прогулка в старшей группе на май месяц
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смолянова Татьяна Львовна

материал разработан на целый месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_v_starshey_gruppe_-_may.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Май.

                                    Прогулка № 1.

                      Тема: «Весенние явления».

      Цель: Продолжать формировать обобщённые представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

                                 1. Чтение стихотворения С. Дрожжина:

                                            Хорошо весной поле чистое,

                                            Муравой-травой ты украшено.

                                            Да цветочками все душистыми

                                            В утро майское принаряжено.

                    2. Рассматривание пейзажных картин:

Рассмотреть пейзажные картинки, сравнить их и сказать, какое время года изображено? (Ранняя и поздняя весна).

  Почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (из-за повышения температуры, потепления).

  Что произошло со снегом? (Он растаял).

   Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака).

   Каким стало небо? (Ярко-синим).

   Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать).

    Что стало с солнцем? (Солнце стало ослепительно сиять).

   Когда оно греет сильнее: утром, днём или вечером? Как проверить? (Дотронуться до металлических предметов).

   Какие предметы нагреваются быстрее тёмные или светлые?

   Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступления поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоёмы освобождались ото льда; оттаяла почва, нагрелась, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы).

                 

                   3. Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

  Закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развивать связную речь, внимание.

                                                  4. Труд в природе.

  Уборка участка от весеннего мусора.

                                        5. Подвижные игры:

а) «Мы – капельки»                   б) «Живой лабиринт»

Цель: Учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку. 

                                                             Май.

                                                  Прогулка № 2.

                                Тема: «Весенние явления» (грозы).

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием  «гроза»; формировать реальные представления о явлении природы; обогащать словарный запас, развивать наблюдательность.

                                     1. Загадывание загадки:

                                                  Потемнело небо –

                                                  Тучами покрылось,

                                                  Будто колесница

                                                  В небе покатилась.

                                                  Муравьишки скрылись,

                                                  Гром гремит, пугает,

                                                  Дождь ручьями льётся,

                                                  Молния сверкает.

                                                  Спрятались под крышу

                                                  Воробьи – зазнайки.

                                                  Что с природой стало,

                                                  Дети, отгадайте?   (Гроза).

     Что потемнело и покрылось тучами?

     Что гремит и пугает?

     Про какие явления природы ещё говорится? (Про дождь, молнию).

     Кого напугала гроза? (Муравьишек, воробьёв).

     Как природа меняется перед грозой?

     Какую пользу приносит весенний дождь?

                          2. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

                                    Люблю грозу в начале мая,

                                         Когда весенний первый гром,

                                         Как бы резвяся и играя,

                                         Грохочет в небе голубом.

                                         Гремят раскаты молодые,

                                         Вот дождик брызнул, пыль летит,

                                         Повислы перлы дождевые

                                         И солнце нити золотит.

                                         С горы бежит поток проворный,

                                         В лесу не молкнет птичий гам,

                                         И гам лесной, и шум нагорный –

                                         Всё вторит весело громам.

                         3. Исследовательская деятельность.

Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия.

                                             4. Труд в природе.

   1-я подгруппа – расчистка граблями участка;

   2-я подгруппа – вынос мусора.

                                   5. Подвижные игры:

а) «Чьё звено скорее  соберётся» - упражнять в беге.

б) «Не упади» - упражнять в ходьбе по бревну.

                                                          Май.

                                               Прогулка № 3.

              Тема: «Цветение декорастущих трав».

Цель: Уточнить знания детей о декорастущих травах (одуванчике, первоцвете, сурепке и т. д.); формировать умение и желание активно беречь и защищать природу; закреплять знания о лекарственных растениях.

                        1. Чтение стихотворения Е. Серовой:

                                          Носит  одуванчик

                                                Жёлтый сарафанчик;

                                                Подрастёт – нарядиться

                                                В беленькое платьице:

                                                Лёгкое, воздушное,

                                                Ветерку послушное.

                 2. Наблюдение за одуванчиком.

   Какие растения называются декорастущими? (Те, которые никто не сажал).

   Рассмотрим одуванчик. Он растёт везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Жёлтая головка его – соцветие, состоящее из множества маленьких цветков. Оно окружено двумя рядами зелёных листочков, которые образуют обёртку. Днём при свете солнца одуванчик широко раскрывает свои соцветия и пушистые головки с плодиками. Вечером, а также в ненастную погоду все цветки поднимаются кверху, прижимаются друг к другу и плотно охватываются обёрткой. Это предохраняет пыльцу, заключённую в них, от сырости при росе и дожде. Зато в ясную погоду уже в 6 часов утра можно любоваться прекрасным цветком.

