Занятия по познавательному развитию «Свойства воды и воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Ирина Николаевна

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Все задачи реализуются через игровые ситуации. Занятие напралено на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, на расширение знаний о воздузе и воде. Разнообразие оборудования и материалов, использованных нами на занятии, позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

«Свойства воды и воздуха»

старший дошкольный возраст

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;

Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

Познакомить со свойствами воды;

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

Расширять и активизировать словарь детей;

Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «круговорот воды», просмотр видеодиска на тему «Космос», «Планеты солнечной системы». Знакомство со словами:  спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, «водяной мир».

 Материал: 

Кукла «Пятачок», нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись «Буги-Вуги».

 Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.

Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

                                 (Глобус).

– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет «Земли».

А какие планеты солнечной системы вы ещё знаете?

– Еще загадку отгадайте:  

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

                         (Солнце).

– В какое время солнце светит? А «Солнце» это планета? (звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру  прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребёнка – солнышко).

– А что можно ночью увидеть на небе? (объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны).

Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

     Без него мы жить не можем…        

                                                    (Воздух).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

                Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…    

                                                                    (Воды).

Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.

– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?

Есть ещё один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают «серебристые рыбы»  – самолёты. Догадались?

– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.

Давайте проверим, можно без воздуха обходиться?  Зажмите рот и нос (что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него всё видно).

Опыт с пакетами: «Ловим воздух» – воздух можно потрогать, поймать.

Опыт с листком бумаги «Дует ветер» – воздух можно почувствовать.

– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух).

Опыт с мячом «Сожми – разожми» – воздух, находящийся внутри предмета, не даёт возможности сжиматься.

Опыт со стаканом воды и трубочкой «Выдуваем пузырьки» – воздух можно увидеть.

– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.

Игра – упражнение на дыхание «Кто выше».

Расположим  шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!

А теперь отдохнём немного – потанцуем.

Физ. минутка «Буги-вуги» под фонограмму.

– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребёнок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???

А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (воздух – не твёрдое тело). Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей).

– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит «Выйти сухим из воды». Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим.

Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрём его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде). Молодцы.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зелёные листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле).

– А вот Пятачок ещё интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей).

А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый «водяной пар». Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар). Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар.  Умницы.

– Давайте проведём ещё один эксперимент. Возьмём 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладём яйца. Что произошло? Почему?

Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли «Рисунок 5».

Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!

Итог занятия:  Учёные, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию "Свойства воды"

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Программное содержание:Образовательные задачи: закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда; расширять предст...

Сценарий НОД в средней группе по познавательному развитию «Свойства воды»

Сценарий  непосредственно образовательной деятельности в средней группе  по познавательному развитию «Свойства воды»...

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Воздух и его свойства».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и в...

НОД по познавательному развитию "Свойства воды"

Занятие для педагогов средних общеобразовательных групп....

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Свойства воды" в старшей группе

Дети познакомятся со свойствами воды: принимает разную форму, растворяет и не растворяет вещества[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12088890","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. «Воздух и его свойства»

Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интересаРасширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, не имеет за...