Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ на тему: «Сохраним лес от пожара» Интеграция образовательных областей в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ на тему:
«Сохраним лес от пожара»
Интеграция образовательных областей в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ на тему: «Сохраним лес от пожара» | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 222
ГБОУ Школа 222
Конспект НОД по экологии с использованием
ИКТ на тему: «Сохраним лес от пожара»
Интеграция образовательных областей
в старшей группе № 2
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Домникова Ирина Вадимовна.
Москва 2019 год.
Программное содержание:
Цель: Формировать экологическую культуру, навыки безопасного поведения детей на природе.
Задачи:
Образовательные:
- Учить осторожному обращению с огнем;
- Формировать чувство ответственности за свои поступки;
- Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе; об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья; нормы поведения в природе.
- Формировать у детей бережное отношение к природе; систематизировать знания о природе.
- формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её;
- Формировать у детей знания правил пожарной безопасности в лесу, знания о причинах возникновения пожара, действий при пожаре;
Воспитательные:
- Воспитывать умения правильно вести себя в природе.
- Воспитывать умения соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Развивающие:
- Уточнять и развивать знания детей о роль леса в жизни человека, животных;
- Развивать и расширять активный словарь детей;
- Развивать смекалку, логику, быстроту мышления.
- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы;
Предварительная работа:
- Знакомство детей с понятием «лес», с обитателями лесных массивов.
- Беседа о влиянии животных и человека на окружающую среду.
- Знакомство с работой лесничеств, с результатами деятельности лесничих.
- Разучивание стихотворений о лесных пожарах и мерах их профилактики.
- Чтение художественной литературы.
Материал и оборудование:
- Плакаты по пожарной безопасности в лесу;
- Рисунки на тему «Пожар в лесу»; -
- Просмотр демонстрационного материала по пожарной безопасности;
- Просмотр презентации: «Лесные пожары», «Причины лесных пожаров», »Спасение леса»;
- Игрушка ёжик
Словарные слова: лесные массивы, природные ресурсы.
Ход занятия
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь
Искусает всю ладонь (огонь).
- Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев? (ответы детей) - Расскажите, как выглядит огонь (ответы детей)
Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло.
Пожары происходят и сейчас, в наше время. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращались с огнем.
- Ребята, а вы любите бывать в лесу?
(спокойная тихая музыка)
Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку в лес. Правда это будет не обычная прогулка и совсем незнакомый лес. Сегодня вы не услышите пение птиц, шелест листвы, не увидите любопытных зверушек.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Дряевой «Пожар в лесу».
Демонстрация слайдов «Лесные пожары»
Волк с лисицей спозаранку
Вышли летом на простор.
Выбрали в лесу полянку
И зажгли большой костёр.
Но, беда подкралась вдруг.
Запылало всё вокруг!
Ярко красные массивы
Устремились в небеса.
Волк бежал что было силы,
И исчезла вмиг лиса.
Дым поднялся до небес,
Зарыдал волшебный лес!
Птицы, те, что песни пели,
Поутихли навсегда.
В гнёздах их птенцы сгорели
Не осталось и следа.
У пожара много сил,
Никого не пощадил.
Медвежата и волчата
Погибали на пути.
Жалко плакали бельчата
Не хватало сил уйти.
Всё унёс огонь с собой,
Лишь оставил след седой.
Не шумят уж больше ели,
Все исчезли паучки.
Поутихли свиристели
И весёлые сверчки.
А от ягод и грибов,
Не осталось и следов.
Воспитатель показывает детям игрушку ёжика.
Посмотрите ребята, кто у меня в руках?
В лесу остался лишь маленький ёжик, все остальные звери задохнулись от едкого дыма и сгорели. Ёжик получил ожоги во время пожара. Он нашел укромное место и спрятался там. Он был уставшим, голодным и очень расстроенным - по всей округе не нашлось ни крошки еды для него.