   Много прозвищ у одуванчика: «подойничек»(потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка – «плешивец»(ветер дунет – семена разлетаются, а на месте остаётся  головка цветка).

   Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

  Как выглядит одуванчик? В какое время им можно любоваться?

   Какие прозвища есть у одуванчика?

  Почему одуванчик относят к лекарственным растениям? (Сырьём являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения).

                               3. Исследовательская деятельность.

  Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?

                                     4. Труд в природе.

   Посадка семян лекарственных трав.

                                     5. Подвижные игры:

  а) «Гуси – лебеди» - учить действовать по сигналу воспитателя; воспитывать дружеские отношения в игре.

б) «Мы – весёлые ребята» - учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

                                                                Май.

                                                     Прогулка № 4.

                               Тема: «Наблюдение за одуванчиком».

   Цель: Учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

                                    1. Чтение стихотворения:

                                                 Зной в травинку подышал

                                                        И надул воздушный шар,

                                                        Ветерок единым духом

                                                        Шар пустил по свету пухом.

                                                        Был он жёлтым, стал он белым,

                                                        Только дунет ветерок,

                                                        К облакам взлетит он смело –

                                                        Он летающий цветок.

                 2. Наблюдение за одуванчиком.

   Какие изменения происходят в процессе цветения одуванчика? (Сначала появляется зелёный бутон, который раскрывается в жёлтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки – зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка).

  Одуванчики неприхотливы. Их очень много. В золотисто- жёлтой карзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке – парашютиком. Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, и одуванчик становится похож на пушистый белый шарик. После дуновения ветерка на месте парашютиков остаются голые головки цветка. Семена одуванчиков легко прорастают, поэтому их много кругом. В городах одуванчик считают сорняком и стараются его вырвать с корнем, что не всегда удаётся.

    Почему одуванчик считается лекарственным растением? (Его корни применяются в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения).

   Каковы правила заготовки лекарственных растений? (В городе их нельзя рвать. Корни выкапывают только после созревания и осыпания семян, желательно оставлять в земле для возобновления растений, не все корни вырывают).

                      3. Опыт: «Кто посеял одуванчик?»

  Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе семена распространяются разными способами, например: их разносит ветер.

   Кто посеял одуванчик? (Они выросли сами).

   Из чего?  (Из семян).

   Да, сами появились. А как?    Предлагаем найти пушистую головку одуванчика, рассмотреть семена. Затем вместе с детьми выяснить, как же одуванчик сеет семена? (Их срывает и рассевает ветер. Где упадут семена, там и вырастут новые одуванчики).

                                         4. Труд в природе.

Уборка в аптекарском огороде.

                                         5. Подвижные игры:

а) «Дорожки» - учить детей бегать друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу, не толкать впереди бегущего.

                                                          Май.

                                                 Прогулка № 5 .

                Тема: «Цветение деревьв и кустарников».

Цель: Понаблюдать с детьми за цветением деревьев и кустарников (берёзы, липы, дуба, черёмухи, сирени). Рассказать пользу этих деревьев. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

                              1. Загадывание загадки: 

                                           Она весну встречает,

                                                 Серёжки надевает,

                                                 Накинута на спинку

                                                 Зелёная косынка,

                                                 А платьице в полоску.

                                                 Ты узнаёшь…( Берёзку).

                      2. Наблюдение за цветением берёзы.

  Листочки у берёзы ещё совсем маленькие (сморщенные, клейкие гармошечкой, тёмно-зелёные) и цветущие серёжки очень её украшают. Одни серёжки зелёные, а другие, более крупные, буроватые. Под деревом от них видна пыльца.

   Берёза очень полезна. Из древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Берёзовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев – жёлтую и зелёную краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки.

   В это время иногда возвращается холод, бывают даже заморозки, а после их окончания распускаются почки дуба и липы.

                                 3. Чтение стихотворения С. Есенина:

                                                  Черёмуха душистая

                                                  С весною расцвела

                                                  И ветки золотистые,

                                                  Что кудри, завила.

               4. Наблюдение за цветением черёмухи.

