Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мунтян Елена Анатольевна

Конспект ООД по познавательному развитию «Свойства воздуха» (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию

«Свойства воздуха»

(группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.

Задачи:

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

 2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

 3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

4. Закреплять и расширять словарный запас детей.

Ход ООД:

Воспитатель:  Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

 Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

   Итак, что мы сегодня будем исследовать,  вы узнаете отгадав загадку.

 Для дыхания он нужен,

 с ветром, вьюгой очень дружен.

 Окружает нас с тобой,

 Не поймать его рукой! (Воздух)

Правильно, воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод.      Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал).   Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (Дети берут пакеты со стола,  и одновременно с воспитателем раскрывают их, делают ими движение и резко закрывают руками).

 Воспитатель: Что произошло с пакетами? Что в них находится?  А как можно проверить действительно ли в пакете  воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?(ответы детей),  Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Да действительно формы он не имеет. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Воспитатель:  А давайте проверим!?  Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдѐт. Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой? (Выходят пузырьки) Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Воспитатель: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещѐ, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

 Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?  Конечно! Все люди дышат через нос.  А растения как дышат? У них ведь нет носа? У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения.  Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух ? (ответы детей).  Правильно, проветривать помещения.

Воспитатель:  А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Кому нужен  воздух»? (дети выполняют задание).

Правильно, молодцы, вы все справились с заданием. (Показывает предметные картинки). У меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас,  а  чем дышат рыбы? (ответы детей — водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.

Воспитатель:  А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух? (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент. Воспитатель при детях переливает из стакана в другой стакан воду. Воспитатель: Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети — воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. И таким воздухом дышат рыбы.  Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая). (Стакан с салфеткой помещаю в банку с водой кверху дном). Воспитатель: Есть ли в стакане вода, как вы думаете? Да. Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она? Салфетка сухая. Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан? Воздух, который был в стакане.

Воспитатель: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Дети: Воздух, который был в стакане

Воспитатель: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами — имитация весов) Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно? А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

 Воспитатель: Давайте проверим (протыкает). Почему изменилось положение весов? Дети: Шарик без воздуха стал более лѐгким. Что произойдет, когда мы проткнѐм и второй шарик? 

Дети: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей) Воспитатель: Что же произошло? Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

Воспитатель: Ребята , вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? Что мы сегодня узнали про воздух? Но оказывается в воздух ещѐ можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Дети дуют мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию "Свойства воды"

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Программное содержание:Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять предст...

Сценарий НОД в средней группе по познавательному развитию «Свойства воды»

Сценарий  непосредственно образовательной деятельности в средней группе  по познавательному развитию «Свойства воды»...

Конспект занятия по познавательному развитию «Свойства бумаги и ткани» для детей 2 младшей группы

Программное содержаниеОбразовательные задачи: Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги и ткани, формировать умение выявлять различия между свойствами бумаги и ткани в ...

Конспект ОД. Познавательное развитие. "Свойства воды"

Конспект образовательной деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию "Свойства воздуха"

Конспект НОДпо познавательному развитию(познавательно-исследовательская деятельность)в средней группе.Тема: "Свойства воздуха"  Цель: Создать условия для формирования исследов...

конспект по познавательному развитию "Свойства воды"

конспект предназначен для работы с детьми 5-6 лет.в занятии использованы элементы экспериментирования, развивающие причинно-следственную связь.Цель: Совершенствовать знания детей о разнообразных...

Занятия по познавательному развитию «Свойства воды и воздуха»

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации. Занятие напралено на развитие познавательной активности в процессе экспериме...