Занятия по познавательному развитию «Свойства воды и воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации. Занятие напралено на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, на расширение знаний о воздузе и воде. Разнообразие оборудования и материалов, использованных нами на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_-_svoystva_vody_i_vozduha.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
«Свойства воды и воздуха»
старший дошкольный возраст
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.
Задачи:
Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;
Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
Познакомить со свойствами воды;
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
Расширять и активизировать словарь детей;
Прививать бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «круговорот воды», просмотр видеодиска на тему «Космос», «Планеты солнечной системы». Знакомство со словами: спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, «водяной мир».
Материал:
Кукла «Пятачок», нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись «Буги-Вуги».
Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.
Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).
– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет «Земли».
А какие планеты солнечной системы вы ещё знаете?
– Еще загадку отгадайте:
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце).
– В какое время солнце светит? А «Солнце» это планета? (звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребёнка – солнышко).
– А что можно ночью увидеть на небе? (объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны).
Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем…
(Воздух).
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…
(Воды).
Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.
– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?
Есть ещё один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают «серебристые рыбы» – самолёты. Догадались?
– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.
– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.
Давайте проверим, можно без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос (что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него всё видно).
Опыт с пакетами: «Ловим воздух» – воздух можно потрогать, поймать.
Опыт с листком бумаги «Дует ветер» – воздух можно почувствовать.
– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух).
Опыт с мячом «Сожми – разожми» – воздух, находящийся внутри предмета, не даёт возможности сжиматься.
Опыт со стаканом воды и трубочкой «Выдуваем пузырьки» – воздух можно увидеть.
– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.
Игра – упражнение на дыхание «Кто выше».
Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!
А теперь отдохнём немного – потанцуем.
Физ. минутка «Буги-вуги» под фонограмму.
– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребёнок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?
– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???
А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (воздух – не твёрдое тело). Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей).
– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит «Выйти сухим из воды». Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим.
Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрём его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде). Молодцы.
– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зелёные листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.
Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле).
– А вот Пятачок ещё интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей).
А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый «водяной пар». Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар). Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар. Умницы.
– Давайте проведём ещё один эксперимент. Возьмём 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладём яйца. Что произошло? Почему?
Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли «Рисунок 5».
Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!
Итог занятия: Учёные, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию "Свойства воды"
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Программное содержание:Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять предст...
Сценарий НОД в средней группе по познавательному развитию «Свойства воды»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Свойства воды»...
НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа
НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и в...
НОД по познавательному развитию "Свойства воды"
Занятие для педагогов средних общеобразовательных групп....
Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Свойства воды" в старшей группе
Дети познакомятся со свойствами воды: принимает разную форму, растворяет и не растворяет вещества[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12088890","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. «Воздух и его свойства»
Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интересаРасширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, не имеет за...