   Обильно начинает цвести черёмуха. Дать полюбоваться её белыми пушистыми ароматными цветками в кистях. Срезать и поставить несколько веточек в групповой комнате. Сказать, что черёмуха, не только красива, но и очень полезна. Если её ветки поставить в комнату, улетят все вредные насекомые: мухи, мошки, комары. Как бы не голодал заяц зимой, он ни за что не дотронется до коры черёмухи, она ядовита: в ней много синильной кислоты. В листьях и цветках много витамина С и эфирного масла. Из плодов цветков и листьев черёмухи делают лекарство. Это красивое и очень полезное растение нужно беречь.

     Сирень – кустарник. У кустарников нет ярко-выраженного ствола, как у дерева.  Деревья и кустарники очищают воздух, поэтому их нужно беречь.

                                         5. Труд в природе.

  Посадить дерево или кустарник.

                                        6. Дидактическая игра: «Угадай по описанию».

  Цель: Научить детей составлять описательный рассказ, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия.

                                   7. Подвижные игры:

а) «Циркачи и акробаты» - развитие гибкости, растяжки, ловкости, координации, выразительности движений.

б) «Лохматый пёс» - быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

                                                         Май.

                                                Прогулка № 6.

                            Тема: «Цветение плодовых деревьев».

   Цель: Понаблюдать за цветением плодовых деревьев (вишен, яблонь, груш и др. растений). Сравнить цветки этих деревьев. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

                        1. Наблюдение за плодовыми деревьями.

   После черёмухи зацветают плодовые деревья (вишня, яблоня, груша).  Сравнить цветки между собой. Почему в саду много пчёл? (Сейчас ульи выставили на пасеку и пчёлы собирают нектар, чтобы изготовить из него мёд).

                               

                        2. Наблюдение за кустарником – чёрной смородиной.

   Смородина – многолетний кустарник, у него разные листья. Весной на кустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькие колокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодных культур. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. В ней много витамина С. Душистые листья летом кладут в маринады и соленья, добавляют их при засолке огурцов, помидоров, грибов и капусты.

                       3. Дидактическая игра: «С какого дерева цветок».

Цель: Учить распознавать деревья по цветкам.

                                                  4. Труд в природе.

   Помощь взрослым в уходе за кустарником смородины, произрастающем на участке.

              5. Упражнение на развитие мелкой моторики

                                                                   «Выложи цветочек».

       Цель: Учить из камней или пробок выложить цветок.

                               6. Подвижные игры:

а) «Мы – весёлые ребята» - учить внимательно слушать команду воспитателя; следить за правильностью выполнения заданий.

б) «Катание на самокате» - развитие равновесия.

                                                           Май.

                                                Прогулка № 7.

                                    Тема: «Прилёт птиц».

    Цель: Закрепить название перелётных птиц, их пользу. Воспитывать бережное отношение к птицам.

                                    1. Загадывание загадки:

                                                  Кто приклеил майским днём

                                                  Рукавичку под окном,

                                                  Поселил в неё жильцов –

                                                  Непоседливых птенцов?  (Ласточка).

                       2. Наблюдение за прилётом птиц.

   Вслед за скворцами  и жаворонками прилетают в мае: ласточки, кукушки, стрижи, мухоловки.

Ласточка – перелётная птица. У неё маленькая голова, изогнутые заострённые крылья, раздвоенный хвост, слабые лапки, ходит плохо, поэтому на землю почти никогда не опускается.

   Пищу – летающих насекомых ловит на лету, даже пьет на лету: проносясь над водой с вытянутой шеей. Оперение сверху сине-чёрное, снизу – плотное белое.

   Гнездо строят под крышей домов, а иногда даже внутри помещений. Строят из комочков глины, скрепляя их своей слюной. Тонкие стебельки и волосы, вплетённые в гнёзда, служат для упрочнения постройки.

  Польза: Истребляют огромное количество комаров, мух и др. насекомых.

  Кукушка  – перелётная птица. Быстро и легко летает, не умеет лазать, по земле передвигается неуклюжими прыжками. Кукушки не вьют своих гнёзд, они перебрасывают яйца в гнёзда другим птицам. Вылупившие птенцы, избавляются от других птенцов- соперников. Имеют пестрое оперение.

Польза: Основное питание – насекомые, мохнатые гусеницы, которых они поглощают в огромных количествах. Этих мохнатых гусениц уничтожают только кукушки, т. к. они покрыты ядовитой «шерстью», и их не трогают другие птицы.

  Стрижи – перелётные птицы. На лету они кормятся, пьют, купаются, окунаясь на миг в воду, собирают подстилку для гнёзд…Ловить на лету насекомых стрижам помогает широкий рот. Даже спят они на лету! Зато на земле эти птицы едва могут ползать.