Бедный ёжик! Представляете какой ужас и страх он пережил. Деревья, молча, плакали, ведь они не могли сдвинуться с места. Животные убегали, уползали, улетали от жара, огня и удушливого дыма. Ёжик остался без своего дома, его родной лес сгорел! Оставайся с нами, мы тебя накормим. Ребята, кто из вас знает, каковы последствия лесных пожаров? (Ответы детей)
- Не стало деревьев, которые очищают воздух. Животным и птицам негде теперь жить. Люди не смогут пойти на природу, полюбоваться красотой леса, собирать грибы, ягоды..
- Ребята, а что стало причиной пожара в лесу, в котором жил ёжик?
(Ответы детей) Волк с лисицей развели огонь и оставили костер без присмотра.
- Это сказочные животные развели огонь. А могут ли настоящий волк и лисица зажечь костер? (Ответы детей: Не могут)
- Если не животные, то кто же может стать виновником лесного пожара? (Ответы детей: Люди могут развести костер.)
Демонстрация слайдов «Причины лесных пожаров».
Верно, люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы, отдыхающие или охотники.
- Скажите, почему вспыхивают лесные пожары? (ответы детей) Верно, причиной лесных пожаров становятся, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей. Люди разжигают костры или ставят мангалы для приготовления шашлыка. Но разводить костры нельзя во время сильного ветра, рядом с сухой травой, под деревьями, рядом с хвойными деревьями. За ним нужно постоянно следить. Пожары вспыхивают из-за непотушенного костра, горящего уголька, брошенной спички. Ветер быстро раздувает маленькую искру по сухой траве и начинается сильный пожар. Сначала тлеют тонкие сухие былинки, а потом ветки и деревья.
Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (ответы детей.) Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стёклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса.
А что же делать, если все-таки в лесу случился пожар? (ответы детей). Если очаг возгорания небольшой, можно вместе со взрослыми потушить его своими силами: залить водой, засыпать землей или накрыть плотной тканью (например, брезентовой палаткой или влажным одеялом). Если вы не в силах потушить огонь, нужно срочно вызывать спасателей или пожарных по телефону…(Ответы детей: 01! )
Правильно!
Демонстрация слайдов «Спасение леса».
Тушить горящий лес – это очень сложная и порой опасная задача. Много сил и времени уходит у пожарных на то, чтобы справиться с большими очагами возгорания. Пламя заливают водой, засыпают землей и песком, вокруг горящих участков леса роют канавы, чтобы огонь не перекинулся на соседние деревья. В тушении пожаров задействованы и специалисты, и техника: пожарные машины и вертолеты, трактора и бульдозеры. Много добровольцев оказывают посильную помощь спасателям. Ведь очень важно не только потушить пламя, но и не дать ему разгореться снова. Поэтому пожарные проверяют каждое упавшее дерево, каждый обгоревший кустик или пенек – не тлеет ли где-то уголек, от которого огонь может разгореться с новыми силами. И все-таки, пожар в лесу легче предупредить, чем потушить. Мы должны беречь нашу природу, поэтому каждый из вас должен запомнить главные правила поведения в лесу.
Как вы думаете, что нужно сделать человеку, чтобы спастись от пожара в лесу (Ответы детей)
1. При обнаружении природного пожара следует немедленно предупредить всех находящихся поблизости людей и постараться покинуть опасную зону.
2. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему.
3. Двигаться следует навстречу ветру, который гонит огонь.
4. Если обстоятельства мешают уйти от огня, нужно войти в водоем или остановиться на открытой поляне, накрывшись мокрой одеждой.
5. Дышать лучше воздухом возле земли (он менее задымлен), если много дыма, надо смочить водой платок (минеральной водой, если нет простой) или одежду и дышать через мокрую ткань. Убегать от пожара следует, пригнувшись к земле.
Физминутка. Подвижная игра «Пожарные на учении»
Сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер, или пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент второй:
Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).
Эксперимент третий:
Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).
Эксперимент четвертый:
Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.
Эксперимент пятый:
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да).
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент шестой, седьмой, восьмой: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент девятый:
- А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Вам понравились эксперименты? Надеюсь, теперь вы убедились, как опасны игры с огнём.
