночку). Развивать внимание, память. Воспитывать сочувствие к пернатым и бережное отношение, вызвать желание помогать птицам зимой.

  1. Чтение стихотворения:

                                            …В этот самый трудный час

                                            Спасенье птицы ждут от нас.

                                            Кормите их! Согрейте!

                                            Повесьте домик на суку!

                                            Рассыпьте крошки на снегу,

                                            А то и манной кашки..

                                           И оживут бедняжки!

                                             По небу весело скользя,

                                             Взлетят пернатые друзья

                                             И пропоют, чирикая:

                                             «Спасибо вам великое!»

                              2. Наблюдение за птицами.

От февральского лютого ветра трудно добывать корм птицам. В феврале часто бывает гололёд, стволы и ветки деревьев покрываются тонким слоем льда, который закрывает трещины и дырочки. Птицы уже не могут достать насекомых из-под оледеневшей коры.

    Поэтому, теперь корм в кормушку нужно насыпать 3 раза в день.

     Чем питаются воробьи в зимнее время?(крошками, зёрнышками).Летают стайкой.

     Синица делает запасы, а клювом- шильцем достаёт личинки насекомых из-под коры. Любят синицы несолёное сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.Они летают в одиночку, на кормушке соблюдают очерёдность.

      Снегири питаются семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника. Держатся стайками.

      Свиристели питаются спелыми ягодами рябины, можжевельника, боярышника, калины. Держатся стаями.

                              3. Труд в природе.

Расчистка дорожек, скамейки, бума от снега.

                              4. Подвижные игры:

а) «Коршун и наседка» - закреплять умения действовать сообща; развивать быстроту, ловкость.

б) «Следопыты» - учить различать следы птиц на снегу.

                                                    Февраль.

                                                  Прогулка № 12.

  Тема: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: На примере сравнения снегиря со свиристелью изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения).Воспитывать познавательный интерес к птицам.

                            1. Загадывание загадки:

       Грудка ярче, чем заря,            Северные гости

       У кого?  (У снегиря.)              Клюют рябины грозди

                                                         Так нарядны и ярки,

                                                         На головках хохолки!  (Свиристель).

                            2. Беседа о птицах.

    Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья чёрные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а тёмно-серая.)

   Как выглядит свиристель? (Оперенье у неё нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)

   Что общего у снегиря и свиристели? (Строение; это птицы пролётные, т. е. перемещаются с одного места на другое на относительно недалёкое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.)

Чем отличается снегирь отсвиристели? (Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель – размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.)

  Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему? (Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.)

Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился?(Поедая ягоды рябины, свиристели большую их часть роняют на снег, поэтому под деревьями можно найти целые ягоды, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединкой.)

 Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (Снегири- птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклёвывая ягоды рябины. Свиристели- весёлые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляя её, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно друг с другом.)

                         3. Труд в природе. Подкормка птиц.

                         4. Подвижные игры:

а) «Совушки»,

б) «Скворечники»;

Цель: Упражнять в беге в разных направлениях, действиях по сигналу.

                                                 Февраль.

                                        Прогулка № 13.

               Тема: «Наблюдение за вороной и сорокой».

Цель: Закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности; учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, повадки).

                           1. Загадывание загадки:

Птица серая парила,                                             Длиннохвостая она,

Крылья чёрные раскрыла,                                    Со спины черным-черна.

Громко каркнула она,                                           Брюхо белое по плечи,

Только курочка ушла:                                           Тарахтенье вместо речи.

Под крылом хохлатка                                            Хоть кого увидит – вмиг

Спрятала цыпляток!                                              Поднимает стрекот – крик!

От кого, ребятки,                                                                          (Сорока).

Прячутся цыплятки?          

                         (От вороны).

                      2. Наблюдение за вороной и сорокой.

Посмотрите, какая гостья у нас на участке? (Ворона).

  Что вы знаете о ней? (Ворона имеет тёмное,чёрное с серым оперение.Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство,воровские привычки. И всё же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и чёрствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет.А если кто решится к вороньему гнезду подобраться – берегись.Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон – самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона- совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон – птица лесная. Во многих сказках ворона называют мудрым. Может, потому,что живёт эта птица до ста лет. В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котёнка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей – значит ночь будет тёплая, если птицы прижались к стволу – жди мороза.)

А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока).

Какая сорока? ( У сороки голова и крылья чёрные с блеском, а бока белые, потому её и называют белобокой.  Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, всё слышит, обо всём знает. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надёжной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т. д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.)

  В чём сходство и различие между вороной и сорокой?

                      3. Исследовательская деятельность.

Поискать на участке детского сада следы птиц.

                                  4. Труд в природе.

Коллективный труд на территории участка.

                                  5. Подвижные игры.

а) «Коршун и наседка» -закреплять умение бегать, ловко увёртываться, прыгать.

б) «Пингвины с мячом» - усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд с зажатым ногами предметом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Февраль

Прогулки зимой в старшей группе в феврале...

Календарно тематическое планирование в младшей группее февраль месяц

Планирование на каждый день в младшей группе по темам: "Мир профессий", "Наша Армия"...

Календарно тематическое планирование в младшей группее февраль месяц

Планирование на каждый день в младшей группе на март месяц по темам: "Международный женский день", "Неделя здоровья", "Весна", "Неделя детской книги"...

прогулка в старшей группе на март месяц

материал прогулки на март месяц разработан на каждый день...

прогулка в старшей группе на апрель месяц

материал прогулки разработан на целый месяц...

прогулка в старшей группе на май месяц

материал разработан на целый месяц...