           3. Дидактическая игра: «Угадай птицу по описанию».

    Цель: учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

                             4. Труд в природе.

     Покрошить хлеб для птиц.

                               5. Подвижные игры:

а) «Ворона и воробьи» - упражнять в беге  «стайкой» и врассыпную; развитие ориентировки в пространстве.

б) «Птицы и лиса» - учить ловко спрыгивать с пеньков, бегать, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу находить свой пенёк.

                                                         Май.

                                               Прогулка № 8.

                       Тема: «Прогулка на водоём» (лягушка).

   Цель: Познакомить с одной из обитателей водоёма – лягушкой. Воспитыва бережное отношение к обитателям водоёма.

                             1. Чтение стихотворения К. Россетти:

                                                  Лягушка-попрыгушка,

                                                  Скачи ко мне без страха,

                                                  Тебя я не обижу,

                                                  Не стукну никогда.

                                                  Скачи, скачи, лягушка –

                                                  Зелёная рубаха,

                                                  Должны мы жить,

                                                  Друг другу не принося вреда.

                         2. Наблюдение за водяной лягушкой. 

    Издали можно услышать громкие трели «болотных певцов», как в шутку называют водных лягушек. Главная особенность: они передвигаются прыжками. Задние лапы у них сильно вытянулись, в то время как тело стало коротким и клинообразным. Их главное орудие – язык: он прикреплён во рту не задним концом, как у других позвоночных животных, а передним. При виде мухи лягушка выбрасывает в её сторону свой длинный язык, который при этом складывается наподобие карманного ножика. Муха прилипает к его кончику и затягивается в лягушечью пасть. Проглотить жертву помогают глаза. Время от времени они погружаются внутрь головы и проталкивают добычу в пищевод. По бокам шеи у лягушек раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом, они усиливают звук. Если бы их не было, лягушки не могли бы так громко квакать! В это время вода в водоёме уже тёплая и лягушки мечут икру.

   Под водой есть и свои певцы. Это  водяной клоп – гребляк. Он издаёт звук, похожий на стрекотание кузнечика.

                               3. Жалоба лягушек.

Пока мы сидим под водой, нам жаловаться не на что. Но стоит выбраться на сушу, как обязательно находятся  жестокие и неразумные охотники пострелять нас из рогаток.  Ведь мы им летом ещё пригодимся.

   Вопрос: Чем же полезны лягушки? ( Летом уничтожают комаров и мух, от которых особенно в жаркие дни людям покоя нет, а мухи и заразу всякую переносят на огородах поедают слизней).

                                   4. Труд в природе.

Вторичная перекопка земли ( уборка камешков, прутьев, щепок).

                                        5. Подвижные игры:

а) «Дальше бросишь – ближе бежать» - упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте.

б) «Гуси-гуси» - продолжать учить бегущего уворачиваться, развивать навыки пространственной ориентации.

 

                                                       Май.

                                              Прогулка № 9.

                        Тема: «Рыбы. Мальки рыб, их поведение».

Цель: Познакомить детей с рыбами, мальками рыб и их поведением.

                       1 Чтение стихотворения Б. Заходера:

               Всё приходится сому                                Сам

                 С детства                                                     С усами!

                 Делать самому.                                           Трудно жить

                 Даже крошечным сомишкам                     Без пап и мам!

                 Надо жить своим умишком!                      Трудно

                 Сам                                                               Маленьким сомам!

                  Еду себе найди.                                          Но зато уж взрослый сом

                 Сам                                                               Не ударит в грязь лицом!

                 В беду не попади.                                       Он лежит себе

                 Не пожалуешься маме!                              На дне

                 Сам справляйся -                                        Самостоятельный вполне!

                       2. Наблюдение за рыбами (сом, караси, плотва).

   В водоёме начинает нагреваться вода. На мелководье зеленеет подводная трава. В это время просыпаются самые сонные рыбы: сомы, караси, плотва. Они приближаются к берегу.

    Рыбы тоже мечут икру. Из неё появляются мальки. Сначала они голые, а потом обрастают чешуйками. Прежде всего вырастают грудные плавнички, потом на спине, а затем уже на животе. Когда малёк подрастёт, у него появится хвост.

  Мальки очень пугливы и прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб малыши во время опасности прячутся родителям в рот и сидят там за зубами, как за загородкой; у других мальки присасываются к боку родителей, которые уплывают подальше от опасного места.

                           3. Жалобная книга природы ( жалоба речной рыбы).