В заключение нашей беседы, хочу подвести итог и провести викторину по пожарной безопасности. Чтобы узнать кто из вас самый лучший знаток пожарной безопасности.
-За каждый правильный ответ вы получаете красную фишку, а набравший наибольшее количество становится победителем и получает звание «Знаток пожарной безопасности»
Вопросы викторины:
Прежде чем начать напомните мне, пожалуйста, как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные)
1.Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`? Ответ: `01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.
2.Почему пожарная машина красная? Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.
3. Как одеваются пожарные? Ответ: Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.
4. Чем опасны пожары? Ответ: При пожаре могут сгореть дома, леса, поля, но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.
5.Чем еще опасен пожар, кроме огня? Ответ: Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате, лесу, легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.
6.Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7.Чем можно тушить начинающийся пожар? Ответ: Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.
9. От чего бывают пожары? Ответ: Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? Ответ: Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.
11.Что надо делать, если в квартире много дыма? Ответ: Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? Ответ: Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться дымом.
13.Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? Ответ: Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.
14. Чем опасна печь в деревенском доме? Ответ: В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.
15. Может ли загореться искусственная елка? Ответ: Искусственная елка может загореться. Правда, искусственная елка разгорается не так быстро, как настоящая, но зато горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества.
Подведение итогов викторины. Вручение почётных медалей победителям.
Ребята сохраним наш лес от пожара, пусть он радует всех своей красотой и прохладой!
Послушайте стихотворение А. Н. Шитова.
Берегите лес от пожара!
Ты слышал, как стонут деревья,
Как птицы над ними кричат,
Зайчиха, не зная страха,
Спасает своих зайчат?
Ты видел, как плачут деревья,
Роняя смолу на траву,
Как корчатся ветки от боли,
Подвластные злому огню?
Как он, по траве пробегая,
Все сжег у себя на пути
И цветы, по весне расцветая,
Схорониться нигде не смогли?
Как земля почернела от горя:
Нет зеленой травы, нет грибов,
Не цветет здесь ландыш душистый,
Лес уже не «волшебный дом».
Но ты разумный, Человек!
В твоих руках судьба Планеты!
Будь добр и мудр, спасая от огня,
Леса и степи для грядущих поколений.
Пусть в рощах не смолкают соловьи,
«Огнем горят» лишь ягоды рябины,
Ведь в наших силах сохранить леса
И сделать мир зеленым и красивым!
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НОД) Тема: «Свойства снега и льда»Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) и «Коммуникация».
Формирование представлений детей о свойствах снега и льда; Исследование свойств снега и льда в изменении температурных условий. Свойства воды. ...
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Талисманы зимних Олимпийских игр» (интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье»)
Данный конспект НОД знакомит детей с талисманами зимних Олимпийских игр. К конспекту предложена презентация и задание «Найди пару»....
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в интеграции с образовательными областями в старшей группе Тема: «Совушка-сова» (нетрадиционная аппликация из ватных дисков)
Развивать творческие способности дошкольников в аппликации из нетрадиционных материалов (ватных дисков)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе №6 "Колобок" Тема: "Путешествие в страну здоровья" Интеграция Образовательных Областей "Познание" и "Физическая культура"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе №6 "Колобок" Тема: "Путешествие в страну здоровья" Интеграция Образовательных Областей "Познание" и "Физическая культура"...
Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года) Тема: "Снежная шубка для ёлочки". (Интеграция образовательных областей:«речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие»)
Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года)Тема: "Снежная шубка для ёлочки" Задачи: - продолжать закреплять умение детей рисовать пальчиковым методом,-...
Конспект НОД в подготовительной группе Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие.
Тема: Посев семян укропа (первичное) Интеграция образовательных областей: Социально –коммуникативная; Художественно-творческая; Речевое развитие....
Конспект НОД на тему: « Сказочная птица гжель» Интеграция образовательных областей в старшей группе
:Рисование « Сказочная птица гжель» Интеграция образовательных областей в старшей группе...