Занятие по познавательному развитию "Свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_proekt.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Крыловской район
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
Итоговый проект слушателя
курсов повышения квалификации
Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Слушатель: Васильева Клавдия Михайловна
Куратор
2014 год
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Тема: «Свойства воды».
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Программное содержание:
Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Развивающие: развивать устную речь, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, усидчивость.
Предварительная работа: накануне вместе с детьми налить воду в небольшие ёмкости и поставить их в морозильную камеру и на батарею отопления.
Словарная работа: воздушный шар, горелка, расширяется, сжимается, глобус, растворитель, пар, фильтр.
Материалы и оборудование: воздушный шарик, пластмассовые бутылки, тазики с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, ёмкости для воды, фильтр (салфетка), снег, лёд, запись музыки.
Ход деятельности
В. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А на чём можно
путешествовать?
Д. Корабле, самолёте, машине, яхте.
В. Что это?
Д. Воздушный шар.
В. А почему он называется воздушным?
Д. Летает по воздуху.
В. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром.
Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
(изображение воздушного шара)
В. Скажите, зачем под шаром расположена горелка?
Д. Нагревать воздух
В. Сейчас мы узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но
Сначала повторим правила безопасного поведения при
экспериментировании.
1.С горячей водой будь осторожен.
Опыт 1. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
В. Что вы видите?
Д. Шарик надулся.
В. Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и
заполняет шарик, он надувается.
Ставит бутылку с шариком в холодную воду.
В. Что вы видите?
Д. Шарик сдувается.
В. Как вы думаете, почему так происходит?
Д. Воздух охлаждается.
Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он
сдувается.
В. Зачем же нужна горелка воздушному шару?
Д. Чтобы шар полетел.
Вывод: при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда
горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар
сдувается.
В. Включаем горелку, отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус - это модель Земли.. Так выглядит наша Земля из Космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом?
Д. Вода.
Стихотворение о воде.
- Вы слыхали о воде?
- Говорят, она везде!
- В луже, в море, в океане
- И в водопроводном кране.
- Как сосулька замерзает
- В лес туманом заползает.
- На плите у вас кипит.
- Паром чайника шипит.
- Без неё вам не умыться,
- Не наесться, не напиться!
- Смею вам я доложить,
- Без неё вам не прожить!
В. Где и какую вы сегодня видели воду?
Д. Умывлись водой, пили воду, чай.
В. Для чего нужна вода и как мы её используем?
Д. Пить, купаться, стирать, убирать, ездить на море, купаться в реке.
В. Подумайте, откуда берётся вода в кране?
Д. Течёт по трубам.
В. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, течёт и не
кончается. В кране подземная артезианская вода. Те капельки, которыми
мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в
подземной реке, а потом человек направил их в трубы.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
А как же рождается речка? Хотите узнать?
(воспитатель кладёт самую широкую и длинную голубую
полоску)
На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут.
Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.
Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска
превратится в главную речку, остальные в ручейки. Расположите
голубые полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Вот как много воды, но её надо беречь!
И правда, без воды жизнь представить, очень сложно.
Внимание! Вот мы и прилетели. Закрываем глазки и приземляемся.
В. А теперь давайте поиграем.
Игра «Ходят капельки по кругу» под музыку.
Я – мама Тучка, а вы Капельки и вам пора отправляться в путь.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,
весёлыми ручейками (парами кружатся). Встретились ручейки и стали
большой речкой (цепочкой). Плывут капельки в большой реке,
путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой, пребольшой океан
(хоровод). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что
мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко
пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (приседают,
вытягивют руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка,
вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не
залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
А потом опять вас отпущу погулять.
В. Сейчас мы с вами пройдём в лабораторию, будем проводить опыты и узнаем много интересного. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.
Мы узнаем какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: здесь лежит снег и лёд. Мы позже к ним вернёмся.
А сейчас повторим правила при экспериментировании.
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убери и на место положи.
Опыт 2. Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
В. Имеет ли вода запах?
Д. Нет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт 3. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
В. Вам видно, что нарисовано на картинке?
Д. Да, видно.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт 4. Положить в стакан ложку сахара, размешать.
В. Что произошло?
Д. Сахар растаял.
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 5. Разлить воду по разным сосудам. (Колба, бутылка, банка).
В. Какую форму приняла вода?
Д. Форму колбы, бутылки, банки.
Вывод: Вода жидкая, может течь. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Опыт 5. Взять термос с кипятком, открыть его, чтобы дети видели пар.
Помещаем над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
В. Что вы видите?
Д. Капельки воды.
Вывод: Пар – это тоже вода.
В. Подойдите к столу, где был снег и лёд. Что вы видите?
Д. Снег и лёд растаяли.
В. Почему так произошло?
Д. В группе тепло.
В. Что же такое лёд?
Вывод: Лёд – это твёрдая вода.
В. Я недавно на улице увидела как ребята скатывали из снега маленькие комочки и ели его. Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег?
Д. Он холодный, можно заболеть, снег грязный.
В. Скажите, а как можно доказать, что снег грязный?
Д. Профильтровать.
Опыт 6. Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром
(бумажная салфетка).
В. Чистый снег или грязный?
Д. Грязный
В. Почему вы так решили?
Д. Салфетка стала грязной, на ней частички земли и песка.
В. Так что – можно есть снег или этого делать нельзя?
В. Ребята, давайте повторим все свойства воды, о которых
мы узнали сегодня.
В. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре
(садятся на прежние места). Итак, считаем до трёх и в путь! Закройте глаза,
а теперь откройте их. Мы приземляемся!
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Водичка-водичка» Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды. Задачи: Побуждать к о...
Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее свойства»
Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны.Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах.Развивать познавательный ...
Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему «Вода, водичка….»
Цель: формировать представления о свойствах и качествах воды....
Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"
Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы
Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...