  Весной мы поднимаемся со дна реки, и плывём в тёплой воде навстречу новой жизни. Хорошо. Но кто-то расставляет в воде сети, попасть в них просто. А вот выбраться на свободу невозможно. Только в уху или на сковородку. Так нас всех переловят, а что потом?

 Вопрос: И действительно, что потом будет? (Всех маленьких рыб переловят и потомства у них не будет, а значит, и вообще рыбы в реке не будет).

                              4. Труд в природе.

Помощь взрослым в разбивке огорода на грядки и междурядья (разметка, расстановка колышков с натянутыми шнурами).

                               5. Подвижные игры:

а) «Шлёпанки» - упражнять в отбивании мяча правой и левой рукой.

б) «Мыши в кладовой» - тренировать в ползании, не задевая дугу и верёвку; учить действовать по сигналу воспитателя.

                                                             Май.

                                                   Прогулка № 10.

                                               Тема: «Насекомые».

  Цель: Уточнить содержание понятия «насекомые»; научить сравнивать их по существенным общим признакам.

                                          1. Загадывание загадок:

                Худ да тонок,                                                   На большой цветной ковёр

                Голосом звонок,                                              Села эскадрилья –

                Летит распевает,                                              То раскроет, то закроет

                Сидит – кусает.                                                Расписные крылья.  (Бабочки).

                Кто его убьёт –

                Свою кровь прольёт.  (Комар).

                                                        На ромашку у ворот

                                                        Опустился вертолёт –

                                                        Золотистые глаза.

                                                        Кто же это?  (Стрекоза).

                     2. Наблюдение за насекомыми и беседа.

   Как одним словом называются отгадки? (Насекомые).

   Каких ещё насекомых вы знаете?

   Только насекомое имеет тело, состоящее из 2-3 частей и трёх пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трёх частей: голова, грудь и брюшко. На голове- пара усиков, служащих для осязания и обаняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикреплённых к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

   Какие насекомые опыляют цветы? (Пчёлы).

   Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются).

   Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоёмов).

   Как защищаться от насекомых?    Чем питаются насекомые?

   Как они передвигаются?

   Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость).

  Какие насекомые приносят пользу? (Пчёлы, бабочка-шелкопряд, муравьи).

  Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? ( Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму).

  Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

  Где больше всего бабочек и пчёл?

  Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие, как у человека, но с помощью этого органа слуха комар самец находит по звуку свою подружку).

  Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней).

                          3. Исследовательская деятельность.

  Найти божью коровку и определить её название (возраст).

                                           4. Труд в природе.

Высадка рассады на огороде и на клумбах.

                                     

                                       5. Подвижные игры:

а) «Перелёт пчёл» - учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу.

б) «Бабочки, лягушки и цапли» - учить бегать, свободно подражая движениям животных.

                                                           Май.

                                               Прогулка № 11.

                                           Тема: «Насекомые».

Цель: Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе.

                           1. Загадывание загадки:

                                         Он работник настоящий,

                                               Очень-очень работящий.

                                               Под сосной в лесу густом

                                               Из хвоинок строит дом.  (Муравейник).

            2. Наблюдение за муравейником на экологической тропе.

 Какую пользу приносят муравьи людям в лесу? (Уничтожают вредных насекомых).

 Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел).

 Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у неё были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живёт в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи-хищники, уничтожают множество насекомых.

 А где живут наши муравьи? (муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом).

 А как работают муравьи? Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

                                 3. Исследовательская деятельность.

 Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, и посмотреть, как муравьи  будут его собирать.

                                                  4. Труд в природе.

  Выполнение разнообразных видов ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, прореживание).

                                       5. Подвижные игры:

а) «Живой лабиринт» - учить делать широкий круг; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

б) «Прыг да скок» - развитие умения прыгать на левой и правой ноге.

                                                     Май.

                                            Прогулка  № 12.

                                      Тема: «Труд взрослых».

   Цель: Закрепить знания детей о труде взрослых в мае месяце. Учить уважать труд взрослых.

                         1. Наблюдение за трудом взрослых.

   В начале мая на полях и огородах  сажают картофель. В этом месяце заканчивают посев поздних яровых, вторично подкармливают озимые, пропалывают зерновые культуры.

   На огородах высаживают в грунт рассаду ранней капусты – в начале мая, в середине второй половины – поздней.

   В конце месяца  проводят борьбу с насекомыми, падающими на рассаду.

   В это время сеют огурцы, кукурузу и фасоль. Изредка (но не всегда) высаживают в грунт рассаду томатов, семена тыквы, кабачков. ( В основном это делают в начале июня 3-4 числа).

                            2. Чтение поговорок:

  а) «Повеселимся и спляшем, когда пашню вспашем».

  б) «Всякое семя знает своё время».

  в) «Умелые руки не знают скуки».

                       

            Сажая капусту, приговаривают:

                                Не будь пуста, будь густая;

                                Не будь голенаста, будь пузаста;

                                Не будь красна, будь вкусна;

                                Не будь стара, будь молода;

                                Не будь мала, а будь велика.

           3. Дидактическая игра: «Загадай, мы отгадаем».

Цель: Закрепить знания детей о растениях, растущих в саду и огороде, назвать их признаки.

                                          4. Труд в природе.

Посадка огурцов, капусты, фасоли на огороде. Высадка подросших растений семян подсолнуха на участке.

                            5. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Выложи узор» - выложить узор из семечек.

                                     6. Подвижные игры:

а) «Удочка»  - учить перепрыгивать через скакалку.

б) «Стадо» - учить быстро реагировать на сигнал.

                                                             Май.

                                                   Прогулка № 13.

                            Тема: «Весенние явления» (радуга).

    Цель: Продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

                                 1. Загадывание загадки:

                                                  Что за чудо – красота!

                                                  Расписные ворота

                                                  Показались на пути,

                                                  В них ни въехать, ни войти.  (Радуга).

                               2. наблюдение за радугой.

   Когда идёт дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

  В радуге 7 цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, которые расшифровываются так: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Они располагаются всегда в одном и том же порядке».

                                              Приказало солнце – стой! –

                                              Семицветный мост крутой.

                                              Туча скрыла солнца свет –

                                              Рухнул мост, а щепок нет.

  Когда исчезнет радуга?

  Когда она может появиться?

  Что это за явление – радуга?

  То, что радуга разноцветная, мы можем убедиться в этом, рассмотрев призму, у которой три гладкие грани-стороны, и она должна быть обязательно прозрачной, как стекло.

  Поставить призму на подоконник на пути солнечного луча, и мы увидим, как белый зайчик на стене стал полосатым, а полоски такого же цвета, как у радуги.

  Но на небе нет призм. Там находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в полнеба.

  Как вы думаете, а зимой может быть радуга, ведь зимой нет дождей? (Зимой в воздухе плавают кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги).

                                         3. Труд в природе.

Подкормка комнатных растений.

                                     4. Подвижные игры:

а) «Мы – весёлые ребята» - учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

б) «Не попадись» - упражнять в беге в разных направлениях.

                                                       Май.

                                               Прогулка № 14.

                        Тема: «Наблюдение за цветником».

     Цель: Расширять представления о цветнике весной; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

                                   1. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

                                            Вырос высокий цветок на поляне,

                                                  Утром весенним раскрыл лепестки.

                                                  Всем лепесткам красоту и питание

                                                  Дружно дают под землёй корешки.

                                    2. Наблюдение и беседа.

   Назовите садовые цветы.

   Назовите полевые цветы.

   Где они растут?

   Какие цветы вам нравятся? Почему?

   Есть ли у вас дома цветы? Какие?

   Как вы за ними ухаживаете?

   Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

   Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?

   Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?

   Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

           3.  Игра на РТВ: «Что было бы, если не было бы цветов?».

Цель: Развитие творческого мышления.

                                             4.  Труд в уголке природы.

Подкормка комнатных растений.

                                     5. Подвижные игры:

а) «Чьё звено скорее соберётся?» - упражнять в беге.

б) «Не упади» - упражнять в ходьбе по бревну.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы на сентябрь месяц (3-4 недели)

Комплекс 11. Ходьба и бег в колонне по одному на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег в рассыпную; Ходьба в колонне по одному. Упражнения без предметов 2. И. п....

Комплексно-тематический план образовательной деятельности в старшей группе на сентябрь месяц 2014г.

Комплексно-тематический план образовательной деятельности в старшей группе по ФГОС....

календарно - тематическое планирование в старшей группе на сентябрь месяц

примерное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по программе "Детство" на сентябрь месяц...

Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста старшей группы на ноябрь месяц

В  данной работе предоставлен перспективный план работы с детьми старшей группы на ноябрь месяц. План разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного...

прогулки в старшей группе - февраль месяц

конспекты прогулок на каждый день...

прогулка в старшей группе на март месяц

материал прогулки на март месяц разработан на каждый день...

прогулка в старшей группе на апрель месяц

материал прогулки разработан на целый месяц...